программа обучения детей с ОВЗ"Сенсомоторное развитие детей с ОВЗ"
рабочая программа на тему

Кияница Елена Александровна

Программа рассчитана на обучение детей с ограниченными возможностями здоровья сенсорной моторике,способствующей коррекции мелкой моторики рук,развитию мышления,памяти,внимания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное стационарное учреждение

социального обслуживания населения

«Ипатовский детский дом-интернат для умственно отсталых детей»

АДАПТИВНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 «Сенсорно – моторное развитие детей с ОВЗ»

возраст обучающихся 8-10__ лет

срок реализации – 1 год

Воспитатель: Кияница Е.А.

2015-2016г.

Пояснительная записка

Важной составляющей частью психологического развития ребенка является накопление им сенсорно - моторного опыта. Ребенок познает окружающую его действительность путем ощущения и восприятия. Ребенок узнает о предметах и явлениях при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния и лишь в дальнейшем в процесс познания включаются речь, память, мышление. Таким образом, восприятие и ощущения, возникающие в процессе взаимодействия ребенка с окружающей его действительностью, составляет основу всей познавательной деятельности ребенка. Поэтому воспитание сенсорно - моторных функций имеет очень большое значение для всего последующего развития дошкольника.

Сенсорно - моторные функции развиваются в тесной и не разрывной взаимосвязи с двигательными навыками. Для «особых» детей важно стимулировать накопление чувственного опыта, сочетая его с моторной активностью. Ребенка необходимо обучать изучению окружающих предметов с помощью наиболее развитых психических процессов таких как: зрение, слух, движения рук. Эта задача выполняется в процессе многих режимных занятий: в игровой деятельности, на коррекционных занятиях, в играх на воздухе и так далее.

Выдающиеся учёные в области дошкольной педагогике и психологии (А. В. Запорожец, А. П. Усова, Е. Т. Тихеева, Н. П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон детского воспитания.

Чтобы познакомиться с каким-то предметом, ребенку его нужно изучить: потрогать руками, сжимать, гладить, то есть совершать какие - либо действия, которые называются моторными. Важно, чтобы окружающий мир был обогащён развивающей средой: разработаны игрушки, игровые пособия, стимулирующие зрительные, тактильные, обонятельные ощущения. Учитывается сила цвета: при грамотно подобранной цветовой гамме снижается напряжение, оптимизируется эмоциональный настрой.

Актуальность программы.

Данная программа разработана для детей с ЗРП, в процессе разработки программы были модифицированы существующие игры на развитие восприятия и моторики.

Цель программы: создание условий способствующих сенсорно - моторному развитию детей с ЗРП.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

1.Создать предметно - окружающую среду для развития сенсорно – моторных функций у «особых» детей;

2. Разработать и подобрать методический материал, для реализации цели программы;

3.Активизировать и развивать сенсорно – моторные функции детей с ЗРП.

Данная программа основывается на следующих принципах:

1. Принцип дифференциации.

2. Принцип доступности.

3. Принцип систематичности и последовательности.

5. Принцип повторения умений и навыков.

6.Принцип активного воспитания (игровые технологии, индивидуальная деятельность, исследовательская деятельность).

Основным условием для реализации данной программы является ее ориентированность на создание благоприятной среды для развития сенсорно-моторных функций у детей с ЗРП.

Ожидаемые результаты

По завершению реализации программы предполагается, что будут достигнуты следующие результаты:

1.     Развитие речевых функций;

2.     Развитие двигательных функций;

3.     Развитие слуховых функций;

4.     Развитие зрительных функций;

5.     Развитие осязательной функции;

Для реализации цели программы используются следующие формы работы: индивидуальная работа, беседы, упражнения.

Данная программа разработана для воспитанников с тяжёлой умственной отсталостью с учетом их индивидуальных особенностей.

Сроки реализации программы: 1 учебный год.

Учебно-тематический план

Форма работы

Цель работы

Методы и приемы работы

Количество часов

1

Диагностика

Выявление у детей уровня сенсорно – моторного развития

Наблюдение,

2 часа

2

Дидактические игры и упражнения

Развитие сенсорно – моторных навыков путем игры

Игровая деятельность

1 раз в неделю

3

Самостоятельная деятельность

Закрепление сенсорно- моторных навыков полученных в процессе занятий

Организация окружающей среды, использование дидактического материала

Ежедневно

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа состоит из 9 блоков, один блок это один месяц. Для каждого месяца разработана своя тема, в соответствии с которой выполняется подбор материала и упражнений.

Темы блоков:

Сентябрь - Мой дом.

Октябрь – Осень.

Ноябрь – Сказка.

Декабрь – Елка.

Январь – Музыка.

Февраль – Овощи.

Март – Животные.

Апрель – Дождик

Май – Солнышко.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ блока

Тема занятия

Коррекционные цели и задачи

Кол-во часов

Сроки проведения

Оборудование

1.

Мой

 дом

Подражательные движения «Кулачки - ладошки», «Домик», «Прогулка»

Формировать умение выполнять подражательные движения: сгибать, разгибать пальцы, ладошки, соединять в кулак. Коррекция мелкой моторики пальцев рук; воспитывать любознательность.

1

Доски с вкладышами, крупный конструктор Лего, образцы изображений, кубики

«Чей это дом?»

Размещение различных по форме вкладышей в соответствующих отверстиях

Закреплять умение детей сопоставлять предметы по форме, осуществляя выбор из нескольких заданных форм.

1

Диагностика

1

Построим дом для зайчика

Учить выполнять простые действия с предметами, различающимися по форме. Коррекция мелкой моторики пальцев рук.

1

2.

Осень

Раскладывание однородных предметов разных по цвету: «Собери листочки»

Формировать простейшие приёмы установления тождества и различия цвета однородных предметов. Коррекция мелкой моторики на основе скоординированных  движений  пальцев рук.

1

Мозаика, конструктор, набор муляжей, образцы изображений

Выкладывание мозаики на тему «Листопад».

Упражнять детей выполнять простые действия, выкладывая мозаику. Коррекция мелкой моторики на основе скоординированных  движений  пальцев рук.

1

«Найди шишку».

Закрепить умение выделять один предмет из множества. Закрепить сенсорно - моторное восприятие.

1

«Выбери листочек».

Закрепить умение выделять один предмет из множества. Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении.

1

4.

Ёлка

«Собери ёлочку».

    

Формировать умение  у детей собирать пирамидку. Закреплять название цвета, размера. Коррекция мышления на основе упражнений  в сравнении.

1

Пирамидки с кольцами разного диаметра и цвета, мозаика

«Найди украшение на ёлку».

Фиксировать внимание детей на том, что цвет может быть использован для изображения разных предметов. Воспитывать  мотивацию к обучению.

1

«Гирлянда на елку».

Фиксировать внимание детей на том, что цвет может быть использован для изображения разных предметов. Воспитывать  мотивацию к обучению.

1

«Какие у ёлочки иголочки».

Коррекция мелкой моторики пальцев рук; воспитывать любознательность.

1

5.

Музыка

 « Кто громче».

Фиксировать внимание детей на различных звуках (голоса животных).

1

Музыка, фонограмма  с записью голосов птиц и животных

« Танец с воспитателем».

Развитие двигательной активности, коррекция движений.

1

« Пошумим?»

Коррекция мелкой моторики пальцев рук на основе упражнений.

1

6.

Овощи

 « Сварим суп».

Закреплять у детей умение группировать предметы по цвету. Закрепить сенсорно - моторное восприятие.

1

Наборы муляжей, разрезные картинки из 3-4 частей, картинное лото

«Собери морковь».

Учить детей собирать предмет из 2-3-х составных частей по образцу. Коррекция внимания.

1

«Найди пару»

Закреплять у детей умение находить пару по образцу.

1

 «Накорми зайку».

Учить детей собирать предмет из 2-3-х составных частей по образцу. Коррекция внимания.

1

7.

Живот-ные

«Кто сказал «Мяу»?»   

Развивать у детей игровую деятельность. Учить сопоставлять звук и изображение.

1

Образцы картинок, наборы геометрических форм

«Дочки – матери».

Учить детей подбирать формы к геометрическим образцам.

1

«Найди мишку».

Учить детей подбирать формы к геометрическим образцам. Формировать мотивации на обучение.

1

8.

Дождик

«Кто стучит по крышам?» 

Упражнять детей выполнять простые действия, воспроизводя стук дождя. Коррекция мелкой моторики на основе скоординированных движений  пальцев рук.

1

Музыкальное сопровождение,

«Капелька».

Упражнять детей выполнять простые действия, воспроизводя стук дождя.

1

«Мокрый – сухой».

Развивать тактильные анализаторы детей.

1

«Где домик Капельки?».

Учить детей подбирать предмет по слову, обозначающему цвет.

1

9.

Сол-нышко

 «Лучики».    

