"Пока мы помним - они с нами"
презентация к уроку (3 класс) на тему

Людмила Недобега

Исследовательская работа  "Пока мы помним - они с нами"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledov._rab._o_veteranah_h._svobodog.docx31.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальный  конкурс исследовательских работ

и творческих проектов младших школьников

«Я - исследователь, 2015»

Секция: гуманитарная

Тема: « Пока мы помним – они с нами»

                     

                      Автор: Боброва Маргарита Васильевна, 3 класс

                                    МБОУ ООШ № 31

                     

                      Руководитель: Недобега Людмила Николаевна

                                                   учитель начальных классов

                                                   МБОУ ООШ № 31

Слайд 1

Наша страна в 2015 году отмечает знаменательное событие  70 лет Великой Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.

Я родилась в счастливое, мирное  время, но я много слышала о войне, ведь горе и беда не обошли стороной  наш хутор.

Готовясь к празднованию Великой Победы,  я выполнила  работу по теме: « Пока мы  помним, они с нами».

Меня всегда волновал вопрос « Что такое память?». И  знаете, что ответил один из ветеранов Великой Отечественной войны: « Память -  наша история. Стерев прошлое, мы стираем будущее».

Слайд 2

Целью моей работы стало:

Доказать, что нами никто не забыт, и ни что не забыто».

      Для достижения цели я поставила  перед собой следующие         задачи:

  • Изучить условия жизни односельчан в период немецкой оккупации.
  • Выяснить, кто из жителей хутора Свободного участвовал в Великой Отечественной войне.
  • Задать вопросы учащимся начальных классов, чтобы определить, что они знают  о родственниках, односельчанах, участвовших  в  Великой Отечественной  войне 1941-1945 гг.
  • Оформить страницы «Книги памяти» о жизни  ветеранов в годы войны.
  • Обобщить полученные результаты и сделать выводы.

Слайд 3

                 Гипотеза:

                            Живых  свидетелей событий военного времени с каждым годом становится всё меньше. Это люди преклонного возраста – прадедушки и прабабушки  учащихся начальной школы. Возможно, их родственники были участниками Великой Отечественной войны и внесли вклад в Победу над фашисткой Германией.

               

                Слайд 4

Сначала  я отправилась в школьную библиотеку и нашла книги о Великой Отечественной войне, но информации о жизни мирных  жителей во время немецкой оккупации  и об участниках   Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.  х. Свободного было очень мало.

Слайд 5

В ходе работы я  задала несколько вопросов для одноклассников, чтобы определить, что они знают  о родственниках, односельчанах,  участвовших  в  Великой Отечественной  войне 1941-1945 гг.

Я пришла к выводу, что  большинство детей знают о войне, считают Великую Отечественную войну  самым страшным событием XX века.

Слайд 6

Из воспоминаний Буракова  Николая Леонтьевича  и Невенчанной Нины Савельевны 1926 года рождения,  я узнала, что в  воскресенье, 22 июня 1941 года, жители хутора были заняты своими обычными делами: одни работали на колхозном поле, другие занимались своими домашними делами. Никто и не подозревал, что в такое замечательное утро над нашей Родиной: взрывались бомбы, дрожала земля, гибли мирные люди.

К сожалению,  в то время жители х. Свободного не имели добротной связи с центром. Не было электричества, радио. Был только один радиоприёмник, висевший возле клуба и из него то,  в полдень хуторяне услышали о внезапном  нападении Германии на Советский Союз.  

Схода граждан никто не объявлял, но жители собрались в центре хутора. Слышался плач женщин, успокаивающие голоса мужчин, испуганно смотрели дети. Мужчины призывного возраста стали готовиться к мобилизации.  

Началась Великая Отечественная война.

 Слайд 7

В числе первых на фронт  ушли и наши хуторяне, оставив матерей, жён, детей.

Таким, по воспоминаниям жителей хутора, был первый день войны.

Слайд 8

8  августа  1942 года  со стороны ст. Раздольной без выстрелов и без боя в хутор вошли немцы.

Жителей хутора выгнали из своих хат, им пришлось ютиться  по 5-6 семей в одном доме, или в сараях.

             В этот  же день  фашисты взорвали в центре хутора скульптуру К.Е. Ворошилова.

