Живи и помни
классный час на тему

Плужникова Мария Ивановна
Расширение знаний учащихся о героях–земляках, знакомство ребят с героическими, боевыми и трудовыми делами старшего поколения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

Живи и помни

Плужникова Мария Ивановна

учитель начальных классов

МБОУ Староюрьевская сош

учебный корпус 2

                             

2015 год

        

 

  Цели и задачи:

расширение знаний учащихся о героях–земляках;                                                       знакомство ребят с героическими, боевыми и трудовыми делами                        старшего поколения;

воспитание патриотических качеств, любви и уважения к Родине                                            и гордости к тем, кто отдал жизнь за прекрасное будущее;

показать нравственную позицию   Александры Сергеевны в деле служения Отчизне, как пример для подражания;

сохранить память о славном прошлом нашего народа;

развивать и укреплять связь поколений;

воспитывать у учащихся высокое чувство ответственности и любви к     Родине.  

    Оформление, оборудование,:

              Плакат с надписью «Живи и помни»

              Выставка книг «Тамбовцы – участники Великой Отечественной      

               войны»

               Стенгазета: «9 мая – День Победы»

               Презентация «Застыл солдат у школьного порога…»

               Выставка сочинений учащихся «Мои земляки-солдаты ушедшего     века»                                      

    Подготовительная работа:

 Создание и деятельность творческих групп по подготовке и проведению музейного урока, включающего в себя следующие странички:

- архивная;

- литературно-музыкальная;

- документальная.

Учитель:  Много прекрасных мест на земле, но каждому особенно дорог его родительский дом, тот уголок на земле, где он рос, где прошло его детство. При слове «Родина» мы вспоминаем леса и перелески, золотые поля и бескрайние степи, тихую речку с белыми розетками кувшинок. Наша Родина – земля Тамбовская. Неотделимы друг от друга понятия Родина и Природа, они навсегда переплелись в нашем сознании, в нашей памяти. Стихи местной поэтессы Н.Цуриковой проникнуты любовью к природе нашего края и вдохновляют нас беречь и охранять природу.

 (Исполняется песня «Лесной Воронеж» сл. и муз. Н. Цуриковой стр. 44 в книге «Останется память»).

Учитель:  Не только вся природа в целом, но и отдельные её компоненты могут иметь для нас очень большое значение.

  (На фоне презентации «Березовая Русь» и  мелодии песни «Березы» из к/ф «Участок» звучат слова).

 Для русского человека нет роднее дерева, чем берёза. Сколько песен, сказок, стихов сложено про неё! Белоствольная красавица щедро поила людей своим соком, лечила от недугов, верно хранила девичьи тайны, собирала в праздники на веселье молодежь. Берёза делила с народом радость и грусть в мирное время, разделила она и тяготы войны.

   Учитель: Тихо стоят березы у солдатских могил. Как много они могли бы рассказать о страшной трагедии Великой Отечественной войны. Лучших свидетелей не найти.

  Чтец 1: И.Светличный «Ты ее увидишь – и забьется сердце…Сколько о березе сложено стихов!..»

 (Звучит тихая спокойная музыка, на экране показ фотомонтажа «Никто не забыт, ничто не забыто», Вечный огонь на Красной площади, обелиск Скорбящая Мать в с. Староюрьево, обелиски погибшим воинам, установленным в селах Староюрьевского района, Мамаев Курган – памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы и др.)

 Учитель:  В России издавна существует обычай: над могилой погибшего воина сажать березу, чтобы его жизнь продолжалась в зеленом  дереве. Стоят три березки у вечного огня во многих уголках России, низко склонив свои головы перед подвигом каждого четвертого россиянина, погибшего во время Великой Отечественной войны.

Чтец 2: Стихотворение «Березки» из книги Н.Цуриковой «Быстроногое время» стр.11.

Учитель: Невозможно представить нашу Родину без березовых рощ. Полстраны украсила белоствольная  красавица. Удивительная красота и чистота, простота и теплота соединились в ней. В дни военных испытаний береза волновала сердца и поднимала в душе великую любовь к отчему краю. Вселяла веру в победу.

