"900 дней- блокада Ленинграда"
классный час (1, 2, 3, 4 класс) по теме

Классный час проведён для учащихся начальных классов к  годовщине снятия блокады Ленинграда.Использована мультимедиа-презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_900_dney-blokada_leningrada.docx26.42 КБ

Предварительный просмотр:

ГКСОУ ВО «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат

VIII вида г. Меленки»

КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ:

«900 ДНЕЙ- БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА»

Цель: Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.

Задачи:

1.Познакомить учащихся  с трагическими  событиями    в начале Великой Отечественной войне;

2.Познакомить  учащихся  с жизнью  жителей блокадного Ленинграда;

3.Приобщить  учащихся  к истории  Отечества;

Ход классного часа

1. Вводная беседа

- Санкт-Петербург, или раньше его называли  Ленинград - один из красивейших городов мира. (слайд 1,2). Прямые проспекты и улицы, высокие дома, красивые площади, ажурные мосты через реку Неву и многочисленные каналы.

-Ребята, как вы считаете, почему на классном часе речь пойдет об этом удивительном городе?

- Сегодня наш классный час  посвящен одному из городов нашей страны- Санкт- Петербургу, или по-другому Ленинград. Это не просто город-это город герой, который в годы Великой Отечественной войны отчаянно сражался за жизнь и свободу. Для всех людей на планете этот город стал символом стойкости, мужества, самоотверженной любви к Родине, удивительной силы духа русского народа.

   2. Основная часть

  Много- много лет тому назад, когда нас еще не было на свете, была Война. Это была жестокая война. Она принесла много горя и разрушения. Беда пришла в каждый дом. 

22 июня 1941 года на рассвете войска фашистской Германии вероломно, без предупреждения  напали на нашу Родину (слайд 3). Началась Великая Отечественная война советского народа против фашистских  захватчиков, во главе которой стоял Адольф Гитлер. Он намеревался захватить нашу страну за 6 недель.

      Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград её душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов они направили на Ленинград  с целью стереть его с лица земли. 10 июля 1941 года немцы напали на Ленинград (слайд 4)

 Но фашисты глубоко просчитались. Все жители мужественно обороняли свой город, наш народ как один поднялся на защиту своей Родины. Мужчины и вчерашние десятиклассники стали солдатами, первыми создав армию народного ополчения. А женщины рыли окопы вокруг города (слайд 5). Солдаты устанавливали противотанковые укрепления. Началась эвакуация мирных жителей (слайд 5).

Но, несмотря на героическое сопротивление наших войск, 8 сентября 1941 года над городом сомкнулось кольцо блокады, (слайд 6)  отрезав Ленинград от всей страны.

- Ребята, а вы знаете, что значит слово блокада? (Блокада - окружение города со всех сторон (термин на доске)

Это была блокада длинной в 900 дней и ночей.

Фашисты ежедневно по нескольку раз обстреливали и бомбили город. (слайд 7)

Бомбежки и артобстрелы были не единственной опасностью для жителей. Самым страшным испытанием стал голод.

Единственным продуктом питания был вот такой кусочек черного хлеба, который выдавали по карточкам, но и его не хватало. Блокадная карточка с суровой надписью «при утере не возобновляется», была дороже денег (слайд 8).

 Ребята посмотрите на этот маленький кусочек черного хлеба . Вот такой кусочек хлеба получали люди в самые страшные голодные дни, всего 125 г! 125 граммов – это кусочек хлеба размером со спичечный коробок…и это была норма на весь день.  Сейчас мы порой не едим хлеб совсем. У нас много другой еды. Но тогда. … Кроме хлеба есть, было, нечего. Многие жители не перенесли этой зимы. Они умирали прямо на улицах, не дойдя до дома, умирали в промерзших домах, падали без сил у станков.

Но далеко за кольцом блокады есть продовольствие- мука, мясо, масло. Как же достать? Лишь одна дорога связывала блокадный город с большой землей. Шла она по воде, а с наступлением холодов по тонкому льду Ладожского озера (слайд 9).

 21 ноября 1941 года по тонкому льду Ладожского озера начала действовать дорога, которую ленинградцы назвали « Дорогой Жизни».  

Тридцать километров надо проехать по льду, чтобы оказаться на другом её берегу. Эта дорога сохранила многим ленинградцам жизнь, поэтому ее и назвали Дорогой жизни. Машины проваливались под лёд вместе с водителями.  По этой же дороге из города на Большую землю вывозили обессиленных людей. Многие водители погибали, но никто не отказывался от опасных рейсов.

