Проектная деятельность в начальной школе.
статья ( класс) на тему

В настоящее время всё чаще говорят о том, что традиционный подход к обучению не оправдывает себя, что учащиеся способны в основном к воспроизведению знаний, переданных им учителем, а реализовать их в практической жизни они не в состоянии. Ученик как бы усваивает знания, заучивает основные правила, законы, формулы, может даже проиллюстрировать их применение на каких – то простых однотипных примерах, но, сталкиваясь с реальными жизненными ситуациями, он не может применить их, так как в школе он не участвует в деятельности, которая показывала бы применение полученных в ходе обучения знаний на практике. Я считаю, что система обучения должна меняться ещё в начальной школе, ведь именно здесь и начинает формироваться личность ученика, его мировоззрение, желание учиться. Так, в последние годы было предпринято много усилий, чтобы решить эту проблему, вводились старые забытые педагогические технологии, использовался опыт зарубежных стран или появлялись новые концепции. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyat-t_v_nach_shkole_.docx35.64 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

                                               Замостина Людмила Васильевна,

                                       учитель начальных классов

                                      МОБУ  Табагинская СОШ  

                                                               Юсупова Зухра Лотфулловна      

                                        учитель начальных классов

                                      МОБУ  Табагинская СОШ  

г.Якутск   2016г

             В настоящее время всё чаще говорят о том, что традиционный подход к обучению не оправдывает себя, что учащиеся способны в основном к воспроизведению знаний, переданных им учителем, а реализовать их в практической жизни они не в состоянии. Ученик как бы усваивает знания, заучивает основные правила, законы, формулы, может даже проиллюстрировать их применение на каких – то простых однотипных примерах, но, сталкиваясь с реальными жизненными ситуациями, он не может применить их, так как в школе он не участвует в деятельности, которая показывала бы применение полученных в ходе обучения знаний на практике. Мы  считаем, что система обучения должна меняться ещё в начальной школе, ведь именно здесь и начинает формироваться личность ученика, его мировоззрение, желание учиться. Так, в последние годы было предпринято много усилий, чтобы решить эту проблему, вводились старые забытые педагогические технологии, использовался опыт зарубежных стран или появлялись новые концепции. Сейчас, помимо так называемой традиционной системы обучения, существует несколько альтернативных. Например, развивающее обучение Эльконина и Давыдова, система Занкова. Кроме того, активно начинают использоваться и различные педагогические технологии в рамках личностно – ориентированного обучения, такие как обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение, «портфель ученика», индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, проектная деятельность.

Необходимость постоянного совершенствования системы и практики образования обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе. Вопросы повышения качества обученности и уровня воспитанности личности учащегося были и остаются приоритетными в современной методике преподавания в начальных классах.

Да, современные дети это уже не чистый лист, на который наносятся знания. Информация к ним поступает отовсюду! Но дети зачастую не умеют превращать информацию в знания. Речь идёт о формировании у младших школьников информационной компетенции, то есть необходимо подготовить человека, приспособленного к жизни в условиях информатизации и развития новых технологий, умеющего находить и извлекать необходимую информацию в условиях её обилия, усваивать её в виде новых знаний. Поэтому, мы  убеждены, что сегодня задача школы состоит в том, чтобы научить детей ориентироваться в мире информатизации, добывать её самостоятельно, усваивать в виде знаний, рационально подходить к процессу познания, то есть научить учиться.

Но нельзя не учитывать и тот факт, что учащиеся уже в начальной школе не хотят учиться, у них страдает мотивация учения и интерес к получению новых знаний, так как ребёнка не устраивает объяснение, что ему необходим тот или иной материал только потому, что он пригодится ему во взрослой жизни после окончания школы, то есть через несколько лет.

Как активизировать учащегося, стимулируя его природную любознательность? Как мотивировать интерес к самостоятельному приобретению знаний? Как научить детей не просто запоминать и воспроизводить знания, а применять их на практике? Что нужно развивать в школьнике, чтобы он успешно действовал в жизненных обстоятельствах?

Инновационный поиск новых средств обучения привёл педагогов нашей школы к пониманию того, что нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения.

В условиях всё ещё существующей классно – урочной системы занятий проектная методика наиболее легко вписывается в учебный процесс. Апробация метода проектов в нашей школе показала, что эта технология может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя её.

Проекты многолики и многогранны. Бытует мнение, что чуть ли не любое хорошее дело называют проектом. Но это всё, же не так. У проектов есть своя философия, своя методология, своя практика. Вот об этом как раз сейчас и пойдёт речь.

