РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России»
рабочая программа (3 класс) по теме

Марина Дмитриевна Токарева

 Программа рассчитана на 34 ч (1 ч в неделю). По учебному плану в 3 классе –34 часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_klass_prazdniki.docx66.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Репенская средняя общеобразовательная школа

Алексеевского района Белгородской области

«Рассмотрено»

Руководитель  ШМО

классных руководителей

_____________ Цуканова Л.П.

Протокол № ______ от

«____»                   2016 г.

«Согласовано»

 Заместитель директора

МОУ Репенская СОШ

__________   Бугакова Г.П.

________________ 2016 г.

«Утверждаю»

Директор

 МОУ Репенская СОШ

________ Локтева С. П.

Приказ №_________ от

________________2016 г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Праздники, традиции и ремёсла народов России»

на уровень начального общего образования

духовно-нравственное направление

составлена учителем начальных классов

Токаревой Мариной Дмитриевной

Возраст воспитанников - 8 – 10 лет

Срок реализации программы: 1 года

«Принята»

на заседании педагогического совета школы

Протокол № ____от «____» _________2016 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности  духовно-нравственного направления «Праздники, традиции и ремёсла народов России» разработана в соответствии с требованиями:

 

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2010 г.),
  • Федерального закона РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
  • Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" (вместе с "СанПиН 2.4.4.3172-14. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы...") (Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2014 N 33660).
  • Положения о Рабочей программе внеурочной деятельности педагога, реализующего ФГОС НОО;
  • Авторской программы «Праздники, традиции и ремёсла народов России» . Л.Н. Михеевой ( Сборник программ внеурочной деятельности : 1- 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана-Граф, 2011. - 192 с.
  • с особенностями образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников.

       Внеурочная деятельность младших школьников происходит во второй половине дня. Внеклассная деятельность организуется в рамках основной образовательной программы начального общего образования.

      Как воспитать подрастающее поколение таким, чтобы любовь к Родине не просто была красивым, звучным словосочетанием, а определяла внутреннюю сущность молодого человека? Что можно сделать, если отсутствуют спектакли, раскрывающие в яркой, образной форме патриотические темы, идеи? Здесь, очевидно, нужен комплексный, системный подход к решению задач нравственно-эстетического, патриотического воспитания.

Общая характеристика курса

    В современных условиях необычайно возросла необходимость обращения к духовному наследию нашего народа, тем богатствам народной культуры, изучать которые – первостепенная задача в нравственном и патриотическом воспитании молодого поколения. В богатейших народных промыслах воплощена историческая память поколений, запечатлена душа народа. Воспитание полноценной личности, развитие нравственного потенциала, эстетического вкуса детей и подростков невозможно, если мы будем говорить об этом абстрактно.  Лучшие качества национального характера: уважение к своей истории и традициям, любовь к Отечеству в целом и к малой родине в частности, целомудрие, скромность, врождённое чувство прекрасного, стремление к гармонии – всё это являют нам творения народных умельцев.

     Как воспитать подрастающее поколение таким, чтобы любовь к Родине не просто была красивым, звучным словосочетанием, а определяла внутреннюю сущность молодого человека? Что можно сделать, если отсутствуют спектакли, раскрывающие в яркой, образной форме патриотические темы, идеи? Здесь, очевидно, нужен комплексный, системный подход к решению задач нравственно-эстетического, патриотического воспитания.

     Само время диктует необходимость обратиться к истокам искусства. Хранить, беречь, приумножать народное творчество, развивать его традиции – святая обязанность учителей, деятелей искусства.

     Поставленная «Основной образовательной программой начального общего образования» цель – «обеспечение возможностей для получения качественного начального и общего образования» реализуется «организацией внеклассной деятельности, представленной системой программ с учётом познавательных интересов младших школьников и их индивидуальных потребностей».

Организация данной деятельности направлена на:

  • Развитие у учащихся умений добывать знания путём метапредметных действий, обеспечивающих поиск информации, работу с ней.
  • Целесообразное использование мыслительных операций (анализ, сравнение. Обобщение, сопоставление и др.).
  • Развитие мышления, речи, воображения, восприятия и других познавательных процессов.
  • Воспитание нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий.
  • Формирование интереса к народному творчеству.
  • Воспитание патриотизма и гражданственности.
  • Развитие эстетического вкуса.

