Программа индивидуальной и коррекционной работы со слабоуспевающими и одарёнными детьми в 4 а классе
рабочая программа (4 класс) на тему

Кульбацкая Светлана Юрьевна

Программа индивидуальной и коррекционной  работы с уч-ся  (слабоуспевающими и одарёнными)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_indiv_korrekts_raboty_4_a_klass.docx34.54 КБ

Предварительный просмотр:

Программа индивидуальной работы со слабоуспевающими и одарёнными учащимися

 4 класса «А»

 ГБОУ СОШ №418 Кронштадтского

р-на Санкт-Петербурга

на 2014-2015 учебный год

   

учитель начальных классов

Кульбацкая С.Ю.

2014-2015

Программа индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися 2014-2015 учебный год.

За последние три года педагогической деятельности мною проводились индивидуальные занятия для детей «группы риска» и одаренных детей.

Одной из главных проблем, которую приходилось решать педагогам наших школ-это работа со слабоуспевающими.

Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти и т.е у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Не секрет, что количество таких учащихся в школах составляет 10-15%.

Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими всех служб образовательного учреждения.

Основная проблема- это несоответствие структуры образовательного пространства массовой школы, традиционных форм образования особенностям личности каждого ребенка затруднения в обучении, связанные с состоянием здоровья: занятия спортом, какими-либо видами художественного творчества, неблагоприятной обстановки в семье. На фоне школьных неудач, постоянного неуспеха познавательная потребность очень скоро исчезает, а учебная мотивация так и не возникает. Необходимы дополнительные упражнения, в которых заключена продуманная система помощи ребенку, заключающаяся в серии «подсказок», необходимых для успешного обучения. Кроме того, этим детям необходимо большее количество времени на отработку навыка.

Цель и задачи программы:

- ликвидация пробелов у учащихся в обучении русскому языку и математике;

-создание условий для успешного индивидуального развития ребенка;

- создание ситуации успеха, наиболее эффективного стимула познавательной деятельности;

- пробуждение природной любознательности;

- вовлечение учащихся в совместный поиск форм работы, поля деятельности;

- создание максимально благожелательных отношений учителя и учащихся к слабому ученику.

Программа направлена на удовлетворение потребностей учащихся:

  • получение знаний за курс 4 класса;
  • выбор форм получения знаний.

Планирование различных видов дифференцируемой помощи:

1.Указание типа задачи, правила, на которое опирается задание.

2.Дополнение к заданию (рисунок, схема, чертеж, инструкция и т.д.)

3.Запись условия в виде значков, матриц, таблиц.

4.Указание алгоритма решения или выполнения задания.

5.Указание аналогичной задачи, решенной ранее.

6.Объяснение хода выполнения подобного задания.

7.Предложение выполнить вспомогательное задание, наводящее на решение предложенного.

8.Указание причинно-следственной связей, необходимых для решения задачи, выполнения задания.

9.Выдача ответа или результата выполнения задания.

10.Расчленение сложного задания на элементарные составные части.

11.Постановка наводящих вопросов.

12.Указание правил, на основании которых выполняется задание.

13.Предупреждение о наиболее типичных ошибках, неправильных подходах при выполнении задания.

14.Программирование дифференцирующих факторов в самих заданиях.

Краткая характеристика слабоуспевающих учащихся 4а классов.

  1. Шехинов Сергей
  2. Погорелый Данил

Эти дети требуют особенного подхода к организации учебного процесса. Они в силу особенностей своего развития нуждаются в особой поддержке со стороны учителя, и при отсутствии должного внимания у них возникают серьёзные трудности в обучении. Таким образом, эти дети без специально продуманной поддержки могут перейти в разряд неуспевающих. На индивидуальных занятиях работают под руководством учителя, который направляет их работу, уточняет формулировки, помогает понять условия заданий, осуществляет контроль правильности выполнения.

План индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися

 4 А класса.

.

Фамилии учеников:

  1. Шехинов Сергей
  2. Погорелый Данил

Предмет: русский язык

Пробелы в знаниях учащихся: работа над правописанием изученных орфограмм, грамматические разборы.

Планируемые мероприятия. Сроки реализации.

1.Индивидуальные дополнительные занятия.

Сроки

Индивидуальные занятия.

1-2 раза в неделю после уроков (пн., вт.)

2. Дифференцированные задания.

Работа с тетрадью.

Методические пособия

1. Карточки для индивидуальной работы.

1. Арасланова Г.А. «Справочник тренажёров по русскому языку».

2. Задания с выбором ответа.

2. Вахрушева Т.В., Попова Е.В. «300 упражнений по русскому языку».

3. Деформированные задания.

3. Нефёдова Е.А., Узорова О.В. «350 правил и упражнений по русскому языку».

