"Риторика"
рабочая программа (1 класс) на тему

Осипова Виктория Александровна

Рабочая программа к курсу «Риторика» для обучающихся 1 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneurochnaya_deyatelnost_ritorika.docx49.19 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности

«Риторика»

(общеинтеллектуальное направление)

Возраст: 7 - 8 лет 

Срок реализации: 1 год

Количество часов в неделю: 1 час

Количество часов в год: 33 часа

                                 

                                                        2014 г.

Составитель:

Осипова

Виктория Александровна

учитель начальных классов

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Риторика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной программы начального общего образования и авторской программы Т. А. Ладыженская, Н. В. Ладыженская «Детская риторика» (Образовательная система «Школа 2100»).

Актуальность рабочей программы

Изучение предмета «Риторика» важно с точки зрения реализации поставленных стандартом целей образования. Являясь предметом гуманитарного цикла, риторика даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.

Ни один из традиционных школьных предметов российского образования специально не учит речи. «Риторика» восполняет очень важную область школьного образования, её отсутствие приводит к тому, что многие ученики, хотя в целом владеют лингвистическими понятиями, грамотны, затрудняются общаться в разных ситуациях (в школе и вне школы).

В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому риторика как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества.

Практическая  значимость.

Являясь предметом гуманитарного цикла, риторика даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.

Программа курса тесно связана с программой учебного курса:

·   по литературе, так как широко используются художественные произведения для  иллюстрации языковых фактов,  в составлении устных и письменных рассказов о героях литературных произведений, умение пользоваться  основными формами речи (описание, рассуждение, повествование);

·  по русскому языку: умение анализировать риторические задачи, первые опыты пробы пера (сочинение сказок, рассказов, былей, забавных историй);

·   по музыке, изобразительному искусству: использование репродукции картин известных художников, фонограмм  учитель опирается на те знания, которые получены учащимися на уроках изобразительного искусства и музыки, что способствует эстетическому воспитанию учащихся, выявлять основной замысел произведения, понимать язык этих видов искусств. При  этом школьники учатся находить словесный эквивалент зрительным образам, цветовой гамме изображаемого.

Тип программы внеурочной деятельности - комплексная образовательная программ, вариант «А», предполагающая последовательный переход от воспитательных результатов первого уровня к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности, все содержание деятельности по программе предполагает работу по одному направлению.

Цель данного курса: научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь. 

Задачи:

- обучение эффективному (результативному) общению;

- обучение умелой, искусной, эффективной речи;

- формирование коммуникативно-риторических умений и навыков;

- формирование у учащихся взглядов, вкусов, идей, имеющих общекультурную ценность.

Отличительные особенности рабочей программы.

В структуре курса «Риторика» можно выделить два смысловых блока:

Первый блок – «Общение» даёт представление осущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации; компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).

Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.

Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения отексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях;типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении);речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности.

В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д.

Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации) даёт возможность обучить тем видам высказываний, которые актуальны для младших школьников.

Обучение риторике, безусловно, должно опираться на опыт учеников, приводить их к осмыслению своего и чужого опыта общения, успешному решению практических задач, которые ставит перед школьниками жизнь. Такие творческие, продуктивные задачи – основа учебных пособий, а теоретические сведения, понятия даются лишь постольку, поскольку они необходимы для решения практических задач.

Безусловно, преподавание риторики основано на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений – школьники анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами.

Одним из результатов обучения риторике является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.

Ценность жизни и человека – осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).

Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.

Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.

Курс «Риторика» в школе – сугубо практический. На занятиях детской риторики дети должны как можно больше сами говорить и писать. Большая часть времени уделяется практике.

Особое место занимают специфические приемы работы, а именно:

– риторический анализ устных и письменных текстов;

– риторические задачи;

– риторические игры.

Риторический анализ  предполагает обсуждение компонентов речевой ситуации (где, что, кому, зачеми т.д.) Вторая группа более сложных вопросов: что сказал говорящий; что хотел сказать; что сказал ненамеренно.Обсуждение этих вопросов позволяет сказать не только то, ЧТО иКАК сказал РИТОР, но и в какой мере ему удалось решить свою коммуникативную задачу, т.е. насколько его речь была эффективной.При этом дети оценивают не только чужую речь, речьдругого человека, но и свою собственную.

