олимпиады по всем предметам 4 класс
олимпиадные задания (4 класс) на тему

Косарева Вера Александровна

олимпиады

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon olimpiady_4_klass.doc131 КБ

Предварительный просмотр:

4 класс

Олимпиадные задания по математике

  1. Задания, оцениваемые в три балла.

  1.   По какому правилу можно получить последующее число, зная предыдущее? Продолжи ряд на три значения.

1, 2, 4, 7, 11, 16, 22, , …, …

1.2 Запиши в свободных клетках числа: 4, 5, 6, 7. 8, 9 так, чтобы сумма чисел в каждом ряду и каждом столбце равнялась пятнадцати.

1

3

2

  1.    Вместо звездочек поставь цифры.

*

3

*

+

3

*

3

*

0

0

0

7

*

х

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

*

9

6

9

*

*

*

7

1.4  Поставь знаки и скобки, если надо:

9 … 9 … 9 =162                   9 … 9 … 9 = 0

9 … 9 … 9 =  90                   9 … 9 … 9 = 72

  1. … 9 … 9 = 9                    9 … 9 … 9 = 729

                            2.  Задания, оцениваемые в четыре балла.

2.1  В двузначном числе 5 десятков. Между цифрами этого числа вписали 0. Насколько полученное трехзначное число больше первоначального двузначного?

  1.  Человек говорит: «Я прожил 44 года, 44 месяца, 44 недели, 44 дня и 44 часа». Сколько лет этому человеку?

  1. На листе бумаги прямоугольной формы длиной 12 см и шириной 5 см нарисован черный квадрат, сумма длин сторон которого 20 см. найдите площадь белой части листа.

  1.  Найди периметр прямоугольника, состоящего из трех квадратов. Сторона одного квадрата 6 см, а двух других квадратов по 3 см.

                  3. Задания, оцениваемые в пять  баллов.

3.1  На две стройки отправили 100 одинаковых ящиков с гвоздями. Когда на обеих стройках израсходовали 600 кг гвоздей, на первой осталось 40 ящиков, а на второй 30 ящиков. Сколько кг гвоздей было отправлено на две стройки сначала?

3.2  Две бригады посадили 220 яблонь. Первая бригада сажала в день по 40 яблонь, вторая – 50. Вторая бригада начала работу на один день позже, чем первая бригада. Сколько всего яблонь посадила первая бригада?

3.3 Расстояние между противоположными берегами озера 18 км. От одного берега к другому отошел катер, который проходит 3/10 этого расстояния за 20 минут. Одновременно навстречу ему вышел другой катер. Какова его скорость, если до встречи он шел 36 минут?

3.4 Мышке до норки 20 шагов. Кошке до мышки 5 прыжков. Пока кошка совершит один прыжок, мышка сделает 3 шага, а один кошачий прыжок равен 10 мышиным шагам. Догонит ли кошка мышку?


Порядок оценивания олимпиадной работы по математике 4 класс, II  тур.

Максимальное количество баллов за работу 48. Время выполнения работы 1,5 часа.

Задания 1.1, 1.2, 1.3, 1.4 оцениваются в три балла, если выполнены безошибочно.

  1. Ответ: 1, 2, 4, 7, 11, 16, 22, 29, 37, 46.

За каждую ошибку снимается 1 балл.

1.2 Ответ:

6

1

8

7

5

3

2

9

4

1.3 Ответ: 

6

3

7

+

3

6

3

1

0

0

0

7

9

х

1

1

1

7

9

7

9

7

9

8

7

6

9

6

9

6

8

8

7

  1.   Ответ:

(9 + 9) ∙ 9 =162                 (9 – 9) ∙ 9 = 0

9 ∙ 9 + 9 =     90                  9 ∙ 9 - 9 = 72

9 ∙ 9 :  9 = 9                         9 ∙9 ∙9 = 729

За каждый правильно решенный пример начисляется 0,5 балла.


