Рабочая программа факультатива "36 занятий для будущих отличников" 4 класс.
календарно-тематическое планирование (4 класс) на тему

Шаманова Валентина Ивановна

Рабочая программа общеинтеллектуальной направленности  курса внеурочной деятельности «Развитие познавательных способностей (РПС)», подпрограмма –  «З6 занятий для будущих отличников» (автор Л.В. Мищенкова) составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО, основной образовательной программы общеобразовательного учреждения (раздел – программа курсов внеурочной деятельности),  программы факультативного курса «Развитие познавательных способностей»  (РПС) 2014г, с использованием   методического пособия  Л.В. Мищенковой, Москва: РОСТ книга, 2014г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fak-v_4kl_36_zanyatiy_15-16g_.doc220.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Свирск»

«Рассмотрено»

на заседании МО учителей

начальных классов

_______________________

/Симанавичус И.В./

Протокол № ___

от «____» ___________2015г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

___________________

/Щапова Л.Н./

«Утверждаю»

Приказ №______

От «___»_________2015г.

Директор:

______________________ /Черниговская Т.А./ 

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

 внеурочной деятельности

Факультатива «36 занятий для будущих отличников»

 для 4 класса (1ч/нед.)

на 2015-2016 учебный год

Шаманова В.И.

   

 

Составлено на основе программы курса «Развитие познавательных способностей. 36 занятий для будущих отличников».

Автор Л.В. Мищенкова,

«Рост» Москва 2014г.

г. Свирск 2015г

Пояснительная записка

Рабочая программа общеинтеллектуальной направленности  курса внеурочной деятельности «Развитие познавательных способностей (РПС)», подпрограмма –  «З6 занятий для будущих отличников» (автор Л.В. Мищенкова) составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО, основной образовательной программы общеобразовательного учреждения, работающего по образовательной системе «Гармония» 2013г (раздел – программа курсов внеурочной деятельности),  программы факультативного курса «Развитие познавательных способностей»  (РПС) 2014г, с использованием   методического пособия  Л.В. Мищенковой, Москва: РОСТ книга, 2014г.

        Современное начальное образование ставит своей главной целью развитие личности ребёнка. В концепции федеральных государственных стандартов второго поколения в качестве конечного результата образовательной деятельности российской  школы фиксируется портрет выпускника начальной школы, в котором  важнейшее место отводится творческим качествам ребёнка: «Любознательный, интересующийся, активно познающий мир; умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности…»

Цель внеурочной деятельности: создание условий для  проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и  культурных традиций.

Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности (ВУД) объясняется не только включением ее в учебный план 1-4 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин,  то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как   ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.

 Курс  введен в часть учебного  плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления. Данная рабочая программа внеурочной деятельности в рамках основной образовательной программы начального общего образования «МОУ СОШ № 3 г. Свирск» ориентирована на достижение следующих целей и задач:

- обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;

- стремиться к созданию условий для становления и развития способностей обучающихся к самоопределению, саморазвитию.

Задачи начальной школы:

- помочь каждому ребенку в индивидуальном развитии;

- реализовать основную образовательную программу начальной школы в разнообразных организационно-учебных формах;

- обеспечить комфортные условия смены ведущей деятельности – игровой на учебную деятельность;  

- создать условия для творческой продуктивной деятельности ребёнка. Для этого: ставить творческие задачи, способствовать возникновению собственных замыслов;

- поддерживать детские инициативы, помогать в осуществлении проектов;

- обеспечить презентацию и социальную оценку продуктов детского творчества;

- создать пространство для социальных практик обучающихся и приобщения их к общественно значимым делам;

- создать условия для сохранения и развития здоровья обучающихся и обеспечить психологический комфорт для всех участников образовательного процесса;

- обеспечить научно – методическое сопровождение педагогов в области знаний учебного предмета;

- совершенствовать технологии обучения с учетом знания психолого-физиологических особенностей обучающихся;

- развить воспитательный потенциал с использованием традиций, современного опыта и инноваций.

 Цель данного курса: Развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка через систему коррекционно-развивающих занятий.