        Место курса в учебном плане

 Программа рассчитана на 34 ч (1 ч в неделю). По учебному плану в 3 классе –34 часа.

        Особенности содержания

Содержание данной программы внеклассной деятельности школьников подчиняется следующим принципам:

—личностно ориентированное обучение (поддержка индивидуальности ребёнка; создание условий для реализации творческих возможностей школьника);

—природосообразность (соответствие содержания, форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей младшего школьного возраста);

—педоцентризм (отбор содержания обучения, адекватного психолого-возрастным особенностям детей, знаний, умений, универсальных действий, наиболее актуальных для младших школьников; необходимость социализации ребёнка);

—культуросообразность (познание лучших объектов культуры из сферы народного творчества, что позволит обеспечить интеграционные связи учебной и внеучебной деятельности школьника).

Учебно-тематический план

Класс

Темы

Количество часов

Всего часов

Количество аудиторных часов

Количество внеаудиторных часов

3 класс

Старинный русский быт.

Новый русский быт.

Русские народные праздники

Русские народные промыслы.

Русские народные игры.

Песни для детей

Народные танцы

9

6

8

5

2

2

2

Итого: 34

5

3

4

2

1

1

1

17

4

3

4

3

1

1

1

17

Ценностные ориентиры содержания

     В своей работе педагог должен ориентироваться не только на усвоение ребёнком знаний и представлений, но и на становление его мотивационной сферы к применению полученных знаний на практике, развитию его эмоциональной сферы.

Методика работы с детьми должна строиться в направлении личностно – ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей.

Планируемые результаты внеурочных занятий

Результатом практической деятельности по программе «Праздники,  традиции и ремесла народов России»» можно считать следующие критерии:

-высокий уровень знаний учащихся традиций, праздников и ремесел народов России;

-повышается активность участия детей в мероприятиях класса, школы;

-классный руководитель координирует проектную работу учащихся, направленную на сбор и оформление информации по направлениям работы программы;

- класс взаимодействует с младшими учащимися с целью просвещения и пропаганды патриотизма. 

Первый уровень результатов:

 - приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни;

- о русских народных играх и играх народов, населяющих Россию;

-о правилах конструктивной групповой работы;

- об основах разработки проектов и организации коллективной творческой деятельности;

- о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.

Второй уровень результатов:

 – формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и у социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов:

 – приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия.

Ученик получит возможность научиться:

  • видеть проблемы;
  • ставить вопросы;
  • выдвигать гипотезы;
  • давать определение понятиям;
  • классифицировать;
  • наблюдать;
  • делать умозаключения и выводы;
  • структурировать материал;
  • готовить тексты собственных докладов;
  • объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

В ходе реализации программы курса  у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

  1. Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
  2. Целеполагать (ставить и удерживать цели);
  3. Планировать (составлять план своей деятельности);
  4. Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
  5. Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
  6. Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы

В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:

Личностные результаты.

У обучающихся будут сформированы:

-этические чувства на основе знакомства с культурой русского народа, уважительное отношение к культуре других народов;

-умение выделять в потоке информации необходимый материал по заданной теме;

- умение активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

-осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями в соответствии с традициями российского народа;

- умение проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

- умение оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД)

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

-  организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её целей;

- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности.

Познавательные УУД:

Обучающийся научиться:

- проводить сравнение и классификацию объектов;

- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

- проявлять индивидуальные творческие способности.

Коммуникативные УУД:

-умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении целей;

-умение доносить информацию в доступной, эмоционально - яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Предметные результаты:

- формирование представлений о традициях, праздниках, ремеслах народов, населяющих Россию;

- овладение умениями организовывать свою жизнь по правилам, заложенным традициями российского народа.

Условия реализации программы

   Занятия внеурочной деятельности проводятся в отличной форме от занятий по учебным предметам.

   Программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные занятия. Так как программа больше всего уделяет внимание развитию мышления и речи ребенка, учит коммуникации, формирует навыки работы с разными источниками информации, воспитывает любовь к истории родного края, культуре своего народа, через реализацию творческих возможностей детей, с этой целью используются такие формы проведения занятий:

Учебно - теоретические

Практические

Изучение литературы, работа с документацией

Экспедиции по сбору материала

Рассказ педагога

Обработка собранного материала

беседа

Научно – исследовательские работы

Учебная игра

экскурсии

презентация

Посещение музеев

Игровые занятия

Творческие конкурсы

Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей)

Рукоделие и художественная деятельность

Творческие проекты

Виртуальное посещение выставок, музеев (интернет)

Методы и средства обучения:

Словесные – рассказ, объяснение, беседа.

Наглядные – показ иллюстрационных пособий, плакатов, схем, зарисовок на доске, стендов, видеофильмов, презентаций.

Практические – выполнение практических заданий, игровые ситуации, решение грамматических задач, кроссвордов, тестирование.

Формы и методы контроля:

-анкетирование;

- создание книжек – малышек;

-защита исследовательских работ, проектов;  

-творческие отчеты -  выставки поделок, рисунков, фотографий;

-создание мультимедийных презентаций;

-участие в городских, региональных и международных конкурсах.

Содержание деятельности

Старинный русский быт

Одежда. Традиционный костюм, обувь крестьян и бояр

Функциональный характер одежды в старину. Удобство, свобода в движении. Рубашка, сарафан — у женщин. Роль орнамента-оберега (вышивка).

Солнце, дерево, вода, конь — источники жизни, символы добра и счастья.

Особое значение пояса (кушака).

Головные уборы девушек и женщин, украшения.

Рубаха, порты, брюкши, кафтаны, зипуны, тулупы и армяки —у крестьян (мужская одежда).

Лапти, баретки, онучи, поршни — крестьянская обувь.

Расшитые золотом кафтаны, сапоги из сафьяна, горлатные шапки —у бояр.

Летники, душегреи на меху, шубы, крытые парчой, шёлком у боярынь и боярышень.

Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем.

Русская изба (клеть, сени — холодное помещение, тёплая изба); хозяйственный двор, постройки (подклет, амбар, хлев, погреб, баня).

Элементы избы. Особая роль печки. Курная изба. Освещение. Крестьянская утварь, мебель, сделанная своими руками. Красный угол. Иконы.

Боярские палаты. Терема, украшенные резьбой по дереву. Светёлки.

Крытые галереи для прогулок боярынь и боярышень.

Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания

Хлеб — главный продукт питания, «дар Божий». Пословицы и поговорки о хлебе.

Мясные и постные кушанья. Щи, похлёбки. Овощи. Грибы. Каши. Кисели. Блины («млины» — от глагола «молоть» (зерно)). Пироги. Мёд. Пиво.

Взвары. Пастелы из ягод и яблок. Варенья. Соленья.

Семейные праздники. Игры и забавы детей. Семейные обряды. Именины

Быт крестьянской и городской семьи. Замкнутая жизнь женщин в городе. Распорядок дня. Игры в шахматы, шашки. Слушание сказок (роль сказителя, «бахаря»). Глиняные и деревянные игрушки.

Катание зимой на санях, запряжённых лошадьми. Девичьи посиделки. Катание с ледяных гор. Коньки. Лыжи. Летние забавы: качели; ярмарочные карусели.

Учёба. Школа.

Обучение грамоте (мальчиков) и рукоделию (девочек). Письменные

принадлежности (перница — футляр для гусиных перьев); чернила (из отвара ягод черники, кожуры каштана, скорлупы орехов, желудей дуба).

Чернильница и песочница. Береста и бумага.

Школы при церквях и монастырях. Учебные предметы (письмо, чтение, счёт, красноречие (дикция)). Учебные книги («Букварь», «Часослов», «Псалтырь»). Учитель-мастер.

Новый русский быт (со времён Петра I)

Простой народ и дворяне. Обычаи, привычки. Одежда, быт.