Формировать умение  проводить длинные и короткие прямые линии (штриховать) не выходя за  линию, соблюдая интервал. Корректировать графические навыки.

1

Цветные карандаши, альбомы для рисования, наборы картинок

«Солнышко – какое оно?»

Формировать умение различать форму, цвет. Закрепить сенсорно - моторное восприятие.

1

«Пара солнцу».

Упражнять детей выполнять простые действия. Коррекция мелкой моторики .

1

«Солнечный зайчик».

Формировать умение различать форму, цвет, величину предметов, раскладывая их в ряд, чередуя.

1

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Верзилина , Я. В. Детство со сказкой / Я. В. Верзилина // Начальная школа. - 2009. - №6

2.Васильева, М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду/М.А.Васильева. - М: «Мозаика-синтез», 2006.

3. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. – М., 1995.

4. Лисина, М. И. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника / М. И. Лисина. - М., 1974.

Календарно – тематическое планирование по конструированию.

№ п/п

Тема занятия

Коррекционные цели и задачи

Кол-во часов

Сроки прове-дения

Оборудование

сентябрь

1.

Стульчик для Кати

Познакомить детей с кубиками. Развивать мышление, память. Воспитывать аккуратность, усидчивость.

1

Кубики, конструктор Лего большой и маленький, сюжетные картинки

2.

Домик для зайчика.

Учить детей приставлять кирпичики встык, совершать элементарные действия с одинаковыми предметами. Побуждать детей создавать разные домики.

1

3.

Дорожки

Развивать умения детей самостоятельно строить дорожки разной длины, ширины ;умение придумывать сюжет, обыгрывая свою поделку.

1

4.

Дорожки

Развивать умения детей самостоятельно строить дорожки разной длины, ширины ; умение придумывать сюжет, обыгрывая свою поделку.

1

октябрь

5.

Горка с лесенками

Научить детей строить горку с двумя лесенками. Развивать внимание, умение выполнять задание по образцу.

1

Кубики, набор строительного материала Лего, сюжетные картинки

6.

Башенка из кубиков жёлтого цвета.

Закрепить понятия высоты и цвета. Знакомить с разным строительным материалом.

1

7.

Башенка из кубиков синего цвета.

Закрепить понятия высоты и цвета. Знакомить с разным строительным материалом.

1

8.

Дорожка для колобка.

Закреплять знания о длине и цвете.

1

ноябрь

9.

Мебель для куклы. Стол и стул жёлтого цвета.

Учить строить детали по образцу без показа приемов, анализировать изделие.

1

Кубики, конструктор Лего большой и маленький, сюжетные картинки

10.

Стол и стул синего цвета.

Учить строить детали по образцу без показа приемов, анализировать изделие.

1

11.

Кресло и диван

Дать понятия: «кресло короткое», «диван длинный». Учить самостоятельно выбрать изделие.

1

декабрь

12.

Ворота

Учить изменять постройку в высоту. Называть детали: кирпичики, кубики.

1

Кубики, конструктор Лего большой и маленький, сюжетные картинки

13.

Ворота

Учить строить ворота низкие и высокие. Разбирать постройки, складывать материал в коробки.

1

14.

Ворота

Учить изменять постройку, преобразовывая её в высоту, длину, ширину.

1

15.

Стол и стул разных цветов.

Учить самостоятельно выбирать цвет. Развивать навык строительства. Воспитывать усидчивость, внимательность.

1

январь

16.

Заборчик

Учить использовать прием укладывания строительных деталей на длинную грань. Строить по готовому образцу. Воспитывать усидчивость.

1

Кубики, конструктор Лего большой и маленький, сюжетные картинки

17.

Заборчик из кубиков и кирпичиков.

Совершенствовать навык детей в постройках заборчика, чередуя строительные детали. Развивать память и внимание. Воспитывать аккуратность.

1

18.

Заборчик. Синий квадрат +красный квадрат

Учить строить по своему замыслу. Закреплять умение строить заборчик. Воспитывать желание играть с постройками.

1

февраль

19.

Самостоятельное конструирование

Учить самостоятельно выбирать тему для конструирования, детали. Закреплять умение играть с постройками.

1

Кубики, конструктор Лего большой и маленький, сюжетные картинки

20.

Скамеечка для матрешки

Познакомить детей с новым действием со строительными деталями – простейшими перекрытиями. Формировать активность в процессе работы по образцу.

1

21.

Большая и маленькая скамеечки

Закреплять умение строить скамеечку. Учить детей обследовать детали, играть с постройками.

1

22.