Задачи курса:

  1. развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
  2. развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
  3. развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  4. формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
  5. развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
  6. формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
  7. формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

        Курс «РПС» (Развитие познавательных способностей) нацелен на формирование у учащихся вышеуказанных качеств выпускника начальной школы и представляет собой комплекс специально разработанных занятий, сочетающих в себе коррекционно-развивающие упражнения с разнообразным познавательным материалом.

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения, реализована в рамках «Внеучебной деятельности» в соответствии с   образовательным планом.

Актуальность выбора определена следующими факторами: на основе диагностических фактов у  учащихся слабо  развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции.

                               

 Особенности организации учебного процесса

        Курс «РПС» ориентирован на детей 6-10 лет, рассчитан на 36 занятий (Программа скорректирована  на 33 часа в 1 классе, на 34 часа во 2-4 классах) и предназначен для работы в любой системе начального образования. Занятия проводятся 1час в неделю по 40 минут  во 2-4 классах; в 1 классе – в соответствии с приказом Минздрава России от 06.09.99 года.

        

Содержание программы

        В содержании курса интегрированы задания из различных областей знаний: русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Тематические занятия, поданные в игровой форме, способствуют непринуждённой коррекции и развитию умственных качеств обучающихся, формированию общеинтеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию познавательных способностей и в конечном итоге – достижению хороших результатов в учёбе.

Развитие восприятия, слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умения ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.

Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения  по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объема памяти, качества воспроизведения материала

Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения  выделять главное и существенное, умение сравнивать  предметы, выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.

Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было нужно с помощью органов чувств. Обогащение и активация словаря обучающихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы-описания, сочинять сказки.

Структура программы

Название областей

Кол-во часов

Общая характеристика

1

Задания русского языка

6

Большое количество разнообразных занимательных заданий и упражнений, в процессе выполнения которых у ребёнка не только формируются лингвистические знания, умения и навыки, но одновременно вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств, таких как: словесно-логическое мышление, внимание, память, воображение, наблюдательность, речевые способности. Эти упражнения воспитывают у учащихся познавательный интерес к родному языку.

2

Задания литературы

4

Эмоциональное  «проживание» текста, выражение своих эмоций; понимание эмоции других людей, сочувствие, сопереживание; высказывание своего отношения к героям, к их поступкам;

различение хороших и плохих поступков. 

3

Задания математики

4

Составление и моделирование предметов, построение фигур из счетных палочек, построение фигур из конструктора "Вьетнамская игра", "Монгольская игра", "Танграм", разрезание фигур.
Нестандартные задания алгебраического характера.

4

Задания окружающего мира

10

Классификация объектов, ситуаций, явлений по различным основаниям под руководством учителя. 

 Любознательность, инициатива в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы. Умение видеть красоту окружающего мира, оценивать состояние окружающих растений и животных. Планирование своих действий под руководством учителя. 

5

Задание на развитие культуры поведения

3

Умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение.

Представление о нормах морально-нравственного поведения.

Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе.

6

Задания на развитие эстетической культуры

7

Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе; способность к эмпатии и сопереживанию, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития стремления к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций; формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения.

Основные формы работы курса «РПС»:

Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной. Работа на занятиях проводится по комплекту двух рабочих тетрадей на печатной основе для обучающихся 1-4 классов.

Способы стимулирования творческой активности школьников

на занятиях внеурочной деятельности

  • Обеспечения благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны педагога, его от высказывания критики в адрес ребёнка.
  • Безотметочная система обучения.
  • Обогащение окружающей ребёнка среды разнообразными для него предметами с целью развития его любознательности.
  • Поощрение высказывания оригинальных идей.
  • Широкое использование вопросов раскрытого, многозначного типа.
  • Использование педагогом личного примера – творческого подхода к решению проблемы.
  • Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

Требования к уровню освоения программы внеурочной деятельности

Оценка планируемых результатов

Основанием для выделения требований к уровню подготовки обучающихся выступает основная  образовательная программа начального общего образования МОУ «СОШ № 3 г. Свирск», на базе которой разрабатывается рабочая программа внеурочной деятельности.  

В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, которые оцениваются  по трём уровням:

  • Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями  как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
  •  Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть   в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
  • Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Ожидаемые результаты:

  • Увеличение числа детей, охваченных организованным  досугом;
  • воспитание уважительного отношения к своему городу, школе,    чувства гордости за свою страну;
  • воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни; формирование  чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению;
  • развитие социальной культуры учащихся через систему ученического самоуправления и реализация, в конечном счете, основной цели программы – достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.