Запрещение царскими указами носить старинную русскую одежду.

«Заморское» (европейское) платье: сюртуки, камзолы, панталоны. Принудительное бритьё бород.  Петровские ассамблеи. Наряды дам. Шёлк, бархат. Кринолины, фижмы. Корсаж. Корсет. Украшения. Сложные высокие причёски дам. Атрибуты придворных: лорнеты, веера. Нарядные туфли на высоких красных каблуках. Косметика дам XVIII века.

Наряды девушек и дам XIX века. Пелерины из бархата и меха; лёгкие, летящие платья. Шляпы, перчатки. Причёски с локонами.

Одежда дворян-мужчин: узкий кафтан, короткие панталоны, шёлковые чулки, туфли с бриллиантовыми пряжками. Фраки, жилеты, брюки-панталоны; рубашки с жабо, кружевными манжетами; шляпы с бриллиантами; перчатки; цилиндры; трости; карманные часы, лорнеты.  Одежда купчих, мещанок, крестьянок: широкие сарафаны, яркие

юбки, рубахи, кофты, шали. Кокошники, платки, «бабьи кички» (особые головные уборы замужних женщин).  Мужчины и мальчики из крестьянских и мещанских семей носили

старинные кафтаны, рубахи, порты и сапоги.  Русские пословицы и поговорки об одежде.

Усадьба. Дворянские особняки. Дворцы Петербурга. Особняки дворян. Архитектура: колонны, купол, фронтон. Вестибюль особняка. Гостиная, диванная, детская, спальня, кабинет; столовая; зал для танцев. Интерьер. Анфилада комнат. Бильярдная. Библиотека. Зимние сады. Буфетная. Атрибуты и аксессуары барского дома. Парадный зал. Лепнина, паркет с инкрустацией. Убранство спален господ. Антресоли; гардеробные. Комнаты для прислуги. Камины. Изразцовые печи. Освещение. Светильники из бронзы. Музыкальные инструменты. Картинные галереи. Домашний театр.

Быт дворянской семьи. Балы и праздники. Литературно-музыкальные салоны. Атмосфера дворянского дома. Светский этикет. Любовь к искусствам

и наукам, которую воспитывали с детства. Обучение нескольким иностранным языкам, русской словесности, рисованию, пению, музыке, математике, биологии. Танцмейстеры и фехтовальщики. Гувернантки и гувернёры. Особая роль православных книг в воспитании детей. Огромное внимание уделялось танцам, верховой езде, фехтованию, плаванию. Домашние спектакли, в которых принимали участие дети. Повседневная жизнь дворянина в столице и усадьбе. Мода на лечение минеральными водами, посещение популярных докторов; прогулки в парках и садах (Летний сад в Петербурге). Ледяные горки, катки; катания на санях зимой. Деревянные горки, качели, карусели — летом. Демонстрация модных нарядов у дворян. Визиты. Переписка. Альбомы со стихами и пожеланиями.

Традиционные званые обеды. Строгое соблюдение этикета. Балы и праздники. Посещение театров. Праздничные столы. Яства. Деликатесы. Детские балы. Маскарады. Домашние театры. Особая роль литературно-музыкальных салонов. Хозяйка и хозяин

салона. Обсуждение политических новостей, произведений искусства.

Знакомство с деятелями культуры и искусства.

 Институты благородных девиц. Привилегированные учебные заведения. Кадетские корпуса для мальчиков. Юнкерские училища: подготовка высших офицерских кадров. Программа обучения включала: Закон

Божий, русский, французский, немецкий, английский языки, словесность, математику, историю, физику, географию, чистописание, артиллерию, тактику, военную топографию, а также стрельбу, верховую езду, гимнастику, плавание, фехтование, танцы, музыку, пение, строевую подготовку. Учебный театр для воспитанников. Строгий распорядок дня. Занятие в классах и в библиотеке училища. Летние военные лагеря. Пансионы и гимназии. Изучение в мужских пансионах основ наук, а в женских — обучение танцам, музыке, хорошим манерам, иностранным языкам, рукоделию, пению, умению общаться, гимнастике.

