Цветочная почемучка
методическая разработка на тему

Игра-путешествие в мир цветов для детей начальной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra-puteshestvie.docx53.49 КБ

Предварительный просмотр:

              Комитет   по   образованию  город  Майкоп

                                                            Разработала  и  провела

                                                    учитель  начальных  классов

                                                   МБОУ «НОШ № 33»

                                                    Золотухина  Марина   Анатольевна  

                                МАЙКОП  2014

        Игра – путешествие « Цветочная  почемучка»

Цель:   -  Пополнить знания детей интересными сведениями о цветах,          окружающих нас;

-Познакомить с легендами о цветах и их лекарственными свойствами;

-Продолжить воспитание уважительного отношения к природе, соблюдать экологические нормы.

Оборудование:   плакат» Царство цветов», цветы для оформления зала,

          трон для царицы Розы, костюмы цветов или шапочки цветов, картинки

          с изображением цветов, призы победителям

                                   Ход  мероприятия

        Ведущий:   Дорогие ребята! Вы попали в царство Цветов. Народная мудрость гласит: «Кто выращивает цветы, тот приносит радость себе и людям». Живя на земле, мы постоянно должны помнить об охране природы, о приумножении естественных богатств.

         Мир цветов таинственен и чудесен. Тысячи видов их еще украшают

нашу планету, и ярчайшим проявлением любви к ним разных народов издавна являлись праздники цветов.

          В древней  Греции устраивались праздники в честь гиацинтов и лилий, в  Англии- в честь незабудок, анютиных глазок и первоцветов, во Франции-

в честь розы и фиалки. В наше время особенно ярко отмечаются праздники роз в  Болгарии. На Руси- праздник Ивана  Купалы, когда из цветов плелись венки и гирлянды, а кульминационным моментом был поиск в ночном лесу таинственного огнецвета-цветка папоротника, который по легенде расцветал только в эту единственную ночь.

           Цветы открывают перед человеком возможность познать прекрасное,

ощутить полноту жизни!

 1 ученик:    В блеске огней, за зеркальными стеклами,

                     Пышно цветут дорогие цветы,

                     Нежны и сладки их тонкие запахи,

                     Листья и стебли полны красоты.

2 ученик:    Их возрастили в теплицах заботливо,

                    Их привезли из-за синих морей;

                    Их не пугают метели холодные,

                    Бурные грозы и свежесть ночей...

Ведущий:  Ребята! Кто может сказать, что означает слово «цветок»?

      ( Звучат ответы ребят)

        Ведущий:  Цветок – это видоизмененный побег с укороченным стеблем, листья которого превратились в его отдельные части. Цветок обычно сидит на цветоножке. Он состоит из зеленых чашелистиков, которые срастаются между собой, или свободны. Чашечка защищает венчик, иногда видоизменя-

ется в летучку и служит для разноса плодов(одуванчик, осот)

              Венчик состоит из лепестков, окрашенных в разные цвета. Формы венчиков тоже разнообразны. Главная задача венчика- привлекать своим цветом, запахом и нектаром насекомых-опылителей.

       Ведущий:   Итак, мы все превращаемся в цветочки, и вам легко будет путешествовать по царству Цветов, королевой которого является….

       А кого мы называем «царицей из цариц»?

                        Хороша я в свадебном букете,

                        И в саду, где свищут соловьи.

                        Круглый год во многих странах мира

                        Я служу признанием в любви.

 ( Учащиеся отвечают, что это Роза)

         Ведущий: У каждого из вас есть самый любимый цветок. Но во все времена все народы отдавали ей предпочтение, ей поклонялись, ее воспевали с незапамятных времен, о ней создавалось столько сказаний, она играла такую выдающуюся роль в истории человечества, что об этом можно написать целые тома. В древней Индии существовал закон, по которому каждый, принесший царю этот цветок, мог просить у него все, чего только пожелает. В России этот цветок начали разводить при Петре I и Екатерине II.

       ( Входит Роза и садится на свой престол)

         Ведущий:  Царица Роза! Разрешите нашим почемучкам совершить путешествие по твоему царству. Мы готовились к этому путешествию, а теперь хотим познакомиться и подружиться с жителями твоей страны.

         Роза:  Добро пожаловать в мое царство!  Прошу всех покой цветов не нарушать, цветы не рвать и не топтать, внимательно все слушать и запоминать. Тогда цветы раскроют вам все тайны.

          А сейчас познакомимся с цветами поближе. Составьте  у себя правильно картинку, и вы узнаете, какой цветок называют «цветком крови».

    ( Дети выкладывают гвоздику)

          Ведущий:     Почему  этот цветок так назвали? Давайте послушаем Гвоздичку. Она  на нашей цветочной поляне.

