развитие критического мышления младших школьников
учебно-методический материал по теме

опыт развития критического мышления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_mo-1.docx17.22 КБ

Предварительный просмотр:

Технология развития критического мышления младших школьников как средство формирования УУД

ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ: учителя начальных классов

Все чаще мы говорим о новых приёмах и современных общеобразовательных технологиях. Меня уже давно заинтересовала технология «Развития критического мышления», так как данная технология позволяет строить учебный процесс на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации, технология направлена на развитие навыков работы с информацией, умений анализировать и применять данную информацию.

Что же такое критическое мышление? Если объяснить коротко, то думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы осуществлять планомерный поиск ответов. Критическое мышление означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами.

Оно формируется быстрее, если на уроках дети являются не пассивными слушателями, а постоянно активно ищут информацию, соотносят то, что они усвоили с собственным практическим опытом, сравнивают полученное знание с другими работами в данной области и других сферах знания (говоря привычным языком, самостоятельно устанавливают внутрипредметные и межпредметные связи). Систематическое включение критического мышления в учебный процесс должно формировать особый склад мышления и познавательной деятельности.

Подробнее остановимся на самой технологии. Для того чтобы дать детям возможность активно работать с получаемым знанием, авторы технологии предлагают строить урок по привычной схеме: «введение – основная часть – заключение». Подобная же схема действует и при решении проблем:

Первый этап – ВЫЗОВ – задачи (функции)которого:

•        актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме;

•        пробудить к ней интерес;

•        активизировать обучаемого, дать им возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами;

структурировать последующий процесс изучения материала.

Второй этап – ОСМЫСЛЕНИЕ – поиск стратегии решения поставленной проблемы и составления плана конкретной деятельности; теоретическая и практическая работа по реализации выработанного пути решения. Функции этапа:

•        получение новой информации;

•        ее осмысление (в том числе необходимо перечитывать часть текста в том случае, если учащийся перестает его понимать, воспринимая сообщение, задавать вопросы или записывать, что осталось не понятно для прояснения этого в будущем);

•        соотнесение новой информации с собственными знаниями. Обучаемые сознательно строят мосты между старыми и новыми знаниями, для того, чтобы создать новое понимание;

•        поддержание активности, интереса и инерции движения, созданной во время фазы вызова.

Третий этап-РАЗМЫШЛЕНИЕ:(рефлексия)

•        выражение новых идей и информации собственными словами;

•        целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем;

•        анализ всего процесса изучения материала;

•        выработка собственного отношения к изучаемому материалу и его повторная проблематизация (новый «вызов»).

Некоторые приёмы стадии «Вызова»:

« Кластер», « Корзина идей», « Денотатный граф», « Дерево предсказаний», «Верные и неверные утверждения» и другие.

Некоторые приёмы стадии «Осмысление»:

«Инсерт», «Чтение с остановками», схема «Фишбоун» - «Рыбий скелет», таблица « Плюс – минус - интересно», таблица «ЗХУ», «Таблица – синтез», «Сводная таблица», «Концептуальная таблица», таблица «Что? Где? Когда? Почему?» и другие приёмы. Надо отметить, что такой приём, как «Кластер» универсальный, используется на всех стадиях. Так же таблицу «ЗХУ» начинают заполнять на стадии «Вызова», продолжают на стадии «Осмысление», заканчивают на стадии «Рефлексия».

Некоторые приёмы стадии «Рефлексия»:

«Шесть шляп», «Ромашка вопросов», «Синквейн», «Диаманта» и другие.

- Уважаемые коллеги,попробуем использовать некоторые приемы в рамках работы нашего семинара.

1. Приём «Корзина идей»

Это прием организации индивидуальной и групповой работы на начальной стадии урока, когда идет актуализация знаний и опыта. Он позволяет выяснить все, что знают учащиеся по обсуждаемой теме урока. На доске прикрепляется значок корзины, в которую условно собирается то, что ученики знают об изучаемой теме.

Алгоритм работы:

1. Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по теме (индивидуальная работа продолжается 1-2 минуты).

2. Обмен информацией в парах или группах.

3. Далее каждая группа называет какое-то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного.

4. Все сведения кратко записываются в “корзине идей”, даже если они ошибочны.

5. Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации.