Чтобы добиться ожидаемого конечного результата, необходим промежуточный контроль, проверка знаний и умений обучающихся. Учёт сформированности познавательной активности и различных качеств умственной деятельности обучающихся осуществляется школьным психологом в начале и в конце учебного года методом тестирования.

Основные формы учета знаний и умений:

  • тестирование (проводится в начале и конце учебного года);
  • участие в олимпиадах, в конкурсах на разных уровнях;
  • участие в интеллектуальных играх.  

Контроль планируемых результатов

Для отслеживания результатов  предусматриваются следующие формы контроля:

1. Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся (диагностика развития психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения).

2. Текущий:

  • прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
  • пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
  • рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
  • контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

3. Итоговый контроль  (тестирование, практические и творческие работы, контрольные задания).

        Содержательный контроль и оценка  результатов  учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает  сравнения его с другими детьми.

Планируемые результаты

Рабочая программа внеурочной деятельности ориентирована на достижение планируемых результатов освоения  основной образовательной программы начального общего образования  «МОУ СОШ № 3 г. Свирск»:

  1. личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
  2. метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
  3. предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Универсальные учебные действия

Коммуникативные УУД:

  • умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества;
  • умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости.

Регулятивные УУД:

  • умение классифицировать  объекты, ситуации, явления по различным основаниям под руководством учителя;
  • устанавливать причинно-следственные связи, прогнозировать, выделять противоположные признаки объекта, преодолевать  психологическую инерцию мышления.

Познавательные УУД:

  • развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы;
  • планирование своих действий под руководством учителя;
  • приобщение к исследовательской и проектной работе. Умение делать выводы и обобщения.

Личностные УУД:

  • доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе;
  • способность к эмпатии и сопереживанию, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития стремления к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций.
  • Формирование рефлексии.

Но основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе.

К концу обучения в начальной школе обучающиеся должны уметь:

  • находить и называть закономерности в расположении предметов, достраивать логический ряд в соответствии с заданным принципом, самостоятельно составлять элементарную закономерность;
  • находить принцип группировки предметов, давать обобщенное название данным группам;
  • находить сходства и различия предметов (по цвету, форме, размеру, базовому понятию, функциональному назначению и т.д.);
  • уметь определять причинно-следственные связи, распознавать заведомо ложные фразы, исправлять алогичность, обосновывать своё мнение;
  • самостоятельно решать различного рода головоломки (кроссворды, ребусы, криптограммы, анаграммы, шифровки и т.д.), а также составлять простейшие головоломки;
  • выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор;
  • конструировать фразы различными способами (путём соединения начала и конца; путём подбора первого и последнего слова по заданной конструкции и т.д.);
  • подбирать рифмы к словам, составлять пары стихотворных строчек;
  • называть положительные и отрицательные качества характера;
  • узнавать изученные крылатые слова (фразеологизмы) и раскрывать их значение;
  • проявлять быстроту реакции при выборе правильного ответа среди нескольких предложенных;
  • запоминать не более 10 пар слов, связанных между собой по смыслу, а также не более 8 пар, явно не связанных между собой по смыслу после однократного прослушивания;
  • составлять рассказ на заданную тему, придумывать продолжение ситуации, сочинять сказки на новый лад, фантастические истории как от первого лица, так и от лица неодушевлённого предмета;
  • выражать словами чувства, которые испытывает герой произведения;
  • высказывать своё отношение к происходящему, делиться впечатлениями.

Календарно – тематическое планирование

Сроки

№ урока

Название раздела, тема

УУД

Ддеятельностиь обчасющихся

Коррекция программы

план

факт

1

Государственные символы.

Обобщают знания о гос. символах страны: гербе, флаге, гимне; развивают внимание, память, мышление.

К: умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение; планировать и реализовывать совместную деятельность.

Р: умение классифицировать  ситуации  по различным основаниям под руководством учителя.

П: развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы, делать выводы и обобщения.

Л: доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе.

2

Моя семья.

Уточняют представление о российской семье; воспитывают чувство близости с членами семьи.

К: умение уважать своё и чужое мнение; планировать и реализовывать совместную деятельность.

Р: умение классифицировать  ситуации  по различным основаниям под руководством учителя.

П: умения ставить вопросы и находить ответы, делать выводы и обобщения; планирование своих действий.

Л: доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе.

3

Мой портрет в лучах солнца.

Акцентируют внимание на положительных качествах, присущих каждому человеку; развивают артистические способности, речь.

К: умение слышать и слушать партнёра; планировать и реализовывать совместную деятельность.

Р: умение классифицировать  ситуации  по различным основаниям под руководством учителя.

П: развитие любознательности и познавательной активности, умения делать выводы и обобщения; планирование своих действий.

Л: готовность к сотрудничеству и дружбе.

4

Интеллектуальный клуб «Мыслитель».

Развивают внимание, быстроту реакции, логическое, нестандартное мышление, воображение.

К: умение слышать и слушать партнёра; планировать и реализовывать совместную деятельность.

Р: умение классифицировать  ситуации  по различным основаниям под руководством учителя.

П: развитие любознательности и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы; планирование своих действий.

Л: готовность к сотрудничеству и дружбе.

5

Вода в нашей жизни.

Расширяют представление о значении воды в нашей жизни; воспитывают бережное отношение к воде.

К: умение уважать своё и чужое мнение; планировать и реализовывать совместную деятельность.

Р: умение классифицировать  ситуации  по различным основаниям под руководством учителя.

П: развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, делать выводы и обобщения; планирование своих действий; приобщение к исследовательской и проектной работе.

Л: доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе.

6

Матушка-землица.

Уточняют представление о ценности земли; воспитывают любовь к земле.

К: умение слышать и слушать партнёра; планировать и реализовывать совместную деятельность.

Р: умение классифицировать  ситуации  по различным основаниям под руководством учителя.

П: развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы, делать выводы и обобщения; планирование своих действий.

Л: готовность к сотрудничеству и дружбе.

7

Юные кулинары.

Расширяют представление учащихся о кулинарии, знакомятся с некоторыми названиями мясных блюд.

К: умение уважать своё и чужое мнение; планировать и реализовывать совместную деятельность.

Р: умение классифицировать  ситуации  по различным основаниям под руководством учителя.

П: развитие любознательности и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы, делать выводы и обобщения; планирование своих действий;

приобщение к исследовательской и проектной работе.

Л: готовность к сотрудничеству и дружбе.

8

Куда летят крылатые слова.

Знакомятся с понятием крылатые слова, происхождением этого термина, автором первого российского сборника «Крылатые слова»; расширяют словарный запас; воспитывают чувство восхищения богатством русского языка.

К: умение слышать и слушать партнёра; планировать и реализовывать совместную деятельность.

Р: умение классифицировать  ситуации  по различным основаниям под руководством учителя.

П: развитие любознательности и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы; планирование своих действий.

Л: готовность к сотрудничеству и дружбе.

9

Фильм, фильм, фильм…

Получают первоначальное представление о кинематографе; развивают внимание, мышление, конструкторские способности, зрительную память.

К: умение слышать и слушать партнёра.

Р: умение классифицировать  ситуации  по различным основаниям под руководством учителя.

П: развитие познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы, делать выводы и обобщения.

Л: доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе.

10

Путешествие в мир пушкинских сказок.

Углубляют знание пушкинских сказок.

К: умение уважать своё и чужое мнение; планировать и реализовывать совместную деятельность.

Р: умение классифицировать  ситуации  по различным основаниям под руководством учителя.

П: развитие познавательной активности, умения ставить вопросы, делать выводы и обобщения; планирование своих действий.

Л: доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе.

11

И снова нас ждет мир пушкинских сказок.

Продолжают работу по систематизации знаний о пушкинских сказках; развивают внимание, мышление, конструкторские способности.

К: умение слышать и слушать партнёра; планировать и реализовывать совместную деятельность.

Р: умение классифицировать  ситуации  по различным основаниям под руководством учителя.

П: развитие любознательности, инициативы в учении, умения ставить вопросы и находить ответы; планирование своих действий; приобщение к исследовательской и проектной работе.

