Методика использования тестов при проверке знаний, умений, навыков младших школьников на уроках математики
консультация (4 класс) на тему

Кононова Лариса Степановна

1). Методика использования тестов при проверке знаний, умений, навыков  младших школьников на уроках математики

 Переход на стандарты нового поколения требует формирования новых критериев образовательных стандартов, предполагающих значительное разнообразие учебных планов и программ, к формированию новых критериев контроля и оценки учебной деятельности учащихся, к постоянному повышению требований качества обучения учащихся.

   2).  Актуальность исследования заключается  в том, что одним из важных структурных элементов каждого урока и всего процесса обучения в целом является проверка знаний и умений учащихся. Одним из направлений совершенствования контроля знаний и умений учащихся на уроках  является тестовая технология. Такие преимущества тестов, как объективность, быстрота проверки выполненной работы, возможность индивидуализировать процесс обучения, дифференцирующая сила тестов, ставят их на одно из ведущих мест в формах контроля знаний учащихся.

Исходя из актуальности темы , нами была сформирована

 3). Цель исследования:  Изучить методику проведения тестов и показать  влияние  различных видов тестов  на качество знаний, умений, навыков учащихся по математике в начальных классах.

4). Объект исследования: контроль проверки знаний учащихся по русскому языку. 

5). Предмет исследования: методика использования теста как средства диагностики и контроля образовательных достижений младших школьников по русскому языку.

6). Для достижения намеченной цели сформулированы следующие задачи:

1. Изучение и анализ методической, психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме;

2. определить методические требования, предъявляемые к тестовым заданиям;

3. использование методики проведения тестов с целью контроля знаний учащихся;

6). Гипотеза исследования: если на уроках русского языка использовать систематически  различные тесты, которые будут развивать  самостоятельность,  ответственность, внимание, мышление,  то это будет способствовать повышению   уровня  знаний, умений и навыков   младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_ispolzovaniya_testov_pri_proverke_znaniy.docx18.01 КБ

Предварительный просмотр:

Методика использования тестов при проверке знаний, умений, навыков  младших школьников на уроках математики

1). Методика использования тестов при проверке знаний, умений, навыков  младших школьников на уроках математики

 Переход на стандарты нового поколения требует формирования новых критериев образовательных стандартов, предполагающих значительное разнообразие учебных планов и программ, к формированию новых критериев контроля и оценки учебной деятельности учащихся, к постоянному повышению требований качества обучения учащихся.

   2).  Актуальность исследования заключается  в том, что одним из важных структурных элементов каждого урока и всего процесса обучения в целом является проверка знаний и умений учащихся. Одним из направлений совершенствования контроля знаний и умений учащихся на уроках  является тестовая технология. Такие преимущества тестов, как объективность, быстрота проверки выполненной работы, возможность индивидуализировать процесс обучения, дифференцирующая сила тестов, ставят их на одно из ведущих мест в формах контроля знаний учащихся.

Исходя из актуальности темы , нами была сформирована

 3). Цель исследования:  Изучить методику проведения тестов и показать  влияние  различных видов тестов  на качество знаний, умений, навыков учащихся по математике в начальных классах.

4). Объект исследования: контроль проверки знаний учащихся по русскому языку. 

5). Предмет исследования: методика использования теста как средства диагностики и контроля образовательных достижений младших школьников по русскому языку.

6). Для достижения намеченной цели сформулированы следующие задачи:

1.        Изучение и анализ методической, психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме;

2.        определить методические требования, предъявляемые к тестовым заданиям;

3.        использование методики проведения тестов с целью контроля знаний учащихся;

6). Гипотеза исследования: если на уроках русского языка использовать систематически  различные тесты, которые будут развивать  самостоятельность,  ответственность, внимание, мышление,  то это будет способствовать повышению   уровня  знаний, умений и навыков   младших школьников.

СЛАЙД 5. Цель, объект, предмет и гипотеза обусловили выдвижение ряда задач исследования, которые представлены на слайде 5

Проанализировать и обобщить результаты психолого-педагогических исследований в области  проверки  ЗУН на уроках математики  в начальных классах.

Изучить классификацию тестов и методику  их проведения при проверке знаний, умений и навыков  на уроках математики в  начальных классах.

3. Разработать  различные виды тестов для проверки  знаний, умений и навыков  учащихся на уроках математики и определить требования   к  их проведению.

Методы исследования: теоретические (анализ психологической, педагогической и методической литературы по проблеме  исследования, моделирование гипотезы исследования и  проектирование  результатов исследования),  эмпирические (наблюдение за деятельностью учащихся, учителя, анкетирование).

СЛАЙД 6. Русский язык является одним из опорных предметов средней школы: обеспечивает изучение других дисциплин..

Одним из важных структурных элементов каждого урока по русскому языку и всего процесса обучения в целом является проверка знаний и умений учащихся. Она всегда находится в зоне пристального внимания учителя, свидетельствует о результатах обучения. Хороший учитель не станет излагать новый материал, пока не убедится в полном понимании и усвоении всеми учащимися только что пройденного. А убедится в этом, учитель сможет только после проверки знаний, умений и навыков у учащихся.

Для школьника проверка его знаний и умений является нередко источником глубоких переживаний — он ощущает удовлетворение своей работой, испытывает гордость, получив высокую оценку, или, наоборот, теряет веру в свои силы, а иногда интерес к учению. В процессе контроля выявляются достоинства и недостатки знаний и умений учащихся, что даёт возможность  управлять учебным процессом, совершенствовать формы и методы обучения. Одной из форм контроля, позволяющей оперативно и эффективно проверить результаты обучения русскому языку в начальной школе, являются тесты.