Несомненно, проектная деятельность выступает как важный компонент системы продуктивного образования и представляет собой нестандартный, нетрадиционный способ организации образовательных процессов через активные способы действий. В основе каждого проекта лежит проблема. От проблемы мы как бы отталкиваемся, инициируя деятельность. Нет проблемы – нет деятельности. Проблема проекта обуславливает мотив деятельности, направленной на её решение.

Однозначно, основной целью проектной деятельности является оптимальное развитие личности каждого ученика, формирование у учащихся соответствующих качеств мышления.

Задачи:

  • формирование у младших школьников научного мировоззрения;
  • развитие абстрактного мышления и речи;
  • воспитание патриотизма и гражданственности;
  • уважение к культуре и истории своей страны;
  • учить взаимодействию и взаимовыручке в коллективе;
  • развивать исследовательские и творческие способности учеников, умение планировать свою работу;
  • актуализировать знания, умения и навыки ребёнка;
  • формирование познавательных мотивов учения, желания учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества;
  • развивать взаимодействия между родителями и детьми, родителями и школой.

Важно помнить, что при организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников. Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Дело в том, что для проекта требуется личностно значимая и социально детерминированная проблема, знакомая младшим школьникам и значима для них. Понятно, что круг социально значимых проблем, с которыми могли столкнуться ученики начальной школы, узок, а их представления о таких проблемах, скорее всего, малодифференцированны, одноплановы. Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную деятельность, должна быть в области познавательных интересов учащихся в зоне их ближайшего развития. Кроме того, важно ставить с младшими школьниками и учебные цели по овладению приёмами проектирования как общеучебными умениями. Например, можно задать ученикам такие вопросы: «Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта? Владеете ли вы этими умениями в достаточной мере? Каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения? Где ещё вы впоследствии будете применять такие умения?» Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. От учителя при этом потребуется особый такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их на самостоятельный поиск. Считаем  так же целесообразным в процессе работы над проектом, проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки-наблюдения. Наиболее успешные проекты, в которых я и мои коллеги приобрели бесценный опыт, это: «Сочини сказку», «Словарь вежливых слов», «История одного имени», «Сборник «По следам моих ошибок»», «Дружба – это…», «Донской словарик», «Симметрия вокруг нас» и др.

Для того, чтобы педагог был способен к методической работе по проектированию, он должен понимать, что ребёнок по каким- либо причинам может быть неуспешным в освоении учебной деятельности, либо осваивать её медленнее сверстников. В связи с этим у педагога должно быть дополнительное образовательное пространство, в котором можно было бы формировать основные компоненты (действия) в структуре деятельности. Поэтому мы задумались о том, как организовать в начальной школе единое деятельное пространство в урочной и внеурочной деятельности. Для решения этой проблемы педагоги нашей школы посчитали необходимым реализовывать внеурочную деятельность так же через проекты. Почему мы приняли данное решение?

Во-первых, учебная и внеурочная социальная деятельность станет влиять друг на друга. А, следовательно, и учебная деятельность будет формироваться и осознаваться быстрее, если у ребёнка расширено поле для отработки и применения освоенных способов действий в соответствии с общей структурой деятельности.

Во-вторых, если у ребёнка учебная деятельность в силу разных причин формируется медленно, то участие во внеурочной социальной деятельности может сделать её, либо корректирующей, либо компенсаторной.

В-третьих, ребёнку младшего школьного возраста, тем более с трудностями обучения, гораздо легче раскрыть свои возможности, открыть новое в себе, повысить самооценку именно во внеурочной деятельности. Всё это может стать дополнительной мотивацией к учебной деятельности.

Таким образом, использование проектной технологии в урочной и внеурочной деятельности оказывает влияние на следующие группы умений ребёнка:

  • исследовательские;
  • социальные;
  • оценочные;
  • информационные;
  • презентационные;
  • рефлексивные;
  • менеджерские.

На наш  взгляд, проектная деятельность младших школьников имеет целый ряд положительных свойств:

  • формирует навыки самостоятельной ориентации в справочной, научно-популярной литературе, то есть учит «добывать» информацию самостоятельно;
  • способствует личностному развитию школьника;
  • способствует укреплению морально-волевой сферы ребёнка;
  • способствует интеллектуальному росту ребёнка, учит мыслить от абстрактного к конкретному;
  • осуществляет связь с реальной жизнью ребёнка, с реальной ситуацией (в школе, посёлке, городе);
  • усиливает положительную мотивацию;
  • приучает школьника к реальному самообразованию.

