Программа внеурочной деятельности "Я-гражданин России"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Новикова Юлия Андреевна

Программа внеурочной деятельности разработана в качестве инструмента познания своей малой родины,  содержит пояснительную записку;  цели, задачи работы кружка; планируемые результаты; учебно-тематический план; содержание;методическое обеспечение, список литературы. Программа рассчитана на детей 7-11 лет. Срок реализации - 4 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneurochnoy_deyatelnosti.docx105.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района

«Средняя общеобразовательная школа с. Казым»

ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

 «Я-гражданин России»»

(наименование учебного курса, предмета, дисциплины модуля)

Учителя начальных классов

СОШ с. Казым  Новиковой Ю.А.

(Ф.И.О педагога)

Программа  рассчитана на школьников 7-11 лет.

                                                                               Срок реализации программы: 4 учебных года.

                                                           

.

2014г.

Содержание программы внеурочной деятельности духовно-нравственного направления

«Я – гражданин России»

1. Пояснительная записка.

2. Содержание программы.

3. Учебно – тематический план.

4. Мониторинговая карта.

5. Методическое обеспечение.

6. Материально – техническое обеспечение.

7. Список литературы.

8. Библиографический список.

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Я гражданин России»

Пояснительная записка

Проблема организации внеурочной деятельности учащихся является актуальной на любом этапе школьного образования, но особое значение она приобретает на его начальной ступени.

В новом Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования организации внеурочной деятельности учащихся уделяется особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе. Воспитание не должно быть сведено просто к проведению мероприятий, не должно быть отделено от деятельности ребенка в школе, в семье, в группе одноклассников, от социального окружения, от получения важной информации и жизненных навыков. Воспитание не должно быть изолировано от мира взрослых, от мира старших детей.

Чтобы не нарушать механизмы воспитания, необходимо сохранять и развивать связи между поколениями, необходимо растить уверенного в своих силах человека, учить доверять другим людям, ориентироваться в обществе и жизни. Воспитывать только в совместной деятельности детей и взрослых, детей с детьми (сверстниками, подростками).

Каждый день работы в школе таит для нас много интересного, необычного, непознанного, неожиданного и мне на ум всегда приходит мультипликационный фильм «Почемучка». В связи с тем, что я человек любознательный, стремящийся расширить свой кругозор, повышающий свой социальный опыт в результате получения ответов на многие вопросы, а также в связи со своей профессиональной деятельностью я очень люблю задавать вопросы. Когда проходит знакомство с новым классным коллективом, то порой звучат одинаковые или схожие по значению вопросы:

  • Почему тебя так зовут?
  • Что ты знаешь о своей фамилии?
  • Кем был человек, именем которого названа улица, на которой ты живешь?
  • Что означает название нашего села?

Зачастую эти вопросы остаются без ответа, или ответы детей вызывают улыбку, сожаление, недоумение. При этом обращаясь за помощью к родителям, дети не всегда могут получить правильный, полный или исчерпывающий ответ на эти казалось бы легкие вопросы.

Негативные жизненные наблюдения, неуважение к старшим, незнание истории семьи, родного города, своей страны придают этому направлению воспитания особую актуальность. Актуальной так же является воспитательная работа дающая возможность научить ребенка сотрудничать со сверстниками и взрослыми, работать в большой и малой группе, быть толерантным к различным мнениям, уметь слушать и слышать, свободно излагать свою точку зрения.

Сложность данной ситуации заставила меня задуматься над решением этой проблемы. Важным толчком для создания данной программы стало участие в апробации ФГОС НОО на базе нашей школы с 2008 года, что позволило разработать программу внеурочной деятельности направленную на становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся, их духовно-нравственное развитие и воспитание, предусматривающее принятие ими национальных ценностей.

Программа внеурочной деятельности «Я гражданин России» разработана в качестве инструмента познания своей малой родины. Многоцветные кружева – это человеческие судьбы, названия улиц города (села), мир семьи, красота природы, история имени и фамилии, кружева камней, речная паутина, озерная вязь, орнаменты леса. Это активное включение родительского коллектива в воспитательный процесс, в том числе коллектива старшего поколения (бабушек и дедушек), соседей, интересных жителей города.

Программа внеурочной деятельности «Я гражданин России» предназначена для учащихся первой ступени, рассчитана на четыре года реализации.

         Место курса в учебном плане.

В учебном плане на изучение данного факультатива отводится 1 ч в неделю, всего 135  часов: 67 часов  в 1-2 классе и 68 часов  в 3-4 классе.

Целью программы является – содействие становлению личности младших школьников, развитию их творческих способностей через ознакомление с нравственным, духовным, историческим, эстетическим наследием малой родины.

Задачи программы:

  • развитие познавательного интереса к истории своей семьи, улицы, города, страны, углубление и обогащение знаний по данной проблеме;
  • различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить исторические события происходившие в родном крае с временной лентой развития России;
  • формирование умения использовать дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков, а на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
  • создание комфортной обстановки в учебном коллективе средствами программы.
  • развивать познавательные, коммуникативные, социальные способности детей.

Для успешной реализации воспитательной программы необходимо определить принципы жизнедеятельности классного коллектива:

  • принцип природосообразности;
  • принцип прогностичности;
  • принцип индивидуализации и дифференциации;
  • принцип рефлексивности;
  • принцип культуросообразности.

В результате реализации программы для воспитанников созданы условия, которые содействуют развитию индивидуальных и творческих способностей личности, усвоению нравственного, духовного, исторического и эстетического опыта поколений на основе активного использования культурного наследия малой родины. Данная программа внеурочной деятельности обеспечивает на межпредметной основе углубление знаний, полученных в рамках отдельных предметов, а также способствует развитию метапредметных способов действий обучающихся младших классов.

В соответствии с требованиями ФГОС НОО программа внеурочной деятельности ориентирована на становление таких личностных характеристик выпускника как: любящий свой народ, свой край и свою страну; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.

1-й год реализации:

Прогнозируемый воспитательный результат:

  • знают историю своей семьи, ее традиции, реликвии, генеалогию;
  • имеют представления об истории своего дома и улицы, на которой он находится.

