Диагностика уровня развития зрительного восприятия
материал на тему

Пасечкина Елена Николаевна

Материал содержит направления диагностического этапа работы по развитию зрительного восприятия, показатели диагностики, критерии и планируемые результаты работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diagnostika_urovnya_razvitiya_zritelnogo_vospriyatiya.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика уровня развития зрительного восприятия

Параметры

Критерии

Показатели

Планируемый результат

Сенсорное развитие

Восприятие цвета

Узнавание и называние цветов

  • Самостоятельный показ и называние цветов
  • Самостоятельный выбор цвета по названию (без показа цвета)

Соотнесение объектов по цвету

  • Самостоятельное выделение 12 оттенков красного цвета
  • Выделение оттенков по словесной инструкции «Покажи все оттенки цвета»

Фиксация по насыщенности

  • Самостоятельное раскладывание кружков (фигурок) от самого светлого к самому темному

Выделение цвета в окружающей среде

  • Описание цвета предметов, находящихся на расстоянии нескольких метров от ребенка

Восприятие формы

Узнавание и называние формы

  • Самостоятельное называние формы (шар, куб, цилиндр, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал)
  • Узнавание и называние формы по словесной инструкции «Покажи круг»

Соотнесение форм и фигур

  • Самостоятельное нахождение одинаковых по цвету и величине, но разных по форме геометрических фигур

Соотнесение формы фигуры и ее предметного изображения

  • Самостоятельное нахождение предмета такой же формы, как предъявленная фигура (все фигуры)

Локализация

  • Самостоятельное выделение фигур разной формы

Дифференцирование сходных форм

  • Самостоятельное группирование  двух видов фигур (по 3-4фигуры каждого вида)

Восприятие размера

Соотнесение предметов по величине

  • Самостоятельное дифференцирование предметов одной формы, но разных размеров (размеры подобраны для тонкой дифференцировки, например кольца пирамид)

Словесное обозначение величины

  • Самостоятельное нахождение по словесной инструкции самого маленького (большого, узкого, короткого) предмета

Раскладывание предметов в порядке возрастания или убывания их величины

  • Самостоятельное раскладывание по словесной инструкции предметов от маленького к большому

Развитие зрительно-моторной координации

Непрерывность движения

Проведение линий без отрыва карандаша от бумаги

  • Умение проводить непрерывные линии от одного объекта до другого

Направление движения

Проведение линий в заданном направлении без поворота листа

  • Умение проводить линии по указанному направлению движения

Плавность движения

Проведение заданной линии в пределах стимулирующих линий

  • Умение проводить ровные, плавные линии в пределах стимулирующих линий (допускается наличие небольшого изгиба или небольшого угла)

Развитие зрительно-пространственного восприятия

Оценка взаиморасположения предметов в пространстве

  • Умение оценивать взаиморасположение предметов в пространстве с помощью таких предлогов и наречий, как в, на, за, перед, у, слева, справа, под.

Оценка расстояния в большом пространстве

  • Умение оценить расстояние в большом пространстве отвечая на вопросы «Что ближе (дальше) от одного предмета, от другого предмета?»

Определение пространственных отношений

  • Умение ориентироваться относительно себя
  • Умение ориентироваться относительно предмета
  • Умение анализировать и копировать несложные формы
  • Умение находить заданную фигуру при увеличении количества фоновых фигур

Развитие восприятия изображений сложной формы

Конструирование

Умение конструировать образец из геометрических фигур

Анализ целого по части

  • Умение составлять целое предметное изображение из частей

Восприятие сюжетной картины

Выявление содержания картины

  • Свободное и точное определение содержания картины

Выявление адекватного восприятия персонажей

  • Выделение адекватного восприятия персонажей

Понимание причинно-следственных связей

  • Умение определять причинно-следственные связи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов в 4 классе для развития зрительного восприятия и памяти «Осень наступила…»

В конспекте предложены задания на развитие зрительного восприятия и памяти, закрепление признаков осени....

Особенности диагностики и коррекции зрительного восприятия у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта

Данная статья об особенностях диагностики и коррекции зрительного восприятия у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта ...

"Диагностика и развитие зрительного восприятия"

В данном материале дается определение психологическому процессу - восприятию и рекомендации по диагностике и корррекции этого процесса....

Презентация "Развитие зрительного восприятия и зрительно-моторной координации"

В презентации представлены упражнения, которые  способствуют развитию зрительного восприятия, внимания у младших школьников.Способствуют развитию зрительно-моторной координации. Направлены на сов...

Памятка «Развитие зрительного восприятия, направленного на восприятие текста»

При использовании приведенных упражнений и видов работ процесс формирования оптимальной техники чтения идет легче и быстрее, совершенствуется устойчивость внимания, оперативная память. При ежедневном ...