В чём же заключается педагогическая значимость проектной деятельности?

  • Открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребёнка по взаимодействию с окружающим миром.
  • Актуализирует субъективную позицию ребёнка в педагогическом процессе.
  • Стимулирует творчество и самостоятельность, потребность в самореализации, самовыражении.
  • Выводит процесс обучения и воспитания ищ стен школы в окружающий мир.
  • Реализуется принцип сотрудничества учащихся и взрослых.
  • Ведёт учащихся по ступенькам роста от проекта к проекту.

Безусловно, польза проекта заключается в том, что младший школьник имеет право выбора первого шага, хода и даже цели проекта. Ребёнок сам добывает знания, сопоставляет, соединяет разрозненные сведения, как бы «нанизывая» их на свою цель. Обучающийся черпает необходимые сведения из разных предметных областей и использует их в той деятельности, которая ему интересна. А задача учителя – помочь ему это сделать. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.

Чтобы овладеть методом проектов, учителю необходимо, прежде всего, знать, что проекты бывают разные и исследование их в учебном процессе требует от учителя серьёзной подготовительной работы. Так, каждый проект характеризуется тем или иным видом координации, сроками исполнения, этапностью, количеством участников. Поэтому, разрабатывая тот или иной проект, надо иметь ввиду признаки и характерные особенности каждого из них. Из выше сказанного, следует, что типология проектов может быть такова:

По типу деятельности

По предметному содержанию

По количеству участников

По продолжи-тельности

1.Творческий

2.Исследовательский

3.Ролево-игровой

4.Практико-ориенти - рованный

5.Информационный

1.Моно-проект

2.Межпредметный проект

1.Личностные

2.Парные

1.Мини проекты (1 урок)

2.Краткосроч-ные (4-6 уроков)

3.Средней продолжитель-ности (недельные)

4.Долгосрочные

(от зо дней до нескольких месяцев)

Структура работы над проектом имеет чётко разграниченные этапы, по которым как по ступенькам школьник вместе с учителем поднимается от идеи к результату. Итак, рассмотрим этапы учебного проектирования.

I.Предварительная подготовка учителя (организационный этап):

  1. Определить тему проекта.
  2. Продумать ключевые понятия.
  3. Определить график выполнения этапов и оценку каждого этапа.
  4. Представить возможные итоговые работы.
  5. Разработать критерии оценки итоговой работы творческой группы.
  6. Продумать организацию работы в группах и принципы образования групп.

II.Проектировочный (конструкционный ) этап:

  1. Сообщается изучаемая тема, и предлагается учащимся назвать основные вопросы по этой теме.
  2. Вопросы выносятся на доску.
  3. Учитель может уточнять или задавать наводящие вопросы.
  4. Учитель обобщает перечень вопросов, формулируя 5-6 тем.
  5. Классу предлагается объединиться в творческие группы и выбрать тему, определить руководителя группы, составить перечень основополагающих вопросов по своей теме и определить ответственных за поиск нужной информации. Обсудить итоговую работу.
  6. Класс знакомят с этапами проекта, оценкой каждого этапа.
  7. Правильно будет вывесить график отчёта по этапам.
  8. Задание на дом: определить конечный результат работы группы (презентация, конференция, альбом, коллекция, рисунок, плакат, описание модели, макет, наглядное пособие, газета, самодельная книжка и т.д.)

III.Практический (технологический) этап:

К этому этапу должны быть подготовлены книги, необходимые материалы для работы. Их может подготовить учитель или принести ученики.

  1. Учитель работает последовательно с каждой группой, советует.
  2. Каждая группа работает по своему плану. Обязательно оценивать каждый этап, заранее обговорив критерии. Обговариваем с творческой группой задание на следующий урок.

IV.Заключительный (презентационный) этап:

  1. Ещё раз обговариваются критерии оценки итоговой работы.
  2. Оглашается последовательность выступлений групп.
  3. После каждого выступления команды проводят анализ проделанной работы и высказывают пожелания в возможном улучшении.

А сейчас рассмотрим конкретно деятельность учителя и учеников на разных этапах работы над проектом.

Название этапа

Сроки

Педагог

Учащиеся

1.Подготовительный

(погружение в проект)

Формулирует:

1)проблему проекта;

2)сюжетную ситуацию;

3)цель и задачи.