          Гвоздичка: Древние греки создали легенду о происхождении красной гвоздики. Однажды раздосадованная и разозленная неудачной охотой богиня Диана проходила через лес и увидела молодого пастушка, играющего на свирели. Она обвинила его в том, что он распугал своей музыкой всю дичь. Несмотря на оправдания и мольбы несчастного, не помня себя от ярости, она схватила юношу и вырвала у него глаза. Совершив страшное злодеяние, опомнившись, она осознала весь ужас произошедшего, но изменить что-либо уже было невозможно. Тогда, чтобы увековечить память о невинных, так жалостно смотревших на нее глазах, она бросила их на землю. В тот же час из них выросли два прекрасных цветка — две красные гвоздики, своей окраской напоминающие о невинно пролитой крови.

            Ведущий:    Следующая картинка расскажет о том, какой цветок является цветком богини весны Остары.

 ( Дети складывают картинку  с цветком ландыша)

         Ландыш:      Существует поверье, что в светлые лунные ночи, когда вся земля объята глубоким сном, Пресвятая Дева, окруженная венцом из серебристых ландышей, появляется иногда тем из счастливых смертных, которым готовит нечаянную радость.

        Из горючих слез Пресвятой Богородицы, которые она проливала, стоя у креста распятого Сына. Горючие эти слезы падали крупными каплями на землю, и на этом месте возникали чистые белые ландыши, которые, осыпаясь, превращались в красные, напоминавшие собою капли крови плоды.

           Ведущий:  Следующая картинка расскажет о «цветке грез». Почему его так назвали? Что это за цветок?

( Ответ детей – мак.)

         Мак:   Когда Господь создал землю, животных и растения, все были счастливы, кроме Ночи. Как ни старалась она при помощи звезд и светящихся жучков рассеять свой глубокий мрак, слишком много красот природы она скрывала, чем всех отталкивала от себя. Тогда Господь создал Сон, сновидения и грезы, и вместе с Ночью они стали желанными гостями. Со временем в людях пробудились страсти, один из людей даже задумал убить своего брата. Сон хотел остановить его, но грехи этого человека мешали ему подойти. Тогда Сон в гневе воткнул свой волшебный жезл в землю, а Ночь вдохнула в него жизнь. Жезл пустил корни, зазеленел и, сохраняя свою вызывающую сон силу, превратился в мак.

         Роза:   А следующая картинка расскажет о моей сестре-царице Вод и цветке русалок.( Кувшинке). Давайте послушаем кувшинку.

         Кувшинка:   Белая кувшинка издревле считалась символом красоты, непорочности и милосердия. Эти большие и белые с золотой серединой цветы растут в тихих водоемах наших рек и озер. Кувшинку-нимфею также называют “дитя солнца”: ее прекрасные цветки раскрываются утром и закрываются с наступлением сумерек. Кувшинка белая охраняется законом, так как их осталось в водоемах рек и озер совсем мало.

    Ведущий:  О цветах сложены легенды, цветы украшают нашу жизнь, мы любуемся их красотой. Оказывается, цветы приносят очень большую пользу. Какую? На нашей поляне растут лекарственные цветы. Назовите  их.

(Одуванчик, мать-и-мачеха, зверобой, ромашка аптечная и др.)

      Роза:    Посмотрите, на моей поляне растут цветочные часы.

               Вы видите: идут

               Цветочные часы…

               В пять – маки зори льют

               По капелькам росы,

               В шесть – озаряет день

               Льна голубой цветок,

               Фиалка вспыхнет в семь,

               В восьмом часу – вьюнок.

        Роза:  На моей поляне растут и сказочные цветы. Назовите, в каких сказках вы встречались с такими необычными цветами? Как они помогали героям сказок?

           Я объявляю конкурс на самый необычный цветок. При помощи ладошки мы нарисуем « образ» нашего цветка, а дальше вам поможет фантазия.

( Ребята рисуют группами, победителям вручается приз)

       Ведущий: На сцену приглашаются команды “Ромашка” и “Василек ”, а все остальные ребята – зрители, которые активно участвуют в игре.

         КОНКУРСНАЯ   ПРОГРАММА.

            Ведущий:     1.  Разминка, во время которой проводится конкурс “Многообразие цветков”. Команды по очереди называют красивоцветущие растения. Команда назвавшая больше растений – побеждает.

         

   2. Конкурс “Ребус” Командам выдаются конверты с одинаковым заданием - предлагается расшифровать название цветов за определенное время.

Р… … ...

Н … Р … … … …

… Р… … … … Т… … …

… … … Р…

Р… … … … К…

Во время этого конкурса зрителям предлагаются загадки о цветах:

Он шипы свои выставил колко.

 Шипы у него как иголки.

 Но мы не шипы у него соберем, полезных плодов для аптеки нарвем. (Шиповник)

За красным цветком потянулся – и ой!

 С колючкой рукою столкнулся,

 Кто же виновник?

 Обманчив красивый… (Шиповник)

И ограда в саду,

 И закуска дрозду,

 И от хвори настой

 Душистый, густой… (Шиповник)

Строга и зла красавица.

 Когда к ней прикасаются. (Роза)

Это королева цветов, она цветет летом и прекрасно пахнет. (Роза)

Это растение куст, с благоухающими гроздьями цветков. Он цветет весной, а летом цветки бывают всех оттенков от белого до темно – сиреневого. (Сирень)

В название этого растения есть имя девочки, а цветет оно летом. (Анютины глазки)

Название какого цветка - “вкусная конфета”  (Ирис).

Ручьями очищается и хвоя, и валежник, и первым появляется в проталине…(Подснежник)

В траве густой, зелёной он выглядит нарядно,

 Но с пашен, как сорняк, он изгнан беспощадно.

 Головка голубая и длинный стебелёк

 Но кто его не знает? Это…(Василёк).

Целебный цветок, носящий уменьшительно-ласкательный вариант мужского имени  (Василёк)

Цветок, название которого говорит о том, что у него хорошая память (Незабудка)

Лекарственное растение, пропагандирующее водные процедуры (Купальница)

Какой цветок считается атрибутом Морфея – бога сна и сновидений?  (Мак)

        3. Конкурс «Блиц- опрос.»

1. Какого лепестка не было у волшебного цветка в сказке В. Катаева "Цветик-семицветик"?       (розового )

2. Какой лесной цветок изваял из малахита Данило-мастер в сказке П. Бажова "Каменный цветок"?  (дурман )

3. Как звали хозяина Аленького цветочка в одноименной сказке С. Аксакова?

 (Зверь лесной зверь, чудо морское )

4. Что называла Багира "Красным Цветком" в сказке Р. Киплинга "Маугли"?

 (огонь)

5. Аромат каких цветов усыпил Элли, Тотошку и Льва в сказке А. Волкова "Волшебник Изумрудного города"?  ( маков )

6. В сказке Л. Кэрролла "Алиса в стране чудес" садовники красили розы на большом кусте у входа в сад Королевы...( в красный цвет)

7. Лепесток какого цветка служил одеялом Дюймовочке из одноименной сказки Г. Х. Андерсена?      (лепесток розы)

8. Студент из сказки Г. Х. Андерсена "Цветы маленькой Иды" рассказывал, что барышни - голубые фиалки танцевали на балу ...

( с гиацинтами и крокусами )

9. Как звали малышку, которая побывала на Луне в сказке Н. Носова "Незнайка на Луне"?     (Фуксия )

10. За какими цветами отправила мачеха свою падчерицу под Новый год в сказке С. Маршака "Двенадцать месяцев"?     ( за подснежниками)

       4. Конкурс чтецов

(Каждая команда читает стихотворение  о цветах)

     Роза:    Я рада встрече с вами. Но сегодня вы еще не все цветочные тайны узнали, не обо всех цветах поговорили. Поэтому я предлагаю вам продолжить путешествие по царству Цветов. В путь! Прошу вас, любуйтесь

цветами! Делайте букеты такие, какие сегодня украшают наш праздник, вдыхайте аромат цветов, но не забывайте о том, что цветы могут плакать. Они «кричат» , просят о помощи и защиты у людей. Ведь появились цветы, которые занесены в Красную книгу. Какие цветы просят о помощи, назовите их? ( Ребята называют растения из Красной книги).

         

    Ландыш:   Берегите цветы! Они нужны.

                        Они- как нежность, как любовь, как дети.

                        Сильнее зла, сильней всего на свете,

                        Сильнее смерти и сильней войны.

                        Цветы, как люди на добро щедры.

                        И, щедро нежность людям отдавая,

                        Они цветут, сердца отогревая,

                        Как маленькие теплые костры.

                        Я славлю тех, кто вырастил цветы.

                        Я благодарен людям, у которых

                        Добры сердца и помыслы чисты.

        Ведущий:        Ребята! Мы обещаем царице Розе, что будем бережно относиться к цветам. Мы заканчиваем наш праздник вальсом «Дружбы цветов» (  Все дети танцуют вальс).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа летнего лагеря "Цветочный город" 2010-2011

Представлена Программа летнего оздоровительного лагеря при МОУ" Коробицынская СОШ"...

Цветочный календарь

Презентация рассказывает о некоторых садовых и комнатных растениях и времени их цветения. Предназначена для учащихся 1 классов....

Детский исследовательский проект "Цветочные фантазии" презентация.

В 2010 году мой класс участвовал в региональном конкурсе исследовательских проектов для учащихся начальной школы "Мой проект". Работа была интересной, дети получили удовольствие! Материалы состоят из ...

Тренажёр "Цветочная полянка"

Данный ресурс могут использовать учителя, работающие по любым УМК, как в учебной деятельности, так и во внеклассной работе. Игра-тренажёр используется в процессе коллективной, группово...

"Цветочная клумба"

Социальный проект класса...

Игра «Цветочный сад» по окружающему миру для младших школьников. Тема: Цветочный хоровод

Мероприятие для обобщения и закрепления знаний, при изучении цветов....

Технологическая карта урока технологии по теме «Какие бывают цветочные композиции» Изделие «Цветочная композиция» 2 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся умений по изготовлению цветочной композиции.Задачи урокаДидактические:1. Познакомить обучающихся с понятием «...