Прогнозируемый воспитательный эффект:

  • бережное отношение к реликвиям семьи, потребность сохранить их для других поколений;
  • формирование и развитие личностного отношения к историческим и культурным ценностям семьи;
  • мотивация интереса к семейным традициям и ценностям.

2-й год реализации:

Прогнозируемый воспитательный результат:

  • знают историю и традиции своего образовательного учреждения, знакомы с историей школы;
  • знают и соблюдают нормативно-правовые документы образовательного учреждения, касающиеся их непосредственной деятельности;
  • имеют представления о значительных достижениях школы, ее выпускников;
  • владеют элементарными навыками основ научной музейной работы: сбор экспонатов, их классификация, создание моделей, оформление экспозиций и выставок.

Прогнозируемый воспитательный эффект:

  • формирование и развитие личностного отношения к историческим и культурным ценностям школы;
  • осознание личной сопричастности к истории школы, гордость за ее достижения;
  • в отдаленной перспективе личный вклад в развитие школы, как в качестве ученика, так и в качестве будущего родителя.

3-й год реализации:

Прогнозируемый воспитательный результат:

  • знают основные события в истории развития родного города;
  • знают основные легенды о происхождении названия родного города;
  • знают исторические и архитектурные памятники родного города, историю их создания и назначения;
  • знают великих мастеров, прославивших город, имеют представление об их биографии и творческом пути;
  • имеют представление о памятниках природы района, флоре и фауне;
  • владеют основами групповой проектной деятельности;
  • имеют представления о значительных достижениях города;
  • продолжают овладение элементарными навыками основ научной музейной работы: сбор экспонатов, их классификация, создание моделей, оформление экспозиций и выставок.

Прогнозируемый воспитательный эффект:

  • формирование и развитие личностного отношения к историческим и культурным ценностям города и района;
  • осознание личной сопричастности к истории родного города, гордость за великие достижения;
  • в отдаленной перспективе личный вклад в развитие города.

4-й год реализации:

Прогнозируемый воспитательный результат:

  • имеют представления об уникальности родного края как части России;
  • владеют основами методики проведения поисково-исследовательской деятельности;
  • умеют общаться с людьми, вести исследовательские краеведческие записи, систематизировать и обобщать собранный материал;
  • умеют вести элементарную поисковую и научно-исследовательскую работу;
  • имеют представление о произведениях искусства родного края;
  • имеют представление о вкладе родного края в развитие России;
  • продолжают овладение элементарными навыками основ научной музейной работы: сбор экспонатов, их классификация, создание моделей, оформление экспозиций и выставок.

Прогнозируемый воспитательный эффект:

  • формирование и развитие личностного отношения к историческим и культурным ценностям города и района как части России;
  • осознание личной сопричастности к истории страны, гордость за великие достижения;
  • активная жизненная позиция.

Требования к подготовке учащихся по предмету

Личностные

  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
  • ценностное отношение к окружающему миру, готовность следовать нормам этического , нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
  • гражданская идентичность в форме осознания "Я" как гражданина своего села, России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • эстетические потребности, ценности и чувства;

Метапредметные результаты.

Регулятивные универсальные учебные действия.

  • предвосхищать результат.
  • адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
  • концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
  • стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия.

  • ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Познавательные универсальные учебные действия.

  • ставить и формулировать проблемы;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
  • узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
  • запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
  • установление причинно-следственных связей;

Предметные результаты:

-  владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования

- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;

- овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения.

- приводить примеры достопримечательностей родного края;

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 класс

Тематический раздел «Моя семья»

1.“Крылья ”(4 ч) осознание родственных связей и отношений в семье.

Выставка рисунков и фотографий

2.“Росинка ”(5 ч) – обеспечение условий для выработки позиции землянина, наследника, рачительного хозяина и защитника своего дома – Земли.

Выставки. Конкурсы рисунков.

3.“Доброта ”(5 ч) – организация взаимодействия и взаимоотношений разных возрастных групп.

Экскурсии в  библиотеку, клуб общения.  

4.“Я твой сынок”(5 ч) – Мой класс – моя семья. Мои права и обязанности. Школьный Устав. Ты и твои друзья. Каков я в школе?

Конкурсы рисунков. Выставки поделок. Диагностика.

5.“Древо ”(8 ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству, знакомство с генеалогией.

Конкурсы стихов, сочинений. Выставки рисунков. Музейная экспозиция, экскурсии, составление родословной.

6.“Лица ”(6 ч) – осознание себя как личности и своего места в окружающем мире, игровое освоение традиций общения в семье.

Экскурсии, час общения, исследование.

Формы проведения контроля:

Рисунок, рассказ,  сочинение, викторина, кроссворды.

Оформление творческих выставок. Работа с разнообразными информационными источниками.

Сбор и поиск реликвий воинской славы.  Отслеживание результатов воспитания проводится с помощью изучения, анализа, тестирования, наблюдения обучающихся.

2 класс

Тематический раздел «Храм науки – моя школа»

1. «Школьный вальс» (6 ч) - наполнить понятие «школа» гуманистическим содержанием; формирование личностного отношения к школе как ценности и части культурного наследия.

Экскурсии, час общения, исследование.

2. « Там, на неведомых дорожках»  (7 ч) - побуждение к чувству гордости за учителей и выпускников школы.

Час общения, экскурсии, создание страниц альбома летописи класса.

3. «Учительница первая, как первая весна» (4 ч) – осознание себя учеником, членом большой, дружной семьи в родном доме,

- создание условий для осознания своей принадлежности,

- формирование отношения к школе, учителям, одноклассникам.

Час общения.

4. « Из года в год» (5 ч) – знакомство с традициями школы.

Вечер рассказов о школе и школьной жизни, экскурсии.

5. «Добро творить, как воздухом дышать…» (4 ч)  - формировать представление о социальном окружении как среде жизнедеятельности.

Экскурсии, исследования.

6. «Все родное, русское любить…» (4 ч) – способствовать выработке устойчивого интереса к изучению истории своей семьи в связи с историей школы.