Учитель: Мы, граждане третьего тысячелетия, обязаны помнить о тех, кто ценой жизни завоевал покой и счастье мирных дней. И сегодня наш рассказ о выпускнице нашей школы Стребковой Александре Сергеевне, участнице Великой Отечественной войны.

Учитель: 17 мая 1942 год…. Эту дату Александра Сергеевна помнила до конца своих дней, так как ровно через три дня их, юношей и девушек 19-20 лет, отправляли на фронт. Всего в этот день ушло 170 человек. Село редело с каждым днем…. Состав тронулся, а вслед за последним вагоном бежали их матери, рыдая, падали на рельсы. Как это страшно: проводить на фронт свое дитя.

 Находясь в учебке г.Уразово Харьковской области, Шура получила военную специальность – шофер-лаборант и попала в аэрофотослужбу. Лётчики совершали отчаянные вылеты, делали снимки вражеских укреплений. А бойцы аэрофотослужбы готовили карты для нападения.

Учитель: Рота, в которой служила Стребкова А.С., летом 1942 года выполняла боевое задание в Сталинграде. Прибыв на место, командир роты Корнеев Иван Дмитриевич приказал поставить машину в овраг, чтобы фашисты не смогли их заметить. За оврагом на пригорке была березовая роща. Совсем рядом протекала Волга.

Учитель: Бойцы послали Александру за водой. Сталинградская земля была перепахана снарядами. То там, то здесь слышались разрывы бомб. Вода в Волге была красной от крови. Горели не только вода и земля, но и небо. Вражеский подбитый самолет летел прямо на их расположение. Внезапный удар и взрыв. Вздыбилась земля, дымились камни, плавился металл. Каждый метр земли был истерзан пронесшимся железным ураганом.

(На экране военные фото Стребковой А.С. и Петра Ксенса)

Учитель: В этом бою из 12 человек в живых остались Александра Сергеевна и шофер Петр Ксенс. Машины все погорели, слезы горькие, соленные текли по щекам этих двух людей, чудом спасшихся.

Учитель:  Вдруг взгляд Шуры упал на пригорок. Среди кромешного кровавого ада, где с неистовой силой бушевали огонь и железо, где все было попрано смертью, на пригорке, как и утром, стояла и тихо светилась в сумерках березовая роща. Три березы были перебиты от взрыва, некоторые имели в себе следы стали и свинца. Но, не смотря на это, березовая роща в таком жестоком бою, как святая, выжила. Сама природа поставила ее здесь для украшения, и, значит, сама природа даровала ей жизнь.

Учитель: Александра Сергеевна несколько секунд не отрывала от березовой рощи очарованного взгляда. Затем она поднялась на пригорок, подошла к березе и обняла её. Слезы падали на белый ствол и вспоминался ей в этот момент отчий край, её родные.

Чтец 3:  Староюрьево родное -                

               Край берёз и тополей,                              

               Синих рек, садов цветущих.                    

               Краше нет тебя, милей.

               Я люблю твои рассветы, пенье соловья.

             Широту полей раздольных, где растут хлеба.

             По сердцу мне наши люди полные добра,

                            Что живут, со мною рядом радость всем, даря.

                   И куда б я не попала, где бы ни была

                   Буду помнить непременно трели соловья.        

                   Аромат цветов душистых, льющийся с лугов.

                   И закат, крадущий солнце, в тёплый вечерок.  

                                                                                  (Куликова Анна)                                                      

Учитель: Командование наградило Александру Сергеевну медалью «За оборону Сталинграда». После Сталинграда была Курская дуга. Она попала во вновь сформированную роту и снова выполняла боевые задания. Роте было присвоено гвардейское звание. Стребкова А.С. награждена гвардейским знаком «Гвардия».

Учитель: Эта удивительная женщина, которая свою чашу горя выпила до дна, но не сломалась. Она победила смерть и вернулась в родные края.  В память о погибших фронтовых друзьях под окнами своего дома Александра Сергеевна посадила березки – символ бессмертия.

