Главные вкладки

    Статья для проведения родительского собрания "Можно ли наказывать школьников за плохие оценки?"
    методическая разработка (2 класс) на тему

    Ковтунова Ольга Юрьевна

    В материале к родительскому собранию разъясняется родителям как правильно поступить с ребенком, если он получает плохие оценки. Можно ли его за это наказывать.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл detey_nelzya_rugat_za_plohie_otsenki.docx21.42 КБ

    Предварительный просмотр:

    Детей нельзя ругать за плохие оценки

             Почему очень многие дети ходят в школу, как на каторгу? Почему каждый день узнаешь в новостях о том, что какой-то ребенок совершил самоубийство из-за плохих оценок в школе, а главным образом из-за того, что родители  слишком требовательно относятся к его успехам.

            Учеба в жизни ребенка школьного возраста играет важную роль, но далеко не главную. Чаще всего плохие оценки расстраивают больше родителей. Психологи советуют не акцентировать излишнее внимание на двойках, если ребенок лишь изредка получает плохие отметки. Но если низкая успеваемость в школе приобрела систематический характер, стоит принять меры. Прежде всего нужно выяснить причину такого поведения и объективность отметок. Нередки случаи, когда плохие оценки ставятся ученикам несправедливо. Но если  двойки вполне заслуженные, стоит подумать, почему вас так ранит этот факт?
          Практически все родители мечтают, чтобы их дети учились в школе на «хорошо» и «отлично». Они переживают за будущее и карьеру своего чада, и это нормально. Но стоит ли придавать цифрам в дневнике такое большое значение? Не будем вспоминать великих гениев-двоечников, но факт остается фактом — успеваемость в школе не является 100% счастливым билетом в безбедное и успешное будущее. Гораздо важнее развивать способности и таланты ребенка. Некоторые психологи советуют нанимать репетиторов или самостоятельно уделять внимание изучению именно тех предметов, к которым у ребенка есть склонности. Развивая свои таланты, сын или дочь смогут глубже познать предметы, которые в будущем помогут им в карьере. Успевать по всем предметам на «5» чаще всего не имеет смысла. Это лишь ввергает ребенка в дополнительный стресс и мотивирует не на получение качественных знаний, а на механическую охоту за красивыми отметками в дневнике.

    Самая лучшая тактика в деле мотивирования ребенка на учебу – поощрение результатов. Не стоит заострять внимание на неудачах ребенка: если ругать школьника за плохие оценки, у него постепенно развивается боязнь сделать ошибку – атихифобия. Этот страх может привести к тому, что ребенок будет настолько в себе неуверен, что забросит любые начинания, перестанет заниматься чем-либо, ведь, по его мнению, он все равно ничего не сможет сделать правильно, и, как следствие, ничего не добьется. Мотивация успеха у такого ребенка будет отсутствовать, что не сможет не сказаться на дальнейшей учебе.

    Если же 
    не акцентировать внимание на неудачах и почаще хвалить ребенка, то это положительно скажется на его самооценке и на дальнейших успехах. Ведь чем больше ребенок уверен в своих силах, тем большее удовольствие ему будет приносить решение разных задач. Поэтому похвала и поощрение – лучший метод воспитать успешного, уверенного в своих силах ребенка, который с удовольствием будет учиться и не отступит перед трудностями.
        Причины плохой успеваемости в школе
    Если ребенок плохо учится, причин может быть несколько:
    Школьник потерял мотивацию и интерес к учебе.
    Плохие отметки могут стать следствием  демонстративного поведения ребенка.
    Ребенок находится в хроническом стрессе. Школьнику тяжело даются новые знания, нет навыков эффективного усвоения информации.
    Напряженные отношения с учителем или сверстниками.
    Родители придают завышенное значение отметкам.

        Несколько советов психолога, как действовать, если ребенок приносит плохие оценки:

     Совет №1 .Успокойтесь. Без двоек пока еще не сумел обойтись ни один человек. Запомните самое важное: за плохие оценки нельзя ни ругать, ни, тем более, наказывать. Почему? Потому что это не поможет избавиться от проблемы, зато покажет ребенку: родителям доверять нельзя, и в следующий раз он постарается скрыть полученную отметку. А со временем научится скрывать от вас и другие проблемы.  Если двойки появляются в дневнике ващего чада изредка, то вообще не стоит беспокоиться. Такие эпизодические плохие оценки можно считать случайностью: с кем не бывает!

     Совет №2 Если же вы видите  явное ухудшение на учебном фронте, попробуйте  разобраться в ситуации. Может быть, школьная программа слишком сложна для ребенка? Такое бывает чаще, чем принято думать. В этом случае подумай о дополнительных занятиях. Похожий результат бывает в случае, наоборот, чересчур легкой программы для ребенка, уровень развития которого опережает предлагаемые школой знания. Ему просто скучно заниматься тем, что он давно знает, и двойки могут появиться в результате небрежности.