          Пока немцы были в хуторе, люди боялись ходить по улице, чтобы не попасть в руки  фашистов.  

         Немцы  вместе с полицаями ходили по дворам и выгоняли всех жителей на рытьё земляных сооружений.

        Вскоре были составлены списки юношей и девушек  на отправку  в Германию.  Но секретарь комсомольской организации Пугачёва Варя, рискуя жизнью, утащила из конторы документы и уничтожила их.

В старом здании школы захватчики устроили штаб, но недолго пришлось ликовать фашистам.

             

 Слайд 9

                 5   феврале 1943 года  немцы после небольшого  боя  отступили в сторону Краснодара.

Слайд  10

              В ту ночь многих мужчин и подростков немцы угнали с собой, некоторых расстреляли  за селом Суворовским из-за сопротивления:

 Бондаренко Фёдора 

Слайд 11

 Дубаносова Сергея

Слайд 12

Бахмутенко Ивана

 

Слайд 13 

                 

       Зозуля Пантелея

Слайд  14

 Любимского Ивана

Слайд 15

               На нашем кладбище в х. Свободном есть братская могила этих земляков.

 Слайд 16

                Я беседовала с директором музея  хутора Железного Карпенко Людмилой Васильевной,  я узнала, что при освобождении хуторов Свободного, Железного, Сокольского погибло 26 человек. 19 солдат были захоронены в  х. Свободном и Сокольском, остальные в  х. Октябрьском.

                Позднее, по инициативе жителей х. Свободного, на могиле был установлен памятный знак в виде пирамиды с Красной Звездой на вершине и надписью «Павшим за Родину в боях с немецкими захватчиками».

В 1975 году к 30-летию Победы  останки захороненных солдат были перенесены в х. Железный и перезахоронены в парке.

   Слайд  17

Собранный материал,  так сильно взволновал меня, что я, посоветовавшись с классным руководителем,  решила предложить учащимся  нашей школы, увековечить память о жителях х. Свободного в годы ВОВ, создав «Книгу Памяти».

               Были составлены  вопросы для родителей по сбору информации о ветеранах нашего хутора.

Слайд  18

             Оказалось, что большинство пап совсем ничего не знают о своих дедушках и бабушках. Да и некоторые мамы тоже немного могли рассказать по интересующему вопросу.

Слайд  19

            Поэтому многим ребятам  пришлось обращаться к своим бабушкам,  дедушкам и другим родственникам, чтобы найти фотографии, документы, своих прадедов.

Слайд  20

Много времени заняло  оформление своей странички.

Слайд  21

                  И вот  неожиданно при беседе с Бураковым Николаем Леонтьвичем     я узнала о его отце, Буракове  Леонтии  Власовиче, 1893 года рождения.

 

В 1943 году его призвали в Красную Армию. Он участвовал в освобождении Кубани. Ему доверили на лошадях и повозке доставлять продукты, подвозить на передовую боеприпасы, мины, патроны, подбирать раненных и убитых с передовой. Дошёл до Берлина.

А ещё он рассказал,  как в 1945 году в боях за Будапешт, во время передышки, его  отца окликнул голос незнакомого: «Дед, Лёвка?».

 Вы не поверите, он встретился с  односельчанином, Васильченко Андреем Емельяновичем, 1924 года рождения. К сожалению его убили.

          В 1945 году дед Лёвка был ранен в голову, лечился 2 месяца, а в сентябре 1945 года вернулся на Родину.

 И когда я  открыла  шестой том « Книги  Памяти» Усть - Лабинского района, подаренный  нашей школе,  то его фамилии в ней я  не нашла.  В память  об этом ветеране  я оформила страничку в « Книге Памяти» х. Свободного.  

.

       Слайд 22

На классном часе « Мы помним, гордимся, благодарим», каждый учащийся  представлял свою работу, оформленную страничку.  Рассказала и я о Буракове Леонтии Власовиче.

 Со страниц « Книги Памяти»  х. Свободного я узнала, что наши хуторяне  были участниками сражений за Кубань,  за Сталинград,  за  Орёл,  за Москву, за Будапешт,  за Чехословакию, а были и такие кто дошёл до Берлина и такие, кто принял участие в войне с Японией.  

