статья :« Как создать сплоченный детский коллектив?»
статья ( класс) на тему

Иванова Ирина Ивановна

НЕбольшие  советы о создании сплоченного коллектива и разработка 1 занятия по сплоченности. Различные игры для образования коллектива у  учеников 1- 4 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sozdanie_kollektiva.docx29.87 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: « Как создать сплоченный детский коллектив?»

Подготовила Учитель начальных классов: Иванова Ирина Ивановна

(высшая квалификационная категория) МКОУ « СОШ№7»

Г. Изобильный  ИМРСК                

Как создать  сплоченный  детский  коллектив в классе? Это вопрос очень  сложный и многогранный .Младший школьный возраст предоставляет большие возможности для воспитания коллективистских отношений. Воспитанию коллективизма помогает участие детей в общественных, коллективных делах. Именно здесь ребёнок приобретает основной опыт коллективной общественной деятельности. Отношения между школьниками I-4  классов обычно устанавливаются педагогами, которые организуют коллективную деятельность детей, распределяют общественные поручения. К IV классу у ребенка появляется потребность занять определенное место среди товарищей и соответственно происходит становление детского коллектива как условия и средства воспитания.

Воспитательные возможности детского коллектива определяются содержанием деятельности детей и системой всех отношений, которые организуются в процессе деятельности. Исключительно важно формировать ко всем членам коллектива заботливое отношение, создающее оптимальное положение для каждого ребенка.

Взаимодействуя с детьми, педагог должен изучать, знать и учитывать особенности каждого ребёнка, приспосабливаться к ним и каждого включать в активную воспитывающую деятельность.

Учредить коллектив невозможно. Поскольку он представляет собой устойчивую, привычную систему сплочённых взаимоотношений воспитанников, для его создания необходимы определённые условия. Надо сплотить детей, построить объединяющие коллективные отношения. Люди сплачиваются тогда, когда им необходимо сообща выполнить важное для них дело. Чтобы закрепились коллективные отношения, требуется время.

Для воспитания детей необходима разнообразная совместная деятельность. Без неё нет упражнения и развития их способностей, не налаживаются необходимые социальные привычки и не образуется  настоящий коллектив.

Основными способами сплочения детской группы являются увлечение и включение её в совместную деятельность.

Совместная деятельность воспринимается детьми, стремящимися к новым впечатлениям, как предстоящая радость. Она привлекает их, возбуждает подъём настроения и сил, объединяет и сплачивает

В Российской педагогической энциклопедии дано следующее толкование понятия «коллектив». «Коллектив»  (от лат. Collectives –собирательный) рассматривается как собирательная общность людей, объединённых на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения»

Коллектив как психолого - педагогическое  явление в научной и методической литературе понимается различно. В одном случае под коллективом понимают любое организованное объединение людей, в другом- высокую степень развития группы.

От того, как индивид становится элементом социальной организации, включается в общество, зависит, с одной стороны, формирование способности социальной организации влиять на личность, с другой – формирование способности личности поддаваться влиянию других.

Большую роль в социальном становлении учащихся призваны сыграть отношения, складывающиеся у них со сверстниками. Именно в процессе развития групповых отношений формируются условия, при которых более успешно протекает процесс социализации молодых людей. От того, какие отношения сложились у учащихся со своими товарищами, с педагогами, зависит возможность, с одной стороны, адаптации учащихся, с другой – раскрытие его потенциалов, сохранение его автономности. Включение учащихся в различные социальные общности (класс, клубы, объединения; коллектив, сообщества) создаёт условия для реальных социальных проб учащихся, которые формируют готовность к вхождению в различные социальные структуры, разнообразные типы социальных отношений.