Л: готовность к сотрудничеству и дружбе.

12

Приветствуем зиму.

Вспоминают приятные моменты, связанные с зимой; развивают пространственную ориентацию, расширяют словарный запас.

К: умение уважать своё и чужое мнение; планировать и реализовывать совместную деятельность.

Р: умение классифицировать  ситуации  по различным основаниям под руководством учителя.

П: развитие любознательности; умения ставить вопросы и находить ответы; планирование своих действий; приобщение к исследовательской и проектной работе.

Л: готовность к сотрудничеству и дружбе.

13

Пернатые друзья.

Знакомятся с краткими сведениями из истории возникновения Международного дня птиц, расширяют представления о пернатых.

К: умение уважать своё и чужое мнение; планировать и реализовывать совместную деятельность.

Р: умение классифицировать  ситуации  по различным основаниям под руководством учителя.

П: развитие познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы, делать выводы и обобщения; планирование своих действий.

Л: доброжелательность, доверие и внимание, готовность к сотрудничеству и дружбе.

14

Олимпийские игры древности.

Формируют представление об Олимпийских играх древности.

К: умение уважать своё и чужое мнение; планировать совместную деятельность.

Р: умение классифицировать  ситуации  по различным основаниям под руководством учителя.

П: познавательной активности, умения ставить вопросы, делать выводы и обобщения; планирование своих действий.

Л: доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе.

15

Олимпийские игры современности.

Расширяют представления об Олимпийских играх современности; знакомятся с символами Олимпиады.

К: умение уважать своё и чужое мнение; планировать совместную деятельность.

Р: умение классифицировать  ситуации  по различным основаниям под руководством учителя.

П: развитие познавательной активности, планирование своих действий; приобщение к исследовательской и проектной работе.

Л: доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе.

16

Я расскажу тебе о цирке.

Получают представление об особенностях циркового искусства.

К: умение уважать своё и чужое мнение; планировать и реализовывать совместную деятельность.

Р: умение классифицировать  ситуации  по различным основаниям под руководством учителя.

П: развитие любознательности, инициативы в учении; планирование своих действий.

Л: доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе.

17

Калейдоскоп головоломок.

Развивают внимание, мышление, воображение, речь, фонематический слух.

К: умение уважать своё и чужое мнение; планировать и реализовывать совместную деятельность.

Р: умение классифицировать  ситуации  по различным основаниям.

П: развитие инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы, делать выводы и обобщения; планирование своих действий.

Л: готовность к сотрудничеству и дружбе.

18

Музыкальная шкатулка.

Знакомятся с понятием «классическая музыка», именами композиторов-классиков, получают первоначальные сведения о музыкальных инструментах – барабане и скрипке, величайших мастерах – создателях скрипки – Амати и Страдивари, а также о гениальном скрипаче Н. Паганини.

К: умение уважать своё и чужое мнение.

Р: умение классифицировать  ситуации  по различным основаниям.

П: развитие познавательной активности; планирование своих действий.

Л: готовность к сотрудничеству и дружбе.

19

Что мы знаем о памяти.

Знакомятся с видами памяти (слуховой, зрительной, моторной); развивают внимание, зрительную и слуховую память, нестандартное мышление.

К: умение планировать и реализовывать совместную деятельность.

Р: умение классифицировать  ситуации  по различным основаниям.

П: развитие познавательной активности, ставить вопросы, делать выводы; планирование своих действий;

приобщение к исследовательской и проектной работе.

Л: готовность к сотрудничеству и дружбе.

20

Приди, Масленица, с радостью!

Уточняют представления о народном празднике Масленица; развивают артистические способности.

К: умение уважать чужое мнение; планировать и реализовывать совместную деятельность.

Р: умение классифицировать  ситуации  по различным основаниям.

П: развитие любознательности и познавательной активности, приобщение к исследовательской и проектной работе.

Л: доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе.

21

Золушка.

Развивают внимание, смысловую память, логическое мышление, воображение.

К: умение уважать своё и чужое мнение; планировать и реализовывать совместную деятельность.

Р: умение классифицировать  ситуации  по различным основаниям.

П: развитие познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы, делать выводы и обобщения; планирование своих действий.

Л: доброжелательность, доверие, готовность к сотрудничеству и дружбе.

22

Клуб любителей русского языка.

Обогащают словарный запас детей; воспитывают чувство любви и уважения к русскому языку.

К: умение уважать своё и чужое мнение; планировать и реализовывать совместную деятельность.

Р: умение классифицировать  ситуации  по различным основаниям под руководством учителя.

П: развитие познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы, делать выводы и обобщения; планирование своих действий; приобщение к исследовательской и проектной работе.

Л: готовность к сотрудничеству и дружбе.

23

Да здравствует абракадабра!

Уточняют представления о понятии «абракадабра»; развивают внимание, нестандартное мышление.

К: умение слышать и слушать партнёра; планировать и реализовывать совместную деятельность.

Р: умение классифицировать  ситуации  по различным основаниям под руководством учителя.

П: развитие любознательности, инициативы в учении; умения ставить вопросы и находить ответы, делать выводы и обобщения; планирование своих действий.

Л: готовность к сотрудничеству и дружбе.

24

Собранье пестрых дел.

Развивают внимание, слуховую, а также зрительную память, мышление, воображение, речь, ориентацию в пространстве.

К: умение слышать и слушать партнёра.

Р: умение классифицировать  ситуации  по различным основаниям под руководством учителя.

П: развитие познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы, делать выводы и обобщения; планирование своих действий.

Л: готовность к сотрудничеству и дружбе.

25

Поговорим, друзья, о книге.

Углубляют представление о ценности книги и пользе чтения; развивают воображение, речь.

К: умение слышать и слушать партнёра; планировать и реализовывать совместную деятельность.

Р: умение классифицировать  ситуации  по различным основаниям под руководством учителя.

П: развитие любознательности, инициативы в учении; умения ставить вопросы и находить ответы, делать выводы и обобщения; планирование своих действий.

Л: готовность к сотрудничеству и дружбе.

26

Эх, яблочко!

Расширяют знания о яблоках; развивают внимание, мышление, воображение, речь.

К: умение слышать и слушать партнёра.

Р: умение классифицировать  ситуации  по различным основаниям под руководством учителя.

П: развитие любознательности, инициативы в учении; планирование своих действий; приобщение к исследовательской и проектной работе.

Л: готовность к сотрудничеству и дружбе.

27

Шутка – минутка, а заряжает на час.

Формируют умение отличать хорошую шутку от плохой; развивают артистические способности.

К: умение уважать своё и чужое мнение; планировать и реализовывать совместную деятельность.

Р: умение классифицировать  ситуации  по различным основаниям.

П: развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, планирование своих действий.

Л: готовность к сотрудничеству и дружбе.

28

О времени и о часах.

Получают представление о ценности времени; знакомятся с синонимами слова «время».

К: умение слышать и слушать партнёра; планировать совместную деятельность.

Р: умение классифицировать  ситуации  по различным основаниям.

П: развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности; планирование своих действий.

Л: готовность к сотрудничеству и дружбе.

29

Еще раз о времени и о часах.

Знакомятся с историей возникновения часов.

К: умение уважать своё и чужое мнение.

Р: умение классифицировать  ситуации  по различным основаниям.

П: развитие познавательной активности; планирование своих действий.

Л: готовность к сотрудничеству и дружбе.

30

Праздник Ивана Купалы.

Знакомятся с содержанием праздника Ивана Купалы.

К: умение уважать своё и чужое мнение.

Р: умение классифицировать  ситуации  по различным основаниям.

П: развитие познавательной активности; планирование своих действий; приобщение к исследовательской и проектной работе.

Л: доброжелательность, доверие и внимание к людям.

31

Клуб любителей головоломок.

Расширяют представление о головоломках; развивают внимание, мышление, воображение.

К: умение слышать и слушать партнёра.

Р: умение классифицировать  ситуации  по различным основаниям.

П: развитие познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы, делать выводы и обобщения; планирование своих действий.

Л: готовность к сотрудничеству и дружбе.

32

Как делают бумагу.

Получают представление о современном производстве бумаги.

К: умение уважать своё и чужое мнение; планировать совместную деятельность.

Р: умение классифицировать  ситуации  по различным основаниям.