     Фашисты постоянно атаковали и обстреливали Ленинград. С суши, с моря, с воздуха. Бросали на город даже морские мины. Фашисты думали, что голодные, мёрзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и, в конце концов, сдадутся. Но гитлеровцы просчитались. Люди, переживающие блокаду, не потеряли человечности, доверия и уважения друг к другу

И только 27 января 1944 года (слайд 10), враги были, отброшены от города на многие километры, и Ленинград навсегда был освобожден от вражеской осады! Пришла долгожданная победа! Конец войне! Давайте прослушаем как об этом извещали дикторы того времени (музыкальный файл, слайд 11).

  1. Просмотр фильма «Дети блокадного Ленинграда»

Героями войны были не только взрослые, но и дети. У всех была одна цель-победа. Подростки работали на заводах и фабриках, встав за станки за ушедших на фронт братьев и отцов. Бывали случаи, когда дети не доставали до станка и им под ноги подставляли скамеечку. Они знали, что своей работой помогают фронту. Девочки тоже не отставали от мальчишек. Они вместе с мамами и старшими сестрами собирали посылки для бойцов. Вязали варежки, носки. И сейчас я предлагаю вам просмотреть фильм о детях блокадного Ленинграда, чтобы более полно прочувствовать всю тягость войны.

Люди не забыли подвиги детей-героев. Во многих городах воздвигли памятники детям блокадного  Ленинграда. К нему приходят люди с цветами и игрушками, которые дети не видели в те дни (слайд 15,16,17).

  • Памятник-ансамбль «Разорванное кольцо». Здесь начиналась «Дорога жизни» (слайд 12, 13).
  • Пискарёвское кладбище в Ленинграде – огромный мемориальный памятник. В вечном молчании, высоко-высоко поднялась  здесь  фигура скорбящей женщины. Кругом цветы. И как клятва, как боль, слова на граните: «Никто не забыт, ничто не забыто» (слайд 14).
  • В городе Ленинграде тоже есть место, куда можно прийти и почтить память погибших во время Великой Отечественной войны. Это Вечный огонь – символ памяти и скорби.

Есть еще один символ памяти и скорби, это минута молчания в память о павших воинах. Давайте и мы почтим память павших Ленинградцев в те страшные дни блокадного Ленинграда (звук метронома, слайд 18).

  1. Заключение.

Сегодня мы познакомились с одной героической страницей истории Великой Отечественной войны. Узнали, что такое «блокада» и Дорога жизни. Познакомились с трагической и высокой судьбой ленинградцев. Войну, вместе со взрослыми на своих худеньких плечах вынесли дети, пережив порой то, что не под силу взрослым людям. Много лет отделяют нас от суровых и грозных лет войны. Но время никогда не изгладит из памяти народа Великую Отечественную войну 1941-1945 годов, самую тяжелую и жестокую из всех войн в истории нашей страны.

Сегодня Санкт-Петербург-это красивый город, но со страшной историей которую должен помнить каждый. И беречь и хранить то, что имеем сегодня.

Пусть всегда будет мир на земле.

Пусть не рвутся снаряды и не гибнут люди.

Мы скажем слово «нет»- войне!                                                                                         

И повторим мы это слово

Пусть мирно будет на земле

Пусть будет мир всему основой (слайд 20).        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

900 дней блокады Ленинграда

   Блокада Ленинграда - незабываемая страница в истории страны. 900 дней город находился во вражеской осаде. Каждый день был беспримерным подвигом ленинградцев. Фашисты возлагал...

презентация " 900 дней блокады Ленинграда"

Блокада - это слово знакомо каждому жителю нашей страны. Что пережили ленинграды в эти дни? Еще раз вспомним с ребятами. как мужественно жил и работал осажденный город...

Презентация "Блокада Ленинграда" (к 70-летию полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады)

Презентация "Блокада Ленинграда" подготовлена к 70-летию полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады в рамках курса дополнительного образования "История и культура Санкт-Петербурга".Войн...

Сценарий классного часа, посвященный снятию блокады Ленинграда "900 дней подвига"

Мероприятие, посвященное прорыву и снятию блокады Ленинграда, воспитывает патриотические чувства, вызывает уважение к старшему поколению и пробуждает чувство гордости за свой народ....

«900 блокадных дней» литературно-музыкальная композиция, посвященная 75-летию снятия блокады Ленинграда.

формирование патриотического сознания детей на основе героических событий Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, воспитание чувства гордости за свою страну, за свой народ....

Методическая разработка " 900 дней и ночей . Блокада Ленинграда " .

Данный материал может быть использован на уроках мужества , классных часах для учащихся 4-5 классов ....

Сценарий литературно-музыкальной композиции «Блокада Ленинграда…900 дней славы и бессмертия».

Тема литературно-музыкальной композиции «Блокада Ленинграда…900 дней славы и бессмертия». В годы Великой Отечественной войны жителям города Ленинграда выпала тяжелая доля. В нечелов...