Задания 2.1, 2.2, 2.3, 2.4 оцениваются в четыре балла, если выполнены безошибочно с четким объяснением.

Правильный ответ с нечетким объяснением – 3 балла.

Одно решение – 2 балла.

2.1 Ответ: 450.

Возможный ход рассуждения: 5 десятков – это 50. После того, как между цифрами этого числа вписали 0, стало 500. Полученное трехзначное число больше первоначального двузначного на 450, т.к. 500-50=450.

2.2 Ответ: 48 лет.

Возможный ход рассуждения: 44 месяца – это 3 года и 8 месяцев; 44 недели – это 11 месяцев; 44 дня – это 1 полный месяц. Поэтому, 44 года + 3 года и 8 месяцев + 11 месяцев + 1 месяц, получается 48 лет и 8 месяцев.

2.3  Ответ: 35 кв. см

Возможный ход рассуждения: чтобы узнать площадь белой части листа, надо знать площадь всего листа и площадь, которую занимает черный квадрат.

12 ∙ 5 = 60(кв. см) – площадь листа бумаги.

20 : 4 = 5 (см) – сторона квадрата.

  1. ∙ 5 = 25 (кв. см) – площадь черного квадрата.

60 – 25 = 35 (кв. см) – площадь белой части листа.

2.4   Ответ: 30 см периметр прямоугольника.

Возможный ход рассуждения: если сторона самого большого квадрата равна 6 см, то и ширина прямоугольника тоже 6 см. Тогда длина стороны прямоугольника состоит из двух сторон квадратов: 6 см + 3 см = 9 см. Чтобы найти периметр, надо: (6 + 3)  ∙ 2 = 30 см.

Задания 3.1, 3.2, 3.3, 3.4 оцениваются в пять баллов, если выполнены безошибочно, решение записано с пояснением.

Правильное решение без пояснения – 4 балла.

Правильная идея в ходе решения, но ошибка в реализации – 2 балла.

Лишь элементы правильного подхода к задаче – 1 балл.

3.1 Ответ: 2000 кг гвоздей было отправлено на две стройки сначала.

40 + 30 = 70 (ящ.) – осталось на обеих стройках.

100 – 70 = 30 (ящ.) – израсходовали всего на обеих стройках.

600 : 30 = 20 (кг) – в одном ящике.

100 ∙ 20 = 2000 (кг) - гвоздей было отправлено на две стройки сначала.

3.2 Ответ: 120 яблонь посадила первая бригада.

220 – 40 =180(ябл.) – осталось посадить, т.к. вторая бригада начала на 1 день позже.

40 + 50 = 90 (ябл.) – сажали всего в день.

180 : 90 = 2 (д.) – сажали яблони обе бригады вместе.

50 ∙ 2 = 100 (ябл.) – посадила 2 бригада.

40 ∙ 2 + 40 = 120 (ябл.) – посадила 1 бригада.

3.3  Ответ: 230 м/сек скорость второго катера.

18 км = 18000 м

18000 : 10 ∙ 3 = 5400 (м) – прошел 1 катер.

5400 : 20 = 270 (м/сек) – скорость 1 катера.

18000 : 36 = 500(м/сек) – скорость сближения.

500 – 270 = 230(м/сек) – скорость 2 катера.

3.4  Ответ: не догонит.

Учащийся может объяснить ответ, показав, как он рассуждал. Или записать решение с пояснениями.

  1. Пока кошка делает 5 прыжков, мышка успевает от нее удалиться на 15 шагов. Кошке приходится делать еще один прыжок, мышка удаляется еще на 3 шага. Между кошкой и мышкой расстояние становится равным 8 мышиным шагам. Пока кошка делает последний прыжок, который равен 10 мышиным шагам, мышка успевает спрятаться в норке.
  2. 5 прыжков – это 50 мышиных шагов.