[11, с. 89-90]

Взаимоотношения младших школьников в классе первоначально развиваются как функционально-ролевые отношения между учащимися. Доминирующими основаниями оценок являются ролевые, а не личностные характеристики. Условием формирования взаимооценок в группах младших школьников выступает, прежде всего, учебная деятельность, в процессе которого учащиеся демонстрируют свои возможности и получают общественную оценку со стороны учителя и своих одноклассников. Взаимооценки, в основном, зависят от того, как к тем или иным ученикам относится учитель - наиболее референтный для этого возраста взрослый.

Л.И. Уманский различает в развитии коллектива младших школьников следующие этапы: первый этап: найти интересные и нужные общие дела, создать условия каждому воспитаннику для реализации себя в коллективе; второй этап: начало действия органов самоуправления, возникновение отношения ответственных зависимостей, создание актива коллектива; третий этап: коллектив функционирует как субъект воспитания, механизм традиций, общественное мнение как особая форма коллективного мнения. Четвертый этап: новые коллективные отношения, родившиеся в гармонии взаимной ответственности и межличностных отношений.

Пути развития коллектива.

Для выделения этапа надо определить критерии, по которым процесс развития коллектива можно разделить на стадии. Здесь существует несколько подходов.

Развитие коллектива связано с преодолением ряда противоречий:

  1. между коллективом и отдельными школьниками или группами школьников, опережающими его в своём  развитии или, наоборот, отстающими от его развития;
  2. между перспективами коллектива и перспективами его членов;
  3. между нормами поведения, принятыми в коллективе, и нормами, стихийно сложившимися в отдельных его группах;
  4. между отдельными группами учащихся с различными ценностными ориентациями.

А.С.Макаренко выделял три основных этапа развития группы с точки зрения её воспитательного влияния на личность. Опираясь на его взгляды, рассмотрим эти этапы подробнее.

1 этап. Дети пассивны. Инициатором деятельности является только педагог, от него исходят основные требования к деятельности и поведению членов группы. В группе его почти никто не поддерживает.

Нет чёткого распределения обязанностей между членами группы. Группа несамостоятельна и не имеет собственного руководства. Класс слабо участвует в жизни школы. Нет обще-групповых дружеских связей и сплочения.

Педагогу работать с такой группой нелегко, а воспитательная эффективность его деятельности недостаточна. Основное его внимание направлено на создание исходных условий для развития группы. Он стремиться увлечь школьников разнообразной привлекательной деятельностью, развить внутригрупповое общение, защитить школьников от групповой агрессии, привлечь помощников из самих детей в налаживании групповых дел.

Такое состояние детского объединения соответствует, скорее всего, номинальной группе или группе более низкого уровня, по типологии Л.И.Уманского.

2 этап. В группе складывается официальная структура, появились и действующие ответственные лица: староста, дежурные, физорг и т.д. Меняются и отношения к педагогу: образовался поддерживающий его актив. Расширяется дружеское общение и общая сплочённость. Появляется общественное мнение, выражаемое на собраниях и в повседневном общении. Часть школьников завоёвывает авторитет у товарищей. Общая деятельность группы более упорядочена и успешна. Она более самостоятельна и включается в общешкольную жизнь. Влияние группы на личность усиливается и приобретает воспитательный характер. Работа облегчается, её эффективность возрастает.

Такое состояние детского объединения в основном соответствует ассоциации, кооперации и автономии, по типологии Л.И.Уманского.

Продолжая и расширяя ту деятельность, которую он проводил на первом этапе, педагог особый упор делает на работу с активом и на влияние через него на всю жизнь группы.

3 этап. Педагога поддерживает вся группа, но его руководство незаметно- явное (видимое) управление группой и отдельными школьниками осуществляется детским органом самоуправления. Группа самостоятельна, она успешно действует и в отсутствии педагога. Все школьники имеют общественные поручения, их официальные роли часто сменяются и переплетаются. Группа интегрирована в общешкольную жизнь. Дружеские связи охватывают всю группу, она сплочена. Общественное мнение требовательно, критично и самокритично, могущественно. Каждая личность защищена, чувствует себя комфортно. Дети любят свою группу и не хотят уходить из неё. В целом группа становится мощным воспитательным фактором.

