" Великий колокольный звон"
план-конспект занятия (2 класс) по теме

Токарева Лариса Петровна

 Внеклассное занятие для учащихся 2 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_-_.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Выполнила: Жданова Л.П.

Студентка 41группы        

Проверила: Ясинских Л.В.

 

Внеклассное занятие по музыке.

Тема: «Великий колокольный звон»

Цели урока:    Расширение знаний учащихся  о колокольном звоне. Знакомство с видами колокольных звонов и значение колокольного звона в жизни русского народа.

 

Задачи:

Образовательные:

  1.  Сформировать представление о колокольном звоне как ярком явлении русской православной культуры.
  2. Показать изобразительные, музыкальные и выразительные возможности колокольного звона
  3. Повышать уровень музыкальной грамотности   учащихся.
  4. Дать понятия о разновидностях колокольных звонов.

Развивающие:

  1. Способствовать развитию находчивости   детей
  2. Обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли.
  3. Способствовать развитию памяти, мышления, воображения.

Воспитательные:

  1. Вызывать эмоциональный отклик учащихся.
  2. Создание условий для эффективной работы на уроке.
  3. Воспитывать эстетический вкус и интерес к музыкальному искусству.
  4. Воспитывать чувства сопереживания, волнения, отклика на колокольные звоны

Музыкальный ряд:   Вечерний звон» в исполнении Козловского, П.И. Чайковский. Симфония «1812 год»; М.П. Мусорский. Увертюра к опере «Борис Годунов»; С.В. Рахманинов. «Сюита №1 для двух фортепиано.  Часть 4».

Художественный ряд:   Левитан «Вечерний звон».

Видео ряд:  «Музей колоколов».

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методическое обоснование

1. Организационный момент

-Здравствуйте ребята, прозвенел уже звонок нам пора начать урок!

Дети рассаживаются на места, проверяют  наличие всего необходимого для  работы на уроке, слушают учителя.

Эмоциональный настрой детей на работу

2. Актуализация знаний. Постановка цели урока

 Слайд 1-2. Звучит запись колокольного звона.

Что за звуки открыли наш урок?

А где можно услышать колокола?

Сегодняшний урок будет посвящен этому замечательному явлению – колокольному звону. Можно ли колокол назвать музыкальным инструментом?

А почему?

Правильно. Как вы думаете, колокольный звон – это новое явление или нет?

Если придумано давно, то должны остаться доказательства этого. Наша задача – исследовать, где звучал колокол и какое место он занимает в душах людей.

 

Это был колокольный звон

На улице, в церкви, по телевизору

Да

Потому что в звоне колоколов можно услышать мелодию.

Нет. Это было придумать давно.

 

 Проблемный вопрос.

 

  1. Новый материал.

 

 Рассказ о колоколах.

Слайд 2.

- Как вы думаете, в каком веке появились колокола на Руси?

 Первое упоминание о колоколах отмечено в Х в., и на протяжении многих веков сопровождения они своим звоном жизнь христиан. Размеряли течение дня, возвещали время труда и отдыха, время бодрствования и сна, время веселья и скорби. «Малиновые перезвоны» указывали дорогу заблудившемуся путнику.

Ребята,  я сейчас произнесла слова «Малиновые перезвоны». Как вы считаете, откуда взялось это название?

 

На самом деле выражение «малиновый звон» западного происхождения  - от названия французского города Мелехна, где издавна отливали колокола.

 Люди всегда с большим уважением относились к колоколам. Послушайте, как об этом сказано в стихах

Колокола! Ваш звучный звон – Язык земли, меня вскормивший.

Живет в вас радость, клич и стон,

Как отголосок жизни бывшей.

Колокола  - Руси венец,

Червонным золотом горящий,

Ваш звон – связующая нить

Меж будущим и настоящим.

Г. Голуб

-Но не только в стихах можно услышать упоминание о колоколах. Не обидела вниманием колокола и русская классическая музыка. Слайд 4. Давайте послушаем с вами фрагмент из увертюры П.И. Чайковского «1812 года».

Услышали в этом фрагменте колокола?

- Постарайтесь ответить, каким вам услышался этот звон, о чём говорил он: о празднике или о несчастье?

Слайд 5.

- А теперь я предлагаю вам загадку. Послушайте внимательно и подумайте, что же здесь звучит?

( Фрагмент увертюры из оперы Мусоргского «Борис Годунов» колокола.)

Нет это была имитация звона инструментами симфонического оркестра. Вспомните, пожалуйста, что означает слово «имитация»?

Часто композиторы пользовались этим приемом в различных произведениях. Слайд 6.

Прослушайте фрагмент «Сюиты №1» С. Рахманинова и постарайтесь догадаться, какой инструмент изображает колокольный звон.

Какой это инструмент?

Молодцы, причем это не один, а два рояля, которые играют по очереди и поэтому создается эффект звона.

У каждого колокола – особенный, неповторимый голос. И тем не менее их можно разделить на несколько групп. Подумайте, по какому признаку это можно сделать.

А если мы говорим о голосах?

Правильно. А как называют низкий мужской голос?

А высокий мужской голос?

Показ фрагмента «Музей колоколов».

Расскажите, что нового из видео фрагмента о колоколах вы ухнали?

Вы, наверное, заметили, что голоса называют так же, как и голоса людей. Это не случайно. К колоколам относились как к людям

Колокола помещаются в специальном здании рядом с церковью.

Слайд 7. Посмотрите на картинку, найдите это здание и вспомните, как оно называется.

Верно. А верхнюю часть колокольни, где непосредственно подвешиваются колокола, называются звонницей.

Как вы думаете, есть ли какие-нибудь легенды, связанные с колоколами?

Легенд про колокола  очень много. Вот одна из них. Наполеон, вступив в Москву, решил взорвать колокольню Ивана Великого. По его приказу под нее положили большое количество пороза и подожгли. Раздался взрыв, колокольня взлетела, а затем…опустилась на прежнее место целая и  невредимая.

По народным поверьям, влиянию церковного колокола не могут противостоять сами нечистые силы, теряет силу всякое волшебство и гадание.  Говорят, когда звонишь в колокол, словно душа светлеет. Существует несколько видов церковного звона. Слайд 8.

- Слайд 9. Колокола празднуют вместе с людьми. Колоколам также приписывается способность чувствовать и переживать, а в их звучании слышится человеческая речь.

- А как называется самый большой колокол не в России, но и во всем мире?

Царь-колокол находится в Москве,  только он не звучит, потому что от него откололся кусок при пожаре. А так колокол провисел на колокольне 50 лет.

Самые лучшие колокола отливали в России - в Суздале. Они настолько родные, певучие, что в Суздале даже устраивают колокольные концерты, в которых участвуют все колокола.

Есть в их звоне что-то раздольное, богатырское, созвучное широкой русской натуре русского народа. Но не только композиторы и поэты обращались в своём творчестве к колоколам. Знаменитый художник – пейзажист Исаак Левитан написал изумительную картину «Вечерний звон»

Слайд 10.

Пока учащиеся рассматривают картину, учитель читает стих:

Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью наполнилось сердце.

Здесь мало услышать,

Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья нахлынули дружно,

И чтоб озарили прозрачные воды

Всю прелесть застенчивой русской природы.

Внимательно вглядитесь в эту картину и скажите: «Тихо» или «Громко» звучит она?

2. Если бы вы писали музыку к картине, какой бы характер вы выбрали: танцевальный, маршевый или песенный?

3. Что мог, по-вашему, услышать Левитан, изображая тихий уголок России?

- А сейчас мы послушаем русскую народную песню «Вечерний звон».

звучит фрагмент песни «Вечерний звон» в исполнении Козловского.

- Можно ли назвать эту песню музыкальной картиной?

- Почему?

Предположение детей

 

Предположение детей: от звона воздух становится малинового цвета

 

Слушают стихотворение.

 

Да в начале

О празднике.

Звучали колокола

 

Это изображение чего- либо другими средствами или подражание.

Варианты детей (это рояль).

По величине, по месту изготовления.

По высоте голоса.

Бас

Тенор

Рассказывают о колоколах по видео фрагменту

 

Рассматривают картинку. Здание называется колокольня.

Да, может кто –

то, что- то расскажет.

Царь – колокол

Рассматривают картину.

Тихо, так как вечер, природа уже засыпает, и где-то в дали слышен колокольный звон.

Песенный.

Варианты учащихся

Да можно

Потому, что при исполнении песни сразу представляешь себе картинку колокольного звона, колокольни, пейзаж, природу.

Развитие наглядно-образного мышления. Методы: беседа, диалог.  Наглядные иллюстрации.

Наглядно-Слуховой

метод.

Наглядно-зрительный метод

 

6. Итог урока

Обобщающая беседа

Скажите, играет ли колокол какое-то значение в жизни русского народа?

Проверочные задания Слайд 11-16.

Урок окончен. Желаю вам, чтобы в вашей душе всегда звучал самый светлый колокольчик.

 Колокола – это сама жизнь, наша история, часть музыкальной культуры России.

 

Список литературы:

  1. Энциклопедический словарь юного музыканта / сост. В.В. Медушевский. М: Педагогика, 1985.
  2. В. Мишин. «Колокола России»
  3. «Краткая иллюстрированная история», М.: Московский журнал, 1995.
  4. Ясинских Л.В. «Методика преподавания музыкального искусства в начальной школе», Екатеринбург 2012.
  5. Л.В. Масленникова-Золина. Издание 2-е. «Необычные уроки музыки». 1-4 класс. Издательство «Учитель» 2014г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Великий колокольный звон

Презентация  "Великий колокольный звон" к уроку музыки для 2 класса  по программе Е. Д. Критской....

Разработка урока во 2 классе "Великий колокольный звон"

Колокольный звон служил мерилом праведности и добра: «голос чище звона», «слава что звон» Люди всегда с большим уважением и любовью относились к колоколам. В этом мы можем убедиться в стихах классиков...

Технологическая карта урока музыки во 2 классе по теме "Великий колокольный звон"

Технологическая карта урока музыки во 2 классе по теме " Великий колокольный звон", из раздела " О России - петь что стремиться в храм", по программе " Музыка" авторы Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Ш...

"Великий колокольный звон"

Конспект урока по музыке во втором классе по программе Сергеевой Г.П.,Критской Е.Д. ,презентация с текстом к слайдам...

Конспект урока 2 класса на тему "Великий колокольный звон"

Рассказ детям про великий колокольный звон....

Интегрированный урок по музыке и ИЗО во 2 классе. Тема "Великий колокольный звон"

Технологическая карта урока музыки во 2 классе. II четверть. Раздел: «О России петь – что стремиться в храм». Тема: «Великий колокольный звон».Программа: Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С....