50 + 20 = 70(ш.) – от кошки до норки.

70 : 10 = 7 (пр.) – надо сделать кошке.

7  ∙ 3 = 21 (ш.) – успевает сделать мышка.

Так как до норки 20 шагов, то последний шаг мышка делает в норке, а значит, кошка ее не догонит.


4 класс

Олимпиадные задания по окружающему миру

  1. Блиц – турнир. Ответь на вопросы одним словом:

  1. Кто трижды меняет облик, когда рождается, прежде чем стать взрослым?
  2. Моря, какого  из океанов не омывают берега России?
  3. В это озеро впадает 336 рек, а вытекает всего лишь одна – Ангара. Что это за озеро?
  4. В какой природной зоне можно увидеть деревья высотой по колено, толщиной с карандаш?
  5. Это насекомое «поет» крыльями, а слушает ногами.
  6. Какой город в России имеет название птицы?

  1. Прочитай текст. Определи, сколько в нем допущено фактических ошибок. Укажи их количество. Объясни в чем ошибка.

Зимний день.

Тихо зимой в лесу. И только кое-где слышны голоса синиц и скворцов. Накануне выпал снег. Поэтому хорошо были видны следы животных. Вот пробежал заяц.  А это чьи следы?

-Это, наверное, следы ежа,- сказал Павел.

Неожиданно мы вышли к опушке, где росли одинокие лиственницы. Зелёная хвоя на них выглядывала из-под снега.

-Что-то не видно белок, - сказал Павел.

-А ты что не знаешь, что белки зимой спят? – вдруг сказала Маша.

Подходя к полю, мы увидели много звериных следов возле стога сена. «Наверное, это волк ловил мышей в сене»,- сказал кто-то. Через несколько минут мы уже сидели в вагоне, поезд набирал скорость. Немного усталые, но довольные, мы подъезжали к городу.

  1. Собери из букв 6 названий рек России (буквы можно использовать несколько раз):

Н И Л В О Г А Б Ь Е С Й Д М У Р

  1. Подумай, о каком животном идет речь? Подчеркни те слова и сочетания слов, которые помогли тебе догадаться.

Эти существа можно встретить не только в лесу. Свой дом они строят сообща. У них хорошо развита сигнализация, разделение труда, существует определенный распорядок жизни…  Место для дома они  выбирают сухое и теплое, с южной стороны дерева или в почве. Они приносят большую пользу лесу и полю тем, что уничтожают вредных насекомых. За день одна такая колония уничтожает килограмм вредящих лесу насекомых. Они разносят семена растений, проделывают подземные ходы, способствуя вентиляции почвы. Их надо охранять от разорения.

  1. Найди лишнее в каждой строке, выпиши и объясни, почему лишнее:
  • Лягушка, еж, комар, сыроежка, дятел.
  • Лист, почва, стебель, плод, корень.
  • Гнездо, нора, курятник, берлога, муравейник.
  • Синица, соловей, лебедь, дрозд, ласточка.
  • Гранит, каменный уголь, полиэтилен, торф, природный газ.
  1. Где дом названных ниже животных?
  1. Большой пестрый дятел - __________.
  2. Клопы – водомерки - ________.
  3. Кобылка - _______.
  4. Дождевой червь - __________.

Слова для справок: почва, деревья, вода, травы.

  1. Продолжи предложение. Поджигая сухую траву на лугах, мы …
  • даем расти молодым побегам.
  • наносим непоправимый вред всему сообществу.
  • восстанавливаем природное равновесие.

Порядок оценивания олимпиадной работы по окружающему миру 4 класс, II  тур.

Максимальное количество баллов за работу 28. Время выполнения работы 45 мин.

Задание 1.

Каждый правильный ответ оценивается в 0,5 балла. Максимальное количество баллов – 3.

Ответы:

  1. Многие насекомые, например, бабочка.
  2. Индийского.
  3. Байкал.
  4. В тундре.
  5. Кузнечик.
  6. Орел.