СЛАЙД 7. Тест – это стандартизированное задание с вариантами ответов, среди которых, как правило, даются верные и неверные. Нередко в задание закладывается не только содержание ответа, но и его форма, которая также бывает стандартизированной: требуется либо вычеркнуть лишнее, либо продолжить запись, либо отметить правильный ответ соответствующим знаком.

СЛАЙД 8. В начальных классах используются следующие виды тестов:

СЛАЙД 8, гиперссылка 1.

Тесты со свободным выбором ответа - эта группа тестов предполагает  заполнение пропусков в истинных утверждениях или правильных формулировках определений и правил

СЛАЙД 8, гиперссылка 2

Тесты, в которых требуется установить соответствие - располагаются элементы двух групп, соответствие между которыми предлагается установить учащемуся; слева обычно приводятся элементы задающего множества, содержащего постановку проблемы; справа — элементы, подлежащие выбору.

СЛАЙД 8, гиперссылка 3

3. Тесты альтернативные - тесты, где необходимо определить истинность или ложность предлагаемых утверждений.

СЛАЙД 8, гиперссылка 4

4. Тесты, предполагающие выбор ответа (ответов) из целого ряда вариантов.

В тестовых заданиях с выбором (закрытых заданиях) можно выделить основную часть, содержащую постановку проблемы, и готовые ответы, сформулированные преподавателем. Среди ответов правильным чаще всего бывает только один, хотя не исключаются и другие варианты с выбором нескольких правильных (в том числе и в разной степени) ответов.

СЛАЙД 9. Тесты должны удовлетворять следующим общим требованиям:

 каждое тестовое задание имеет свой порядковый номер;

каждое тестовое задание имеет эталон правильного ответа (эталон оценивания для    заданий со свободно конструируемым ответом);

процесс тестирования должен быть задан в виде однозначного алгоритма. Задания должны читаться легко, быть независимыми, не должны повторять формулировок, данных в учебнике, или содержать двусмысленности; выполняться тесты должны без громостких вычислений;

тестовые задания, предполагающие выбор одного из предложенных ответов, должны содержать 3-5 вариантов ответов, подобранных по возможности так, чтобы в них были учтены наиболее характерные для данного случая ошибки;

постановка вопроса и предлагаемые варианты ответов должны максимально исключать возможность угадывания ответа;

в тестовом задании все элементы располагаются на четко определенных местах, фиксированных в рамках выбранной формы;

-   для тестовых заданий разрабатывается стандартная инструкция по выполнению;

-  для каждого задания разрабатывается правило выставления оценки, общее для всех     заданий одной формы и сопровождающееся инструкцией по проверке и подсчету баллов.

СЛАЙД 11, гиперссылка 1. Изучив классификацию и виды тестов, которые используются в начальных классах, а также требования к ним, при помощи которых можно осуществлять контроль знаний, умений учащихся, провели опрос, анкетирование и тестирование учителей и учащихся СОШ № 7 г. Якутска

СЛАЙД 11, гиперссылка 2. Также для реализации дифференцированного подхода в обучении мы разработали тест, который в результате позволяет выявить уровень усвоения материала каждым учащимся.

СЛАЙД 12. Таким образом,    систематический контроль знаний и умений учащихся – одно из основных условий повышения качества обучения. Учитель должен использовать не только общепринятые формы контроля (самостоятельная и контрольная работы, устный опрос у доски и т.д.), но и систематически использовать такую форму  контроля как  тесты, которые будут развивать  самостоятельность,  ответственность, внимание, мышление,  т.к. это будет способствовать повышению   уровня  знаний, умений и навыков   младших школьников, также  такая форма контроля способствует повышению заинтересованности учащихся в изучении предмета, предупреждает отставание, обеспечивает активную работу каждого ученика.

  Учитель - ключевая фигура в разработке и применении педагогических тестов, поэтому ему нужно обязательно овладеть методикой применения тестов, интерпретацией их результатов для разъяснения родителям учеников проблем и трудностей, с которыми сталкиваются их дети.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы по использованию тестов для контроля знаний, умений и навыков у учащихся с речевыми проблемами

Комментарии  к  разработке и  использованию тестового материала  для проверки  уровня  усвоения  темы ...

Методические рекомендации по формированию исследовательских умений младших школьников на уроках математики

Совсем недавно я написала бакалаврскую работу, целью которой была разработка методических рекомендаций по формированию основ исследовательской деятельности младших школьников на уроках математики. Хоч...

Развитие логических умений младших школьников на уроках математики как составляющих функциональной грамотности

  Одной из  основных целей математического образования в рамках ФГОС является  формирование логических универсальных действий. Хорошо развитое логическое мышление позволяет ...

Развитие логических умений младших школьников на уроках математики, как составляющих функциональной грамотности

Функциональная грамотность - способность человека вступать в  отношения с внешней средой, быстро адаптироваться в ней. Важнейшей  задачей школы является- формирование грамотных людей. Основы...

Презентация «Создание электронных тестов для проверки знаний, умений, навыков обучающихся начальной школы»

Презентация «Создание электронных тестов для проверки знаний, умений, навыков  обучающихся начальной школы»Основная цель обучения согласно Федеральным государственным  образ...