     Совет № 3 Еще один вариант – банальная лень. Что ж, ваш ребенок – тоже человек, имеет право полениться. Постарайтесь  контролировать, как он делает домашние задания, какое-то время проверяйте  его каждый вечер. Может быть, придется посидеть вместе с ним над учебниками, что-то объяснить. Этот метод поможет и в том случае, если школьник просто не понял какой-то темы, и у него возникли сложности.

     Совет №4 Хорошим выходом из положения станет правильная мотивация. Объясните  малышу, что знания, которые он получает в начальной школе, - основа всей дальнейшей учебы, и, если он сейчас отнесется к учебе несерьезно, то в старших классах ему придется очень туго. Не угрожайте, а спокойно скажите, что в случае получения табеля с плохими оценками придется отменить долгожданную летнюю поездку: ее нужно заслужить. И не бойтесь  выполнить свое обещание, если ребенок не справится. Пусть осознает: он вступил во взрослую жизнь, отмена поездки – это не наказание, а подтверждение той истины, что все хорошее нужно заработать

    Совет №5 Может случиться и так, что у школьника не складываются отношения с учителем. Здесь родители должны приложить все усилия, чтобы «разрулить» ситуацию с преподавателем. Поговори с ребенком, выясни причину, постарайся понять суть – кто прав, а кто не очень.  Проявите  дипломатические способности. Ваша цель – не отбить у ребенка желание учиться, не подавить его веру в себя. Требуй, но не кричи и не ругай. Объясни, что вы готовы  предоставить любую помощь, какая от вас потребуется.

       Стоит помнить, что все дети разные. Для кого красная отметка в дневнике — большой стресс, для кого-то — незначительное событие, которому не стоит придавать значение. Особенно остро на отрицательные оценки реагируют младшие школьники. Постоянное наказывая ребенка за двойки без выяснения причин, и не поддерживая его морально, вы вгоняете его в еще большее напряжение.
    Закончил четверть на «5»? Держи планшет!
    Не стоит также заниматься профилактикой двоек, поощряя хорошую успеваемость материальными благами и другими бонусами. Такое поведение родителей вынуждает ребенка механически получать отметки в школе, не углубляясь в предметы. Все мы помним свое детство и товарищей, которые выпрашивали у учителей хорошие оценки слезами, манипуляциями и другими нездоровыми способами.

       Хвалите ребенка за успехи, сравнивая его «сегодняшнего» со «вчерашним». Не ставьте в пример более успешных сверстников, это ранит детскую психику и душевно отдаляет вас от ребенка. Чаще употребляйте в речи слово «зато». «Да, ты плохо рисуешь, зато по математике одни пятерки», «Да, ты получил тройку, зато в этот раз сделал уже меньше ошибок» и т. д.
    Помните, что мотивация к учебе зависит от отношения учителя к своему предмету, отношения родителей к учебе и личностного стимула школьника. Альянс этих факторов дает отличные результаты. Не контролируйте излишне школьника, особенно в младших классах. Не стоит делать за него уроки, только проверяйте выполнение заданий.

    Психологи в очередной раз предупреждают родителей, что детей нельзя ругать за плохие оценки. Многочисленные тесты и опросы показали, что родительская ругань не помогает детям лучше учиться, а лишь вселяет неуверенность в себе и отвращение к учебе.
         Пусть школа не будет тяжкой повинностью, а мотивация к учебе — избеганием наказания за двойки. Тогда ребенок сможет развить в себе здоровый интерес к новым знаниям, получая при этом истинное удовольствие от учебы.

     Источник: http://www.prelest.com/deti/razvitie/5-sovetov-psihologa-chto-delat-esli-rebenok-prinosit-plohie-ocenki


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Материалы для проведения родительского собрания на тему: "Развитие памяти младшего школьника. Учим стихи наизусть".

    Как помочь ребенку выучить стихи наизусть? В данном материале представлены методы заучивания стихов наизусть в зависимости от ведущего типа памяти ребенка....

    Рекомендации для проведения родительских собраний

    Представлены конспекты проведения родительских собраний вместе с детьми....

    Анкеты, тесты для проведения родительских собраний

    Данные анкеты, тесты помогут при проведении родительских собраний...

    Рекомендации для проведения родительских собраний.

    Мои рекомендации для проведения родительских собраний в начальных классах....

    Надо ли ругать за двойку? Материал для проведения родительского собрания

    Материал для проведения родительского собрания в 1 или 2 классе....

    Статья к проведению родительского собрания "Вредные привычки"

    Информация для  родителей о системе профилактики вредных привычек в младшем школьном возрасте....