Исследовательская и проектная деятельность в начальных классах.
статья (4 класс) на тему

Большинство детей приходят в первый класс с желанием учиться и достаточно высокой познавательной активностью. Кто-то уже умеет читать и даже писать, кто-то с родителями побывал в разных уголках нашей страны и в других странах. У всех детей – семилетний опыт освоения окружающего мира и общения с людьми рядом.

Какими дети рождаются, это от них не зависит. Но чтобы они могли проявить свои дарования, необходимо умное руководство со стороны взрослых. У каждого ребенка есть способности и таланты, дети от природы любознательны и полны желания учиться. Развитие творческих способностей не может проходить без развития мышления. Мышление надо упражнять, надо ежедневно снова и снова размышлять, чтобы сохранить жизнь мысли. Не мыслям надо учить, а учить мыслить.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исследовательская и проектная деятельность в начальных классах.

Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи. Они с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации. Организуя учебно-исследовательскую деятельность младших школьников, необходимо следовать методологии. Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальными для ребенка, исследовательская работа должна выполняться им добровольно и быть обеспечена необходимым оборудованием, средствами и материалами.

 Исследовательские проекты имеют четкую продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования: актуальность темы; проблема, предмет и объект исследования; цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования: наблюдение, опыты, эксперименты; обсуждение результатов, выводы и рекомендации. Исследовательские проекты – одна из наиболее распространенных форм

данного вида деятельности. Это практические и лабораторные работы, доклады, выступления, дневники наблюдения.

 Работать над проектом или исследованием способны дети разного уровня подготовленности или развития интеллекта. Кому-то по силам реализация индивидуального проекта, а кто-то прекрасно сумеет раскрыть свои таланты в групповом проекте. Главное помочь ребенку поверить в свои силы. И это задача взрослых.

Главное для учителя – увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах.

Использование методов исследования и проектирования  предполагает отход от авторитарного стиля обучения, но вместе с тем предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения. А для этого учителю необходимо:

- владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, уметь организовать исследовательскую самостоятельную работу учащихся.

- уметь организовать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения. Не подавляя учеников своим авторитетом

- устанавливать и поддерживать в группах работающих над проектом деловой, эмоциональный настрой, направляя учащихся на поиск решения поставленной проблемы

- уметь интегрировать содержание различных предметов для решения проблем выбранных проектов.

Работа над проектами и детскими исследованиями достаточно сложная, поэтому необходимо готовить учеников младших классов постепенно.

Исследовательская деятельность изначально должна быть свободной, практически не регламентированной какими-либо внешними установками.

В практике работы с младшими школьниками чаще всего используются групповые и коллективные формы работы.

Этапы формирования исследовательской деятельности с учетом их возрастных особенностей

Уровень, форму, время исследования учитель определяет в зависимости  от возраста учащихся и конкретных педагогических задач. Формирование исследовательской деятельности, как правило, проходит в несколько этапов.

Первый этап (в 1 классе) рекомендуется применять тренинговые игры - занятия, которые направлены на формирование универсальных учебных действий:

Развитие умений видеть проблемы

Развитие умений выдвигать гипотезы

Развитие умений задавать вопросы

С первого же класса следует вовлекать своих учащихся в мини-исследования, включать этот вид деятельности во все образовательные области начальной школы. В первом и втором классе почти все работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставит общие интересы выше своих.

Второй этап – второй класс начальной школы.

Поступательное развитие исследовательского опыта учеников обеспечивается расширением выполняемых операционных действий при решении учебно-исследовательских задач и усложнением деятельности от фронтальной, под руководством учителя, к индивидуальной самостоятельной деятельности.

Третий этап - соответствует третьему и четвертому классам начальной школы. На этом этапе предполагается увеличение сложности проектов и тем для исследования, развернутость суждений, выводов, а это – повышение уровня формирования универсальных учебных действий. По сравнению с предыдущими этапами обучения усложнение деятельности заключается в увеличении сложности учебно - исследовательских задач, в переориентации

процесса образования на постановку и решение самими школьниками учебно-исследовательских задач.

  В третьем и четвертом классе многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования. Учитель может и должен лишь «подтолкнуть» их к правильному выбору, попросив ответить на следующие вопросы:

Что мне интересно больше всего?

