Урок риторики "Содержание общения. Диалог как способ развития коммуникативных способностей"
план-конспект на тему

Загребельная Любовь Анатольевна

Урок риторики

Тема. Содержание общения. Диалог как способ развития коммуникативных способностей

Цели:

  • помочь учащимся осознать зависимость содержания общения от речевой ситуации;
  • развивать коммуникативные навыки, умение различать диалогическую и монологическую речь;
  • воспитывать культуру общения.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок риторики

Тема. Содержание общения. Диалог как способ развития коммуникативных способностей

Цели:

  • помочь учащимся осознать зависимость содержания общения от речевой ситуации;
  • развивать коммуникативные навыки, умение различать диалогическую и монологическую речь;
  • воспитывать культуру общения.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Информационно-технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Актуализация опорных знаний и практического опыта учащихся.

Звучит мелодия песни «Улыбка»

«Поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз ещё вернётся!» - поётся в детской песне. На предыдущем уроке мы с вами, ребята, говорили, что можно общаться без слов.

  • А с помощью чего?

Доволен – улыбка на лице, огорчен – сдвинуты брови, хмурый взгляд. Это невербальные виды общения.

  • А какое общение называют вербальным? Объясните значение этого слова.
  • А кто догадается, почему его так назвали?

С помощью слов, оказывается, можно убедить человека, как говорится, завербовать, сагитировать. Но для этого необходимо, чтобы между собеседниками было установлено взаимодействие, общение, коммуникация.

  • Какое из этих слов для вас оказалось необычным?

Выясняется, что такое общение ещё называют коммуникативным.

В общении принимают участие собеседники, партнёры. А можно сказать: коммуниканты. Коммуникация предполагает наличие коммуникантов. Но, чтобы общение состоялось, надо соблюдать закон трёх «К»:

Подумайте, в чём секрет третьего «К»? Упражнение подскажет вам ответ. Послушайте разговор из сказки «Каша из топора»:

  • О чём просил солдат?
  • А что старуха отвечала?
  • На предположение солдата «Али ты глуха, что не чуешь?» что ответила старуха?
  • Можно ли составить модель этой ситуации?
  • Почему?

Между ними, как видите, нет взаимодействия, нет контакта.

«Эврика!» - воскликнул бы догадавшийся собеседник.

  • А вы догадались, в чём секрет третьего «К»?

Взаимопонимание, …

Да, без контакта общение не состоится. Возьмём себе за правило: при общении соблюдать «закон трёх «К».

Наличие коммуникантов и контакта между ними обеспечивают общение или коммуникацию.

С помощью мимики, жестов, голоса.

Вербальное общение – это общение с помощью слов. Это словесное общение.

Коммуникация.

Инсценировка ситуации

Возвращался солдат из похода. Зашёл к хозяйке и говорит:

- Здравствуй, божья старушка! Дай-ка мне чего-нибудь поесть!

А старуха в ответ:

- Вон там на гвоздике повесь!

Удивился солдат:

- Али ты совсем глуха, что не чуешь?

Но бабка твердит:

- Где хочешь, там и заночуешь!

Разговор состоялся. Есть реплики старухи, есть реплики солдата. Но говорят они о разных вещах, как будто не понимают друг друга.

Он просил чего-нибудь поесть.

«Вон там на гвоздике повесь!»

Старуха ответила: «Где хочешь, там и заночуешь!»

Нет, модель этой ситуации изобразить нельзя.

Солдат говорит одно, а старуха ему отвечает совсем другое.

Контакт.

  1. Мотивация учебной деятельности школьников. Сообщение темы урока.

Контакт коммуникантов (или собеседников) строится на смысле, содержании.

Поиграем в игру «Наоборот», и вы в этом убедитесь.  

Скажу я слово ВЫСОКО,

А ты ответишь: …

Скажу я слово ДАЛЕКО,

А ты ответишь: …

Скажу я слово ПОТОЛОК,

А ты ответишь: …

Скажу я слово ПОТЕРЯЛ,

А скажешь ты: …

Скажу тебе я слово ТРУС,

Ответишь ты: …

Теперь НАЧАЛО я скажу,

Ну, отвечай, …

Вы подбирали антонимы к словам, и игра прошла успешно.

Таким образом, мы поработали над содержанием общения.

Низко

Близко

Пол

Нашёл

Храбрец

Конец!

  1. Восприятие и осмысление учащимися учебного материала.

Вы уже убедились, что общение должно быть содержательным. Содержание зависит от речевой ситуации. А  это значит:

Кто говорит и с кем ведёт разговор?

Кто – это адресант

С кем – это адресат

Не безразлично что обсуждают говорящие и где.