Встреча с родителями, экскурсия.

7. «Кораблик детства уплывает в детство» (4 ч) – создание условий для духовно – ценностной и практической ориентации школьника в окружающем мире.

Час общения.

3 класс

Тематический раздел « Мой поселок»

1. «Моя малая родина – мое село» (9 ч) – обогатить понятие «Малая Родина» духовным, культурологическим и экологическим содержанием,

- создание условий для условий практической ориентации в окружающем пространстве – улица, село.

Экскурсии, исследование, фотовыставки.

2. « Эта улица мне знакома» (9 ч) – наполнить понятие «улица» культурологическим содержанием, способствовать формированию личностного отношения к ней как к своеобразному продолжению своего дома.

Экскурсии, час общения, исследование, создание проектов.

3. « Голубое кружево озер» (6 ч) – побуждение эмоционально – ценностного отношения к природному наследию родного края,

- развитие умения видеть прекрасное в окружающем мире.

Походы в лес, экскурсии.

4. « Живые узоры леса» (10 ч) – способствовать формированию личностного осознания себя как части окружающей среды и бережного отношения к ней.

Экскурсии, выход на природу, создание проектов.

4 класс

Тематический раздел «Опорный край державы»

1. « Живу в глубине России» (12 ч) – познакомить с природно – географическими зонами региона.

Час общения, экскурсии, проектная работа, исследование.

2. «Иной здесь видится Россия…» (17 ч) – познакомить школьников с произведениями искусства, раскрывающими красоту и особенности родного края.

Исследование, конкурс рисунков, фотовыставки.

3. «Многоцветные кружева родного края…» (5 ч) – формирование позиции младшего школьника «Я – гражданин малой родины и России».

Проектная работа, конкурс творческих работ.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Первый класс139-256-513139-256-513139-256-513139-256-513139-256-513139-256-513139-256-513

Тема:«Я люблю старый дом, где намыты полы…» Н. В. Белышева, поэтесса

п/п

Тематический блок

Тема занятия

Форма проведения

Ключевые слова

Внешние связи

Участники

Ответственные

Итоговое мероприятие

Цель: изучение семейных традиций, архивов, родословной, история имени и фамилии, история родного дома, история улицы.

Задачи:

  • познакомить с жизнью и бытом коренных жителей села на примере своей семьи;
  • обобщить знания оистории своей семьи, ее реликвиях, традициях; составление генеалогического древа семьи.
  • содействовать позитивному отношению к культурному и природному наследию, гордость за свой дом, улицу, своих родных, создавших и оберегающих это наследие;
  • способствовать осознанию непрерывной связи истории семьи с историей родного села;
  • познакомить с фамильной символикой.

Тематический раздел:«Моя семья»

1.

Тематический блок № 1 «Крылья»:

  • осознание родственных связей и отношений в семье.

«Человек рядом» 6.09

час общения

Семья, отец, мать, Отечество, сердце, краса, ладони, род, честь, архив, награды, реликвия, сын, сыновний долг, родословная, реликвия, гордость, соседи, подвиг, доблесть, слава, труд, плечо, домашний музей, однофамильцы.

Семья первого поколения, семья второго поколения, семьи-друзья, соседи, улица.

Воспитанни-ки, родители, бабушки и дедушки.

Классный руководитель при поддержке родителей

Итоговым мероприятием года является «Фестиваль семьи», на котором демонстрируются достижения каждой семьи и отчет творческих групп классного коллектива (фотоматериалы, выставки реликвий, проектные папки).

2.

«Мой любимый уголок»               13.09

выставка рисунков и фотографий

3

«Нежность»       20.09

клуб общения

4.

«Моя семья»      27.09

клуб общения

1.

Тематический блок № 2 «Росинка»:

  • обеспечение условий для выработки позиции землянина, наследника, рачительного хозяина и защитника своего дома – Земли.

«Не нужен и клад, коли в семье лад» 4.10

семейная презентация

2.

«Запах хлеба»    11.10

экскурсии

3.

4.

5.

«Кто я и чей я?»  18.10

                              25.10

                             08.11

час общения

выставка фотографий

1.

Тематический блок № 3«Доброта»:

  • организация взаимодействия и взаимоотношений разных возрастных групп.

«Мои предки»     15.11

конкурс рисунков

2.

«Папина или мамина»

клуб общения

3.

«Бабушкины руки»

выставка

4.

5.

«Они живут в Казыме»    6.13.12

клуб общения

1.

2

Тематический блок № 4

«Я твой сынок»:

  • организация взаимодействия и взаимоотношений в коллективе (дети-родители).

«Я – сын своих родителей»   20,27.12

презентация

3.

«Дети – зеркало семьи»       17.01

час общения

4.

5.

«Я – гражданин»

                24.31.01

час общения

1.

Тематический блок № 5«Древо».

  • знакомство с генеалогией.

«Корни семьи»

7.02

составление родословной, генеалогического древа

2.

«Гордость семьи»

21.02

Семейные фото презентации

3.

4.

5.

«Наши реликвии»

28.02

7.03

14.03

музейная экспозиция, экскурсии

6.

7.

8.

«Домашний музей»

28.03

4.04   11.04

музейная экспозиция, экскурсии

1.

Тематический блок № 6«Лица».

  • осознание себя как личности и своего места в окружающем мире;

игровое освоение традиций  общения в семье.

«Надежное плечо»

18.04

картинная галерея

2.

«История имени»25.04

исследование

3.

«Сила фамилии»2.05

исследование

4.

«Добрые соседи»10.05

час общения

5.

6.

«Ими гордится улица»

16.23.05

экскурсия

Предполагаемые формы работы:экскурс в историю семью, история фамилии, рождение семьи, родословная мамы, папы, моя родословная, символы семьи, семейный архив, о предках, хобби семьи, любимый уголок, гордость семьи, беседы, фото выставки, конкурс рисунков, викторины, кроссворды, выпуск газет, выставка семейных альбомов, выставка семейных реликвий, пословицы и поговорки о семье, о доме, классные часы о доброте, о дружбе, оформление семейных папок (фото, значки, вырезки из газет, ксерокопии документов).

