Всестороннее развитие младших школьников с помощью музейной педагогики
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Татьяна Владимировна Бондарь

всестороннее развитие детей с помощью музейной педагогики

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_muzeynaya_pedagogika.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

      Всестороннее развитие детей с помощью музейной педагогики

Творческий потенциал детей сегодня может и должен быть использован и школой, и музеем. И если классическая школа с её классно-урочной системой рассчитана, прежде всего, на трансляцию знаний от учителя к ученику, как, впрочем, и классический музей – на хранение культурных образцов, то, объединившись, они приобретают новой качество, новые возможности, новые способы деятельности.

Ещё немецкий учёный Г. Фройденталь сформулировал совокупность требований к проведению занятий в музее,актуальных и сегодня:

- каждое посещение музея – это занятие, и оно должно иметь конкретную (учебную, воспитательную, развивающую) цель;

- учитель и дети должны осознавать, что посещение музея – не развлечение, а серьёзная работа, а поэтому нужно готовиться к нему;

- посещать музей нужно после предварительной подготовки и в процессе школьных занятий, когда дети не устали и готовы к восприятию;

- следует отказаться от обзорных экскурсий, «как безумно тяжёлых не только для сознания ребёнка, но и взрослого»;

- отбирать экспонаты для экскурсионного показа нужно на основе возрастных интересов ребёнка;

- итогом посещения музея должно быть самостоятельное творчество детей (рисунок, сочинение на тему увиденного, создание моделей и т.д.).

Наиболее эффективными формами работы в рамках музейной педагогики являются массовые, групповые, индивидуальные.

 К массовым формам относятся: театрализованные экскурсии, походы, экспедиции, вечера, олимпиады, викторины, встречи с участниками и свидетелями исторических событий, краеведческие игры, школьные конференции, дебаты, лекции, поездки по другим музеям и городам.

Групповыми формами работы являются кружок, общество, издание путеводителей, журналов, составление видеофильмов, создание музейных экскурсионных и индивидуально-образовательных маршрутов по карте города, области с техническим или устным (живым) звуковым сопровождением. Они готовятся под руководством педагога, снимаются и монтируются самими учащимися. Такие видеофильмы могут в дальнейшем использоваться в классно-урочной и внеурочной, внеклассной работе.

Индивидуальная работа предполагает подготовку докладов, рефератов, запись воспоминаний, наблюдение за жизнью и бытом изучаемого народа, выполнение познавательных заданий, написание научных работ, переписку с ветеранами, персональные выставки учащихся, разработку индивидуально-образовательных маршрутов с экспонатами школьных музеев по экспозициям, городу, области.

Однако одна форма работы не мыслится без другой. Из массовой работы вырастает кружковая, а результаты занятий в кружке зачастую выносятся на классные часы, общешкольные вечера и т.д.

Особенно эффективны в музейной педагогике игровые технологии, технология коллективных творческих дел, технологии проблемного и индивидуального обучения.

  1. Как один из вариантов технологии индивидуального обучения может быть использован метод проектов. Это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, даёт возможность ребёнку проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.

Если музейный урок сохраняет преемственность с традиционными урочными формами работы, такая организация деятельности требует другой формы – детско-взрослых совместных проектов, в которой взрослый выступает отчасти организатором, отчасти консультантом. Кроме того, нужно всякий раз необычно встретить, рассказать, приготовить игры, атрибуты, найти образ. Музейный урок, как спектакль, может быть скучным и увлекательным, талантливым и заурядным. В музее тоже нужна режиссура, как в театре, здесь тоже важно расставить акценты, показать самое важное, нужное, интересное.

  1. К нетрадиционным формам (технологиям) проведения урока, которые могут применяться и в музейной педагогике, относятся:

- интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях;

- уроки в форме соревнований и игр, конкурсов, турниров, эстафет, викторин;

- уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, репортаж;

- уроки на основе нетрадиционной организации и представления учебного материала: урок мудрости, урок мужества, урок любви, урок-презентация;

  • уроки с использованием фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз.