Осуществляют:

1)личностное присвоение проблемы;

2)вживание в ситуацию;

3)принятие, уточнение и конкретизация целей и задач.

2.Проектировочный

Организует деятельность - предполагает:

1)организовать группы;

2)распределить амплуа в группах;

3)спланировать деятельность по решению задач проекта;

4)возможные формы презентации результатов.

Осуществляют:

1)разбивку на группы;

2)распределение ролей в группе;

3)планирование работы;

4)выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов.

3.Практический

Координация работы (косвенное руководство).

Не участвует, но:

1)консультирует учащихся по необходимости;

2)ненавязчиво контролирует;

3)даёт новые знания, когда у учащихся возникает необходимость;

4)репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов.

Работают активно и самостоятельно (проводят исследование):

1)каждый в соответствии со своим амплуа и сообща;

2)консультируются по необходимости;

3)добывают недостающие знания;

4)подготавливают презентации, отчёты, коллажи, схемы, рисунки и др.

4.Заключительный

(презентация)

Принимает отчёт:

1)обобщает результаты;

2)подводит итоги исследования;

3)оценивание усилий учащихся, креативности мышления, умения обосновывать своё мнение, отстаивать свою точку зрения и т.д.;

4)акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе и на общий результат.

Демонстрируют:

1)понимание проблемы, целей, задач;

2)умение планировать и осуществлять работу;

3)найденный способ решения проблемы;

4)рефлексию деятельности и результата;

5)дают самооценку, взаимооценку деятельности и её результативности.

Итак, степень активности учеников и учителя на разных этапах разная. В учебном проекте ученики должны работать самостоятельно, и зависит это не от их возраста, а от сформированности умений и навыков проектной деятельности.

Из опыта работы хочется ещё посоветовать первое время использовать памятку, способствующую направлению, коррекции деятельности младших школьников в процессе исследования.

Памятка начинающему исследователю

  • Выбери тему исследования.
  • Подумай, на какие вопросы по этой теме ты бы хотел найти ответы.
  • Продумай варианты своих ответов на поставленные вопросы.
  • Реши где ты будешь искать ответы на поставленные вопросы.
  • Поработай с источниками информации, найди ответы на свои вопросы.
  • Сделай выводы.
  • Оформи результаты своей работы.
  • Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования.

Таким образом, проектная деятельность в нашей школе является средством самореализации, самовыражения творческой личностно и общественно значимой деятельности. Через проекты реализуется принцип сотрудничества детей и взрослых, сочетается коллективная и индивидуальная деятельность в педагогическом процессе. Несомненно, метод учебных проектов построен на принципах проблемного обучения. Кроме того, учащиеся начальных классов видят, что жизненные проблемы не имеют только однозначного решения, вариантов может быть несколько. А это является замечательным дидактическим средством для обучения проектированию – умению находить решение различных проблем, которые постоянно возникают в жизни человека занимающего активную жизненную позицию. Безусловно, проектная деятельность позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает все виды мышления, его качества и способствует росту творческого мышления и умственных способностей – необходимых качеств развитого интеллекта. Готовясь к защите проектов, ребята должны выстроить своё выступление так, чтобы оно было максимально аргументированным, чётким и логичным, что развивает помимо логики и мышления, ещё и коммуникативные умения.

По данным наших исследований:

  • учащиеся отмечают, что одноклассники, оказавшиеся в одной проектной группе, в ходе работы над проектом почти всегда становятся «лучшими друзьями»;
  • 60% учащихся отмечают, что проект был им интересен потому, что выполнялся самостоятельно;
  • 75% стали выше оценивать свои возможности;
  • 20% учащихся стали увереннее себя чувствовать в коллективе;
  • 18% повысили качество своих знаний;
  • 43% выделяют самым интересным исследовательский этап;
  • 34% - этап обработки материала;
  • 19% - презентацию.
  • На вопрос «Чему удалось научиться в ходе работы над проектом?» младшие школьники отвечают: распределять правильно время, анализировать собственные действия, доводить начатое дело до конца, достигать поставленной цели, рассматривать проблему с разных точек зрения.

Итак, подводя итоги, можно сказать, что проект многогранен, проект эффективен, проект перспективен, проект неисчерпаем. Этот метод позволяет раскрепостить мышление учащегося, повысить коэффициент его полезного действия, использовать богатейшие возможности, которые дала ему природа, способствует повышению познавательной активности детей, их изобретательности. А познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов – мышления, воображения памяти и т.д. Это доказывается работами детей. Даже у слабых учащихся работа протекает более продуктивно. Самым же главным результатом проектной деятельности является формирование у детей умения вести себя в условиях, когда требуется в короткое, ограниченное время делать много разнохарактерных дел, большинство из которых встретились впервые, и надо не растеряться, не испугаться неизвестности, а быстро понять, каких знаний не хватает, решить, где и как эти знании можно получить, а получив их, сейчас же применить и увидеть результат своих действий. Уверена, интерес возбуждает и подкрепляет учебный материал, который является для ребят новым, неизвестным, поражает их воображение, заставляет удивляться. Даже сама деятельность в процессе работы над проектом вызывает интерес у детей, ведь каждый может найти применение своим возможностям, знаниям, способностям. И реализовать себя в той или иной форме.

В целом по школе увеличилось число желающих заниматься проектной деятельностью, как среди учащихся, так и среди педагогов.

Считаю, что возможными причинами наметившейся положительной динамики в начальной школе могут быть:

  • склонность учащихся начальных классов к «подражанию», обусловленная возрастными особенностями;
  • проблемы, значимые для учащихся данной возрастной категории, имеют, как правило, элементарные решения, соответственно, выполняемые проекты обычно непродолжительны;
  • возможность учителя начальных классов регулировать объём домашних заданий практически по всем предметам учебного плана;
  • информированность учителя начальных классов о проблемах учащихся в связи с работой в одном классе (преподавание 7-8 предметов, классное руководство).

Запуску проектной деятельности в нашей школе предшествовала следующая работа:

а) с педагогами:

  • освещение стратегии внедрения метода проектов в учебно-воспитательный процесс на педагогическом совете;
  • проведение ряда внутришкольных семинаров, раскрывающих сущность проектной деятельности, подходы к её организации и оценки;

б) с родителями:

  • освещение стратегии внедрения метода проектов в учебно-воспитательный процесс на совете школы;
  • просветительская работа на классных родительских собраниях;
  • консультирование родителей по вопросам, связанным с организацией и оценкой проектной деятельности учащихся;

в) с учащимися:

  • объяснение механизма организации проектной деятельности;
  • знакомство с сущностью и типологией проектов на классных часах;
  • мотивирование на проектную деятельность через создание на уроках проблемных ситуаций.

Из выше изложенного материала, можно сделать вывод, что проектный подход применим к изучению любой школьной дисциплины и особенно эффективен на уроках, имеющих целью установление межпредметных связей. Суть в том, что младшие школьники открывают субъективно новые для них факты и строят новые для себя понятия, а не получают их готовыми от учителя. Они каждый раз являются первооткрывателями. Радикально меняется и роль учителя, из наставника-инструктора он превращается в более компетентного коллегу, старшего партнёра по исследованию и разработки проекта, в консультанта. Несомненно, проектная деятельность способствует росту личности, как педагога, так и ребёнка.

Поэтому сейчас как никогда актуальны слова писателя Кларка: «Мало знать, надо и применять. Мало хотеть, надо и делать!»

Эти слова можно считать девизом проектной деятельности в нашей школе. Работа не окончена. Мы намерены продолжать использовать данную технологию в учебно-воспитательном процессе, с целью подтверждения пользы учебных проектов для развития мышления детей в начальных классах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе

Презентация к МО по теме "Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе"....

Инновационные технологии в практике внедрения стандартов второго поколения в начальной школе. Проектная деятельность в начальной школе.

«Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю; я знаю, где и как я могу это применить», - так можно сформулировать основной тезис метода проекта.По данной теме мы нашли очень много материала. « Проектн...

«Проектная задача как прообраз проектной деятельности в начальной школе»

Материал содержит объяснение: что такое проектная задача и чем отличается от проекта....

Выступление на педсовете "Начальная школа - фундамент в обучении и образовании. Подготовка учащихся к проектной деятельности в начальной школе".

Проектная деятельность в начальной школев рамках реализации ФГОС НОО«Единственный путь, ведущий к знаниям,  - это деятельность»....

Проектная деятельность в начальной школе в рамках реализации ФГОС. Общие рекомендации к урокам, содержащим проектную деятельность.

В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых зданий. Одной из разновидностей такого подхода является проект­ная деятельность....

Проектная деятельность в начальной школе. Преемственность в проектной деятельности. Первый проект в пятом классе

В статье раскрывается суть метода проектов, обосновывается его применение в практике начальной школы и раскрывается преемственность в проектной деятельности на примере первого проекта в 5 классе....