Такое состояние детского объединения соответствует коллективу. (№3, с.109-111)

Таким образом, путь к коллективу - это далеко не прямолинейное движение от низшего уровня к высшему.

Цель: Сплочение коллектива и повышение самооценки детей.

Условия проведения: Необходимо пространство, позволяющее обеспечить безопасность детей, например, спортивный зал. Для ведущего необходимо уделять особое внимание эмоциональной поддержке группы, созданию доброжелательной атмосферы.

Ход занятия

Прежде, чем мы начнем наш тренинг, давайте обсудим правила тренинга: 

  1. Единая форма обращения друг к другу на “ты” (по имени).

Для создания климата доверия в группе, предложить обращаться друг к другу на “ты”, включая тренера. Это психологически уравнивает всех, в том числе и ведущего, независимо от возраста, социального положения, жизненного опыта, и способствует раскрепощению участников тренинга.

  1. Общение по принципу “здесь и теперь”.

Во время тренинга все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с ними в группе.

  1. Конфиденциальность всего происходящего.

Все, что происходит во время тренинга, ни под каким предлогом не разглашается и не обсуждается вне тренинга. Это поможет участникам тренинга быть искренними и чувствовать себя свободно. Благодаря этому правилу, участники смогут доверять друг другу и группе в целом.

  1. Персонификация высказываний.

Безличные слова и выражения типа “Большинство людей считают, что...”, “Некоторые из нас думают...” заменяем на “Я считаю, что...”, “Я думаю...”. По-другому говоря, говорим только от своего имени и только лично кому-то.

  1. Искренность в общении.

Во время тренинга говорить только то, что думаешь и чувствуешь, т.е. искренность должна заменить тактичное поведение.

  1. Уважение к говорящему.

Когда кто-то говорит, то мы его внимательно слушаем и не перебиваем, давая возможность высказаться. И лишь после того, как он кончит говорить, задаем свои вопросы или высказываем свою точку зрения.

  1. “Не опаздывать!”

        

Погружение. Поднимите руку те, у кого сейчас хорошее настроение, поднимите руку те, у кого сейчас плохое настроение. Поднимите руку те, кто знает, что мы сейчас будем делать. Поднимите руку те, у кого в группе есть друзья. В тренинге есть одно важное условие: задание засчитывается, если его выполнили все участники. Важно не кто лучше или быстрее, а чтобы сделали все.

Вначале вспомним притчу: В одном селе умирал глава большой семьи. Он попросил принести веник и предложил своим сыновьям сломать его. Каждый попытался, но, хотя все они были сильные люди, ни одному не удалось справиться. Тогда отец попросил разрезать проволоку, связывающую веник, и предложил сыновьям сломать рассыпавшиеся прутья. Они с легкостью сделали это. Отец сказал: "Когда меня не будет, держитесь вместе, и любые испытания вам не страшны. А поодиночке вас легко сломать как эти прутья".

Сегодня на тренинге мы посмотрим, насколько вам удастся действовать вместе. Начинаем.

Упражнение «Счёт до десяти»

Цель:  прочувствовать друг друга, понять без слов и мимики.

Ход упражнения: «Сейчас по сигналу «начали» вы закроете глаза, опустите свои носы вниз и попытаетесь посчитать от одного до десяти. Но хитрость состоит в том, что считать вы будете вместе. Кто-то скажет «один»,        другой человек скажет «два», третий скажет «три» и так далее +. Однако в игре есть одно правило: слово должен произнести только один человек. Если два голоса скажут «четыре», счёт начинается сначала. Попробуйте понять друг друга без слов.
Обсуждение:

  • Что с вами происходило?
  • Если не получилось, то почему?

Какую стратегию вы выбрали?

Упражнение "Строй". Вы можете легко и быстро построиться по росту. А я попрошу вас построиться по цвету волос: от самого светлого, до самого темного: А теперь - по алфавиту, но сделать это молча. (Варианты - по цвету глаз, по дате рождения и др.).

