Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочное время
статья на тему

Козина Наталья Владимировна

из опыта работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Электронный научный журнал» (Педагогические науки)

Козина Н.В.

Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

«Расцветская средняя общеобразовательная школа»

Республика Хакасия, п. Расцвет

       Наше время - это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

В связи с вышесказанным хочу отметить, что внеурочная деятельность учащихся строится мной на следующих принципах.

1.Принцип открытости. Младшие школьники планируют жизнь в классе совместно с классным руководителем, вносят коррективы в предложения взрослого с учетом своих интересов, потребностей и желаний. Классный руководитель должен быть очень убедителен, предлагая учащимся те или иные мероприятия и чутко прислушиваться к мнению детей.

       2.Принцип привлекательности будущего дела. Классный руководитель должен увлечь учащихся конечным результатом выполняемого дела.  Младшим школьникам присуща конкретность типа: "Что будет, если...", им не интересны абстрактные и расплывчатые цели.

       3.Принцип деятельности. Младшие школьники - это учащиеся, которые, придя в школу, переживают бум деятельности. Им хочется активно участвовать во всех мероприятиях, которые проводятся в школе, ими движет желание получить похвалу, выглядеть успешным в глазах учителя и своих родителей. Ребятам интересны конкурсы, праздники, соревнования, театрализация и т.д. Все это будет способствовать личностному развитию и притягательности школы в глазах ребенка.

        4. Принцип свободы  участия. Предлагая ребятам, участие во внеклассном мероприятии, учитываю их мнение. Это может быть выражено в предоставлении возможности выбора задания с учетом своих интересов, личных качеств и возможностей. Такой подход классного руководителя учит ребенка уже в младшем школьном возрасте ответственности за выполнение порученного дела и соизмерению своих сегодняшних возможностей с прошлыми возможностями.

       5. Принцип обратной связи. Каждое внеклассное мероприятие, большое или маленькое, заканчивается рефлексией. Совместно с учащимися обсуждаем, что получилось и что не получилось, изучаю их мнение, определяю их настроение и перспективу участия в будущих делах класса. Сама имею возможность участвовать в проводимом мероприятии. Это изменяет отношение учащихся к роли взрослого в выполненном деле, позволяет увидеть его значимость и необходимость в жизни учащихся.

        6. Принцип сотворчества. В этом принципе соединяется два слова: сотрудничество и творчество. Работая с младшими школьниками, предоставляю учащимся право выбора партнера по выполняемому делу. Это повышает результативность выполняемой учащимися работы, стимулирует ее успешность. Организуя сотрудничество детей друг с другом, ни в коем случае нельзя поступать с позиции силы, всякая настойчивость взрослого должна быть аргументирована и оправдана.

       7. Принцип успешности. И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Стараюсь видеть участие каждого ребенка во внеклассной работе и по достоинству ее оценить. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Инструментом оценки успешности учащихся может служить слово педагога, его жесты, мимика, интонация. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.

       Эффективное взаимодействие педагога и учащихся - это залог успешного развития творческой активности младших школьников. Но на данной ступени оно невозможно без сотрудничества с родителями.

       Творчество предполагается как процесс создания чего-либо нового, причем процесс незапрограммированный, непредсказуемый, внезапный. При этом не принимается во внимание ценность результата творческого акта и его новизна для большой группы людей, для общества или человечества. Главное, чтобы результат был новым и значимым для самого "творца". Самостоятельное, оригинальное решение школьником задачи, имеющей ответ, будет творческим актом, а самого его следует оценивать как творческую личность.

       Развивать творческие способности? Что это значит?

       Во-первых, это развитие наблюдательности, речевой и общей активности,     общительности, хорошо натренированной памяти, привычки анализировать и осмысливать факты, воли, воображения. [2, с.47]

       Во-вторых, это систематическое создание ситуаций, позволяющих самовыразиться индивидуальности ученика.

       В-третьих, это организация исследовательской деятельности в познавательном процессе.

       Творческая деятельность младшего школьника - это продуктивная форма деятельности учащихся начальной школы, направленная на овладение творческим опытом познания, преобразования, создания и использования в новом качестве объектов материальной и духовной культуры в процессе деятельности, организованной в сотрудничестве с педагогом.

        Внеурочная деятельность – важная, неотъемлемая часть   процесса образования детей. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свои дарования нужно правильное  руководство.                    
      Главная цель развития творческих способностей - воспитание подлинно творческой свободной личности. Для решения этой цели определены следующие задачи:

       -формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и     применять знания;

       -развивать познавательную, исследовательскую и творческую деятельность;

       -находить нестандартные решения любых  возникающих проблем;

       -воспитывать интерес к участию в творческой деятельности. [1, с. 7]

       Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьными учебниками, им не интересна однообразная работа на уроке, они читают словари и специальную дополнительную литературу, ставят вопросы и сами находят на них ответы  в различных областях знаний. Подбирают дополнительный материал за страницами учебника, оформляют небольшие рефераты и защищают их.

       Младшие школьники рассудительны, им свойственна способность к умозаключениям, их отношение к миру в достаточной степени носит игровой характер, что позволяет достаточно легко относиться к окружающей жизни, к людям, не замечать трудности. В этом возрасте дети готовы как губка впитывать знания, предлагаемые педагогом. Чем интереснее и увлекательнее это делает педагог, тем больше удовольствия и восторга в глазах детей, тем больше интереса и любопытства, активности в его усвоении.