Чем я хочу заниматься в первую очередь?

О чём хотелось бы узнать как можно больше?

Чем я мог бы гордиться?

Ответив на эти вопросы, ребенок может получить совет учителя, какую тему исследования можно выбрать.

Привлекая к этой работе родителей важно, чтобы они не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей - важный фактор поддержки мотивации и обеспечение самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. С этой целью проводятся специальные собрания, на

которых разъясняется родителям суть метода проектов и его значимость для развития личности детей.

Программа обучения проектно – исследовательской деятельности учащихся должна начинаться с тренинговых занятий по развитию

Информационно –  аналитических умений;

информационно – поисковых умений.

При организации работы над проектом необходимо опираться на психолого-педагогические принципы: интерес к теме должен выстраиваться с учетом имеющегося у детей учебного и житейского опыта, их возрастных особенностей и предпочтений; но не забывать, что возможности младшего

школьника имеют предел, не следует планировать сложных, требующих больших временных затрат работ;

 Проектная деятельность, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе;

Итогом исследовательской работы может быть выступление на детской конференции. В отличии от «взрослой» конференции, здесь необходимо создать «ситуацию успеха» для каждого школьника. Каждую работу, независимо от её качества, необходимо похвалить, чтобы у ребёнка возникло желание продолжать исследовательскую деятельность. Самому ребёнку подготовиться к выступлению очень тяжело, здесь нужны помощь учителя и родителей. Даже очень хорошо подготовленные дети на публике теряются. Очень помогает мультимедийное сопровождение, в котором стоит отразить основные моменты работы ребёнка, а ещё хорошо бы пригласить родителей, это успокоит ученика и укрепит связь семьи и школы…

 Защита работы проходит обычно в течение 10 минут (7 минут на выступление, 3 минуты-ответы на вопросы), должна включать 10-12 слайдов.

Прежде всего, представляются результаты исследования. Рисунки, графики, всегда зрелищнее таблиц или текста. Текст сопровождается

иллюстративным материалом, слайды не дублируются. Выводы должны демонстрироваться достаточно долго, чтобы слушатели смогли внимательно с ними ознакомиться и обдумать.

Перед презентацией педагог должен провести психологическую подготовку выступающих учащихся и аудитории.

Подводя итог, следует отметить, что в условиях перехода на Федеральные государственные стандарты образования второго поколения организация проектно-исследовательской деятельности школьников обеспечивает формирование универсальных учебных действий школьника, воспитание ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений, дельнейшее образование, духовно-нравственного воспитание.

В условиях правильной организации исследовательской деятельности дети незаметно для себя овладевают нравственными нормам, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определённые формы поведения, т. е. формируются так называемые «нравственные привычки». Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость - такими качествами личности овладевают учащиеся в результате приобщения их к исследовательской работе. Выполняя исследования в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться.

Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем! Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направляя их по пути познания, а иногда и просто не мешать, суметь вовремя отойти в сторону, дать детям насладиться радостью своего открытия.

Литература

1. Белобородов Н.В. Учебные творческие проекты в школе.  М.: Аркти, 2006.

2. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.

3. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004.

4. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Нар. образование. – 2000. - №7.

6. Ресурсы Интернета:

http://kuvmetodist.ucoz.ru - Инновационные технологии при внедрении ФГОС


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические условия организации исследовательской и проектной деятельности в начальной школе

Главную задачу школы – повышение качества знаний учащихся, развитие их творческих способностей - невозможно решить без формирования положительной мотивации учащихся. Метод проектов – способ достижения...

Исследовательская и проектная деятельность в начальных классах.

Меня очень заитересовала тема: "Исследовательская и проектная деятельность в начальных классах". Ведь дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим ин...

Особенности исследовательской и проектной деятельности в начальных классах

Современный мир очень динамичен, и меняется он столь стремительно, что это позволяет современную психологию пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека, а педагогику о...

Методический материал. Исследовательская и проектная деятельность в начальных классах.

Данный материал будет полезен учителям и воспитателям групп продленного дня при организации проектной и исследовательской деятельности в начальных классах....

Исследовательская и проектная деятельность в начальных классах

Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации. Организуя ...