Особенности мотивации учебной деятельности младших школьников с нарушением слуха
статья ( класс) на тему

Матвеева Евгения Васильевна

Начальная школа

Сурдо-педагогика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zaklyuchenie.docx17.16 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности мотивации учебной деятельности младших школьников с нарушением слуха

В младшем школьном возрасте у детей формируется учебная деятельность, которая в этом периоде психического развития является ведущей. Младший школьник переходит от сюжетно-ролевой игры к учению как к основному способу усвоения социального опыта, выраженного в форме научного знания. В процессе учебной деятельности ребенок приобретает умение выделять и удерживать учебные задачи, учится выполнять предметные и умственные действия, с помощью которых происходит полноценное усвоение образцов того, чем нужно овладеть, учится прослеживать связи своих действий с получаемыми результатами.

Мотивация, определяемая главным образом новой социальной ролью ребенка был «просто ребенок», а теперь школьник), не может поддерживать в течение долгого времени его учебную работу и постепенно теряет свое значение. Поэтому формирование уже в начальных классах мотивов, придающих учебе значимый смысл, когда она становится для ребенка сама по себе жизненно важной целью, является одной из главных задач учителя. Надеяться на то, что мотив учения возникнет сам по себе, стихийно, не приходится.

 Круг учебных мотивов современных младших школьников сужен, по сравнению с 40-80-ми годами XX века, из-за отсутствия ряда «широких социальных мотивов учения» (мотив долга перед обществом, мотив самосовершенствования, мотив самообразования) и слабой выраженности некоторых других социальных мотивов (похвала учителя). Проблема совершенствования мотивации учебной деятельности школьников с нарушением слуха сохраняет свою актуальность. Поиски более эффективных путей организации и формирования учебной деятельности младших школьников с нарушением слуха привели к пониманию психической деятельности как преобразованной внешней практической, свидетельствующие о том, что психический умственный процесс формируется поэтапно, развертываясь сначала во внешней деятельности и затем переходя в план умственных действий.

Дети с нарушением слуха в большей мере, чем нормально слышащие, ориентируется на результаты своей учебной деятельности: «Получить хорошую отметку». Школа, обучение остаются и сегодня для детей с нарушением слуха одним из важнейших источников знаний, удовлетворения его познавательной потребности, чего нельзя сказать о слышащих детях: со школой начинают конкурировать телевидение, кино, и познавательная потребность развивается в направлении, не связанном с обучением.

На следующем месте – мотивы долга и ответственности. Большое значение для детей с нарушением слуха имеет мотив долга перед учителем, стремление выполнять его требования. У младших школьников данной категории важное место занимает личный долг ученика.

На последних местах находятся мотивы избегания неприятностей. В связи с этим можно сделать вывод о том, что возможная негативная стимуляция и внешнее принуждение со стороны педагогов и родителей не будут усиливать мотивацию ученика, а скорее приведут к обратным результатам. Поэтому для формирования положительного отношения к учению следует, прежде всего, опираться на положительную мотивацию школьников с нарушением слуха.

В мотивации учения у младших школьников с нарушением слуха ведущее место занимают социальные мотивы. У детей с нарушением слуха в отличие от слышащих по числу выборов 1-е место в этой группе занимают узколичные мотивы, и прежде всего мотив благополучия («Хочу получать хорошие отметки»). То есть мотив социального одобрения в виде хорошей отметки представляется весьма значимым для ребенка с нарушением слуха.

Таким образом выяснилось, что учебно-познавательные мотивы у детей с нарушением слуха не занимают ведущего места у слышащих детей. У детей с нарушением слуха они занимают промежуточное положение, что можно рассматривать как следствие развивающего влияния предметно-практического обучения, когда дети с самого начала вовлекаются в активную, самостоятельную и доступную им предметно-практическую деятельность.

Основные пути совершенствования мотивации учебной деятельности младших школьников с нарушенным слухом следующие:

1. придание отдельным заданиям занимательного характера;

2. формирование способов выполнения деятельности и способ её контроля;

3. включение словесной речи как средства общения и средства решения мыслительных задач на базе развивающейся словесной речи;

4. поэтапное формирование способов действий с включением материальных (материализованных) действий;

5. применение формирующихся у школьников знаний для решения различного рода задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научная публикация. Мотивация учебной деятельности младших школьников с задержкой психического развития.

Учебная мотвация младших школьников с задержкой психического развития. Сравнительная характеристика учебной мотивации детей с нормальным ителлектуальным развитием и детей с задержкой психическог...

Особенности формирования мотивации учебной деятельности младших школьников

Особенно интересен младший школьный возраст в свете особенностей формирования мотивации учебной деятельности. Этот период характеризуется развитием и укреплением мотивов, адекватных зрелым формам учеб...

Аналитический отчет "«Тестовые задания, как средство формирования метапредметных учебных действий младших школьников с нарушением слуха»

В аналитическиом отчете  по теме "Тестовые задания, как средство формирования метапредметных УУД младших школьников с НС"  представлены виды, типы тестовых заданий и их приме...

Мотивация учебной деятельности младших школьников.

Мотивация учебной деятельности  младших школьников....

ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА

Данная статья раскрывает особенности учебной деятельности младших школьников с нарушениями интеллекта. Зная их, педагогический и воспитательный коллектив специального коррекционного учреждения может п...