Риторические задачи основываются на определении всех значимых компонентов речевойситуации:

– кто говорит – пишет (адресант);

– кому говорит – пишет (адресат);

– почему (причина);

– для чего, зачем (задача высказывания);

– что – о чем (содержание высказывания);

– как (в устной или письменной форме, в каком стиле и жанре и т.д.);

– где (место, где происходит общение, расстояние между общающимися, если это важно);

– когда происходит общение (сейчас, в прошлом); время, отведенноедля общения, если это важно.

Ученикам предлагается войти в описанные обстоятельства и в речевую роль и создать высказывание, учитывающее заданные компоненты. В риторических задачах обычно описываются близкие школьникам жизненные ситуации, но нередко предлагаются речевые роли более далекие – роль отца (матери), учителя, директора школы, президента и т.д. В риторических задачах описываемые события могут также происходить и в воображаемых странах, тогда в них действуют воображаемые герои, в частности, сказочные персонажи. От их имени дети приветствуют и благодарят, извиняются и просят и т.п. Таким образом, риторические задачи, которые практиковались еще в риторских школах Греции, учат гибкому, уместному речевому поведению, вырабатывают умение учитывать различные обстоятельства общения, что чрезвычайно важно для того, чтобы оно было эффективным.

Риторические игры в отличие от риторических задач содержат соревновательный элемент и предполагают определение победителя: кто(какая команда) веселее, смешнее расскажет, быстрее произнесет скороговорку, сочинит считалку и т.д. В отличие от словесных, речевых игр риторические игры строятся на материале программы по риторике и служат решению задач этого предмета.

Занятие по риторике имеет свою организационную специфику. Кроме запланированного программного материала, в него включаются как сквозные (но не обязательно все на каждом  занятии):

Пятиминутки речевой гимнастики: упражнения типа «Произнеси шёпотом, но отчётливо…», «Задули свечу» (для развития дыхания) ; «Пусть сейчас прожужжит жук: «Ж-ж-ж»; комар: «З-з-з»; «Вспомним грустные стихи. Кто почитает?» и т.д.

Ортологические разминки: упражнения на усвоение произносительных, словообразовательных и т.д. норм литературного языка;

Импровизационные задачи, т.е. неподготовленные диалоги и монологи, развивающие  спонтанную (неподготовленную) речь.

Эти сквозные виды работ, обеспечивая формирование определенных умений и навыков, позволяют переключить ребят с одного вида  деятельности на другой, снимают усталость. Поэтому, естественно, проводятся живо, на интересных примерах, с использованием различного рода мнемонических приёмов (особенно для усвоения норм), стихотворений, песенок и музыкального сопровождения.

Программа позволяет проводить обучение с использованием различных организационных форм работы (фронтальная, индивидуальная, работа в группах, в парах), эффективных методов обучения (методы постановки учебной проблемы, методы поиска решения).

Применяемые образовательные технологии:

- технология проблемно-диалогического обучения;

- формирование типа правильной читательской деятельности;

- проектная технология;

- технология оценивания образовательных достижений учащихся.  

Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа.

Программа рассчитана на детей в возрасте от 7 до 8 лет .Занятия проводятся 1 раз в неделю  с группой не менее 11 человек, продолжительность занятия 40 минут. В 1 классе в  год проводится 33 занятия.

На занятиях применяются  занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что интересно, доступно и  привлекательно для младших школьников.

Уровень результатов работы по программе.

В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности   оцениваются  по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями  как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть   в защищенной, дружественной социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Система отслеживания и оценивания результатов обучения.

Для отслеживания результатов  предусматриваются в следующие формы контроля:

Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);

Текущий:

-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

Итоговый контроль   в формах

-публичные выступления   ребёнка;

-участие в театрализованных представлениях, сценках, диалогах;

-иллюстрирование, выразительное чтение;

-сочинение  стихотворений, загадок, сказок, рассказов и т.д.

-решение риторических задач;

-знание норм поведения и умение их соблюдать (через наблюдения учителя  во внеурочное время).

Самооценка и самоконтроль, определение учеником границ своего «знания -  незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить  в ходе осуществления   деятельности.

Содержательный контроль и оценка  результатов  учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает  сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио.

Учебно – тематический план

№ № раздела

Тема раздела

Количество часов

Из них:

теоретические

практические

1

Общение

10

8

2

2

Речь устная и письменная

10

7

3

3

Текст

13

10

3

Итого

33

25

8

Содержание учебного предмета.

Общение (10 часов).

Значение речи в жизни человека, общества

Для чего люди общаются. Слово веселит, огорчает, утешает. С помощью слова люди могут договориться о выполнении совместной работы, организовать игру.

Речь устная и письменная. (10 часов)

Виды общения. Устное и письменное общение (чем различаются). Словесное и несловесное общение. Жесты, мимика, темп, громкость в устной речи.

Виды речевой деятельности.

Слушание. Правила для слушающего.

Говорение. Голос, его окраска, громкость, темп устной речи. Правила для собеседников. (Не говори долго; говори то, что хорошо знаешь и т.д.)

Письменная речь. Графическая структура письменного текста: шрифтовые выделения. (О чём нам говорят шрифт, иллюстрации.)

Словесная вежливость, речевой этикет. Способы выражения (этикетные формы) приветствия, прощания, благодарности, извинения. Правила разговора по телефону.

Текст.(13 часов)

Текст как смысловое и тематическое единство. Тема и основная мысль текста. Текст и заголовок текста. Ключевые (опорные) слова. Красная строка и абзацные отступы как смысловые сигналы частей текста.

Вывеска как информационный текст.

Приветствие, прощание, благодарность, извинение как разновидности текста (жанры). Этикетный диалог, его особенности (на примере разговора по телефону).

Разнообразие текстов, которые встречаются в жизни: скороговорки, чистоговорки, считалки, загадки; их произнесение с учётом особенностей этих текстов.

.

Календарно - тематическое  планирование

№ п/п

Тема

Форма          проведения

Дата

Общение (10часов)

1

Речь в жизни человека. Знакомство с учебной тетрадью.

Игра

03.09

2

Учимся вежливости. Приветствуем в зависимости от адресата, ситуации общения.

Разыгрывание ситуаций

10.09

3

Учимся вежливости. Приветствуем в зависимости от адресата, ситуации общения.

Разыгрывание ситуаций

17.09.

4

Вывески, их информационная роль.

Диалог

24.09

5

Слово веселит. Слово огорчает.

Дискуссия

01.10

6

Слово утешает. Удивляемся, радуемся, огорчаемся.

Дискуссия

08.10

7

Давайте договоримся

Игра

15.10.

8

Просьба.

Игра

22.10

9

Ответ на просьбу.

Игра

29.10

10

Игровой тренинг.

Инсценирование ситуаций вежливого поведения

12.11

Речь устная и письменная (10часов)

11

Говорим – слушаем, читаем – пишем.  

Диалог

19.11

12

Устная речь. Громко – тихо.

Разыгрывание ситуаций

26.11.

13

Быстро – медленно. Узнай по голосу.

Дискуссия

3.12      10.12

14

Правила разговора по телефону.                                                                                      

Разыгрывание ситуаций

10.12    17.12

15

Несловесные средства устного общения: мимика и жесты.                                                                                        

Игра

17.12    24.12

16

Несловесные средства устного общения: мимика и жесты.

Игра

24.12     29.12

17

Прощаемся в разных ситуациях общения

Разыгрывание ситуаций

14.01

18

Правила вежливого поведения во время разговора.

Диалог

21.01    28.12

19

Благодарим за подарок, услугу.

Разыгрывание ситуаций

28.01     04.02

20

Пишем новогоднюю сказку

Сказка

04.02    09.02

Текст (13часов)

21

Текст – что это такое

Диалог

18.02      25.02

22

Заголовки – отгадки

Диалог

25.02     28.02

23

Заголовки – названия

Диалог

04.03

24

От учтивых слов…

Игра

11.03

25

Очень важные слова.

Игра

18.03

26

Знакомые незнакомцы.

Ринг

01.04

27

Ключ к тексту (основная мысль текста).

Дискуссия

08.04

28

Оформление текста на письме.

Дискуссия

15.04

29

Знаки в тексте. Абзацы.

Диалог

22.04

30

Как построен текст.

Игра

29.04

31

Текст.

Диалог

06.05

32

Обращение

Диалог. Разыгрывание ситуаций

13.05

33

Обобщение. Сочиняем необычную историю про Красную Шапочку.

Инсценировка   сказки.

20.05

Ожидаемые результаты.

Умение анализировать и оценивать  общение и речь:

  • умение взаимодействовать с партнером общения, готовность понимать его мысли, чувства, ставить себя на его место, анализировать свое речевое поведение;
  • правильность речи (с точки зрения норм литературного языка); точность речи (наличие фактических ошибок);
  • особенности речевых жанров;

Умение общаться. Создавать тексты, речевые жанры в пределах, обозначенных в программе:

  • умение использовать адекватные приемы подготовки и средства общения, позволяющие автору успешно решать основную речевую задачу;
  • уместность использования несловесных средств общения – жестов, мимики, телодвижений, интонации в устных высказываниях;
  • умение общаться при решении риторических задач, разыгрывании этикетных диалогов, сочинении считалок,  сказочных историй;
  • ориентироваться в ситуациях общения, вступая в контакт и поддерживая его использовать уместные словесные и несловесные средства общения;
  • умение создавать ориентированные на адресат и на решение речевой задачи речевые жанры: этикетные диалоги, газетно-информационные жанры.

Владение простейшими коммуникативными компетенциями:

  • умение говорить и слушать;
  • способность сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе.

Ресурсное обеспечение реализации программы

Материально-техническое:

  • классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок;
  • настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок;
  • аудиоцентр/магнитофон;
  • мультимедийный проектор;
  • экспозиционный экран;
  • компьютер;
  • принтер лазерный;
  • ученические одно и двухместные столы с комплектом стульев;
  • стол учительский с тумбой;
  • шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Информационно – методическое:

1.   Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа/Под науч. ред. Д.И.Фильдштейна. изд. 2-е, доп. – М.: Баласс, 2011. – 400 с.

2.  Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст]: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения

3.   Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова  [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения)

Рекомендуемая литература.

Литература для учителя:

  1. Ладыженская Т.А. «Уроки риторики в школе» Книга для учителя  М.:Баласс, 2010 г.
  2. Ладыженская Т.А. и др. Детская риторика в рассказах и рисунках. 1, 2, 3, 4 класс. Методические рекомендации. Изд. 2-е, перераб. - М.: «Баласс», 1998г.
  3. Авторская программа: Детская риторика /Т.А. Ладыженская:  – Москва, БАЛАСС, 2009.
  4. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст]: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения)
  5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения)
  6. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа/Под научн. ред. Д.И.Фельдштейна. изд. 2-е, доп. – М.: Баласс, 2009. – 400 с.
  7. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова  [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения)

Литература для учащихся:

  1. Ладыженская Т.А. «Детская риторика. В рассказах и рисунках» Учебная тетрадь для 1, 2, 3, 4 класса М.:Баласс2010 г.
  2. Мишакина Т.Л, Ермолаева В.Г. «Тренажёр по развитию речи в начальной школе. Учимся понимать пословицы»  Ювента,2008 г.-48с.
  3. Шарова И.Ш. «Развиваем речь, или маленький оратор» Школа развития,  Феникс, 2008 г.-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КТП-Риторика-4 класс

Риторика (34 ч) Программа общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4), 2ч.,  М.: Просвещение,2002г.  . Учебно-методический  комплект:-Ладыженская Т. А. Детская рито...

Рабочая программа по детской риторике 4 класс по программе Ладыженской Т.А.

Рабочая  программа  по  риторике для  4 класс  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...

Рабочая программа по риторике 3 класс

Разработана  на основе  примерной  типовой  программы по риторике  в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования ,на осно...

Пояснительная записка к рабочей программе по риторике 2 класс

Пояснительная записка составлена к рабочей программе по риторике 2 класс в соответствии ФГОС....

Презентация к занятию по риторике № 2. Чему учит наука риторика

Риторика 2 класс. Занятие № 2. Тема: Чему учит наука риторика...

Презентация к занятию по риторике № 3. Надо ли учиться риторике (2 класс)

Презентация к занятию по риторике № 3. Надо ли учиться риторике (2 класс)...