Прогнозируемый воспитательный результат:

  • знают историю своей семьи, ее традиции, реликвии, генеалогию;
  • имеют представления об истории своего дома и улицы, на которой он находится;
  • осознают себя частью семьи второго поколения, сохраняя связь с представителями старшего поколения семьи.

Прогнозируемый воспитательный эффект:

  • бережное отношение к реликвиям семьи, потребность сохранить их для других поколений;
  • формирование и развитие личностного отношения к историческим и культурным ценностям семьи;
  • мотивация интереса к семейным традициям и ценностям.

Второй класс

Тема:«Мне дорог в глазах детей огонь, бескрайнее любопытство. Мне нравится, когда на ладонь падают желтые листья…» Н. В. Белышева, поэтесса

п/п

Тематический блок

Тема занятия

Форма проведения

Ключевые слова

Внешние связи

Участники

Ответственные

Итоговое мероприятие

Цель:изучение истории школы ее традиций, основных нормативных документов (Устав образовательного учреждения)

Задачи:

  • познакомить с историей родной школы, ее традициями;
  • познакомить с историей школы через изучение деятельности руководителей ОУ, ее учителей;
  • расширить знания о выпускниках школы, которыми она гордится, родители – выпускники школы;
  • познакомить с учебными заведениями города, их значением в развитии образования;
  • изучить основные нормативно-правовые документы ОУ.

Тематический раздел: «Храм науки – моя школа»

1.

2.

Тематический блок № 1«Школьный вальс»:

  • наполнить понятие «школа» гуманистическим содержанием;
  • формирование личностного отношения к школе как ценности и части культурного наследия.

«История здания школы»02.09.09

экскурсия

Школа, образовательное учреждение, история школьного здания, директор, руководитель, учитель, учитель-ветеран, выпускник, выпуск, спортсмены, медаль, медалисты, активисты, агитбригада, школьные традиции, гордость школы, выпускной альбом, храм науки, школьный вальс, традиции школы.

Устав образовательного учреждения, основная образовательная программа, права и обязанности учеников, правила поведения в школе.

Школьный краеведческий музей, школьный музей архив города.

Классный руководитель совместно с родителями и воспитанниками класса

Классный руководитель совместно с родителями и воспитанниками класса руководитель школьного музея с привлечением педагогов дополнительно-го образования, руководителя школьного музея и библиотеки

Итоговым мероприятием второго года станет создание тематических экспозиций по истории школы в краеведческом музее и проведение экскурсионной программы учениками класса.

3.

«Первые директора»

16.09

экскурсия, исследование

4.

«Учителя-ветераны»23.09

экскурсия

5.

6.

«Выпускники военных лет»

30.09        02.10

исследование, выставка

1.

Тематический блок № 2

«Там, на неведомых дорожках»:

  • побуждение к чувству гордости за учителей и выпускников школы.

«Я люблю тебя – школа»   9.10

конкурс литературных произведений

2.

«Добрая планета»16.10

час общения

3.

«Олимпийцы»23.10

экскурсия

4.

«Учительские улицы»

06.11

экскурсия, исследование

5.

6.

«Листая школьные страницы»

13.11          20.11

создание страниц альбома летописи класса

7.

«Память»   27.11

клуб общения

1.

Тематический блок № 3 «Учительница первая, как первая весна»:

  • осознание себя учеником, членом большой, дружной семьи в родном доме;

  • создание условий для осознания своей принадлежности;
  • формирование отношения к школе, учителям, одноклассникам, как к родному дому, к семье, где надёжно и уютно.

«Тридевятое царство, школьное государство – законы школы»   4.12

час общения

2.

«Тридевятое царство, школьное государство – права и обязанности граждан государства»11.12

клуб общения

3.

4.

«Тридевятое царство, школьное государство – правила жизни в государстве»

18.12

25.12

клуб общения

1.

Тематический блок № 4

«Из года в год»

  • знакомство с традициями школы.

«Это ярмарки краски»

ярмарка

2.

«Есть глаза у всех цветов» 22.01

выставка цветочных композиций

3.

«В гости к сказке»29.01

спектакль

4.

«У новогодней елки»

экскурсия

5.

«Литературная гостиная»

12.02

вечер рассказов о школе и школьной жизни

1.

Тематический блок № 5«Добро творить, как воздухом дышать…»:

  • формировать представление о социальном окружении как среде жизнедеятельности.

«Прекрасные леса»19.02

экскурсия

2.

«Серебряные нити»26.01

экскурсия

3.

4.

«Заповедные зоны»

5.03

12.03

исследование

1.

2

Тематический блок № 6

«Все родное, русское любить…»:

  • способствовать выработке устойчивого интереса к изучению истории своей семьи в связи с историей школы.

«Мои родители – выпускники моей школы»26.03   02.04

Презентация

Встреча с ротелями

3.

4.

«Гордость школы – гордость страны»

09.04

16.04

экскурсия

1.

2.

Тематический блок № 7«Кораблик детства уплывает в детство»:

  • создание условий для духовно-ценностной и практической ориентации школьника в окружающем мире.

«А зря никто не верил в чудеса» 23.30.04

час общения

3.

4.

«Мы желаем счастья вам» 7.14.05

клуб общения

Предполагаемые формы работы: беседы, фото выставки, конкурс рисунков, викторины, кроссворды, выпуск газет, экскурс в историю создания школы, тесное сотрудничество с краеведческим школьным музеем, посещение старого здания школы, знакомство с директорами и учителями, знакомство с выпускниками школы и ее традициями (фото, значки, вырезки из газет, ксерокопии документов).

Прогнозируемый воспитательный результат:

  • знают историю и традиции своего образовательного учреждения, знакомы с историей школы;
  • знают и соблюдают нормативно-правовые документы образовательного учреждения, касающиеся их непосредственной деятельности;
  • имеют представления о значительных достижениях школы, ее выпускников;
  • владеют элементарными навыками основ научной музейной работы: сбор экспонатов, их классификация, создание моделей, оформление экспозиций и выставок.

