Классный час "Когда шалость становится правонарушением"
классный час (4 класс) по теме

Татьяна Константиновна Инусилова

      Знание таких понятий как шалость, озорство, правонарушение,                                                                                                                                                                                                                                                  жулиганство позволяет предостеречь    ребят   от необдуманных поступков,                                                                                                                                                                                                                         сформировать понимание ответственности за данные действия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kl.chas_kogda_shalost_stanovitsya_pravonarusheniem.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный  час   по теме:                                                                                                                                        « Когда шалость становится правонарушением»

Цель: 
-  разъяснить понятия: шалость, озорство, правонарушение, хулиганство и об                                                   ответственности  за  них;                                                                                                                                                                       - учить противостоять проявлениям бесцельного и безответственного поведения;                                                                                                                                                                      - формировать у школьников  навыки культурного поведения.          

                                 

Ход  классного  часа     Сл.1                                                                      
Учитель. Во время подвижных игр, веселья, шуток проявляется выдумка, фантазия, сообразительность. Дети настолько активны, что  взрослые   обращаются к ним   со словами:                    «Не баловаться!», «Не шалить!». Как вы думаете, ребята,  почему взрослые так говорят?                                                             (Ответы детей).
Учитель. Конечно, взрослые делают замечания, т.к.  некоторые ребята не могут  играть   по правилам, в игре они могут толкнуть товарища и причинить ему боль, а также когда бегают сами, могут упасть, сломать ногу, руку. Стихотворение Н Радченко  Сл.2
Мы с вами должны узнать,  что такое шалость и озорство, правонарушение и хулиганство,   в чем  их отличие   и когда шалость становится правонарушением».                                                                      -  Ребята, кто из вас знает, что такое шалость? (ответы детей)  
Шалость – это поступок, совершенный ради забавы, развлечения, т.е. это веселая проделка.
Сл.3.
Учитель. А кто знает, что такое озорство? (ответы детей)
Озорство выходит за рамки шалости, нарушает общепринятые нормы поведения.
Учитель. Теперь рассмотрим  ситуации, которые помогут   ответить на вопрос , чем опасны шалость и озорство ребят?
- В жаркие дни мальчики часто обливают друг друга водой из водных пистолетов или пластиковых бутылок — это … (шалость)
Но вот один из мальчиков подкрасил воду чернилами, и брызгая, испортил рубашку товарищу – это …(озорство граничащее с хулиганством).                                                                                                  
Учитель. А что такое хулиганство? (ответы детей)  Сл.4
Хулиганство – недостойное, грубо нарушающее нормы человеческого поведения и правовые нормы.                                                                                                                                                                                 - Знаете ли вы историю происхождения слова "хулиганство", "хулиган"? По одной из версий, в Лондоне, в конце XIX века, жил человек по имени Патрик Хулиген, "прославившийся" своим "диким нравом", за что ему дали прозвище "громила". По другой версии, слово "хулиган" происходит от ирландского выражения Hooley gang, давшего название одной уличной банде, орудовавшей в окрестностях Лондона.                                                                                                                              Итак, хулиганство - это правонарушение (как правило, говорят, мелкое правонарушение без каких-либо корыстных целей). А как вы думаете, является ли хулиганство - преступлением? (ответы детей)                                                                                                                                                                                - Какие виды действий относятся к хулиганству? (нецензурная брань; шум в ночное время; оскорбительное приставание к гражданам; уничтожение имущества; порча имущества; угроза физического насилия и др.)                                                                                                                                            Хулиган своими действиями, чаще всего, нарушает права других людей.  
Сл.5,6                                                          - Как  вы думаете, почему люди совершают хулиганские выходки? (ответы детей)                               (желание поразвлечься; стремление доказать свою смелость (либо силу, ловкость и т. д.); желание выделиться, привлечь внимание; неприязнь к определённым людям или категориям людей; обида и др.)
Учитель. Работа в группах.                                                                                                                                     Каждая группа получает   карточку  с описанием ситуации, обсуждает  её,  и делает вывод, что это  шалость, озорство  или  хулиганство.
1 группа.  Дима по привычке бросил портфель около двери в классе и ушел. Одноклассники решили проучить его, спрятали портфель. Вернувшись, Дима стал искать портфель, даже забеспокоился. Через некоторое время ребята показали мальчику, где лежит его пропажа,  и посоветовали не бросать его больше, где попало. Это    .. (шутка или шалость)
2  группа Два мальчика решили подшутить над другом. Спрятали его зимнюю шапку и спокойно ушли из школы. Артем не найдя шапки, вынужден был идти домой без неё, а на улице был сильный мороз и ветер. На следующий день из-за простуды Артем не пришел в школу. Он заболел. Это…  (озорство)
3  группа: Ученики резвились на перемене в школе. Они бросали с верхнего этажа лестничной клетки портфель перед идущим учеником и весело хохотали, когда кто-нибудь из идущих по лестнице в испуге вздрагивал или вскрикивал. И вот портфель упал на голову первоклассницы. В результате – тяжелая травма, сотрясение мозга. Девочку положили в больницу. Это …хулиганство)
4 группа: Саша бросал в проходящий транспорт камни и попал в лобовое стекло автомобиля. Водитель от неожиданности резко затормозил, в результате идущий за ним автомобиль врезался ему в заднюю часть. Обе машины пострадали. А ведь могли погибнуть люди.. Как  назвать поступок Саши? Почему? … (хулиганство).                                                                                                      Дети делают  общий вывод:  надо обдумывать свои поступки, иначе это может плохо кончится и дети попадут на учет по делам несовершеннолетних.                                                                                        Шалость отличается от озорства и хулиганства. (Шалость – это безобидный поступок, который совершается ради забавы. Озорство – это поступок, который может обидеть другого человека, причинить ему неудобство или вред, тогда это будет хулиганство)  Шалость и хулиганство - близкие ли по значению слова? Есть ли между ними разница? В чем она?                                            Учитель. Что  же такое правонарушение? (ответы детей)
Правонарушение – это чаще всего умышленное действие, грубо нарушающее общепринятые нормы поведения.     - Вот послушайте пример (рассказы детей)
1
Ученик: Строился большой жилой дом. В воскресный день на стройку пришли двое ребят. У одного из мальчиков оказались спички. От нечего делать ребята стали жечь паклю, в пазах рубленных из бруса стен. Вспыхнул пожар. Недостроенное здание сгорело дотла. Материальный ущерб был очень большой.
Учитель. Как вы назовете поступок ребят? Почему? … (ответы детей)  Вот это и есть правонарушение
2 Ученик: Группа школьников катались по глубокому озеру на лодке. Желая напугать товарищей, один из ребят стал раскачивать лодку. Сидящий на корме мальчик упал в воду и стал тонуть. Его едва спасли.
Учитель. Ребята, а как назовем этот поступок? …(ответы детей) (правонарушение).
Мог ли мальчик, который раскачивал лодку, предвидеть последствия? …(да, озеро глубокое).
3.Ученик: Николай Николаевич Носов «Автомобиль» — в сокращении.
Когда мы с Мишкой были совсем маленькими, нам очень хотелось покататься на автомобиле, только это никак не удавалось. Сколько мы не просили шофёров, никто не хотел нас катать. Однажды мы гуляли во дворе. Вдруг смотрим – на улице, возле наших ворот, остановился автомобиль. Шофёр из машины вылез и куда – то ушёл. Мы подбежали. Мишка потрогал бампер руками и предложил сесть. «Проедем немного и спрыгнем». Тут пришёл шофёр и сел в машину. Мы прицепились. Машина тронулась и как помчится! Мишка испугался и говорит: — Я спрыгну! И уже начал опускать одну ногу. А за нами другая машина мчится. Люди на тротуаре останавливаются, на нас смотрят. На перекрёстке милиционер засвистел в свисток. Мишка перепугался, спрыгнул на мостовую, а руки не отпускает, за бампер держится, ноги по земле волочатся. Автомобиль остановился. Подбежал милиционер, номер записывает. Шофёр из кабины вылез – все на него набросились: — Не видишь, что у тебя сзади делается? А про нас забыли. Отошли мы в сторонку и бегом в переулок…
Учитель. Ребята, а как назовем этот поступок? …(ответы детей)
(Герои рассказа совершили правонарушение. Они подвергали не только свою жизнь опасности, но и жизни других людей. И подвели водителя.
Ни в коем случае нельзя цепляться сзади к автомобилю – это опасно для жизни!)                                         Вот и мы совершаем иногда поступки не задумываясь о их последствиях. Например, берем без спроса чужую ручку, карандаш, линейку и не отдаем, а ведь это уже считается мелкой кражей.
Так же драки, которые дети совершают ежедневно можно отнести к хулиганству.
Давайте, подумаем и вспомним, были ли случаи в нашем классе, которые можно отнести к шалости, озорству, правонарушению, хулиганству….(ответы детей)
Я очень рада, что в нашем классе вы просто шалите, так как вы еще дети.
Учитель. Как же мы можем себя уберечь от плохих поступков?… (ответы детей)
(Надо чаще задумываться над своими поступками и оценивать их).                                                
Рефлексия. Подведение итогов
- Кто запомнил из нашей беседы, что такое шалость, озорство, правонарушение, хулиганство? - Чем шалость отличается от озорства? …(ответы детей). Я  надеюсь, что вы теперь будете задумываться  над своими поступками,  и ваша детская шалость не перейдет в озорство, хулиганство, правонарушение.  И в заключение   учитель рассказывает притчу.