Знакомясь с национальными ценностями, национальными духовными традициями ребёнок обогатит внутренний мир, приобщится к традициям нашей страны, сможет оценить сложность и поэтичность народной живописи и художественного ремесла. Это позволит развить личность школьника в воспитании нравственных и этических чувств. Полагаю, что это будет способствовать росту мотивации обучающихся к учебному труду, повысит познавательную активность школьников, обогатит интеллектуально-познавательный мир и позволит накопить ученику нравственно-эстетический опыт.

Каким образом взаимодействие с музеями дополняет учебную деятельность младшего школьника?

  • Какие задачи решает учитель на основе взаимосвязи с музеями?
  • Как влияет посещение музеев города на духовно-нравственное развитие личности младшего школьника?

Одна из задач, данной системы, которая стоит перед учителем предлагает представлять целостную картину мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания. «Связи между знаниями должны усложняться по мере приобретённых знаний. В процессе познания не ограничиваться рамками класса, нацеливать ребёнка на исследования, включать в активную деятельность и способствовать взаимодействию детей друг с другом». Посещение экскурсий в музеях способствует решению данной задачи.

Например,изучая историю России, применяя знания, полученные на экскурсии по теме: «Традиционные праздники русского народа»(2 класс), у некоторых детей появляется желание узнать историю праздников. Начинается исследовательская деятельность ученика, которая подкрепляется ещё и знаниями на учебных занятиях изобразительного искусства, музыки.

Выход в музеи и сопутствующее изучение темы часто заканчивается внеклассным мероприятием для учеников начальной школы или имеет выход на другой внеклассный вид деятельности.

Каким образом взаимодействие с музеями влияет на учебную деятельность младшего школьника?

  1. Открывает культурные горизонты ученика.
  2. Вырабатывается гражданская позиция и развивается умение хранить и уважать наши духовные ценности.
  3. Обогащается внутренний мир ребёнка.
  4. Способствует росту мотивации обучающихся к учебному труду, повышает познавательную активность школьников.
  5. Учится высказывать своё мнение, вступать в диалог. Проводить исследовательскую работу.

В приведённом примере интересный и разнообразный перечень внепрограммных занятий даёт возможность развить творческие способности ученика. У кого-то лучше идёт одно, кто-то больше увлечён другим. Я наблюдаю за деятельностью каждого ребёнка, за развитием способностей, за особенностями восприятия и это ставит передо мной задачу разжечь неугасимый огонь познания младшего школьника. Помню, что умственный труд, это многогранная сфера самовоспитания, и только тогда, когда ученик, познавая мир, познаёт и самого себя, он переживает радость открытия, развиваются его умственные способности.

За годы обучения в начальных классах у ребёнка пробуждается понятийное сознание, и моя задача создать условия, которые нацелят ребёнка к желанию думать о мире и о самом себе. «Научное мировоззрение школьника формируется на протяжении всего школьного курса, по мере того как учащийся поднимается со ступеньки на ступеньку, всё глубже познавая действительность, и в связи с тем, что более разносторонней и интенсивной становится его учебная деятельность» Л.В. Занков.

Как влияет посещение музеев города на духовно-нравственное развитие личности младшего школьника?

Поездки в музеи обогащают детей, заставляют радоваться, удивляться, сопереживать, делают их добрее, духовнее, богаче.

На уроках и во внеклассной работе учащиеся зачастую работают в парах, группах. Вопросы решаются в спокойной обстановке, наблюдаю, что дети выслушивают друг друга, в отношениях доброжелательны.

Ученики данного коллектива имеют активную жизненную позицию.

Самовыражаются дети и при выполнении творческих заданий: интервью, диалоги, монологи. По ответам детей прослеживаю те невидимые результаты, которые происходят в душе, внутреннем мире ребёнка. Делаю вывод, что у ребёнка, владеющего навыками общения, больше шансов быть сдержанным в эмоционально острых ситуациях, умение достойно вести себя в сложных ситуациях.

Как влияет посещение музеев города на духовно – нравственное развитие личности младшего школьника?