Прогнозируемый воспитательный эффект:

  • формирование и развитие личностного отношения к историческим и культурным ценностям школы;
  • осознание личной сопричастности к истории школы, гордость за ее достижения;
  • в отдаленной перспективе личный вклад в развитие школы, как в качестве ученика, так и в качестве будущего родителя.

Третий класс

Тема:«…И в мозолистых ладонях мастерство свое несли…» Н. В. Белышева, поэтесса

п/п

Тематический блок

Тема занятия

Форма проведения

Ключевые слова

Внешние связи

Участники

Ответственные

Итоговое мероприятие

Цель: знакомство с историей города (населенного пункта в котором находится образовательное учреждение), градообразующих предприятий, памятниками села, творчеством народных мастеров-умельцев, историей промыслов.

Задачи:

  • обогатить понятие «село» историческим, экологическим и культурным содержанием;
  • наполнить понятие «улица» культурологическим содержанием, способствовать формированию личностного отношения к ней, как к общественному достоянию;
  • учить моделировать исторические связи между улицей и человеком, живущим на ней;
  • познакомить с историей градообразующих предприятий города через изучение творчества великих мастеров, прославивших предприятие и село;
  • познакомить с историческими и архитектурными памятниками села (населенного пункта).

Тематический раздел: «Мой поселок»

1.

2.

Тематический блок № 1

«Моя малая родина- моесело»:

  • обогатить понятие «малая Родина» духовным, культурологическим и экологическим содержанием;
  • создание условий для практической ориентации в окружающем пространстве – улица, микрорайон, город (населенного пункта).

«Что такое МАЛАЯ РОДИНА?»

час общения

Легенда, норов, век, квартал, почетный гражданин, озера, канал, родники, ключи, пристань, лес, поле, воздух, флора, фауна, растения, птицы, животные, экспедиция, красная книга.

Краеведческий музей, градообразующие предприятия, литературное объединение поэтов и композиторов, природная зона, заповедник.

Классный руководи-тель совместно с родителями и воспитан-никами класса.

Классный руководитель, экскурсовод музея, родительский комитет,  учащиеся

Итоговым мероприятием третьего года освоения программы станет участие в научно-практической конференции учащихся школы с представлением результатов проектной деятельности, связанной с исследовательской деятельностью по теме «Мой город».

2.

3.

«Карта села»

исследование

4- 6

«Там работают наши родители»

экскурсии

7.

«Памятники города»

исследование, экскурсии, презентация

8.

«Красота и загадки архитектуры»

исследование, фотовыставка

9.

«Дом культуры – где он?»

экскурсия, исследование

1.

2.

Тематический блок № 2

«Эта улица мне знакома»:

  • наполнить понятие «улица» культурологическим содержанием, способствовать формированию личностного отношения к ней как к своеобразному продолжению своего дома.

«Пройду-ка я по улице»

экскурсии

3.

4.

«Что ни город, то норов»

час общения

5.

6

7.

8.

9.

«Я – купец»

«Я – оленевод»

исследование, создание проектов

1.

2.

3.

Тематический блок № 3«Голубое кружево озер»:

  • побуждение эмоционально-ценностного отношения к природному наследию родного края;
  • развитие умения видеть прекрасное в окружающем мире.

«Озерный край»

выезд на природу, исследование

4.

5.

6.

«Голубые нити»

туристско-краеведческая экспедиция

1.

2.

Тематический блок № 4 «Живые узоры леса»:

  • способствовать формированию личностного осознания себя как части окружающей среды и бережного отношения к ней.

«Особенности географической зоны»

экскурсия

3.

4.

5.

6

«Флора и фауна»

экскурсия, исследование, выход на природу

7.

8.

9.

10

«Красная книга родного края»

исследование, создание проектов

Предполагаемые формы работы: беседы, фото выставки, конкурс рисунков, викторины, кроссворды, выпуск газет, экскурсии по улицам поселка и на предприятия, знакомство с творчеством казымских мастеров, посещение музея, исследования, туристско-краеведческая экспедиция, выход на природу , создание проектных работ (фото, значки, вырезки из газет, ксерокопии документов).

Прогнозируемый воспитательный результат:

  • знают основные события в истории развития родного села;
  • знают основные легенды о происхождении названия родного села;
  • знают исторические и архитектурные памятники родного села, историю их создания и назначения;
  • знают великих мастеров, прославившихсело, имеют представление об их биографии и творческом пути;
  • имеют представление о памятниках природы района, флоре и фауне;
  • владеют основами групповой проектной деятельности;
  • имеют представления о значительных достижениях села;
  • продолжают овладение элементарными навыками основ научной музейной работы: сбор экспонатов, их классификация, создание моделей, оформление экспозиций и выставок.

Прогнозируемый воспитательный эффект:

  • формирование и развитие личностного отношения к историческим и культурным ценностям села и района;
  • осознание личной сопричастности к истории родного города, гордость за великие достижения;
  • в отдаленной перспективе личный вклад в развитие села.

Четвертый класс

Тема:«Как солнышко в алмазной грани … Русь отражена…» Л. К. Татьяничева, поэтесса

п/п

Тематический блок

Тема занятия

Форма проведения

Ключевые слова

Внешние связи

Участники

Ответствен-ные

Итоговое мероприятие

Цель: знакомство с историей родного региона как частью истории России.

Задачи:

  • формировать и развивать представление об уникальности природы родного края и бережного отношения к окружающей среде для жизни будущих поколений;
  • формировать и развивать личностное осознание неразрывности связей развития родного города с развитием края, области, всего государства;
  • продолжать способствовать осознанию важности окружающего мира, своей связи с ним и своего места в нем.

Тематический период:«Опорный край державы»

1-2.

Тематический блок № 1 «Живу я в глубине России»:

  • познакомить с природно-географическими зонами региона.

«Я живу в России»

час общения

Природно-географические зоны, тайги, тундры, сказ, путевые заметки, памятник природы, природные ископаемые, произведение искусства, эталон, павильон, всемирная выставка, искусство, скульптура, садово-парковое искусство.

Краеведческий музей, заповедник, культурные учреждения, ресурсы Интернета.

Классный руководитель совместно с родителями и воспитанниками класса.

Классный руководитель, экскурсовод музея, родительский комитет, учащиеся.

Итоговым мероприятиемчетвертого года освоения программы станет создание виртуальной экскурсии «Родной край» - путешествие по миру».

3-4.

«Граница земли родной»

исследование

5-6.

«Легенды синих гор»

экскурсия

7-8.

«От гор до степи»

экскурсия

9-10.

«Секреты недр»

исследование

11-12.

«Чудеса родного края»

проектная работа

1-3.

Тематический блок № 2 «Иной здесь видится Россия…»:

  • познакомить школьников с произведениями искусства, раскрывающими красоту и особенности родного края.

«Песни о Земле Русской»

исследование, концерт

4-5.

«Легенды и народные предания»

экскурсия

6-8.

«Путевые заметки»

исследование, конкурс рисунков

9-11.

«И художника кисть красоту показала»

экскурсия, исследование

12-15.

«И глядит на меня Россия фотографией со стены»

исследование, фотовыставка

16-17.

«В зеленый храм природы входили с непокрытой головой»

экскурсия

1.

Тематический блок № 3 «Многоцветные кружева родного края…»:

  • формирование позиции младшего школьника «Я – гражданин малой родины и России».

«Я - гражданин»

клуб общения

2-3.

«Кодекс чести гражданина»

проектная работа

4.

«Почему я люблю свой край»

Конкурс творческих работ

5.

«Я выпускник»

оформление портфолио выпускника начальной школы

Предполагаемые формы работы: беседы, фото выставки, конкурс рисунков, викторины, кроссворды, выпуск газет, экскурсии по улицам города и на предприятия, знакомство с творчеством народных мастеров, посещение музея, исследования, туристско-краеведческая экспедиция, выход на природу , выездные экскурсии на природу, выездные экскурсии в города федерального округа, фотокросс, виртуальные экскурсии, фестиваль детского кино, выставки, экспозиции, проектно-исследовательская деятельность, создание проектных работ (фото, значки, вырезки из газет, ксерокопии документов).

Прогнозируемый воспитательный результат:

  • имеют представления об уникальности родного края как части России;
  • владеют основами методики проведения поисково-исследовательской деятельности;
  • умеют общаться с людьми, вести исследовательские краеведческие записи, систематизировать и обобщать собранный материал;
  • умеют вести элементарную поисковую и научно-исследовательскую работу;
  • имеют представление о произведениях искусства родного края;
  • имеют представление о вкладе родного края в развитие России;
  • продолжают овладение элементарными навыками основ научной музейной работы: сбор экспонатов, их классификация, создание моделей, оформление экспозиций и выставок.

Прогнозируемый воспитательный эффект:

  • формирование и развитие личностного отношения к историческим и культурным ценностям города и района как части России;
  • осознание личной сопричастности к истории страны, гордость за великие достижения;
  • активная жизненная позиция.

Мониторинговая карта

(к программе внеурочной деятельности

«Я – гражданин России»)

В связи с тем, что программа внеурочной деятельности «Многоцветные кружева родного края» реализуется в процессе апробации стандартов второго поколения, то я определила прогнозируемые результаты и эффекты в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Перечень прогнозируемых результатов и прогнозируемых воспитательных эффектов составлен в соответствии с разделами основной образовательной программой начального общего образования школы: планируемыми результатами освоения обучающимися ООП НОО и программой духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся.

Для определения уровня достижения результатов использовались диагностические методики и оценка портфолио учеников. При проведении диагностики используются следующие методикиметодики:

  1. Диагностическая игра «Вот и стали мы на год взрослей» автор Т. В. Смирнова; диагностическая игра «Счастливый случай» авторы Е. Б. Крылова, В. Ю. Ханова, Е. В. Бабанова; диагностическая игра «Мои вершины» автор О. В. Воробьева;диагностическая игра «Путешествия по лабиринтам памяти» автор Л. А. Павлова.

Цель: выяснение, что из реализации программы внеурочной деятельности запомнилось более всего и стало для учеников личностно значимым, а также для проявления и развития индивидуальности каждого ребенка и содействия сплочению коллектива.

  1. Методика «Домик» авторы М. А. Александрова, Е. Г. Голубева и др.; методика «Букет настроений» авторы М. А. Александрова, Е. Г. Голубева и др.

Цель: выявление эффективности влияния проведенного мероприятия на формирование коллектива и развития личности ребенка, а также формирование у младших школьников аналитических умений и навыков.

  1. Комплексная методика анализа и оценки уровня воспитанности учащихся автор Н. Г. Анетько.

Цель: анализ уровня воспитанности с позиции отношения младших школьников к самим себе, семье, обществу, здоровью и культуре, а также решает задачи развития у них навыков самопознания и саморазвития.


КЛАСС

Цель

Прогнозируемый воспитательный результат:

Продукт деятельности учащихся

Прогнозируемый воспитательный эффект:

Диагностический инструментарий

Изучение семейных традиций, архивов, родословной, история имени и фамилии, история родного дома, история улицы.

  • знают историю своей семьи, ее традиции, реликвии, генеалогию;
  • имеют представления об истории своего дома и улицы, на которой он находится;
  • осознают себя частью семьи второго поколения, сохраняя связь с представителями старшего поколения семьи.

Рисунки по темам «Моя дружная семья», «Родители моих родителей», «Надёжное плечо».

Семейный фоторепортаж «Не нужен и клад, если в семье лад», «Гордость семьи».

Родословная (генеалогическое древо).

Экспонат для классной экспозиции «Наши реликвии».

  • бережное отношение к реликвиям семьи, потребность сохранить их для других поколений;
  • формирование и развитие личностного отношения к историческим и культурным ценностям семьи;
  • мотивация интереса к семейным традициям и ценностям.

Диагностическая игра «Вот и стали мы на год взрослей» автор Т. В. Смирнова.

Методика «Букет настроений» авторы М. А. Александрова, Е. Г. Голубева и др.

Комплексная методика анализа и оценки уровня воспитанности учащихся автор Н. Г. Анетько

Знакомство с историей школы, учителями и выпускниками школы, изучение традиций школы, основных нормативных документов.

  • знают историю и традиции своего образовательного учреждения, знакомы с историей школы;
  • знают и соблюдают нормативно-правовые документы образовательного учреждения, касающиеся их непосредственной деятельности;
  • имеют представления о значительных достижениях школы, ее выпускников;
  • владеют элементарными навыками основ научной музейной работы: сбор экспонатов, их классификация, создание моделей, оформление экспозиций и выставок.

Экспонат для классной экспозиции «Выпускники военных лет»

Сочинение «Я люблю тебя школа».

Страница к альбому «Летописи класса» (групповая работа).

Цветочная композиция «Есть глаза у всех цветов».

Фотопрезентация «Мои родители – выпускники моей школы».

  • формирование и развитие личностного отношения к историческим и культурным ценностям школы;
  • осознание личной сопричастности к истории школы, гордость за ее достижения;
  • в отдаленной перспективе личный вклад в развитие школы, как в качестве ученика, так и в качестве будущего родителя.

Диагностическая игра «Счастливый случай» авторы Е. Б. Крылова, В. Ю. Ханова , Е. В. Бабанова.

Методика «Домик» авторы М. А. Александрова, Е. Г. Голубева и др.

Знакомство с историей города (населенного пункта в котором находится образовательное учреждение), градообразующих предприятий, памятниками города, творчеством народных мастеров-умельцев, историей промыслов.

  • знают основные события в истории развития родного города;
  • знают основные легенды о происхождении названия родного города;
  • знают исторические и архитектурные памятники родного города, историю их создания и назначения;
  • знают великих мастеров, прославивших город, имеют представление об их биографии и творческом пути;
  • имеют представление о памятниках природы района, флоре и фауне;
  • владеют основами групповой проектной деятельности;
  • имеют представления о значительных достижениях города;
  • продолжают овладение элементарными навыками основ научной музейной работы: сбор экспонатов, их классификация, создание моделей, оформление экспозиций и выставок.

Фоторепортаж «Памятники  города», «Красота и загадки архитектуры».

Проект «Я - купец», «Красная книга родного края».

Отчёт об экспедиции.

  • формирование и развитие личностного отношения к историческим и культурным ценностям города и района;
  • осознание личной сопричастности к истории родного города, гордость за великие достижения;
  • в отдаленной перспективе личный вклад в развитие города.

Диагностическая игра «Мои вершины» автор О. В. Воробьева

Методика «Букет настроений» авторы М. А. Александрова, Е. Г. Голубева и др.

Знакомство с историей родного города как частью истории России.

  • имеют представления об уникальности родного края как части России;
  • владеют основами методики проведения поисково-исследовательской деятельности;
  • умеют общаться с людьми, вести исследовательские краеведческие записи, систематизировать и обобщать собранный материал;
  • умеют вести элементарную поисковую и научно-исследовательскую работу;
  • имеют представление о произведениях искусства родного края;
  • имеют представление о вкладе родного края в развитие России;
  • продолжают овладение элементарными навыками основ научной музейной работы: сбор экспонатов, их классификация, создание моделей, оформление экспозиций и выставок.

Социальный проект «Песни о земле русской» (для учащихся 1-3 классов и воспитанников детского сада).

Рисунки по теме «Путевые заметки».

Фотография «И глядит для меня Россия фотографией со стены».

Проектная работа «Кодекс чести гражданина» (групповая работа).

Конкурсная работа «Почему я люблю свой край».

Портфолио выпускника начальной школы.

  • формирование и развитие личностного отношения к историческим и культурным ценностям города и района как части России;
  • осознание личной сопричастности к истории страны, гордость за великие достижения;
  • активная жизненная позиция.

Диагностическая игра «Путешествия по лабиринтам памяти» автор Л. А. Павлова

Методика «Домик» авторы М. А. Александрова, Е. Г. Голубева и др.


Методическое обеспечение курса внеурочной деятельности

Учебно-методические компоненты комплекса

Учителя

Ученика

Информационное обеспечение

  1. Используемая литература
  2. Интернет-ресурсы

Алгоритмы деятельности

Положение о конкурсе литературных произведений «Я люблю тебя школа»

Алгоритм подготовки и представления видеопрезентации «Мои родители выпускники школы».

Тематика направлений фотовыставки «Красота и загодки архитектуры»

Информационная карта проекта «Об уральской Венеции до Северной столицы»

Контрольно-измерительные материалы

Планируемые результаты начального общего образования [Текст] / Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 120 с.

Планируемые результаты начального общего образования [Текст] / Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 120 с.

Опросник для  родителей «Что я знаю о родном селе»,

Анкета «Я живу в …» и.т.д.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Условия проведения

(место проведения, аудиторный фонд)

Средства технического оснащения

Актовый зал, класс кабинет на 25 посадочных мест

Компьютер, мультимедиа, колонки

Список литературы

  1. Государственный образовательный стандарт нового поколения [Текст] : ФЗ РФ от 1.12.2007 № 309-ФЗ // Образовательное право. – 2007. – № 50 (13 декабря). – С. 3-5.
  2. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя[Текст] / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.
  3. Кондаков, А. М. Новый образовательный стандарт: изменения в практике [Текст] / А. М. Кондаков // Народное образование. – 2007. – № 5. – С. 57-59.
  4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А. Я. Данилюк,A. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М. : Просвещение, 2009. – 25 с.
  5. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (проект) [Текст] / Рос.акад. образования ; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. – М. : Просвещение, 2008. – 39 с.
  6. Нечаев, М. П. Диагностические методики классного руководителя. Методическое пособие [Текст] / М. П. Нечаев, И. Э. Смирнова – М.: УЦ Перспектива, 2008. – 96 с.
  7. Педагогический анализ воспитательного процесса: современные идеи и технологии. Сборник методических разработок [Текст]  / Под ред. Е. Н. Степанова. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2010. – 240 с.
  8. Планируемые результаты начального общего образования [Текст] / Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.; под ред. Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 120 с.
  9. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / сост. Е. С. Савинов. – М. : Просвещение, 2010. – 191 с. - (Стандарты второго поколения).
  10. Проектные задачи в начальной школе [Текст] : пособие для учителя / А. Б. Воронцов, В. М. Заславский, С. В. Егоркина и др.; под ред. А. Б. Воронцова. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 176 с.
  11. Степанов, Е. Н. Диагностические методики, используемые при моделировании воспитательной системы [Текст] / Е. Н. Степанов // Воспитание школьников. – 2007. – № 4. – С. 22-27.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Актуальные проблемы российской школы: стандарты, профилизация, оплата труда: интервью с И. М. Реморенко [Текст] // Директор школы. – 2008. – № 3. – С. 5–10.

2. Андреев, А. Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа [Текст] / А. Л. Андреев // Педагогика. – 2005. – № 4. – С. 19–27.

3. Балабан, О. Стандарт второго поколения: системные риски [Текст] / О. Балабан // Первое сентября. – 2007. – № 23. – С. 8.

4. Бердашкевич, А. О федеральных государственных стандартах третьего поколения [Текст] / А. Бердашкевич // Народное образование. – 2008. – № 2. – С. 62–68.

5. Болотов, В. А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе [Текст] / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. – 2003. – № 10. – С. 8–14.

6. Габышева, Ф. Стандарты образования должны соблюдаться и в труднодоступных сельских школах [Текст] / Ф. Габышева // Народное образование. – 2008. – № 2. – С. 26-31.

7. Государственный образовательный стандарт нового поколения [Текст] : ФЗ РФ от 1.12.2007 № 309-ФЗ // Образовательное право. – 2007. – № 50 (13 декабря). – С. 3–5.

8. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя [Текст] / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М. : Просвещение, 2010. – 223 с.

9. Днепров, Э. Д. Образовательный стандарт – инструмент обновления содержания общего образования / Э. Д. Днепров ; временный научный коллектив «Образовательный стандарт» Министерства образования Российской Федерации. – М., 2004. – 104 с.

10. Журавлева, Л. В. Международный опыт разработки образовательных стандартов [Текст] / Л. В. Журавлева // Школьные технологии. – 2007. – № 3. – С. 24–29.

11. Зеер, Э. Ф. Компетентностный подход к образованию [Текст] / Э. Ф. Зеер // Образование и наука. – 2005. – № 3. – С. 27–35.

12. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли [Текст] : пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др. ; под ред. А. Г. Асмолова. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 152 с.

14. Кондаков, А. М. Не обучением единым [Текст] / А. М. Кондаков // Практический журнал для учителя и администрации школы. – 2007. – № 9. – С. 4–7.

15. Кондаков, А. М. Новый образовательный стандарт: изменения в практике [Текст] / А. М. Кондаков // Народное образование. – 2007. – № 5. – С. 57–59.

16. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А. Я. Данилюк, A. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009. – 25 с.

17. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (проект) [Текст] / Рос.акад. образования ; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. – М. : Просвещение, 2008. – 39 с.

18. Кудинов, В. В., Новые образовательные результаты у учащихся: диагностика и условия достижения [Текст] : учебное пособие для слушателей повышения квалификации педагогических кадров / В. В. Кудинов, А. А. Ленкова; Челяб. ин-т перепод. и пов. квал. работ. образ.. – Челябинск : изд-во «Образование», 2010. – 132 с.

19. Кузнецов, А. А. О школьных стандартах второго поколения [Текст] / А. А. Кузнецов // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2008. – № 2. – С. 3–6.

20. Куркин, Е. Судьба образовательного стандарта: что дальше, каким ему быть? [Текст] / Е. Куркин // Народное образование. – 2008. – № 4. – С. 50–57.

21. Лебедев, О. Е. Культурологические основы образовательных стандартов современной школы [Текст] / О. Е. Лебедев // Педагогика. – 2008. – № 2. – С. 110–114.

22. Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» / Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 № 19993).

23. О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта [Текст] : ФЗ РФ от 14.11.2007 // Вестник образования. – 2007. – № 24. – С. 26–46.

24. Планируемые результаты начального общего образования [Текст] / Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др. ; под ред. Г. С. Ковалёвой, О. Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 120 с.

25. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / сост. Е. С. Савинов. – М.: Просвещение, 2010. – 191 с. – (Стандарты второго поколения).

26. Проектные задачи в начальной школе [Текст] : пособие для учителя / А. Б. Воронцов, В. М. Заславский, С. В. Егоркина и др.; под ред. А. Б. Воронцова. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 176 с.

27. Разумова, Е. Стандартизация образования – одна из болевых точек образовательной политики [Текст] / Е. Разумова // Народное образование. – 2008. – № 5. – С. 34–41.

28. Сартан, Я. Стандарт как договор [Текст] / Я. Сартан // Управление школой. – 2008. – № 1. – С. 2–3.

29. Стандарт общего образования: Концепция государственного стандарта общего образования [Текст] // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2008. – № 3. – С. 3–13.

30. Фундаментальное ядро содержания общего образования (проект) [Текст] / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – М. : Просвещение, 2009. – 142 с



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельностиЯ гражданин России

Программа внеурочной деятельности Я гражданин России...

Программа внеурочной деятельности "Моя Россия".

Данная программа разработана и осуществлена в июне 2020 года....

Программа внеурочной деятельности Орлята России

Программа разработана в рамках реализации федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование» с целью уд...

Программа внеурочной деятельности "Орлята России"

Рабочая программа «Орлята России» предназначена для организации внеурочной деятельности направленности коммуникативная деятельность в 1-4 классах....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Орлята России" /2 класс/

Это программа воспитания детей младшего школьного возраста, созданная на принципах патриотизма и гражданственности, способствующая приобщению детей к традиционным ценностям российского общества, разви...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Орлята России" 1-4

Программа предлагает школьникам разнообразные возможности для реализации их потенциала, помогая им научиться работать в команде, преодолевать трудности и достигать поставленных целей. Участие в «...

Программа внеурочной деятельности " Патриоты России"

           Рабочая программа внеурочной деятельности для 4 класса в рамках реализации  духовно-нравственного направления   «Патриоты России&ra...