Притча "Все в твоих руках"  Сл.7

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: "А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог дать ответа?" Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:                           - Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая? Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:                                                                                                                                           - Всё в твоих руках.

Литература.

Истратова О.Н. Справочник по групповой психокоррекции / О.Н. Истратова, Т.В, Эксакусто. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 443с.

Сакович Н.А. Игры в тигры: Сборник игр для работы с агрессивными детьми и подростками. - СПб.: Речь, 2007. - 208 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект воспитательной беседы "От шалости - до правонарушения"

Предлагаю вам конспект воспитательного мероприятия для детей начальных классов. Данный материал будет полезен учителям начальных классов и воспитателям ГПД. Форма проведения: беседа....

Классный час «Когда тыл становится фронтом: начало оборонительного периода Сталинградской битвы».

Цели: формировать патриотические чувства; воспитывать чувство гордости за свою родную землю.Предварительная работа: заранее раздать слова ведущим, снять видео воспоминаний тружеников тыла . Весь класс...

Классный час на тему: "Когда шалость становится правонарушением"

Очень часто дети в начальной школе играют и не замечают, как переходят границу между игрой и хулиганством... Данный классный час поможет разобраться в этих вопросах....

Час общения " Когда шалость становится правонарушением"

Помощь классному руководителю во внеурочной деятельности по профилактике правонарушений....

Конспект воспитательного мероприятия «Когда шалость становится правонарушением»

Беседа-пропаганда среди детей навыков культурного поведения; привлечение младших школьников к систематическому изучению и выполнению правил культурного поведения....

Сценарий внеклассного мероприятия "От шалости до правонарушения - один шаг"

Формирование представлений о том, что такое шалость, озорство, хулиганство и правонарушение....

Конспект внеклассного мероприятия "От шалости до правонарушения - один шаг!"

Формирование представлений о том, что такое шалость, озорство, хулиганство и правонарушение....