Задание 2.

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов – 5.

Ответы:

  1. Скворцы – перелётные птицы, зимой их не бывает.
  2. Ежи зимой впадают в спячку.
  3. Зимой на лиственнице не бывает хвои. Она опадает осенью.
  4. Белки не спят зимой.
  5.  «Мышкуют» в сене не волки, а лисы.

Задание 3.

Каждый правильный ответ оценивается в 0,5 балла. Максимальное количество баллов – 3.

Возможные варианты ответа:

Волга, Обь,   Енисей, Лена, Дон, Амур, Нева, Онега, Ладога, Десна, Урал, Двина  и др.

Задание 4.

Максимальное количество баллов – 5, если ответ дан безошибочно, с пояснением.

Правильный ответ без пояснения – 4 балла.

Ответ: муравьи.


Задание 5.

Максимальное количество баллов – 5. Каждый ответ оценивается в 1 балл, если ответ дан безошибочно, с пояснением.

Правильный ответ без пояснения – 0,5 балла.

Ответ:

  • Сыроежка – это не животное, а гриб.
  • Почва – это не часть растения.
  • Курятник – это  жилище для домашней птицы, которое строит человек.
  • Синица – не перелетная птица.
  • Полиэтилен – это не полезное ископаемое.

Задание 6.

Каждый правильный ответ оценивается в 0,5 балла. Максимальное количество баллов – 2.

Ответ:

  1. Большой пестрый дятел – на деревьях.
  2. Клопы – водомерки – в воде.
  3. Кобылка – в траве.
  4. Дождевой червь – в почве.

Задание 7.

Максимальное количество баллов – 5, если ответ дан безошибочно, с пояснением.

Правильный ответ без пояснения – 4 балла.

Ответ: Поджигая сухую траву на лугах, мы наносим непоправимый вред всему сообществу.


4 класс

Олимпиадные задания по русскому языку

  1. Задания, оцениваемые в три балла.

1.1 Объедини в группы следующие термины. Каждой группе дай название.

        Существительное, корень, подлежащее, прилагательное, глагол, окончание, сказуемое, приставка, наречие, местоимение, дополнение, суффикс, определение, основа, обстоятельство.

1.2. Поставьте существительные в форму множественного числа:

Трактор, доктор, шофер, сторож.

1.3 Запишите 3 имени существительных, которые не изменяются по падежам.

  1. Задания, оцениваемые в четыре балла.

  1.  Запишите им. существительные в форме родительного падежа множественного числа:

Помидор, теленок, сапог, носки, яблоко, метла, копна, килограмм.

  1.   Собери и запиши слово из указанных в скобках частей слов:
  1. Преподносить (корень), терпеливый (суффикс и окончание), выписать (приставка).

  1. Снежинка (корень), подъехал (приставка), лесник (суффиксы), ученики (окончание).

  1. Переполненный (корень), значительный (суффиксы и окончание), исключительный (приставка).

2.3  Замени фразеологизмы глаголами:

Бить баклуши –

Витать в облаках –

Морочить голову –

Зарубить на носу –

Держать язык за зубами –

                                                           Задания, оцениваемые в пять  баллов.

  1.  Определить род имен существительных:

             Туфли, манжеты, тюль, кофе, какао.

 

  1.  Исправь речевые ошибки.

Проливной дождь шел обратно.______________________________________________________

Настя одела на праздник красивое платье._____________________________________________

У Юры жил молодой котенок._______________________________________________________

Максим Петрович забуксовал в колее.________________________________________________

Повар посолил суп солью.__________________________________________________________

  1. Подбери нужные слова, и вы узнаете, какие буквы скрываются за цифрами. Если сделаете это правильно, то цифры заговорят, в них зашифрована народная пословица.

1.Недалеко от нашего дома находится небольшой 7, 2,3,1, где мы любим купаться.

 2.Многие птицы улетают 8, 13, 16, 9, 5, 11 в теплые края.

 3.Все 2. 16, 15, 6, 12, 10 из нашего класса пошли на экскурсию на автомобильный 4, 10, 14, 8, 1.  

 4. 9 мая наш 9, 10, 2, 8, 1 отмечает День Победы.

С помощью этих цифр прочитайте и запишите пословицу:

1,2,3,4,5,6                  7,8,9,10,11,12,13,6     14       15,16,1,16.


                                   Порядок оценивания олимпиадной работы по русскому языку

  1. класс, II  тур.

Максимальное количество баллов за работу 36. Время выполнения работы 1 час.

Задание 1.

Максимальное количество баллов за безошибочное написание диктанта – 20. За каждую ошибку, допущенную в диктанте, снимается один балл.

Задания 2.1, 2.2, 2.3, оцениваются в три балла, если выполнены безошибочно. За каждую ошибку снимается 0,5 балла.

2.1 Ответ:

Части слова: корень, окончание, приставка, суффикс, основа.

Части речи: существительное, глагол, наречие, местоимение, прилагательное.

Члены предложения: подлежащее, сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство.

2.2 Ответ:

Трактор - тракторы, доктор - доктора, шофер - шоферы, сторож - сторожа.

2.3 Ответ: пальто, кино, кофе, шоссе, кашне и т.д.

Задания 3.1, 3.2, 3.3, оцениваются в четыре балла, если выполнены безошибочно. За каждую ошибку снимается 0,5 балла.

3.1 Ответ:

Помидор - помидоров, теленок - телят, сапог - сапог, носки - носков, яблоко - яблок, метла - метел, копна – копен, килограмм – килограммов.

3.2 Ответ: выносливый, подснежники, исполнительный.

3.3 Ответ:

Бить баклуши – бездельничать.

Витать в облаках – мечтать.

Морочить голову – хитрить, обманывать.

Зарубить на носу – запомнить.

Держать язык за зубами – молчать.

Задания 4.1, 4.2, 4.3, оцениваются в пять баллов, если выполнены безошибочно. За каждую ошибку снимается один балл.

4.1 Ответ:

Туфли – ж. р., манжеты – ж. р., тюль – муж. р., кофе – муж. р., какао – ср. р.

4.2 Ответ:

Проливной дождь шел до самого вечера.

Настя надела на праздник красивое платье.

У Юры жил совсем маленький котенок.

Машина Максима Петровича застряла в колее и буксовала.

Повар посолил суп.

4.3 Ответ: Друзья познаются в беде.


4 класс

Олимпиадные задания по литературному чтению

  1. На уроках литературного чтения вы изучаете различные произведения. Из каких произведений эти отрывки? Запишите автора,  название, укажите жанр.
  • Жили – были старик со старухой. И была у них внучка Машенька. Пошла она однажды в лес за ягодами, да и заблудилась. Шла – шла и вышла к избушке, а в избушке жили…

  • …Вырос Добрыня до полного возраста. Пробудились в нем ухватки богатырские. Стал Добрыня Никитич на добром коне в чисто поле поезживать да змеев резвым конем потаптывать.

  • Задремали звезды золотые,

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

  • Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука.

  • Дагни вздохнула и протянула Григу корзину. Она действительно была тяжелая. В еловых шишках много смолы, и поэтому они весят гораздо больше сосновых… «Я напишу музыку, - решил Григ. – На заглавном листе я прикажу напечатать: «Дагни Петерсон – дочери лесника Хагерупа Педерсона, когда ей исполнится восемнадцать лет».

  1. Что означают слова – архаизмы? Подберите к ним по одному синониму.

Око, чело, уста, перст, палица, рать.

  1. О ком из перечисленных авторов можно сказать, что он выдающийся русский писатель, поэт, баснописец, драматург и публицист?

А.С. Пушкин, И.А. Крылов, С.В. Михалков, С.Я. Маршак, Б.В. Заходер.


  1. Прочитай произведения фольклора и укажи их жанры.

  1. Сшит колпак, да не по-колпаковски.

  1. Смелый там найдет, где робкий потеряет.

  1. Рыжий – красный – человек опасный.

  1. Семь пятниц на неделе.

  1. Один болтун,

другой едун,

два брата видаки,

а два слышаки,

два бегуна,

да два брата ухвати.

  1. Соедини линией фамилию автора и его псевдоним:

Д.И. Ювачев                                       Чуковский К. И.

Самюэль Ленхорн Клеменс             Даниил Хармс

Н.В. Корнейчуков                               Марк Твен

А.А. Перовский                                   Саша Черный

А.М. Гликберг                                     Антоний Погорельский    

  1. Вспомни, героям, какой сказки понадобился этот предмет. Соедини название предмета и название сказки.

зонтик                                                «Дикие лебеди»

санки                                                  «Стойкий оловянный солдатик»

скорлупа грецкого ореха              «Оле - Лукойле»

крапива                                              «Снежная королева»

бумажный кораблик                       «Дюймовочка»

  1. Вспомни жанровые особенности сказки. Перескажи Басню И.Крылова «Ворона и лисица» в жанре сказки.

Порядок оценивания олимпиадной работы по литературному чтению  4

класс, II  тур. Максимальное количество баллов за работу 41. Время выполнения работы 1 час.

Задание 1.

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов – 5.

Ответы: русская народная сказка «Три медведя», былина «Добрыня и змей», стихотворение С. Есенина «С добрым утром!», басня И.А. Крылова «Лебедь, щука и рак», рассказ К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками».

Задание 2.

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов – 6.

Ответы: Око - глаз, чело – часть лица над глазами, лоб, уста - губы, перст - палец, палица - дубина, рать - войско.

Задание 3.

Данное задание оценивается в пять баллов.

Ответ: С.В. Михалков.

Задание 4.

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов – 5.

Ответы: скороговорка, пословица, дразнилка, поговорка, загадка.

Задание 5.

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов – 5.

Ответы: Д.И. Ювачев -    Даниил Хармс,    Самюэль Ленхорн Клеменс  -    Марк Твен, Н.В. Корнейчуков -  Чуковский К. И., А.А. Перовский - Антоний Погорельский,    А.М. Гликберг -  Саша Черный.

 

Задание 6.

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов – 5.

Ответы:   зонтик   -    «Оле - Лукойле», санки -   «Снежная королева»,    скорлупа грецкого ореха - «Дюймовочка», крапива - «Дикие лебеди», бумажный кораблик - «Стойкий оловянный солдатик».

Задание 7.Максимальное количество баллов – 10. Оценивается использование жанровых особенностей сказки, выразительность, оригинальность.

                                                                                                                   

                                       

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование по всем предметам 4 класс УМК "Гармония"

Календарно- тематическое планирование по всем предметам за 4 класс по УМК "Гармония"...

Тесты по всем предметам для 4 класса

Тесты для итоговой аттестации по математике, по русскому языку и окружающему миру для 4 класса....

Рабочая программа для 1 класса в соответствии с ФГОС по всем предметам УМК "Планета Знаний".

Рабочая программа для 1 класса в соответствии с ФГОЧ по программе "Планета Знаний"....

Рабочая программа для 1 класса в соответствии с ФГОС по всем предметам УМК "Планета Знаний".

Рабочая программа для 1 класса в соответствии с ФГОС по всем предметам УМК "Планета Знаний"....

Готовые тематические планирования по всем предметам 3 класс УМК Гармония

Готовые тематические планирования по всем предметам 3 класс УМК Гармония...

Рабочие программы по всем предметам для 3 класса.

Программы и КТП (базовый уровень)....