  1. Экскурсии, лекции, беседы музея становятся открытиями в познании ребёнка особенностей его характера, внутренней и внешней линий поведения.
  2. Обращение к духовным истокам нашего народа, способствуют формированию нравственных качеств личности, обогащению интеллекта.
  3. Ученик учится применять полученные знания на практике.
  4. Формирование у учащихся навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки.

        К специфическим признакам экскурсии относятся:

        быстрое усвоение знаний учащимися при помощи передвижения в пространстве;

        экскурсионность объекта;

        способ синтетического изучения мира, преимущественно посредством анализа;

        способ предметного изучения;

        эмоциональность.

Я стараюсь организовывать экскурсии  по интересам детей и одновременно связанные с программой обучения в школе. Мы с детьми посещаем не только музеи, но и театры, выставки,экскурсии на производства....Очень часто я привлекаю родителей к экскурсионной деятельности. Ежегодно мы устраиваем семейное посещение музеев. В результате экскурсий мы делаем обязательно коллаж, проводим беседы, викторины и т.д....

Выявлено, что знакомясь с национальными ценностями, национальными духовными традициями через посещение музея ребёнок обогащает внутренний мир,закрепляет знания, приобретённые на уроках, приобщается к традициям нашей страны, т.е всесторонне развивается.

Библиографический список «Музейная педагогика»

  1. Белянкова, Н.М. Возможности музейной педагогики в организации исследовательской работы младших школьников /Н.М. Белянкова //Начальная школа.- 2011.-№9.-С.62-64
  2. Харитонова,А.А. Формирование музейной культуры у старших дошкольников /А.А. Харитонова //Начальная школа плюс до и после.- 2011.-№3.-С.73-77
  3. Рыжкова, Н. Музейная педагогика в детском саду /Н.Рыжкова //Дошкольное образование. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2010.-№22.-(вкладыш); №21,№19,№18 (вкладыш)
  4. Турилова, Е.К. Реализация направления «Музейная педагогика» /Е.К. Турилова // Воспитатель ДОУ.- 2010.-№5.-С.87-89
  5. Мандебура, Е. П. музейно- педагогическая деятельность в системе подготовки учителя начальных классов /Е.П. Мандебура //Начальная школа.- 2010.-№3.-С.104-107
  6. Гогиберидзе, Г. М. Формирование музейной педагогики / Г. М. Гогиберидзе, М. Г. Чесняк // Преподавание истории в школе. - 2007. - № 8. - С. 3-5
  7. Морозова, И. А. Музейная педагогика в сети / И. А. Морозова // Преподавание истории в школе. - 2007. - № 8. - С. 22-24
  8. Лукашева, Т. Я.Музейная педагогика - средство формирования духовных ценностей учащихся / Т. Я. Лукашева // Начальная школа. - 2007. - № 9. - С. 29-31
  9. Скобликова, Т. Музейные технологии приобщения к национальной культуре / Т. Скобликова // Искусство в школе. - 2007. - № 2. - С. 30-31


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие познавательно-творческой активности младших школьников с помощью применения ИКТ как фактор повышения качества образования".

На начальной ступени обучения педагог должен формировать у современного школьника элементарные навыки пользователя персонального компьютера, развивать умения работать с необходимыми в повседневной жиз...

Развитие логического мышления младшего школьника с помощью настольных игр

«Развитие логического мышления младшего школьника с помощью настольных игр»  Прокопьева Антонина Ивановна, воспитатель группы продлённого дня, ГБОУ СОШ №139 с углублённым изучением математик...

Всестороннее развитие личности школьника посредством внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.  Внеурочная деятельность понимается сегодня преиму...

Всестороннее развитие младших школьников во время прогулки в условиях группы продленного дня.

Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенн...

Значение технического моделирования для всестороннего развития младших школьников.

Начальное техническое моделирование – первая ступень в подготовке детей в области технического моделирования. Оно не требует наличия специальных рабочих мест или сложного технологического оборуд...

Всестороннее развитие младших школьников во время прогулки в условиях группы продленного дня.

Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенн...