Рабочая программа по внеурочной деятельности "Доноведение" 2 класс
рабочая программа (2 класс) на тему

Погодина Светлана Васильевна

Исторически сложилось так, что территорию, на кото­рой расположена Ростовская область и по которой проте­кает река Дон, называют Донской край. Отсюда название вариативного курса — «Доноведение»

Мир, окружающий ребенка, постоянно изменяется, происходит обогащение социального опыта ребенка (се­мья, школа, друзья), у него возникает потребность рас­ширить знания о природной и социальной среде, в кото­рой он проживает. Основной целью курса «Доноведение» является фор­мирование у детей младшего школьного возраста целост­ного представления о малой Родине — Донском крае и адекватного понимания места человека в нем. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ Новониколаевская ООШ

Рассмотрено                Согласовано        Утверждаю

на заседании МС                                             заместитель директора        директор школы

протокол №    от        .08.2013г.                      по учебно-воспитательной

руководитель                  /Ковтун Н.Ф./        работе                 /Костюкова Е.А/        /Макаренко С.А./

Рабочая программа

по курсу «Доноведение»

              для  2 класса на 2013-2014 учебный год

                                                        Учитель: Погодина С.В.

                         с. Новониколаевка. 2013г.

Пояснительная записка.

Исторически сложилось так, что территорию, на которой расположена Ростовская область и по которой протекает река Дон, называют Донской край. Отсюда название вариативного курса — «Доноведение»

Мир, окружающий ребенка, постоянно изменяется, происходит обогащение социального опыта ребенка (семья, школа, друзья), у него возникает потребность расширить знания о природной и социальной среде, в которой он проживает.

Основной целью курса «Доноведение» является формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине — Донском крае и адекватного понимания места человека в нем.

Педагогическое обоснование введения {вариативного интегрированного курса «Доноведение» составляют такие факторы, как общность целей интегрируемых учебных предметов, соблюдение принципов дидактики с учетом специфики разных видов деятельности, возрастные и индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста, органичное единство разных видов ощущений в познании действительности, целостности окружающего мира.

При отборе содержания курса учитывались принципы, отраженные в «Концепции содержания непрерывного образования» (начальное звено).

Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счет интеграции содержания. В основу интеграции содержания по курсу «Доноведение»

положено диалектическое единство системы «природа — человек — общество». Особенностью данного содержания является то, что знания группируются вокруг следующих идей:

  1. Окружающий мир есть многообразная система природных объектов и явлений, которые влияют на деятельность человека в Донском крае.
  2.  Человек Донского края имеет свои индивидуальные черты и проявления, исторически развивающиеся в деятельности и во взаимоотношениях с другими.
  3.  История Донского края — часть истории Отечества.


Сведения о каждой составляющей этой системы носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так сведения о природе Донского края включают элементы природоведения, географии, метеорологии, биологии. Интеграция этих элементов создает условия для формирования у младших школьников представлений о природе Донского края как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.

Сведения о социальной составляющей действительности представлены в курсе элементами истории и технологии. В данном курсе перед ребенком раскрывается историческая картина проживания человека на донской земле, начиная с древних времен до современности. В связи О этим сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе Донского края и знаниями о социальной действительности.

Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребенка. Данный принцип реализуется за счет создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности.

Принцип культуросообразности предполагает включение материала о достижениях культуры Дона; воспитание у учащихся уважения к истории Донского края и его людям, бережного отношения к объектам культуры; осознание детьми их непреходящей ценности и необходимости их охраны.

При конструировании содержания программы курса использовался принцип спиралевидности. Младший школьный возраст отличается интенсивным формированием многих психических новообразований. В связи с этим обучение по данному курсу целесообразно рассматривать как ряд этапов. Во 2 классе рассматриваются отдельные объекты и явления окружающей ребенка природной и социальной действительности. При этом на самых доступных для детей этого возраста примерах устанавливаются связи и зависимости, существующие между ними. Программа обучения в 3 и 4 классах построена таким образом, что получаемые знания базируются на ранее полученных, дополняя и углубляя их.

        Планируемые результаты

В процессе изучения курса «Доноведение» учащиеся будут иметь представление:

  • о связях между живой и неживой природой родного края;
  • о связях между деятельностью человека в крае и состоянием природы Ростовской области;
  • об истории человека в древние времена, проживающего на донской земле;
  • об истории родного края;

учащиеся научатся называть:

  • объекты неживой и живой природы Ростовской области;
  • особенности погоды, рельефа, растительного и животного мира своей местности;
  • водоемы Ростовской области и их значение в хозяйстве;
  • полезные ископаемые родного края, их месторождения и значение в хозяйстве;
  • правила поведения в природе и меры ее охраны в Ростовской области;
  • государственную символику Ростовской области, своего района;
  • важнейшие события в истории родного края;
  • народы, населяющие Ростовскую область (не менее трех);
  • родственные связи в семье;

правила поведения в общественных местах и на улице.