Слайд  23

            О том, что происходило во время боёв, о том,   что они видели родные и близкие узнавали вот из таких писем-треугольников.

            В те времена складывать такое письмо умели даже дети.

           Я тоже научилась складывать письмо треугольником. Для этого нужен обычный тетрадный лист бумаги.

Сначала, загибаем лист бумаги справа налево

Слайд  24

          Затем загибаем лист бумаги слева направо,   формируя фигуру похожую на домик

Слайд  25

         Два уголка, которые остались на нижнем крае,
загнуть вверх

Слайд  26

         Чтобы «застегнуть» конверт, нужно вложить край с двумя загнутыми уголками внутрь большого треугольника

Слайд  27

          Федоренко Кирилл, учащийся 2 класса  написал  письмо о своём дедушке  и сложил  его треугольником, как в те далёкие страшные времена.

Вот отрывок из  письма:

          Мой дедушка  Яша был  доктором на фронте. Он спасал раненных бойцов. Был тяжело  ранен, отправлен в тыл.  Но он  всё равно  вернулся в  строй и продолжал  оказывать помощь бойцам при ранении.                                                                                                                    

Под Сталинградом он погиб.

          А в конце он написал, что гордится своим  дедушкой!

Скоро  Кирилл  вырастит , и станет  таким же защитником Родины,  как и  его дедушка.

               Слайд  28

                 Моя гипотеза подтвердилась: действительно живых  свидетелей событий военного времени с каждым годом становится всё меньше. 

                   В  декабре 2014 года  умер Бураков Николай Леонтьевич. Ему было 88  лет.

На сегодняшний день в хуторе не осталось ни одного ветерана.

             

 

               Слайд 29

В результате  работы я  достигла следующих результатов:

1. Узнала о жизни односельчан в период немецкой оккупации.

 

       2.  Выяснила, кто из жителей хутора Свободного участвовал в Великой Отечественной войне.

       3. Сохранила  память о тех, кто воевал на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945 гг,  участвуя в создании  « Книги Памяти» х. Свободного.

       4. Учащиеся нашей школы решили  продолжить работу по созданию следующих страничек  «Книги памяти».

Слайд 30

           Материал  « Книги Памяти»  буду использовать на уроках Кубановедения, окружающего мира, истории и внеклассных мероприятиях.

         

 Слайд 31

               Вывод:

Мы  должны помнить, как тяжело досталась Победа, и кому мы сегодня обязаны мирным небом над головой. А чтобы помнить, надо хранить воспоминания ветеранов.

                Никто не должен быть забыт и ничто не должно быть забыто!        

Слайд 32

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия по нравственному воспитанию "Мы живы, пока помним!"

Мероприятие  рекомендовано для учащихся 3-4 классов. Проведено в форме устного журнала, который состоит из трех страниц:1. А завтра была война.2. Блокадный Ленинград3. Наши родственники в годы во...

Статья " Пока мы помним, мы живем"

В статье указаны материалы детей о своих героических предках, о работе и о памяти о них...

Проект «Аллея Славы» Тема: «Защитникам Отечества нашим землякам посвящается. Подвиг Ваш бессмертен Пока живем – помним» Подготовила учитель 4 «Б» класса МБОУ «СШ № 4» г. Ачинска Пучкова О. В.

Проект «Аллея Славы»Тема: «Защитникам Отечества нашим землякам посвящается. Подвиг Ваш бессмертенПока живем – помним» Подготовила  учитель 4 «Б» классаМБОУ «СШ № 4» г. Ачинска...

Исследовательская работа "Пока мы помним - они с нами"

Исследовательская работа "Пока мы помним - они с нами"...

Сценарий праздника "Пока мы помним ..."

Сценарий праздника ко  Дню Победы....

Литературная гостиная «Пока мы помним о Них, Они живы…»

Внеклассное занятие,посвященное 75-летию Великой Победыдля учащихся 1 - 4 классов...

Классный час «Мы мир храним, пока мы помним о войне» (75 лет Победы ВОВ (1941-1945гг.))

Классный час«Мы  мир   храним, пока мы помним о войне» (75 лет Победы ВОВ (1941-1945гг.))...