Практическая работа №1: Разделившись на группы, предлагаю высказать свои предположения о следующем термине: УУД – это ….

Метод «Шесть шляп» — один из самых популярных методов мышления, разработанных Эдвардом де Боно. Метод шести шляп позволяет структурировать и сделать намного более эффективной любую умственную работу, как личную, так и коллективную.

Методика «Шесть шляп» универсальна – ее используют, чтобы структурировать групповую работу и сэкономить время, она применяется и индивидуально.

Практическая работа №2:

Метод «Шесть шляп» на тему «ФГОС». Каждая группа получает цветные шляпы с надписями. После обсуждения в группах выслушиваются ответы участников семинара.

Белая шляпа. Факты. Мы просим поделиться какой информацией о ФГОС вы обладаете. Коротко, только факты. Какие вопросы у вас были до семинара? Получили ли вы ответ? И какие вопросы появились сейчас?

Жёлтая шляпа. Позитивное мышление. Мы ждем от вас только положительных эмоций в решении проблемы реализации ФГОС. Каковы перспективы?

Черная шляпа. Проблема. Мы ждем критический взгляд на проблему реализации ФГОС.

Красная шляпа. Эмоции, чувства. Просим поделиться своими чувствами и эмоциями, которые возникают у вас, когда вы слышите понятие - ФГОС

Зеленая шляпа. Творчество. (где и как можно использовать этот опыт) предложите нам новые идеи для реализации ФГОС.(методы, формы, новые технологии)

Синяя шляпа . Выводы. Обобщения. Мы просим вас поделиться тем, что вы сегодня увидели и услышали нового на семинаре.

«Синквейн» на тему «Методическое объединение»

Знакомство с «синквейном» проводится по следующей процедуре:

1. Объясняются правила написания синквейна.

В переводе «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.

На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это тема «синквейна».

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему «синквейна».

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме «синквейна».

На четвертой строчке размещается фраза, состоящая из нескольких слов, с помощью которых ученик выражает свое отношение к теме.

Пятая строчка – это слово – резюме, которое позволяет выразить личное отношение к теме, дает ее новую интерпретацию.

2. В качестве примера приводятся несколько « синквейнов».

Методическое объединение.

Педагогическое, инновационное.

Наполняет, вдохновляет, обучает.

Единством мы сильны.

Совершенство!

Методическое объединение.

Познавательное, актуальное.

Обогащает, развивает, мобилизирует.

Самое древнее здание – самые современные технологии.

Праздник!

3. Задается тема «синквейна».

4. Фиксируется время на данный вид работы.

5. Заслушиваются варианты «синквейнов» по желанию учеников.

Практическая работа

- Предлагаю составить «Синквейн» на тему «Методическое объединение.»

Итак, в данной технологии, в отличие от традиционной, меняются роли педагогов и обучающихся. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Роль учителя в основном координирующая. Данная технология позволяет формировать у обучающихся личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развитие критического мышления младших школьников на уроках литературного чтения"

Данная статья знакомит с технологией развития критического мышления младших школьников на уроках литературного чтения. Развивать мышление - значит развивать умение думать....

«Приемы развития критического мышления младших школьников на уроках литературного чтения»

В статье предлагаются психологические приемы, которые учат ребенка вдумчиво работать с информацией. А также педагогическая технология технология, где учащийся сам исходя из своих целей, отслеживает св...

«Создание условий для развития критического мышления младших школьников»

 Педагогический проект учителя начальных классов МОУ СОШ №2 г.ЗЕЛЕНОКУМСКАСОВЕТСКОГО РАЙОНАГладких Елены Дмитриевны  «Создание условий для развитиякритического мышления младших школьников» СОДЕРЖАНИЕ ...

Буклет. Технологии «Развитие критического мышления младших школьников на уроках литературного чтения»

   «Что же такое критическое мышление?»: Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы осуществлять планом...

Доклад по теме: «Развитие критического мышления младших школьников»

Согласно «Концепции модернизации российского образования» главная задача российской образовательной политики - достижение качества образования, его соответствие актуальным и перспективным запросам лич...

презентация для выступления на педагогическом совете школы по теме:" Технология развития критического мышления младших школьников"

Презентация была создана для выступления на педсовете. Изучали инновационные педтехнологии, каждое мо готовило свою технологию и варианты применения....