Проектная деятельность в начальной школе
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Приводится  выступление  на  заседании  районного  методического  объединения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_deyatelnost_v_nachalnoy_shkole.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление учителя начальных классов  Горбуновой О.Н.

по теме «Проектная деятельность в начальной школе».

1. Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции учащихся в учебном процессе.

2. Именно образование в начальной школе является базой, фундаментом, всего последующего обучения. И именно в начальной школе закладываются основы исследовательской деятельности.

Дети младшего школьного возраста, как отмечают многие учёные, уже по природе своей исследователи.

 Их влечёт жажда новых впечатлений, любознательность, желание экспериментировать, самостоятельно искать истину.

Опыт исследовательской, творческой деятельности приобретается детьми в процессе проектной деятельности.

3.Что такое проектная деятельность?

 Проектная деятельность – это метод, который

-  раскрепощает ребёнка,

-  повышает уровень его познавательной активности, учебной мотивации,

- способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в своих силах.

В процессе проектной деятельности дети работают над созданием проекта.

4.Что такое проект?

Любой проект имеет практически одинаковую структуру.

Проект – это «пять П»:

- проблема;

- проектирование (планирование);

- поиск информации;

- продукт:

- презентация.

1. Необходимо наличие социально значимой для ребёнка проблемы.

2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы.

3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации.

4. Результатом работы над проектом, является продукт.

5. Подготовленный продукт должен быть представлен общественности.

Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.

В начальной школе к выполнению проектов привлекают родителей. Важно со стороны родителей помощь советом, информацией, проявление заинтересованности.

Программы в начальной школе разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и предполагают организацию проектной деятельности.

5. Приведу пример.

Посмотрите, как с помощью взрослых дети сделали свои проекты.

а) Проект «Моя семья».

Цель  проекта: формирование понимания такой базовой общечеловеческой ценности, как семья, важности семьи для человека. Работа над проектом повысит интерес ребёнка к семье, её традициям, будет способствовать воспитанию уважительного отношения к членам семьи, сплочению семьи, класса.

В ходе выполнения проекта первоклассники с помощью взрослых учатся:

- отбирать из семейного архива фотографии членов семьи;

-интервьюировать членов семьи;

- составлять устный рассказ;

- выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды).

б) Проект «Моя малая Родина».

Цель проекта: воспитаниe идей патриотизма, национальной самоидентификации и гордости за свою малую Родину.

Задачи:

  • Развитие у учащихся интереса к изучению и сохранению культурного наследия;
  • развитие интереса к проектно-исследовательской деятельности.

В ходе выполнения проекта первоклассники с помощью взрослых учатся:

— фотографировать наиболее значимые достопримечательности своей малой родины;

— находить в семейном фотоархиве соответствующий материал;

— интервьюировать членов своей семьи об истории и достопримечательностях своей малой родины;

— составлять устный рассказ;

— выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды);

— оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.

в) Проект «Русская азбука».

 Актуальность выбранной темы объясняется поиском решения для создания условий адаптации первоклассников, формирование самооценки у младших школьников.

Цели проекта:

  • Образовательная – расширить, уточнить и пополнить знания детей о буквах русского алфавита, обобщать полученные знания и применять их на практике;
  • Развивающая – развивать умения работать с дополнительной литературой, развивать творческие способности, развивать коммуникативные умения.
  • Воспитательная – воспитывать личную ответственность за выполнение своей работы.

Задачи проекта: способствовать лучшему изучению букв русского алфавита, изготовить буквы, используя разные предметы.

г) Проект «Числа в загадках».

Цель проекта:        формирование информационных, проектировочных, коммуникативных и креативных компетенций учащихся 1 класса через включение в краткосрочный проект «Числа в загадках, пословицах и поговорках»

Задачи проекта:

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за выполненный творческий продукт;

- развитие умения работать с информацией;

- формирование способности решать проблемы творческого и поискового характера;

- развитие операций мышления;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

- формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;

- формирование умения записывать  цифры и сравнивать числа;

- формирование умения оценивать количество предметов числом.

6. Таким образом, в процессе проектной деятельности

- создаются условия для творческого развития детей,

- приобретаются навыки совместной деятельности со взрослыми и сверстниками;

- вырабатываются умения -  вести поиск и систематизировать нужную информацию,

-  сотрудничать друг с другом;

- совместно планировать свои действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектнаядеятельность в начальной школе

В малокомплектных школах у учителя нет возможности выбирать, кто лучше справится с тем или иным делом (работаем с тем, кто есть), а у школьников часто отсутствует возможность общаться со сверстниками....

"Использование ИКТ технологий в начальнойшколе"

Характер познавательной деятельности учащихся определяется не только целями и задачами обучения, но и содержанием учебного материала, формами организации работы с ними. В наше время современные компью...