Применение технологии БОС на уроках в начальной школе
методическая разработка на тему

Снопова Людмила Александровна

 Инновационные возможности технологии «БОС-здоровье» позволяют легко вводить ее в учебный план любой школы, во все классы и на различных уровнях. Для повышения работоспособности на уроке есть целый ряд способов ускорить включение  школьников в работу (фаза врабатывания).   Одним из таких способов является дыхательная гимнастика, содержащая упражнения, подготавливающие к последующей умственной деятельности. Вслед за фазой врабатывания наступает фаза устойчивой работоспособности, когда учащийся усваивает информацию наиболее продуктивно. Правильной организацией учебной деятельности и включением дыхательных физкультминуток можно заметно удлинить фазу высокой работоспособности. Постепенно в процессе работы начинает развиваться  утомление. Вначале оно не ощущается, а затем проявляется внешними признаками. Поэтому в процессе занятия, защищая учащихся от преждевременного утомления, можно проводить упражнения с применением информационно-коммуникативной технологии   «БОС-Здоровье».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок изобразительного искусства в 1 классе

Тема: « Цвета радуги» 

Цель: развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру.

Задачи:

1. Формировать умение работать акварельными красками, закрепить навыки правильной организации рабочего места.

2. Раскрыть ученикам красоту природных явлений.

3.Развивать эстетическое восприятие и эмоционально чувственное отношение к предметам и явлениям природы.

4. Воспитывать культуру общения, любовь к природе.

Оборудование и материалы для занятия:  акварельные краски, палитра, баночка с водой, картины художников (А. Жозеф, Б.Кустодиев),  компьютер, мультимедийный проектор, презентация (либо иллюстрации к уроку).

Ход урока

  1. Проверка организации рабочих мест
  2. Определение темы урока

Учитель: Ребята, закройте глаза.  Слушая запись, представьте услышанное, а потом  поделитесь своими ощущениями и впечатлениями.

(Звучит запись: « Шум дождя».   Накрапывание. Ливень.  Окончание дождя).

Учитель: Что вы услышали? Одинаковой ли силы был дождь? Включите в свой рассказ слова: небо, тучи, ливень, капли, серые, тяжёлые, свинцовые, лужи, солнце. (Слова напечатаны на доске).

Выглянуло солнце, но капельки дождя ещё остались висеть в воздухе и мы можем увидеть удивительное явление…

Над лугами, над водой

Хлынул дождик проливной.

А потом повисло

В небе коромысло.

Ребятишек радует

Цветная …радуга

Дети хором заканчивают стихотворение.

Учитель: Догадались? Что мы будем сегодня рисовать на уроке? Радугу.

Учитель: Соберите  это слово.

Работа в парах.  На партах лежат разрезные буквы, из которых дети должны составить слово «радуга» (цвета букв и восклицательного знака соответствуют цветам радуги)

Учитель:  А в какое время года мы можем увидеть радугу после дождя?

Представим луг, на котором растут множество цветов. Их запах усиливается после дождя. Понюхаем!  

Дыхательная гимнастика.

Диск «Учимся и оздоравливаемся. Цвет»

 Сюжет 3 «Учимся дышать животом» Сядьте свободно, рассслабьтесь, успокойтесь.  Представьте, что вы вдыхаете аромат цветка. Нежный аромат цветка. Делаем вдох через нос без напряжения и усилий. При этом живот должен округлиться, как воздушный шарик.  Плавно, без паузы переходим к выдоху. Его делаем ртом, через чуть приоткрытые губы.   Выдох делайте длиннее вдоха.

  1. Рассматривание фотографий и картин, изображающих радугу

Подготовленный ученик во время показа читает стихотворение С. Маршака

 « Радуга – дуга».

Солнце вешнее с дождем                А построили в два счета
Строят радугу вдвоем -                                             Поднебесные ворота.
Семицветный полукруг                                             Радужная арка
Из семи широких дуг.                                                Запылала ярко,

Нет у солнца и дождя                                                     Разукрасила траву,
Ни единого гвоздя,                                                     Расцветила синеву.

Учитель: С чем можно сравнить радугу?  (полукруг, дуга, коромысло). Какое настроение возникает у человека, который видит это замечательное природное явление? (счастье, радость, восторг, удивление).

Радуга предвещает конец дождя и ясную погоду. Видеть радугу к добру, удаче. Радуга выступает символом тёплого лета, радости, и дружбы неба и Солнца.  Обычно мы видим радугу, когда дождь ещё не закончился. Чтобы увидеть радугу, нужно встать спиной к солнцу. А вот если летишь на самолёте, то можно увидеть внизу не радугу – дугу, а целое кольцо радуги.

Физминутка

Учитель: Произнесём слово « радуга». Какой звук мы слышим в начале слова. Звук [р].

Речевая разминка, движения и показ движений одновременно со словами.

Ра – Ра – Ра – начинается игра.

Ры – ры – ры – у мальчиков шары.

Ре – ре – ре – стоит домик на горе.

Ри – ри  - ри – на ветках снегири.

Ру – ру – ру – завершаем мы игру.

  1. Запоминаем цвета радуги

Ярким коромыслом радуга повисла.
Над домами, лесом, речкой и полями.
Расскажи нам радуга, чем ты нас порадуешь?
Удиви нас радуга своими цветами!!

Учитель:  Посмотрите внимательно  на фотографию  

В небе радуга – дуга                         Пусть ответит

Замыкает берега.                                 Тот, кто знает

Расцветая всё ясней                         Или может сосчитать,

Чудо – краски светят в ней.                 Сколько красок

                                                             В ней играет, озаряя моря гладь? (семь)

Сравним разные фотографии радуги. Отличаются ли на них радуги? Может быть у них разные цвета? Разная форма, или цвета по - другому расположены друг за другом?  

Выберите слова, которые передадут форму радуги: окружность, дуга, полукруг, овал, кривая линия, прямая линия  (слова напечатаны на доске).

Проведите по воздуху линию,  по которой бы располагалась радуга.

Учитель: Назовите цвета радуги.  

Дети перечисляют: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.    

Дыхательная гимнастика.

Диск «Учимся и оздоравливаемся. Цвет»

 Сюжет 3 «Радуга» (режим «Столбик»)  Сядьте свободно, расслабьтесь, успокойтесь.   Нужно закрашивать столбики теми цветами, из которых состоит радуга. Делаем вдох через нос без напряжения и усилий. При этом живот должен округлиться, как воздушный шарик. Столбик закрашивается. Плавно, без паузы переходим к выдоху. Его делаем ртом, через чуть приоткрытые губы.   Выдох делайте длиннее вдоха. Столбик снова становится белым.

 Учитель: Ребята, постарайтесь услышать в стихотворении Е. Благининой цвета радуги      

Дождик, дождик, не дожди,
Не дожди ты, подожди!
Выйди, выйди, солнышко,
Золотое донышко!

Я на радугу-дугу
Полюбуюсь побегу -
Семицветную - цветную
На лугу подстерегу.

Я на красную дугу
Наглядеться не могу,
За оранжевой, за жёлтой
Вижу новую дугу.

Эта новая дуга
Зеленее, чем луга.
А за нею голубая,
Точно мамина серьга.

Я на синюю дугу
Насмотреться не могу,
А за этой фиолетовой
Возьму да побегу...

Солнце село за стога,
Где ты, радуга-дуга?

Учитель: Перечислите,  какие цвета вы услышали в стихотворении.

Известны выражения, которые помогают запомнить последовательность цветов. Первая буква слова указывает на определённый цвет

Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан.

Как Однажды Жан – Звонарь Головой Свалил Фонарь.

Заучите понравившееся выражение наизусть.

Работа в парах. На каждой парте разложены кружки цветов радуги и 3 лишних цвета. Дети должны нужные выбрать  цвета и расположить их в правильном порядке. При этом в классе исчезают изображения радуги.

Самопроверка по образцу.  

Учитель: Посмотрите на слово « Радуга», которое вы собрали в начале урока и скажите в какие цвета окрашены его буквы?

  1.  Рисование радуги – дуги

Учитель: Назовите  правила работы акварельными красками.

Разомнём пальчики перед работой.

Гимнастика для пальчиков.

Наши алые цветки распускают лепестки.            Руки в стороны, в кулачок,

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.            Разожми и на бочок.

Наши алые цветки закрывают лепестки,             Руки вверх и в кулачок.

Головой качают, тихо засыпают.             Разожми и на бочок.

            Руки вниз , в кулачок,

                                                                                  Разожми и на бочок.

Учитель: Ребята, подумайте, что означает выражение "радужное настроение"? Можно ли их сегодняшнее настроение назвать "радужным"? Люди связывали радугу со счастливой жизнью. Например, считалось, что тот, кто пройдет под радугой (как под аркой), всегда будет счастлив.

 VI. Самооценка получившихся  работ
VII. Выставка работ учеников



Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения 2 класс (фрагменты)

Тема урока: Б. Заходер «Песенки Винни - Пуха»

Цели урока: Знакомить учащихся с произведением Б. Заходера «Песенки Винни – Пуха», совершенствовать навыки чтения

Планируемый результат обучения, формирование УУД 

Познавательные: формирование умения работать с текстом, воспринимать новую информацию

Коммуникативные: умение слушать одноклассников, учителя и осуществлять взаимодействие

Регулятивные: формировать умение выделять и сохранять цель

Фрагмент 1. Организационный момент

Начнем с фонетической зарядки

Я- я- я

Песня кончилась моя

Я – я – я

Есть у каждого друзья.

Дыхательная зарядка.

Диск «БОС – здоровое дыхание» Урок 1 «Учимся дышать» Игра «Столбик» (подстрой свое дыхание под движение столбика)

Фрагмент  2. Мотивация перечитывания и анализа произведения

Найди в стихотворении на самое длинное слово.

А для этого перечитай песенку

Мультимедийное БОС- приложение «Литературное чтение. Школа России 2 класс 4 четверть» В режиме чтения устанавливаются следующие опции: Речевая разметка (обозначение в тексте начала выдоха), Выделение текста подчеркиванием (прочитанный текст подчеркивается), Столбик (отображение ритма дыхания – при вдохе столбик поднимается, при выдохе – опускается).



Предварительный просмотр:

Урок по окружающему миру 2 класс (фрагмент)
Тема: «В гости к весне».
Данный урок входит в раздел «Сезонные изменения в природе». Это третий урок в данном разделе. На уроке дети знакомятся с признаками весны. С поведением животных весной. С правилами поведения в природе. Учатся видеть взаимосвязь живой и неживой природой.
Цели урока
1. Обобщить представления учащихся об изменениях, происходящих в природе с приходом весны.
2. Развивать у детей наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.
3. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе.

 Фрагмент урока
1. Орг.момент.
2. Введение в тему урока. Создание эмоционального настроения.
Электронное пособие «Здоровое дыхание» Урок  4. Весна. Сюжет «Весенние воды». Дети видят ряд слайдов - картинок , сопровождая просмотр   диафрагмально-релаксационным дыханием.

- Что объединяет все, увиденные  вами слайды.
- Попробуйте назвать тему нашего урока.
- Сегодня на уроке мы с вами отправимся в гости к весне и обобщим знания об изменениях, происходящих в природе с приходом весны, попробуем нарисовать картину весны.

Урок по окружающему миру 2 класс (фрагмент)
Тема: «Формы земной поверхности».
Цели урока:

•        Формирование представлений о формах земной поверхности

Задачи урока:

Образовательные:

•        Познакомить детей с основными формами земной поверхности;

•        познакомить  со строением холмов и гор

Развивающие:

•        Развивать познавательную активность детей, умение выражать свои мысли, рассуждать.

•        Развитие умения анализировать и делать выводы, отстаивать свою точку зрения, умения применять накопленные знания;

•        Расширять кругозор детей.

Воспитательные:

•        Воспитывать экологическую культуру школьников.

•        Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.

Место урока в учебном плане: 3 урок по теме "Путешествия". Методические приемы: словесные (беседа, рассказ), наглядно-демонстрационные:  (объяснительно-иллюстративные). Тип урока: урок изучения нового материала.

Фрагменты  урока

VI. Продолжение изучения нового материала.

-Мы говорили о возвышениях на равнинах - холмах.

-Отгадайте загадку.

В жарком лете я стою,

Шапкой зиму достаю.

Как вы думаете, что это? (Гора.)

Верно, это гора.

- Как вы думаете, какая часть земной поверхности называется горой?

Электронное пособие «Здоровое дыхание» Урок  10. Горы. Сюжет «Путешествие в горы». Дети видят ряд слайдов - картинок ,  сопровождая просмотр   диафрагмально-релаксационным дыханием.

- Горы - очень неровные участки земной поверхности, которые сильно возвышаются над окружающей местностью.

На вершинах гор очень холодно и лежит снег.

- Каждая гора, как и холм, имеет свои части, попробуйте их назвать. (Подошву или подножие, склон и вершину.)

VII. Итог урока. Рефлексия

-С какими формами земной поверхности вы познакомились? (Горы и равнины)

- Какие бывают равнины? (Плоские и холмистые).

-Какая форма земной поверхности называется холмом? (возвышения на равнине).

- Какая форма земной поверхности называется оврагом ? (углубления с крутыми склонами).

- Какие горы нашей страны вы можете назвать? (Уральские и Кавказские).

- Какие равнины вы знаете?

На доске появляется схема. "Формы земной поверхности".

- Как вы оцените свою работу на уроке. Что нового узнали? Комфортно вам было на уроке?

Электронное пособие «Здоровое дыхание» Урок  10. Горы. Сюжет «Красота гор». Дети видят ряд слайдов - картинок ,  сопровождая просмотр   диафрагмально-релаксационным дыханием.

Урок по окружающему миру  3 класс (фрагменты)

Тема урока: В царстве грибов.

 Цели урока:

  • дать понятие о грибах как отдельном царстве живой природы
  • познакомить со строением грибов
  • показать разнообразие грибов
  • учить бережному отношению к природе

Фрагмент  1.  Введение в тему урока.

- Назовите царства живой природы.

Приведите свои примеры.

- Бактерии, животные, растения, грибы.

Сегодня на уроке нас приглашают жители одного из царств.

Учебное электронное пособие «Здоровый Окружающий Мир. 3 класс» Урок  6. Грибы. Сюжет «В царстве грибов», режим  «Отдых». Дети видят ряд слайдов - картинок ,  сопровождая просмотр диафрагмально-релаксационным дыханием.

 - В  каком царстве живой природы мы оказались?

 Фрагмент 2. Работа по теме урока.

  1. - Грибы можно разделить ещё на две группы. Вспомним 2 класс.

Это съедобные и несъедобные, и даже ядовитые грибы.

 – А сейчас немного погуляем по лесу. Это грибная полянка.

Учебное электронное пособие «Здоровый Окружающий Мир. 3 класс» Урок  6. Грибы. Сюжет «Съедобные грибы, «Несъедобные грибы», режим «Полоса». Дети видят ряд слайдов - картинок , сопровождая просмотр диафрагмально-релаксационным дыханием.

-Какие грибы из увиденных вы узнали, можете назвать?

  1. Работа по учебнику стр.113

 – Рассмотрите рисунки. Назовите грибы, которые изображены. Почему они занесены в Красную книгу?

Учебное электронное пособие «Здоровый Окружающий Мир. 3 класс» Урок  6. Грибы. Сюжет «Грибы из Красной книги».режим  «Отдых» Дети видят ряд слайдов - картинок , сопровождая просмотр диафрагмально-релаксационным дыханием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применения технологии проблемно-диалогического обучения в начальной школе.

При проблемном обучении учитель либо не дает готовых знаний, либо дает их только на особом предметном содержании - новые знания, умения и навыки школьники приобретают самостоятельно при решении особог...

Опыт работы на тему «Применение технологии рефлексии на уроках в начальной школе»

В данном материале описывается опыт работы учителя начальных классов на тему  "Применение технологии рефлексии на уроках в начальной школе"....

Мастер - класс "Применение технологии деятельностного метода обучения в начальной школе".

ТДМ (технология  деятельностного  метода) - метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности...

Здоровьесберегающие компетенции. Практическое применение технологий В.Ф.Базарного в начальной школе (из опыта работы).

Здоровьесбережение в начальной школе веду по технологии доктора-офтальмолога В.Ф.Базарного. Составленный мною проект охватывает урочную, внеурочную деятельность и воспитательную работу....

Применение технологии ТРИЗ на уроках в начальной школе как развития мыслительной деятельности учащихся.

Применение технологии ТРИЗ на уроках в начальной школе как развития мыслительной деятельности учащихся....