Тема разговора отвечает на вопрос … (что?)

Обстановка (официальная или неофициальная) отвечает на вопрос… (где?)

И самое главное – это цель высказывания, то есть зачем? (см. схему в Приложении)

Давайте разберём некоторые ситуации.

  • Звоните в аварийную службу или в милицию. Зачем?
  • Делаем замечание проказнику. Зачем?
  • Здороваемся со встречными. Зачем?

  • Рассказываем товарищу о новом представлении в театре. Зачем?

  • Выступаем на классном собрании. Зачем?

Послушайте предложения:

  • Ребята, занимайтесь спортом: бегайте, плавайте!
  • Помогите перезимовать птицам!
  • Не теряй без пользы и минуты!
  • Крепче дружбу береги!

Какие это предложения по цели высказывания?

Помните, в 1 классе вы их называли заставительными?

Они, действительно, заставляют действовать.

И реплики (высказывания) в разговоре преследуют определённую цель: сообщить что-то, как-то воздействовать на собеседника.

Вы оформили речевые ситуации в виде схем. У одних – такая схема:

                              что?

        кто?                                  с кем?

У других – иная:

          Что?                                       Что?

               Что?

А  в тетради с печатной основой дана вот такая схема (см. стр. 9)

  • Чего недостаёт на схеме, помещённой в тетради?

Молодцы, ребята, вы очень наблюдательны! Но что важно – от этого вопроса во многом зависит содержание беседы.

Хочешь успокоить – скажешь что-то приятное.

Хочешь навредить – скажешь что-то обидное.

Интересным собеседником считают, как правило, мудрого человека. С большим удовольствием читают книги» «В мире мудрых мыслей», «Золотые россыпи» и даже книгу К. И. Чуковского «Отдвух до пяти».

Дети говорят нелепости, а талантливый писатель сумел это подметить и создал оригинальный жанр, говоря на современном языке «устами младенца».

У вас было домашнее задание: самые интересные диалоги попрошу проиллюстрировать.

Вы постарались в подборке речевых ситуаций. Из ваших работ оформим сборник «Небылицы».

(Учитель скрепляет листы)

Просим о помощи

Предупредить беду

Желаем здоровья и благополучия

Делимся впечатлениями. Советуем посмотреть спектакль.

Так мы решаем внутриклассные проблемы, принимаем решения.

Это предложения побудительные. Их цель – побудить к действию.

Недостаёт вопроса что?

Диалог брата и сестры

Старший брат приказывает сестре:

 - Пойди и отнеси это письмо на почту.

- Но ты же видишь, что дождь льёт как из ведра. В такое время даже нашу собаку не выведешь на улицу.

- А вот собаке там делать нечего!

Диалог учителя и ученика

- А правда ли, Мария Ивановна, что за то, что не сделал, наказывать нельзя?

- Правда.

- Тогда не наказывайте меня. Я не сделал домашнее задание!

  1. Углубление знаний, обобщение и систематизация их в процессе практических упражнений.

А теперь вашему вниманию предлагается инсценировка притчи «Честь».

«Небылицы» составлены в форме диалогов.

  • А можно ли притчу «Честь» назвать диалогом?

Сделаем вывод:

Диалог изображается схемой:

Бывает межличностное общение

  • Это какое общение? Приведите примеры.C:\Users\EXP1OSIVE\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\2.jpg

Бывает общение групповое:

C:\Users\EXP1OSIVE\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\2.jpg

И неофициальное общение, и общение официальное предполагает какое-то содержание, преследует определённую цель.

Задание.

Ситуация 1.

Вы приглашены на День рождения, но не можете пойти (указать причину отказа) и поздравляете именинника сейчас. Составьте диалог.

Ситуация 2.

Вы повздорили с другом, а теперь решили помириться. Как вы это сделаете по телефону?

Психологи утверждают, что в речевом общении проявляется зеркало души человека.

  • Согласны ли вы с этим?

Ответить на этот вопрос вам поможет стихотворение А. Барто «В зеркале».

В зеркале

                                        А. Барто

Не смотрюсь я в зеркала –

Поважнее есть дела!

Но вдруг одна история

Со мной произошла.

В хоккей играл я во дворе,

Столкнулся со старушкой.

Ну, что ж, случается в игре –

Её задели клюшкой.

Взялась ругать старушка

Всё наше поколение,

Я спорил со старушкой

До белого каленья.

Она – словцо, и я – словцо –

Война у нас в разгаре.

Вдруг вижу - в зеркале лицо:

Губастый, злющий парень!

Несли к соседям зеркало,

И вот средь бела дня

Оно так исковеркало меня!

Обычный нос, обычный рот,

Но, оказалось, я - урод.