       Моя главная задача при работе над развитием творческих способностей– вовлечь детей в активную творческую деятельность, помочь овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками. Роль учителя здесь – роль организатора самостоятельной, познавательной, исследовательской, творческой деятельности учащихся. Для достижения этой цели я использую все возможные методы, формы и приемы работы, которые способствуют всестороннему развитию личности  во внеурочное время.

       Младшие школьники с удовольствием участвуют в различной интеллектуальной и творческой деятельности: (интеллектуальные марафоны; школьные, районные, интернет-олимпиады; творческие интеллектуальные игры, конкурсы; творческие конкурсы разного уровня; участие в кружках и секциях по интересам).

        Во внеурочное время мои ученики посещают кружки «Юный патриот», которым руковожу я. Ребята ведут поисковую работу, оформляют альбомы, посещают музейную комнату в школе, поселковую библиотеку.

        Свои знания по всем предметам учащиеся показывают на олимпиадах различного уровня, интеллектуальных марафонах «ЭМУ», «Кенгуренок», «ЧиП» занимают призовые места.

       Младшие школьники с удовольствием участвуют в различных  видах интеллектуальной и творческой деятельности, которую им может предложить педагог. Я не ограничиваю учеников в выборе конкурса, поэтому дети с различными образовательными потребностями участвуют и в творческих конкурсах, и интеллектуальных, и предметных олимпиадах. Но каждый знает, что сначала надо пройти отбор в классе, чтобы все было по- честному. И только те учащиеся, которые победили в классе, в школе, могут участвовать в районных конкурсах.

       Большую работу провожу среди учащихся и их родителей о значимости участия в различных творческих конкурсах, проводимых в классе, школе, районе. Совместно с родителями помогаем ученику достичь поставленных целей. С каждым разом желающих участвовать в конкурсах увеличивается и повышается результативность.

       Творческие способности ребенка развиваются во всех значимых для него видах деятельности при выполнении следующих условий:

-  наличие сформированного у детей интереса к выполнению творческих заданий;

-  реализация творческих заданий как важнейший компонент внеурочной деятельности школьника;

- творческая работа должна разворачиваться во взаимодействии детей друг с другом и взрослыми, проживаться ими в зависимости от конкретных условий в интересных игровых и событийных ситуациях;

- стимулировать родителей учащихся к созданию домашних условий для развития творческих способностей ребенка, включать родителей в творческие дела школы.

Проектная деятельность. Актуальность проектной деятельности сегодня осознается  всеми. Требования к проектированию, в общем, самые простые, и главное из них- исходи из ребенка . Все темы, предлагаемые в качестве проектных, должны быть посильны пониманию ребенка. Чем меньше ребенок - тем проще проект. Маленькие дети способны выполнять только очень незамысловатые проекты и рассчитывать свою работу на день и даже только на несколько часов. Отсюда вывод: проекты в младшей школе отличаются несложностью, простотой. Ученик должен отчетливо представлять не только задачу, стоящую перед ним, но и, в основном, пути ее решения. Он также должен уметь составлять план работы по проекту (на первых порах, конечно, при помощи учителя).

        Исходя из особенностей младшего школьного возраста, в начальной школе успешно могут быть  реализованы:
I. Творческие проекты (1-4 классы), предполагающие максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов: альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства и т.п. Продуктом проектной деятельности (творческим продуктом) будут являться выставки, газеты, коллекции, костюмы, письма, праздники, системы иллюстраций, сказки.
 II. 
Исследовательские проекты (4 класс) – по структуре напоминают подлинно научное исследование. Продуктом исследовательских проектов в начальной школе могут быть – научные сообщения, статьи в школьной газете. [4, с. 56]
       Важно отметить, что проектная деятельность в начальной школе осуществляется под непосредственным руководством учителя или родителей, а
 дети, в рамках внеурочной  деятельности, реализуют собственные идеи, проводят исследования, обобщают и представляют полученные результаты. [3, с. 65]

Процесс и результат проекта принес детям удовлетворение, радость переживания успеха, осознание собственных умений, компетенции. Дети готовы и хотят выполнять коллективно следующий проект.

        Развитие творческих способностей  младших школьников формирует инициативность, самостоятельность, способствует успешной социализации  детей и является одним из важнейших  компонентов воспитания в интересах человека, общества, государства.

                                                   

Литература:

1.Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников. Начальная школа. 1998г. №4  

2.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М,1981г.

3.Лук А.Н. Психология творчества / А.Н. Лук. – М.: Просвещение, 1978.

4.Сборник проектов / под ред. Гуревича Н.Н. – М.: Просвещение, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочное время в рамках ФГОС

В своей педагогической деятельности большое внимание я уделяю  внеурочной деятельности, так как в ней имеются большие возможности для развития творческой, разносторонней личности. Эти возможности...

Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочное время в рамках ФГОС

С 2011/2012 учебного года все ОУ перешли на обучение по ФГОС НОО, одной из отличительных особенностей которых является предъявление требований к организации  внеурочной дея­тел...

Педагогический проект «Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочное время"

Современным детям легче найти готовый материал в интернете, скачать необходимый материал, не тратя время на исследования и творческую работу. Задача учителя – отойти от репродуктивного характера...

Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочное время в рамках ФГОС»

Проблема развития способностей не нова для психолого-педагогических исследований, но до сих пор актуальна. Далеко не секрет, что школу и родителей волнует вопрос о развитии способностей учащихся.Если ...

Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочное время

Пути развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста....