Речевые разминки – путь развития коммуникативной компетенции младших школьников
статья на тему

Чамыян Светлана Кара-ооловна

Статья посвящена учителям начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_rechevye_razminki.docx29.7 КБ

Предварительный просмотр:

Речевые разминки – путь развития коммуникативной компетенции младших школьников

Алехина Е.Н.

Современное производство нуждается в таких работниках, которые обладают не только базовыми качествами грамотного человека, но и развитой коммуникативной компетентностью, умением выслушивать коллег и противников, грамотно отстаивать свою точку зрения, уметь добиваться необходимых решений в разных инстанциях, участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической речью.

Человек всю жизнь совершенствует свою речь. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью детей приходится на детский возраст.

Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психологическое развитие. Это говорит о необходимости развития речевых умений и навыков младших школьников с первых дней их пребывания в школе.

Один из приёмов, способствующих решению этой проблемы - речевые разминки.

Речевые разминки – это короткие по времени (2-3 минуты) динамичные речевые упражнения. Обычно они являются первым структурным элементом урока. Особенно важна эта часть урока в первом и втором классах при изучении окружающего мира.

Структура речевой разминки:

- постановка учебной задачи учителем;

-проведение инструктажа (или показ образца);

- решение детьми поставленной речевой задачи;

- анализ и оценка.

При проведении речевых разминок необходимо создать в классе ситуацию успеха для каждого ребёнка. Для этого следует не предлагать в начале обучения главные роли детям с недостаточно развитой речью, стеснительным и замкнутым ребятам, чтобы не отбить у них желания участвовать в выполнении речевых упражнений. Необходимо помогать им, говорить вместе с ними. Чтобы упражнения проходили в более эмоциональной обстановке, можно изготовить несложные элементы костюмов, маски для персонажей.

Речевые разминки способны решить следующие конкретные задачи развития речи:

- учить детей слушать вопрос, отвечать на него в соответствии с целью высказывания, строить собственный вопрос, обращенный к разным людям - учителю, другим взрослым, сверстникам, друзьям, незнакомым людям;

- формировать умения и навыки участия в диалоге;

- учить школьников разыгрывать небольшие сценки, участниками которых являются как реальные (родители, друзья, незнакомые люди), так и воображаемые герои (животные, растения, предметы), при выполнении роли учитывать её особенности (настроение, характер, поведение и др.);

- развивать умение понимать жесты, мимику, воспроизводить различные жесты, разыгрывать небольшие пантомимические сценки.

Развитие умения отвечать на вопрос и строить собственный вопрос.

  1. Уже на 2-3 неделе обучения в первом классе, учитель, ведя диалог, незаметно для детей учит задавать различные вопросы, используя вопросительные слова и вопросительную интонацию. Плакат с вопросительными словами вывешивается на доску.

 Спросите меня …

Какое (настроение)?

Почему?

Что (случилось)?

Кто (виноват)?

Как (помочь)?

Когда (произошло)?

Куда (ходил)?

Какая (погода)?

  1. Затем вопросы усложняются. Устраивается минутка Почемучки по схеме: спроси – отвечу, когда дети могут задать учителю любые интересующие их вопросы на любую тему.

Например:

Почему птицы поют?

Куда на зиму деваются насекомые?

Почему листья осенью желтеют?

Почему вода в море солёная?

Младшие школьники не только учатся задавать вопросы, но и узнают много полезного об окружающем мире.

  1. Игровое упражнение «Вопросы цепочкой».

Условия этой игры таковы, что не позволяют задавать вопросы, ответами на которые были бы короткие «да» и «нет». Дети должны так сформулировать  вопрос, чтобы соседу необходимо было дать развёрнутый ответ. Примеры подобных вопросов:

Чем занимался в выходной день?

Какое блюдо у тебя самое любимое?

Почему ты грустишь?

Какое у тебя настроение?

Какую книгу прочитал на каникулах?

Что нового узнал из экскурсии?

  1. Упражнения с использованием художественных произведений, например стихотворений, где есть вопросы, на которые отвечают дети.

У меня зазвонил телефон.

Кто говорит?

Кто стучится в дверь ко мне?

Чайки, чайки! Где ваш дом?

  1. Работа с картинками с изображением различных предметов включает следующие упражнения:

- учитель показывает картинку с изображением животных, растений, предметов, предлагает задать любые вопросы к этой картинке: Кто это? Где живёт? Чем питается? и др.;

- игра- соревнование «Кто больше задаст вопросов к «рисунку»;

- игра «Угадай». На столе разложены картинки с изображением различных предметов. Ученик берёт одну картинку. Остальные пытаются угадать, что изображено на картинке. Они задают такие вопросы, на которые ученик с карточкой может ответить только «да» или «нет»;

- игра «Маска». На одного из учащихся надевается маска или ободок с изображением животного или сказочного героя. Ученик должен отгадать кто он, задавая вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет».

Такие игры учат точной постановке вопросов. Постепенно у детей вырабатывается умение задавать самые целесообразные вопросы, с помощью которых можно быстро определить задуманный предмет или объект.

Формирование умений и навыков участия в диалоге

Другим очень важным упражнением для речевой разминки является разыгрывание диалогов.

Диалоги реальных лиц.

Ситуациями для таких диалогов могут быть:

- приветствие знакомых;

-прощание с другом после окончания занятий;

- попроситься в игру;

- поблагодарить за помощь;

- познакомиться с новым одноклассником;

- попросить ручку у соседа по парте;

- купить тетрадь в магазине.

Телефонные диалоги.

 Особенностью таких диалогов является отсутствие зрительного контакта с собеседником. Обучение детей общению по телефону не только способствует развитию диалогической речи, но и знакомит с правилами ведения такого разговора.

Ребята вывели следующие правила ведения телефонного диалога:

- сначала следует представиться;

  - затем правильно поприветствовать собеседника;        

 - говорить нужно чётко, ясно, достаточно громко и выразительно;

  - если ошибся номером, следует извиниться;

 - заканчивает разговор тот, кто звонил.

              Для телефонных диалогов подойдут следующее темы:

- узнать у одноклассника причину отсутствия на уроке;              

- пригласить друга на прогулку;

- поздравление с праздником;

- приглашение на день рождения и др.

              Позже ситуации для разыгрывания усложняются. Нужно позвонить в соответствующую службу и:

 - вызвать скорую помощь больному;

 - узнать когда прилетает самолёт;

 - послать по телефону телеграмму;

 - заказать билеты в цирк.

Далее предлагаются более сложные ситуации, когда:

 - мальчик звонит своему другу, а трубку берёт мама друга;

 - позвонил знакомым, но ошибся номером.

Диалоги животных и растений.

Например:

Встреча в лукошке(беседуют грибы, ягоды или лекарственные растения).

Осенью на овощной грядке.

Встреча двух муравьёв.

Волк и лиса.

Цветы в букете.

Белка и ёж(подготовка к зиме).

Диалоги неодушевлённых(оживших) предметов.

Однажды в портфеле ученика разговорились тетради по математике и русскому языку (учебники, карандаши).

В ночь под Новый год ожили ёлочные украшения (детские игрушки, столовые приборы).

Однажды ночью школьная парта жаловалась учительскому столу.

Развитие умения понимать жесты, мимику и воспроизводить их.

Одни из самых интересных упражнений в речевых разминках - те, которые решают задачу ознакомления детей со значением различных мимических выражений, жестами, элементами пантомимы.

  1. Упражнения с использованием иллюстративного материала:рисунки разных  выражений лиц (удивление, радость, печаль, восторг, страх и др.) или рисунки животных (грустных, веселых, испуганных и т.д.).

Например, упражнения типа «встреча». Два человека выходят к доске, один из них берет рисунок с изображением определенного выражения лица. Другой ученик, ориентируясь по рисунку начинает диалог. Направлений для развертывания сюжета может быть много:

Чему ты удивляешься?

О чем ты задумался?

Почему ты плачешь?

Что тебя рассмешило?

Что тебя огорчило?

Почему ты сердитый?

Такие упражнения, основанные на использовании опорных графических изображений, облегчают поиск ответа, но в то же время требуют четкости его формулировки.

  1. Упражнения пантомимические сценки.

- сценки, воспроизводящие движения человека (съесть яблоко, мыть посуду, умываться, читать, делать зарядку и др.);

- сценки, воспроизводящие движения животных (зайчик скачет, лиса крадется, пингвин шагает и др.); Игра «Зоопарк» -  один ученик воспроизводит движения животного – остальные отгадывают. Игра «Море волнуется» - ребята принимают различные позы, а ведущий отгадывает, что они изображают.

- сценки, отражающие явления природы (падают снежинки).

III.  Знакомство учащихся с жестами, которые могут быть приятными для собеседника или обозначать неприятные чувства.

  1. Эти жесты говорят об открытости собеседников.
  2. Угрожающий жест.
  3. Этот жест неприятен для собеседника.
  4. Вести разговор, держать руки в карманах  некультурно.
  5. Раскрытая ладонь  свидетельствует  о доброжелательности собеседника.
  6. Неприятный для собеседника жест.

Разыгрывание пантомимических сценок с использованием мимики и жестов:

-приветствие знакомых;

-встреча друзей;

-девочка рада подарку;

-на приеме у зубного врача;

-продавец и покупатель.

Использование мимики и жестов делает общение более выразительным, эмоциональным.

Речевые разминки учат детей слушать вопросы,  отвечать на них, строить собственные вопросы, формируют навыки участия в диалоге, учат школьников разыгрывать небольшие сценки, развивают умение понимать жесты, мимику.

Речевые упражнения создают благоприятные условия для формирования умения взаимодействовать с партнерами по учебному общению,  то есть способствуют развитию коммуникативной компетенции учащихся первого – второго классов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевые разминки - путь развития коммуникативной компетенции младших школьников.

В данном материале раскрывается актуальность проведения речевых разминок на уроках в начальной школе. Представлена структура,наиболее приемлемое время проведения разминки на уроке, разнообразие ...

«Развитие коммуникативных компетенций младших школьников в условиях совместной деятельности»

«Развитие коммуникативных компетенций младших школьников в условиях совместной деятельности»...

Развитие коммуникативной компетенции младших школьников на уроках русского языка средствами игровой деятельности

Игра – это незаменимый инструмент в развитии личности младшего школьника, с помощью которого можно повысить интерес к русскому языку и сделать этот предмет более «живым» и увлекательным. путем чередов...

ВЛИЯНИЕ ГРУППОВОЙ ИНТЕГРАЦИИ НА РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

На начальном этапе одна из главных задач, стоящих перед учителем: научить детей общению, сотрудничеству, умению слышать и слушать другого и мыслить вместе с ним, то есть содействовать развитию коммуни...

Развитие коммуникативных компетенций младших школьников во внеурочной деятельности.

Выступление на педагогическом совете направлено на раскрытие сути коммуникативных компетенций младших школьников. Дошкольный и младший школьный возраст чрезвычайно благоприятны для овладения коммуника...

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА СРЕДСТВАМИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В настоящее главной целью начального образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, планировать пути их реализации, справедливо оценивать свои результаты, то ...

Коммуникативно-речевые игры на логопедических занятиях как средство развития коммуникативных компетенций младших школьников.

Коммуникативные игры, которые можно использовать на логопедических занятиях с младшими школьниками для развития коммуникативной компетенции....