Стал в зеркало посматривать

Я вечером и днём,

Но каждый раз по-разному

Себя я вижу в нём.

Хромую кошку приласкал

Случайно на бульваре.

Иду домой мимо зеркал,

Смотрю – красивый парень!

Меняюсь десять раз на дню:

С сестрёнкой начал я возню

И мячик отнял силой,

Смотрю – я некрасивый!

Обычный нос, обычный рот –

То я пригож, то я – урод!

Нет, отражают зеркала

Не только наши лица –

И наши мысли и дела

В них могут отразиться.

  • О каком зеркале говорит А. Барто?
  • Почему герой видит себя то красивым, то некрасивым?

  • В какой форме составлено стихотворение?
  • А что появилось раньше монолог или диалог?

  • Ещё раз уточним. Диалог – это …

  • Монолог – это …

Огонь, Вода и Честь вместе подошли к развилке, где им нужно было разойтись.

Огонь сказал: «Если потеряете меня и захотите найти, идите в ту сторону, где почувствуете тепло»

«А когда потеряете мой след, - промолвила Вода, - то ищите вместе с теми, кто хочет утолить жажду».

Честь стояла и молча слушала своих друзей.

«А тебя как найти, когда потеряем?», - спросили Огонь и Вода.

«Тот, кто потерял меня, - тихо ответила Честь, - найти уже никогда не сможет, я бываю только с теми, кто меня не теряет».

Диалог – это разговор двух или нескольких лиц.

В диалоге есть реплики.

В диалоге отсутствуют слова автора.

Эта притча – не диалог, а текст с элементами диалога.

  • Между одноклассниками
  • Между приятелями
  • Между соседями
  • Между мамой и ребёнком

- Здравствуй, Лиза!

- Рада тебя слышать, Настя!

- Поздравляю тебя с Днём рождения! Желаю счастья, здоровья, успехов в учёбе.

- Спасибо. Не забудь прийти ко мне сегодня вечером.

- Я  бы с удовольствием пришла, но сестрёнка заболела, а родители задерживаются на работе.

- Ну, что же, очень жаль, что тебя не будет на празднике. Спасибо за поздравление и за то, что предупредила.

- Лиза, желаю тебе весело отпраздновать День рождения.

- Здравствуй, Антон!

- Привет, Влад!

- Антон, я прошу извинить меня за вчерашнее поведение после уроков.

- Я прощаю тебе, Влад, ведь я тоже вчера был неправ.

- Ты не сердишься на меня?

- Нет, уже не сержусь.

- Приходи ко мне в гости. Вместе поиграем в компьютерные игры.

- Хорошо, я приду в 12 часов.

-  До встречи, Антон!

- До встречи, Влад!

О зеркале души человека.

Когда мальчик совершает недостойный поступок, то чувствует себя неловко и видит себя некрасивым А когда мальчик совершает добрый поступок, то он в ладу с самим собой, и это делает его красивым.

Стихотворение дано в форме монолога.

Конечно же, диалог.

 … разговор двух или нескольких людей.

… речь одного человека

  1. Подведение итогов урока. Домашнее задание

Составить текст, содержание которого помогло бы убедиться в том, что действительно в речевом общении проявляется зеркало души человека. Текст составить в форме монолога.



Приложение

Речевая ситуация

        Адресат речи – тот, с кем мы вступаем в разговор, кому пишем письмо или звоним.

Обстановка. Официальной считается обстановка, требующая соблюдения всех правил. Например, на уроке – официальная обстановка, на перемене – официальная.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных способностей на уроках математики по системе Д. Б. Эльконина-В.В.Давыдова. Презентация

Изучение математики по системе Эльконина-Давыдова  организуется в коллективно-распределительных формах деятельности. Это групповая и парная работа. Предметом учебной деятельности является не усвоение ...

Статья "Диалог как средство развития коммуникативной компетентности учащихся начальной школы".

Статья "Диалог как средство развития коммуникативной компетентности учащихся начальной школы"....

Конспект урока "Игры на развитие коммуникативных способностей"

конспект урока "Игры на развитие коммуникативных способностей"...

"Развитие коммуникативных способностей школьников на уроках и во внеурочной деятельности".

Развитие коммуникативных способностей школьников на уроках и во внеурочной деятельности...

Развитие коммуникативных способностей школьников на уроках и во внеурочной деятельности

Коммуникативные способности – это индивидуально-психологические особенности человека, обеспечивающие контакт с другими людьми для общения и поддержания оптимальных отношений.Они обеспечивают социальну...

"Учим детей общению. Развитие коммуникативных способностей".

Ребёнку необходимо помочь наладить отношение с окружающими, чтобы этот факт не стал тормозом на пути развития личности....