Ворота и заборчик

Учить строить по образцу воспитателя без объяснения приема конструирования. Развивать логическое мышление. Воспитывать внимание

1

март

23.

Домики

Учить последовательно выполнять постройку, контролируя свои действия. Совершенствовать навык приема прикладывания и накладывания.

1

Кубики, конструктор Лего большой и маленький, сюжетные картинки

24.

Домик с крышей

Учить последовательно выполнять постройку, контролируя свои действия. Совершенствовать навык приема прикладывания и накладывания.

1

25.

Домик с крышей

Продолжать знакомство детей с призмой. Способствовать пониманию выражения «поставь крышу сверху». Побуждать различать строительные детали по форме, величине, цвету, названию.

1

апрель

26.

Домик по образцу без показа

Формировать умение выполнять постройки по образцу без показа основных приемов конструирования.

1

Кубики, конструктор Лего большой и маленький, сюжетные картинки

27.

Домик с окошком

Закрепить навыки, полученные детьми в течение года. Учить детей завершать простые постройки. Воспитывать дружеские взаимоотношения.

1

28.

Детский городок

Учить последовательно выполнять постройку. Ровно прикладывать детали. Воспитывать бережное отношение к материалам.

1

29.

Диагностика

1

май

30.

Ворота для гаража

Учить строить по образцу. Развивать умение оценивать свою работу и работу товарищей. Воспитывать желание играть с постройками.

1

Кубики, конструктор Лего большой и маленький, сюжетные картинки

31.

Загон для лошадок

Учить огораживать пространство высоким забором, приему ставить кирпичики на длинную узкую грань.

1

32.

Самостоятельное конструирование

Учить самостоятельно выбирать тему для конструирования. Развивать умение играть с постройками.

1



Предварительный просмотр:

День любви и дружбы(День всех влюбленных)

Звучит фонограмма Селин Дион" My Heart Will Go On"(из фильма «Титаник»). На фоне музыки:

Ведущий 1:
Любовь приходит к нам нежданно,
Она как белый снегопад,
Всегда красива и желанна,
И каждый человек ей рад.

Бывают бури и сомненья,
Бывает ревность, как гроза.
Но нет прекрасней ощущенья,
Чем посмотреть любви в глаза.

Она украсит все мгновенья,
Позволит в небесах летать.
От скуки вмиг найдет спасенье,
Позволив чувствами дышать.



Ведущий 2:  Добрый день! Мы рады вас приветствовать. Кто знает, какой сегодня день, что за праздник? Правильно! День святого Валентина, день любви и дружбы. По старинной традиции все  люди  могут, не таясь, признаться в любви, послав своему любимому или любимой  подарок, имеющий форму сердца. Дарят в этот день еще и открытки- сердечки. Их называют валентинками.

В разных странах этот праздник отмечают по-разному. Итальянцы считают своим долгом дарить в этот день любимым сладости.  В Финляндии в этот день делают подарки мамам, так как женского дня у них нет. Англичане же дарят подарки не только любимым ,но и  своим животным, особенно собакам и лошадям. Во Франции по традиции дарят драгоценности. Здесь поздравляют всех, кого любят: бабушек, дедушек, друзей, знакомых.

День влюбленных не наш традиционный праздник, но около  25 лет назад он пришел в Россию и с удовольствием отмечается у нас. Но почему же это праздник влюблённых? На этот счет немало красивых легенд.
Ведущий 1:  Я знаю такую легенду. Давным – давно в Риме жил священник Валентин. В те времена император Клавдий запретил жениться солдатам. Но разве можно запретить любовь? Валентин венчал влюбленных тайно. Когда это обнаружилось, его бросили в темницу и приговорили к смерти. В тюрьме  он смог исцелить от слепоты одну чудесную девушку – дочь тюремщика. (на фоне рассказа ведущего1 появляется Валентин. К нему приходит слепая дочь тюремщика (на ее глазах повязка) .Он прикладывает руку к ее глазам:

 Пусть эти глаза
Увидят меня.

(Валентин убирает руку.  Девушка тут же снимает повязку, отбрасывает прочь, оглядывается радостно и удивлённо вокруг). 
Дочь тюремщика. Я вижу! Ты сделал чудо! (падает на колени перед Валентином.) Спасибо тебе!( Уходит. Валентин пишет письмо о любви перед казнью. Она сидит и плачет.)

Ведущий 1: Она полюбила Валентина. Он тоже полюбил ее. Говорят, что именно его письмо к любимой, подписанное «Твой Валентин», и стало началом традиции отсылать валентинки. А потом, 14 февраля , Валентина казнили… Так грустно закончилась эта история. С тех пор этот день празднуют как день всех влюбленных.
Ведущий 1: Что же мы все о грустном, ведь День Святого  Валентина - веселый праздник.  И мы не можем закончить эту историю так печально! (Подходит ангелочек и касается своей стрелой Валентина. Он оживает. Идет к плачущей девушке, вытирает ее слезы, дарит красные розы. Они танцуют)

ВАЛЬС из к/ф  «Мой ласковый , нежный зверь»

Ведущий 2: Жил да был на свете,

Дорогие дети,

Ангел влюбленных сердец.

И на всей планете,

Дорогие дети,

Не было лучше чудес…

Лучше, чем те, что дарил ангелок,

Ангел влюбленных сердец!

Гуляет и бродит по сказкам,

Заходит он к людям в дома,

Сердца наполняет любовью,

Которой не будет конца!

Ангел уходит за кулисы. Звучит песня «Красной Шапочки» .На сцену выходят герои сказки «Красная шапочка». Волк, переодетый в бабушку, сидит в кресле и вяжет чулок.

КРАСНАЯ  ШАПОЧКА: Здравствуй, милая бабушка! (подходит ближе к волку) Бабушка, а почему у тебя такие большие руки?

ВОЛК. А это чтоб покрепче тебя обнять, дитя мое.

КРАСНАЯ  ШАПОЧКА: Бабушка, а почему у тебя такие большие глаза?

ВОЛК. А это чтобы лучше видеть тебя, дитя мое.

КРАСНАЯ  ШАПОЧКА: Бабушка, а почему у тебя такие большие уши?

ВОЛК. А это чтобы тебя лучше слышать, дитя мое.

КРАСНАЯ  ШАПОЧКА: Бабушка, а почему у тебя такие большие зубы?

ВОЛК: А это чтобы…

В это время Ангел незаметно подходит к Волку и прикасается к нему волшебной стрелой. Совершается чудо, раздаются волшебные звуки. Волк  сбрасывает бабушкин наряд.

ВОЛК: …улыбнуться пошире и признаться тебе в любви.

Ах, Шапочка Красная,

Солнышко ясное,

Влюблен я в тебя

С малых лет.

И целыми днями

От чувства сгораю,

Рисуя твой в мыслях портрет.

КРАСНАЯ ШАПОЧКА: Ах, как вы добры, господин Волк.

Звучит музыка, Волк приглашает Красную Шапочку на танец. Герои сказки в танце уходят за кулисы.

В записи звучит шум моря. На сцене появляются герои «Сказки о рыбаке и рыбке».

Ведущий 1.

Воротился старик ко старухе:

У старухи новое корыто.

Еще пуще старуха бранится.

СТАРУХА:

Дурачина ты, простофиля!

Выпросил, дурачина, корыто!

В корыте много ль корысти?

Воротись, дурачина, ты к рыбке!

В это время Ангел прикасается палочкой к старухе.

СТАРУХА: (изменившись в лице).

Нет! Ступай себе, милый, в избушку.

Приляг, отдохни ты с дороги…

Устали, небось, твои ноги.

Зачем нам изба и корыто?

Зачем о богатстве мечты?

Тебе я признаюсь открыто:

Богатство мое – это ты!

Старик со Старухой, взявшись за руки, уходят за кулисы.

Звучит веселая музыка. На сцену выбегают двое ребят, дразнят друг друга.

МАЛЬЧИК:  А ты – Лиза-подлиза, упала с карниза!

ДЕВОЧКА: А ты – жадина - говядина, соленый огурец!

МАЛЬЧИК:  А ты – рева-корова, дай молока!

ДЕВОЧКА:  А ты – Лешка-лепешка, голова с лукошко!

МАЛЬЧИК:  А ты – воображуля первый сорт, куда едешь – на курорт!

ДЕВОЧКА:  А ты – рыжий, рыжий, конопатый, убил дедушку лопатой!

МАЛЬЧИК : (после прикосновения ангела).

А ты… самая красивая девчонка,

Мне очень нравится, как ты смеешься звонко.

И волосы твои цветами пахнут,

И лучше всех кружится твое платье!

ДЕВОЧКА:  А ты… (ангел прикасается и к ней)

Ты мальчик самый смелый,

Ты самый добрый, ласковый, умелый.

Мне нравится, как ты в футбол играешь,

Как гол в ворота классно забиваешь.

Песня «Ты, да я, да мы с тобой»

Ведущий  2: И к вам, ребята, прикоснется ангел тоже,

Чтоб на влюбленных стали вы похожи,

Чтобы  сердца любовью наполнялись,

Чтоб каждый день в любви вы признавались!

Ведущая 1: Чем больше на земле

Людей влюбленных,

Людей, волшебным чувством

Окрыленных,

Тем меньше на земле

Невзгод, ненастья,

Тем больше доброты

И больше счастья!

Песня: «А ты меня любишь?»

Ведущий 2: День Святого Валентина - веселый праздник?
Ведущий 1: Правильно, ведь в этом зале все влюблены.
Ведущий 2: Ты преувеличиваешь, я что-то не верю.
Ведущий 1: Хочешь, я докажу, что все находящиеся здесь влюблены. Смотри, дети любят родителей, многие любят кинофильмы.
(Зрителям): Кто любит кушать - поднимите руку, кто любит поспать - две руки, кто любит смотреть телевизор – похлопайте, а кто любит есть шоколад - потопайте.

Вот видишь!

Ведущий 2: А кто любит играть? Вот сейчас мы с вами и поиграем.

1. Конкурс "ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ"
-Мне нужны три пары – три девочки и три мальчика. Вам предстоит исполнить зажигательный танец, зажав шарик между животами. Руки надо держать за спиной. Кто уронит или лопнет шарик, выбывает из конкурса. Побеждает та пара, которая дольше всех продержится.
Поддержим наших участников!
(
всем-сладкие призы)

Ведущий 1: А теперь следующий конкурс. Мне нужно два мальчика и две девочки.
2. Конкурс «Найди свое сердце»

В комнате на полу  рассыпаны сердечки. По команде ведущего участники должны найти как можно больше сердечек. Победителем будет обладатель наибольшего числа сердечек.

Ведущий 2:А сейчас музыкальная пауза.

Песню «А помнишь…» исполнит Иван Т.

Ведущий 2: Для следующего конкурса  мне нужны настоящие артисты.

3. Конкурс «МЫ – ОДНО ЦЕЛОЕ»

В конкурсе участвуют две пары. Каждой из них необходимо повернуться лицом друг к другу и взяться за руки, а затем выполнить движения, которые я назову. При этом руки разъединять нельзя. Побеждает пара, которая выполнит задание более артистично.

1. Умыться

2.Расчесаться

3. Почистить зубы

4.Развернуть и съесть банан

5. Подмести пол

6. Отнести мяч и положить в обруч.

Ведущий 1:

4. Конкурс «НАЗОВИ  ПАРУ»

-Вы помните, какой мы отмечаем сегодня праздник? Правильно, «День любви и дружбы». И сейчас вам предстоит вспомнить героев сказок, мультфильмов, которые дружили или любили друг друга.

1. Симба и …(Нала)

2. Волк и …(Заяц)

3. Тимон и …(Пумба)

4. Винни- Пух и …(Пятачок)

5. Золушка и ….(Принц)

6. Маша и …(Медведь)

7.  Крокодил Гена и …(Чебурашка)

8.Том и …(Джерри)

9. Кот Базилио и …(Лиса- Алиса)

10. Буратино и …(Мальвина)

Ведущий 2:Сейчас прозвучит песня, и, конечно же она будет о любви.

Песня «Спасибо, что ты есть»

Ведущий 2:

Обычно в праздник дарят нам

Цветы, подарки, комплименты,

А я хочу, чтоб каждый миг

Встречали вы любви моменты!

Ведущий1:

В день всех влюбленных в феврале

Признайтесь в чувствах, люди,

Ведь нет счастливей на Земле

Тех, кто любим и любит!

Ведущий 2:

-Одним словом, дарите друг другу праздник, говорите о чувствах не только 14 февраля, а каждый день. А 8 июля мы будем отмечать наш родной, российский  праздник,  Петра и Февроньи  -день  семьи, любви и верности.

(Лопается шар с сердцами)

Сюрпризный момент     (ангел раздает валентинки всем зрителям)



Предварительный просмотр:

«Трудно переоценить значение общения

                                        для формирования личности человека,

                                                                                                                особенно в его   детском возрасте»

Кащенко С. Г.

  В настоящее время в России значительно возрос интерес к проблеме помощи детям с выраженными формами интеллектуальной недостаточности – детям с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.  В ходе обучения данной категории детей решаются следующие задачи: поиск путей их возможной социализации через привитие норм социально-адекватного поведения, развитие навыков самообслуживания, приучение к элементарным формам труда, повышение уровня их коммуникативной компетенции.        

   Коммуникативная компетенция – это владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работать в группе, знакомство с различными социальными ролями. В то же время, это не набор коммуникативных умений и навыков, а целостная  система, совокупностью 4 групп характеристик.      В структуре выделяются следующие компоненты: когнитивный, личностный, эмоциональный и поведенческий.    Раскроем смысл каждого компонента, его значение в коммуникативной компетенции и желаемый уровень  для нашего воспитанника.   

   Когнитивный  компонент образует знания о ценностно – смысловой стороне общения, о личностных качествах, способствующих и препятствующих общению, об эмоциях и чувствах, всегда сопровождающих его. Каково значение этих знаний?  Человек обучается общению, наблюдая поведение окружающих  людей, подражая их примеру, что происходит недостаточно осознанно. Поэтому помним всегда «слово лишь карлик, а пример – великан».    Для возрастного уровня  моих воспитанников актуальны и доступны знания о самом себе и других людях  в ограниченной степени, те, которые  проявляются в общении.      

 Личностный компонент образует особенности личности, вступающей в общение, которые естественным образом влияют на содержание, процесс и сущность коммуникации. Застенчивость, отчуждённость и эгоистичность, заносчивость и тревожность, агрессивность и конфликтность негативным образом сказываются на общении.  Несомненно, коммуникативная компетентность  воспитанника должна базироваться на уверенности в себе, оптимизме, доброжелательности и уважении к людям, справедливости, честности и эмоциональной стабильности.

Эмоциональный компонент  связан, прежде всего, с созданием и поддержанием позитивного эмоционального контакта с собеседником,  саморегуляцией, умением не только реагировать на изменение состояния партнёра, но и предвосхищать его. Обозначенные составляющие эмоционального компонента в доступной форме могут вырабатываться  не у всех умственно отсталых  детей. Задачей воспитателя является  - контролировать эмоциональный баланс. Это очень важно, ведь именно эмоциональный фон создаёт ощущение психологически  благоприятного или неблагоприятного, комфортного или дискомфортного общения.

 Поведенческий компонент образуют коммуникативные умения, способы деятельности и опыт. Коммуникативные умения как элементы создают коммуникативное поведение. Их особенности, степень  сформированности могут быть изучены и измерены, а также стать конкретной задачей развития или коррекции у ребёнка.

    Быть компетентным означает  умение мобилизовать в данной ситуации полученные знания, умения  и опыт. Есть смысл говорить о компетенциях только тогда, когда они проявляются  в  какой – нибудь ситуации: не проявленная компетенция, остающаяся потенциальной, не является компетенцией, а самое большее остаётся в качестве скрытой возможности.  Именно на это умение мобилизовать свои знания в нужный момент и направлена деятельность педагога. Работа по формированию коммуникативных умений должна быть регулярной и органично включающейся во все виды деятельности (коррекционно-воспитательную, игровую, досуговую и т.д.)

  В повседневной жизни (привлечение внимания детей друг к другу, оказание помощи друг другу, участие в коллективных делах, совместное выражение радости от результата и др.) Здесь  хочу рассказать о такой форме работы с детьми, как групповое собрание. Оно может выглядеть как пятиминутка, в начале дня, на которой обсуждаем вместе с детьми, что сегодня будем делать, кто, за что будет отвечать, у кого какие к кому замечания. Экстренные собрания проводим, когда что-то случается в группе, (например что-то пропадает, и не можем найти), чьё-то некорректное поведение в общественном месте и т.д. Т.е. обсуждается жизнь группы. Детям не сразу стали нравиться такие собрания, а постепенно они стали в них нуждаться.  На них они могут получить ответы на свои, беспокоящие их в данный момент,  вопросы.  Внести ясность в конкретные действия,  узнать какие-то новости  интерната.   Эти беседы дают возможность понять те или иные действия воспитателя или воспитанника, понять распоряжения, которые сразу могут  восприниматься агрессивно, а после разъяснения и обсуждения,  с радостью, или  просто с пониманием. Дети учатся  слушать, обсуждать, понимать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

   В специальных играх и упражнениях, направленных на представление о себе, окружающих взрослых и сверстниках, о системе социальных отношений, на овладении средствами взаимодействия. В проведении таких игр и упражнений могут принимать участие различные специалисты (например, учитель-дефектолог, педагог психолог и учитель логопед). Игры можно проводить как самостоятельное занятие, также включать в структуру других занятий;

  В процессе обучения сюжетно-ролевым и театрализованным играм (режиссерским играм и играм драматизациям), где вычленение, осознание и воссоздание социальных отношений является целью и средством деятельности.   Воспитанники примеряют на себя роли тех или иных героев, вступают в диалоги,  учатся общению, ну а затем переносят свои опыт в социум или не переносят, если это отрицательная роль, делая для себя выводы, или учитывая общественное мнение.

  В ходе рисования, лепки, конструирования, хозяйственно-бытового труда при усилении социальной направленности их содержания и значимости результата;  

  В повседневной работе по развитию речи: обучение словесному отчету о выполненных действиях, составлению рассказов из личного опыта.

  Отдельно хочется сказать о роли   присутствия юмора.  Коммуникативная роль смеха проявляется в общении с другими детьми  - в условиях своих ограниченных вербальных возможностей ребенок координирует свои действия с другими при помощи улыбки, смеха. Являясь частью общения, смех,  удовлетворяет ряд определенных социальных потребностей.  Опыт показывает, что юмор помогает найти подход  к ребёнку даже в самой сложной ситуации, а зачастую избежать очередного психоза у ребенка, делает атмосферу в группе лёгкой и приятной  для воспитанников и всех кто находится рядом. Там, где есть юмор, не может быть зла. «Ребенок не может жить без смеха. Если вы не научили его смеяться, радостно удивляясь, сочувствуя, желая добра, если вы не сумели вызвать у него мудрую и добрую улыбку, он будет смеяться злобно, смех его будет насмешкой » - сказал В.А. Сухомлинский. И ещё: «Вступающему в общение следует поступать в отношении других  так, как бы он хотел, чтобы те относились в процессе к нему».  Беря за основу эти слова Кащенко, мы часто повторяем с детьми «Золотое правило» - Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе. Дети очень хорошо его понимают и  оно работает.  На этом должно  быть основано общение  всех людей, независимо от их возраста, статуса и диагноза.

 Литература:  Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика, 1999.  Кащенко С.Г.    «Искусство общения»  Симферополь  2008 г.  Гонеев А.Д., Лифинцева А.И., Ялпаева Н.В.«Основы коррекционной педагогики»  Академия 1999 г.  Кащенко В.П. «Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков»  Академия 2000г.  Л.Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина,  А.Зарин, Н.Д.Соколова «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» КАРО Санкт-Петербург 2009г.  Ю.Г. Зарубина, И.С. Константинова, Т.А. Бондарь, М.Г. Попова «Адаптация ребёнка в группе и развитие общения на игровом занятии КРУГ»  Москва  «Теревинф» 2009г. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная программа "Психологическая коррекция эмоционального и сенсомоторного развития учащихся младших классов" (специальной коррекционной школы VIII вида)

Программа ориетирована на решение следующих задач:- снятие мышечного и психо-эмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и душевного равновесия;- активация различных функций ЦНС за счет...

Коррекционно-развивающая программа «Совершенствование движения руки и сенсомоторное развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья» для детей 7 - 9 лет

Данная развивающая программа «Совершенствование движений руки и сенсомоторное развитие ребёнка с отклонениями в развитии» для детей 7- 9 лет рассчитана на два года обучения.  Программа строится в...

электронный вариант .Комплект примерных рабочих программ обучения детей с задержкой психического развития (ЗПР), получивших рекомендацию обучаться по варианту 7.2

Примерные рабочие программы (ПРП) составлены по 8 учебным предметам, относящимся к 6 предметным областям и 3 курсам коррекционно-развивающей области в строгом соответствии с требованиями ФГОС НОО обуч...

Примерная рабочая программа обучения детей с задержкой психического развития (ЗПР), вариант 7.1, 1 класс, УМК "Школа России". Календарно - тематическое планировани. Русский язык.

Примерная рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихся с ОВЗ, примерной адаптированной основной ...

Рабочая программа для детей с задержкой психического развития (ЗПР) (вариант обучения – 7.2.) по курсу «Русский язык»

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана для обучающегося 3 класса с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), по программе для детей с задержкой ...

Работа по сенсомоторному развитию детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

Сенсорное воспитание — это воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия ребенком окружающей действительности. Оно служит основой познания мира, первой ступенью которого являе...

АРТ – ТЕРАПИЯ –КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД СЕНСОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ.

   Арт – терапия в учреждениях образования – это метод коррекции и развития посредством художественного творчества. Её привлекательность можно объяснить тем, что в отличии...