Смольный институт благородных девиц. Девять лет обучения, три ступени по три года. Жизнь и обучение в стенах института. Очень строгий распорядок дня.

Русские народные праздники

Зимушка-зима. Новый год. Рождество. Святки. Крещение. Будни и праздники на Руси

Праздники — время отдыха, веселья, радости, дружеского общения. Древние праздники, пришедшие к нам от восточных славян, связанные с земледелием, народным календарём. Праздники были направлены на укрепление здоровья и благополучия людей.

Сочетание языческих и христианских праздников. Общие и семейные праздники. Обычаи и обряды в проведении праздников. Роль традиций.  Канун Нового года. Васильев вечер. Современный новогодний праздник. Святки — весёлое время года; песни во славу Христа; колядование; гадание. Ряженье, ряженые — древний обычай Святок. Рождественский

Сочельник. Рождество Христово. Рождественские колядки. Ёлка — символ «райского дерева». Традиционные кушанья: кутья, увар (или взвар), кисель, пироги.

Крещение Господне (Благовещение). Освещение воды. Праздничный крещенский стол.

Весна-веснянка. Масленица. Великий пост. Пасха. Масленица — весенний праздник проводов зимы. В славянском народном календаре Масленица разделяла два главных периода года —зиму и весну. Традиция печь блины (в XV веке название было «млины»,

от глагола «молоть», молоть зерно). Масленица — особый народный праздник, существовавший у славян с языческих времён; он был при-

урочен к весеннему равноденствию. Традиции сытной, «богатой» еды на Масленицу.

Масленичные обряды: поминовение умерших предков; гостевание; развлечения (катание на лошадях, катание с ледяных горок, качели, строительство и «взятие» снежных городков, устройство балаганов); проводы Масленицы (символическое сжигание чучела «зимы»); ряженье, игры. Прощёное воскресенье и Чистый понедельник. Великий пост — время строгого воздержания, молитвы, покаяния.  Вербное воскресенье. Освящение в церкви вербы (верба — символ здоровья, силы, красоты как первое цветущее весеннее дерево).

Пасха — главный христианский праздник, Воскресение Иисуса Христа. Традиции празднования Пасхи на Руси: крашение яиц, изготовление сырной пасхи, куличей, раздача верующим просфор и общего хлеба — Ѓртоса. Пасхальные торжества. Крестный ход. Христосование. Красная горка — закликание весны рано утром с вершины холма, горки.

Лето красное. Егорьев день. Троица. Духов день. Иван Купала. Петров день. Ильин день.

Егорьев день — 6 мая. Праздник в честь одного из самых почитаемых святых, покровителя Москвы и Русского государства Георгия Победоносца (отважный воин, покровитель домашних животных и пастухов). «Георгий отмыкает землю», «выпускает на свет белый росу», говорили в народе. День начала посевных работ.

День Святой Троицы («Зелёные Святки»): разделение зимы и лета. Духов день — именины Земли, поилицы и кормилицы. Украшение православных храмов свежей летней зеленью, ветками берёзы, лентами. Отмечается на 49-й день после Пасхи. Хороводы, гулянье вокруг берёзки. Троицкие гадания девушек (бросание венков в реку). Завивание берёзки. Кумление девушек. Иван Купала — главный летний праздник народного календаря. День

летнего солнцестояния. Собирание целебных трав, очищение огнём и водой. Иван-да-марья — праздничный цветок Купалы. Возжигание костров в купальскую ночь. Отмечается 7 июля.