Обсуждение, какие ощущения и эмоции испытывали при выполнении задания?

Упражнение «Путанка»

Цель: Сплочение, улучшение взаимопонимания участников.

Ход упражнения: Все берутся за руки, стоя в кругу и начинают запутываться. Когда запутались все, и получилась одна большая «путанка», можно вообразить, что вся группа превратилась в одного огромного зверя. Теперь срочно  необходимо определить, где находиться его голова, а где хвост. («Кто будет головой? А кто  хвостом?», – спрашивает психолог). Когда зверь сориентировался, где его право, а где его лево, он должен научиться двигаться во все стороны, в том числе и назад. А потом, зверь должен пробежаться, и может быть даже  кого-то, попавшегося по пути, «съесть»

Обсуждение: какие ощущения и эмоции испытывали при выполнении задания?

Упражнение «Поезд»

Цель: Сплочение, повышение взаимного доверия участников, тренировка уверенности поведения при необходимости действовать в условиях недостатка информации, положившись на партнеров.

Ход упражнения: 6-8 участников изображают «поезд», встав в колонну и положив руки на плечи стоящим впереди. Все, кроме первого, закрывают глаза. Этому «поезду» нужно проехать через препятствия, которые изображают другие участники. При малом количестве играющих часть препятствий можно изобразить с помощью стульев.                                        Задача «поезда» – проследовать от одной стены помещения до другой, по пути обязательно объехав по кругу 3-4 препятствия (психолог указывает, какие именно) и, нестолкнувшись с остальными. Препятствия, изображенные с помощью других игроков (желательно, чтобы те, которые нужно объехать по кругу, были именно из их числа), при приближении к ним «вагонов поезда» на опасно-близкое расстояние могут издавать предостерегающие звуки – например, начинать шипеть.
Игра повторяется несколько раз, чтобы дать возможность каждому побыть и в роли препятствий, и в составе «поезда». Если участников много и позволяют размеры помещения, можно сделать игру более динамичной, запуская одновременно по два «поезда».

Рефлексия:

  • Какие чувства испытывали?
  • Что нового узнали о себе, о классе?
  • Как будете использовать эти знания?
  • Чему научились?
  • Как это пригодиться в будущем?
  • Что было важным?
  • Над чем вы задумались?
  • Что происходило с вами?
  • Что нужно развивать на будущее?

Спасибо, за внимание и активное участие!

Список литературы: 

  1. Попова М.В. Психология как учебный предмет в школе. М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2000.
  2. Клюева Н.В. Технология работы психолога с учителем. М.: ТЦ "Сфера", 2000.
  3. Лейбман И. Психологический тренинг сплочения// газета "Школьный психолог", № 13 апрель 2004.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сплочение детского коллектива

Взять за основу жизнедеятельности моих младших школьников  персонажей из сказки Н. Носова «Приключения Незнайки и  его друзей» и «Незнайка в Солнечном городе»....

Методы сплочения детского коллектива в учебной и внеурочной деятельности

Подборка теоретического и практического материала, помогающего проводить работу по сплочению детского коллектива....

презентация. занятие на сплочение детского коллектива

презентация для занятия на сплочение младших школьников...

Картотека игр на сплочение детского коллектива во внеурочной деятельности

В картотеке помещены игры, которые можно сипользовать во внеурочной деятельности, в группах продленного дня....

Тренинг для сплочения детского коллектива

Внеклассное мероприятие помогающее учителю познакомить и сплотить   коллектив детей....

Сплочение детского коллектива в инклюзивном образовании через психологическую игру .

Подборка психологических  игр  поможет  создать условия для психологического , интеллектуального комфорта, сплотить детский коллектив....

Статья "Игры на сплочение детского коллектива"

laquo;Игры на сплочение детского коллектива» Игра – важное средство развития и воспитания, средство живое, яркое, радостное. Это сотворение собственного мира, в котором можно установ...