4. Тетради-тренажёры.

4.  Нефёдова Е.А., Узорова О.В. «Справочное пособие по русскому языку».

Голубь В.Т. Зачётная тетрадь «Тематический контроль по русскому языку. 4 класс».

3. Дифференцированный контроль.

Сроки

1. Контрольные диктанты.

По плану четверти

2. Словарные диктанты.

3. Самостоятельные работы.

4. Проверочные работы.

5. Тесты.

4. Консультации для родителей.

Сроки

Индивидуальные консультации.

После уроков по мере необходимости.

План индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися

 4 А класса.

Фамилии учеников:

1.Шехинов Сергей

2.Погорелый Данил

Предмет: математика

Пробелы в знаниях учащихся: решение задач, сравнение числовых выражений, решение уравнений.

Планируемые мероприятия. Сроки реализации.

1.Индивидуальные дополнительные занятия.

Сроки

Индивидуальные занятия.

Один раз в неделю после уроков (среда)

2. Дифференцированные задания.

Работа с тетрадью.

Методические пособия

1. Карточки для индивидуальной работы.

1. Волкова С.И. «Карточки с заданиями. 4 класс»

2. Задания с выбором ответа.

2. Герман О.И. «Математика. 4 класс. Карточки заданий».

3. Деформированные задания.

3.

4. Тетради-тренажёры.

4.  Узорова О.В. «Сборник примеров для письменных вычислений по математике».

Голубь В.Т. Зачётная тетрадь «Тематический контроль по математике. 4 класс».

5. Перфокарты.

3. Дифференцированный контроль.

Сроки

1. Контрольные диктанты.

По плану четверти

2. Словарные диктанты.

3. Самостоятельные работы.

4. Проверочные работы.

5. Тесты.

4. Консультации для родителей.

Сроки

Индивидуальные консультации.

После уроков по мере необходимости.

Программа индивидуальной работы учащимися одарёнными детьми 2014-2015 учебный год.

Цель данной программы: выявление, обучение, воспитание и поддержка одарённых детей. Социально-педагогические задачи, поставленные на МО школы перед учителями:

  • не терять потенциально одарённых детей, дать шанс не только тем, у кого выдающиеся способности проявились рано, но и тем, у кого они проявляются на более поздних возрастных этапах;
  • создать адекватные условия для развития психосоциальной сферы одарённых детей;
  • формировать у одарённых детей и их сверстников позитивное отношение к различиям в умственных и творческих способностях детей.

Общий курс в объединении рассчитан на год (4 класс), работа строится в виде внеклассной работы по направлениям: русский язык, математика, литературное чтение. Программа составлена в соответствии с возрастом и рассчитана на детей 9-11 лет.

Задачи программы:

  • выявление одарённых детей;
  • развитие общей эрудиции;
  • формирование умения учиться как базисной способности саморазвития и само изменения.

На МО учителей принят план работы с одарёнными детьми.

Главный принцип программы: непрерывность и систематичность школьного и внешкольного образования и воспитания.

Используются как групповые методы работы (мозговой штурм, групповая дискуссия и т.д.) так и индивидуальная работа с одарёнными детьми.

Подготовка к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного и городского, всероссийского уровня.

Проведение массовых мероприятий внутри объединения.

Обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одарёнными детьми.

Работа с родителями (привлечение к организации и проведению внеклассных мероприятий, КНВ по математике, проведение просветительской работы среди родителей, собрание на тему «Расширение кругозора школьников по средствам чтения научно-познавательной литературы).

ПРОГРАММА КРУЖКА.

«Математика для одарённых. 4 А класс.»

Пояснительная записка.

Дополнительная образовательная программа «Математика для одарённых детей. 4 А класс» предназначена для детей, проявляющих интерес к математике.

Целями занятий являются:

  • формирование и поддержка устойчивого интереса к предмету;
  • интенсивное формирование деятельностных способностей;
  • развитие логического мышления и математической речи;
  • раскрытие принципов действия, решения задачи не ради точного ответа, а ради способа его получения, ради логических рассуждений на пути к нему.

Отличительными особенностями данной программы является использование моделирования. Модель всегда есть результат некоторого этапа исследования. Признаки и связи, зафиксированные в модели, становятся наглядными для учащихся тогда, когда эти признаки, связи были выделены самими детьми в их собственном действии.

Чтобы учащиеся вышли на новую модель, учитель сначала предлагает им задачу, которую они уже легко решают, используя известный способ и модель. Создав ситуацию успеха можно предложить детям задачу, которая внешне похожа на предыдущую, но её решение старым способом приводит либо к неудаче, либо нерационально. Ребёнок обнаруживает дефицит собственных знаний и понимает, что в такой ситуации, когда у него возникают трудности, и известная модель не позволяет ему быстро решить задачу. Нужно конструировать новый вид модели. У детей возникает необходимость, что является основой для устойчивой мотивации дальнейшей деятельности. Построение модели учащимися обеспечивает наглядность существенных свойств, скрытых связей и отношений. Часто это не под силу одному ученику, поэтому такую работу целесообразно проводить в группах.

Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы «Математика для одарённых детей. 4 А класс» (34 часа)

№ п/п

Тема

Кол-во часов

1

Как люди научились считать.

1

2

Из истории натуральных чисел.

1

3

Загадочность цифр. Логические квадраты. Закономерности.

1

4

Числа и операции над ними.

1

5

Многозначные числа. Решение задач.

1

6

Единицы длины. Решение задач.

1

7

Единицы массы. Решение задач.

1

8

Единицы времени. Решение задач.

1

9

Меры времени. Календарь. Решение задач.

1

10

Старинные меры измерений. Решение задач.

1

11

Составление таблиц известных мерок. Исследовательские творческие задания.

1

12

Сравнение, сложение и вычитание единиц. Решение задач.

1

13

Переменная. Решение задач.

1

14

Выражения с переменной. Решение задач.

1

15

Верно и неверно. Всегда и иногда. Решение задач.

1

16

Равенство и неравенство. Решение задач.

1

17

Уравнение. Решение задач.

1

18

Геометрические фигуры и величины. Решение задач.

1

19

Конструирование геометрических фигур.

1

20

Формулы. Формулы периметра и площади прямоугольника, треугольника, объёма прямоугольного параллелепипеда. Решение задач.

1

21

Формула деления с остатком.

1

22

Скорость, время, расстояние. Формула пути. Решение задач.

1

23

Формула стоимости. Решение задач.

1

24

Формула работы. Решение задач.

1

25

Формула произведения. Решение задач.

1

26

Схемы. Графическое моделирование. Решение задач.

1

27

Дерево возможностей. КВН.

1

28

Решение задач.

1

29

Математические игры.

1

30

Решение задач.

1

31

Ребусы.

1

32

Решение задач.

1

33

Старинные задачи.

1

34

Обобщение.

1

Литература.

  1. Бура М. Как научиться решать задачи.// Начальная школа, 2002, № 9
  2. Дробышев Ю.А. Олимпиады по математике(1-4 класс), - М., «Первое сентября», 2003
  3. Дьячкова Г. Т. Математика. 2-4 классы. Олимпиадные задания. – Волгоград, «Учитель», 2006
  4. Левитас Г. Нестандартные задачи на уроках математики //Начальная школа, № 41-2001, № 12,22-2002
  5. Петерсон Л.Г. Нетрадиционные задачи и способы их решения. //Начальная школа № 6-2002
  6. Тексты олимпиадных заданий по математике. 2004- 2007 год.
  7. Пособие «Как решать олимпиадные задачи?» С.П. Павлова
  8. Пособие «Для тех, кто любит математику» М. И. Моро, С.И. Волкова 2013год
  9. «Предметные олимпиады.4 класс/авт.-сост.Н.В.Лободина.-2-е изд.-Волгоград: Учитель,2011.-151с.

Расписание занятий

4 класс

13.00-14.00

Факультатив по математике

14.00-15.00

Дополнительные занятия группы риска (русский язык)

Дополнительные занятия группы риска (русский язык)

Дополнительные занятия группы риска (математика)

Результаты внеурочной деятельности

Результаты моей внеурочной деятельности имеют положительную динамику: ученики, вовлечённые во внеурочную деятельность, принимают активное участие в различных конкурсах, участвуют в проектно-исследовательской деятельности по разным предметам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа индивидуальной работы с слабоуспевающими детьми.

Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогом наших школ, - это работа со слабоуспевающими детьми. Слабоуспевающими учащимися принято считать учащихся, которые имеют слабые у...

Программа индивидуальной работы со слабоуспевающими детьми

Программа индивидуальной работы со слабоуспевающими детьми...

Программа индивидуальной работы со слабоуспевающими и одарёнными учащимися

Программа индивидуальной работы со слабоуспевающими и одарёнными учащимися 2013-2015 учебный год....

Программа индивидуальной работы со слабоуспевающими детьми

Данная программа разработа для успешной работы со слабоуспевающими детьми.Цель и задачи программы- ликвидация пробелов у учащихся в обучении русскому языку и математике;- создание условий для успешног...

Программа индивидуальной работы со слабоуспевающими детьми

Прорамма индивидуальных занятий по русскому и математике в 4 классе...

Программа индивидуальной работы со слабоуспевающими детьми.

Программа индивидуальной работы со слабоуспевающими детьми....

Программа индивидуальной работы со слабоуспевающими детьми.

Программа индивидуальной работы со слабоуспевающими детьми....