Учащиеся научатся:        

  • различать объекты живой и неживой природы родного края, приводить примеры (3-4 названия каждого вида);
  • различать растения родного края — деревья, кустарники, травы, приводить   примеры (3-4 названия каждого вида);
  • узнавать наиболее распространенные лекарственные растения родного края;
  • приводить примеры представителей животного мира родного края (3-4 названия каждого вида);
  • приводить примеры бережного и негативного взаимодействия человека с природой родного края;
  • приводить примеры достопримечательностей родного края (не менее 3);
  • описывать наиболее важные события истории родного края;
  • рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города (села);
  • показывать на карте Ростовской области границу области, крупные города и свое местонахождение;
  • приводить примеры профессий людей сельского хозяйства и промышленности Ростовской области;
  • использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;
  • пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов;

учащиеся могут научиться:

1. личностным универсальным учебным действиям,

обеспечивающим ценностно-смысловую ориентацию

учащихся в окружающем мире:

- анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;

-        объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите;

2.        регулятивным универсальным учебным действиям,

обеспечивающим организацию учащимся своей учебной деятельности:

  • ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);
  • составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;
  • вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном;
  • оценивать собственные знания и умения;
  • доводить дело до конца;

3.        познавательным универсальным учебным действиям, включающим общеучебные,  логические действия постановки и решения проблем:

  • находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов, в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;
  • проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;
  • -  ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • . 4.коммуникативным универсальным учебным действиям, обеспечивающим социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности:

-        слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

-        осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными
жителями.

Тематическое планирование

№ п/п

Дата (план)

Дата (факт)

Тема

Вид деятельности

Образовательные ресурсы

1

С чего начинается Родина…

ПК Презентация «Моя Родина»

2

С днём рождения, родное село!

Форма проведения – экскурсия.

3

Школа – светлая гавань детства.

Форма проведения – конкурс (конкурс на лучший рисунок)

ПК

4

Дорога от дома до школы.

Форма проведения – экскурсия.

Карта, атлас

5

Природа.

Форма проведения – экскурсия

6

Природа.

Форма проведения – практическая работа.

ПК

7

Город и природа.

Форма проведения – практическая работа.

ПК

8

Растительный мир Ростовской области. Что за дерево такое?

Форма проведения – практическая работа.

ПК, каталог растений

9

Растительный мир Ростовской области. Что за дерево такое?

Форма проведения – экскурсия на школьный двор.

ПК

10

Кустарники.

Форма проведения – экскурсия на школьный двор

ПК презентация «Виды кустарников»

11

Травушка – муравушка.

Форма проведения – экскурсия на школьный двор

12

Травушка – муравушка.

Форма проведения – практическая работа.

ПК

13

Растения и мы.

Форма проведения – практическая работа.

14

Краски Тихого Дона.

Форма проведения – экскурсия.

ПК Презентация «Красавец Тихий Дон»

15

Мои имя, отчество, фамилия.

Форма проведения – практическая работа.

ПК Презентация «Древо моей семьи»

16

Что ты знаешь о роде своём.

Форма проведения – практическая работа.

Фото, рассказы родителей.

17

Чудесный праздник – Новый год!

Форма проведения – практическая работа.

ПК Презентация «Новый год в разных уголках мира!

18

Зимние обряды на Дону. Коляда.

Форма проведения – экскурсия.

ПК Презентация «Виды Коляда»

19

Зимние обряды на дону. Масленица.

Форма проведения – практическая работа.

ПК Презентация «Масленица»

20

Животный мир Ростовской области.

Форма проведения – экскурсия.

ПК Презентация «Животный мир»

21

Домашняя мохнатая азбука.

Форма проведения – конкурс.

ПК, рисунки, картинки.

22

Мой домашний милый друг.

Форма проведения – конкурс.

рисунки

23

Правила дружбы с мохнатыми и  пернатыми.

Форма проведения – практическая работа.

ПК Презентация «Как правильно дружить с братьями нашими меньшими?»

24

Родные просторы.

Форма проведения – экскурсия.

25

Чем богаты наши недра.

Форма проведения – конференция.

ПК

26

Что такое почва?

Форма проведения – конференция.

ПК

27

Почва нам и стол и дом.

Форма проведения – дискуссия.

ПК

28

Рядом с домом лес и луг, озеро и речка.

Форма проведения – экскурсия на речку.

ПК

29

Человек – хозяин природы?

Форма проведения – практическая работа.

ПК

30

Человек хозяин природы?

Форма проведения – практическая работа.

31

С днём Победы, родное село!

Форма проведения – экскурсия к памятнику погибшим воинам.

32

Вместе – дружная семья.

Форма проведения – экскурсия по фото галерее своей семьи.

ПК, фотографии

33

Международный день защиты детей.

Форма проведения – конкурс. Рисунки на асфальте.

ПК, рисунки

34

Обобщающий урок.

Форма проведения – конференция..

ПК

Лист коррекции

№ п/п

Дата (план)

Дата (факт)

Тема

Примечание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Духовно -нравственного направление. Кружок «Умелые ручки» 1 класс Программа была мной опробирована в двух классах, результат - замечательный! Выступала с мастер-классом на школьном и зональном уровне, многие

Рабочая программа по внеурочной деятельностиДуховно -нравственного направлениеКружок «Умелые ручки»1 «А» классСоставитель  программы:Алиева Елена Анатольевна, учитель начальных классовпервой...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Сильные, смелые, ловкие"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...


 

Комментарии

Шилова Лариса Юрьевна

Светлана Васильевна, начало положено! Умничка! Так держать и не сдаваться!!!