П: развитие познавательной активности, умения ставить вопросы; делать выводы и обобщения; планирование своих действий; приобщение к исследовательской и проектной работе.

Л: готовность к сотрудничеству и дружбе.

33

История плюшевого мишки.

Знакомятся с одной из версий возникновения плюшевого мишки; воспитывают бережное отношение к «друзьям детства».

К: умение уважать своё и чужое мнение.

Р: умение классифицировать  ситуации  по различным основаниям.

П: развитие познавательной активности, умения ставить вопросы, делать выводы; приобщение к исследовательской и проектной работе.

Л: готовность к сотрудничеству и дружбе.

34

Букет увлекательных задач.

Развивают речь, быстроту реакции, чувство рифмы, артистические способности.

К: умение слышать и слушать партнёра; планировать совместную деятельность.

Р: умение классифицировать  ситуации  по различным основаниям.

П: развитие познавательной активности, умения ставить вопросы, делать выводы.

Л: готовность к сотрудничеству и дружбе.

Перечень учебно-методического обеспечения

Программа:  Авторская программа курса «Развитие познавательных способностей. 36 занятий для будущих отличников».  Л.В. Мищенкова, «Рост» Москва 2014г.

Литература для учителя:

  1. 36 занятий для будущих отличников.  Методическое пособие, 4 класс. М: Издательство РОСТ, 2014.
  2. Основная образовательная программа общеобразовательного учреждения, работающего по образовательной системе «Гармония» 2013г, раздел – программа курсов внеурочной деятельности.
  3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / (сост. Е.С.Савинов)- 3-е изд.- М: Просвещение, 2011.-204с.- (Стандарты второго поколения).
  4. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др; под ред. В.А. Горского. – 2 изд. – М: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения)
  5. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д.В. Григорьев, В. П. Степанов.  - М: Просвещение, 2011. (Работаем по новым стандартам).
  6. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя /А. Г. Асмолов, Г. В.  Бурменская. И. А. Володарская, под ред. А. Г. Асмолова. – 3-изд. – М.: Просвещение, 2011.

Литература для обучающихся:

  1. 36 занятий для будущих отличников: Рабочая тетрадь для 4 класса в 2-х частях / Л.В. Мищенкова.  М.: Издательство РОСТ, 2014. – (Юным умникам и умницам. Курс «РПС» для массовой школы).

Литература для родителей:

  1. Почему и потому. Детская энциклопедия.

Электронные образовательные ресурсы:

  1. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)
  2. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)
  3. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)

Технические средства

  1. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
  2. Компьютер
  3. Мультимедийный проектор.
  4. Интерактивная доска.
  5. Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочного занятия "Я-исследователь" 2 класс

Разработка рабочей программы "Я-исследователь", 2 класс....

Рабочая программа факультативного занятия "Вдумчивое чтение" 2 класс

Рабочая программа по внеклассному чтению для 2 класса....

Рабочая программа автономных занятий по математике 2 класс

В этом документе содержится рабочая программа автономных занятий по математике для учащихся 2 класса, приведено тематическое планирование занятий....

Рабочая программа групповых занятий по информатике 2 класс ( УМК "Школа России"

Рабочая программа групповых занятий по информатике 2 класс ( " Школа России)...

Рабочая программа логопедических занятий с учащимися 3 класса, имеющих специфические нарушения письма, обусловленные недоразвитием языкового анализа и синтеза и фонематического восприятия.

Рабочая программа. Логопедических занятий с учащимися 3 класса, имеющих специфические нарушения письма, обусловленные недоразвитием языкового анализа и синтеза и фонематического восприятия....

Рабочая программа неаудиторной занятости учащихся 3 «Б» класса по курсам «Если хочешь быть здоров» (спортивно-оздоровительное направление) «Мы-юные граждане России» (гражданско-патриотическое направление) «Я-исследователь» (проектная деятельность)

Рабочая программа неаудиторной занятостиучащихся 3 «Б» класса по курсам  «Если хочешь быть здоров»(спортивно-оздоровительное направление)  «Мы-юные граждане России»(граж...

Рабочая программа групповых занятий "Практическая грамматика" 3 класс

Курс «Практическая грамматика» был выбран в связи с недостаточным количеством часов для отработки грамматических навыков учащихся на уроках, а также с трудностями в усвоении грамматической...