Чтец 4: Стихотворение «Где-то бродит память» из книги Н.Цуриковой «Закат над полем» стр.15.

На фоне мелодии песни «Растет в Волгограде березка» сл. М.Агашиной, муз. Г.Пономаренко звучат слова:

Учитель: Ты тоже родился в России,

                  Краю полевом и лесном.

                  У нас в каждой песне – береза,

                   Береза под каждым окном.

Эти строки из песни «Растет в Волгограде березка» сл. М.Агашиной, муз. Г.Пономаренко. Интересна  история создания песни. (Рассказ ученика).

Чтец 5:  Отрывок из стихотворения «Солдаты страны» в книге Н.Цуриковой «Останется память…» стр.8.

Учитель: Хорошая традиция есть у нашего народа: сажать в честь погибших парки и аллеи.

(На экране фото аллеи в с.Новиково, фото берез около нашей школы).

 Растут деревья как продолжение жизни тех, кто отдал её за мирный шепот лесов, чистое небо над головой, счастливое будущее нынешнего и будущего поколений!

 (Одновременно: презентация «Березовая Русь», девочки в русских сарафанах исполняют танец с веточками березы под мелодию песни «Во поле береза стояла» и слова ведущих).

Чтец 6:  Береза – символ России, нашей Родины.      

                  И быть ей на наших просторах вечно,                                      

                  потому что вечен наш народ и земля русская!                

                 «Россия» - шепчут мне березки,                                                        

                 «Россия» - шепчут камыши,

                 «Россия» - ключ журчит в ложбинке,

                   И я им тихо вторю: «Русь!»

Чтец 7: Мне не трудны твои нагрузки:

                  Я в поле рос, я чубом рус,

Вместе:     И я люблю тебя по-русски,

                   Моя березовая Русь!

Учитель: Среди наших выпускников есть те, кто не вернулся с полей сражений Великой Отечественной войны. В ходе поиска мы выяснили их фамилии, имена. Их 12.

 (На экране список погибших с фотографиями).

 Почтим память не вернувшихся с войны минутой молчания.

(После праздника сажаются 12 берез – как символ бессмертия выпускников школы, не вернувшихся с войны).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Я помню! Я горжусь! И этим я живу!

В презентации рассказывается о памятниках героям ВОВ г. Луховицы....

Методическая разработка занятия по нравственному воспитанию "Мы живы, пока помним!"

Мероприятие  рекомендовано для учащихся 3-4 классов. Проведено в форме устного журнала, который состоит из трех страниц:1. А завтра была война.2. Блокадный Ленинград3. Наши родственники в годы во...

Статья " Пока мы помним, мы живем"

В статье указаны материалы детей о своих героических предках, о работе и о памяти о них...

Книга памяти"Пусть помнят живые, пусть знают потомки."

В этой  той  книге собраны творческие и исследовательские работы школьников и их педагогов, детские рисунки,стихи, посвященные  войне....

Социально-значимый проект "Живи и помни" посвящён 70-летию Победы в Великой Отечественной войне

Аннотация проектаИстория России знала немало войн. Самая страшная, кровопролитная, самая определяющая для судеб мира - война 1941 - 1945 годов. Победа в Великой Отечественной войне явила всему миру не...

Проект «Аллея Славы» Тема: «Защитникам Отечества нашим землякам посвящается. Подвиг Ваш бессмертен Пока живем – помним» Подготовила учитель 4 «Б» класса МБОУ «СШ № 4» г. Ачинска Пучкова О. В.

Проект «Аллея Славы»Тема: «Защитникам Отечества нашим землякам посвящается. Подвиг Ваш бессмертенПока живем – помним» Подготовила  учитель 4 «Б» классаМБОУ «СШ № 4» г. Ачинска...

Классный час "Живу и помню"

Сценарий классного часа с презентацией.  Полностью скачать материал можно перейдя по ссылке https://yadi.sk/d/pVZqF8gREDr34...