День Петра и Павла — 12 июля. Праздник в честь святых апостолов, учеников Христа (его называют ещё Петры и Павлы, Петровки). В народе говорили: «Пётр, Павел час убавил», «Илья-пророк два часа уволок». Считают, что святой апостол Пётр хранит ключи от Царства

Небесного. Петру в народе поклонялись как покровителю засеянных полей и рыболовства. До Петрова дня крестьяне обязательно соблюдали пост. Сам праздник отмечался радостно: гуляли, пировали, качались на качелях. Петров день открывал вторую половину лета: «Как придёт Петро, так и будет тепло». С этого дня разрешалось собирать землянику и другие лесные ягоды. После Петрова дня заканчивались девичьи гуляния.  Ильин день отмечается 2 августа. Он разграничивает лето и осень: «На Илью до обеда — лето, после обеда — осень», «С Ильина дня на деревьях лист желтеет», «С Ильина дня ночь длинна», «Муха до Ильина

дня кусается, а после — запасается». У древних славян громом, молнией и дождём распоряжался бог Перун — громовержец, главный бог. В народном сознании соединились

святой Илия и Перун — Илья-громовержец. Его очень почитали на Руси, надеялись на его защиту от засухи, считали могучим, огненным; он бывал и сердитым, наказывал виновных, но был справедливым, покровителем урожая. В деревнях начиналась жатва, уборка хлебов. В Ильин день в крестьянские семьи вновь приходило благополучие, пополнялись запасы хлеба, зерна. Илью называли воеводой небесных сил. Илья-пророк — громобой. Чтобы задобрить Илью-пророка, люди в этот день не работали, боялись, что «гром убьёт», если работать в праздник. После Ильина дня запрещалось купаться в реках и озёрах, вода становилась

очень холодной: «Олень в воду лапу окунул». Часто к Ильину дню на крестьянских столах появлялся первый пирог из муки нового урожая.

Осень золотая. Спасы. Успение. Покров

Три Спаса: Медовый, Яблочный, Ореховый (14, 19 и 29 августа). Подготовка к зимним сельскохозяйственным работам, заготовка ягод, грибов, орехов, яблок, мёда впрок. Христианские легенды о Спасах (Спас на воде; Преображение; день Нерукотворного образа).

Успение Богородицы (Первые Осенины — 28 августа). Спожинки —окончание жатвы.

Покров Богородицы (14 октября) — первый снег на Руси. Разделение осени и зимы. Девичьи гадания. Окончание работ по найму. Начало зимних посиделок.

Русские народные промыслы. 

Керамика Гжели

Гжель — название живописного подмосковного района, в 60 км от Москвы. Гжель — основной центр русской керамики. Продукция Гжели известна во всём мире. Это произведения народного искусства и художества. Каждое изделие мастера расписывают только вручную.  Стиль гжели: синие и голубые узоры и цветы на белом фоне. Продукция Гжели — это вазы, статуэтки, кувшины, кружки, чайные сервизы, тарелки, игрушки, лампы. Всё украшено стилизованным

орнаментом. Изящество и тонкость раскраски, безупречный вкус мастеров-художников.

Хохлома и Жостово 

Хохлома — художественный народный промысел в городе Семёнове

Нижегородской области. Деревянная расписная посуда — «золотая хохлома»: сочетание чёрного, золотого, зелёного, ярко-алого цветов. Растительный орнамент: листья, травы, ягоды земляники, рябины; ложки, ковши, вазы, наборы для мёда, кваса. Яркие, сочные сочетания красок. Работы мастеров Хохломы многократно получали дипломы I степени на

международных и всероссийских выставках. Село Жостово находится недалеко от Москвы: народный промысел —расписные металлические подносы. Чёрный, зелёный лаковый фон,

яркие, пышные цветы — садовые и полевые; букеты, венки, гирлянды, натюрморты. Огромная популярность декоративной росписи жостовских подносов во всём мире.

Павловопосадские шали 

Народный промысел в Павловском Посаде под Москвой. Производство  набивных платков и шалей зародилось в начале XIX века, фабрика

была основана в 1812 году крестьянином Семёном Лабзиным совместно с его компаньоном купцом Василием Грязновым. Чёрные, белые, бордовые, синие, зелёные шали, на которых «цветут» яркие цветы, сплетаются узоры трав, листьев — букеты, венки, россыпи

цветов. Павловопосадские шали из чистой шерсти известны во всём мире.  

Вятская и богородская игрушка. Вятскую игрушку называют ещё дымковской (по названию села.Дымково близ города Кирова (Вятка)). Здесь мастерицы издавна лепили глиняные игрушки — свистульки. Их продавали на праздниках проводов зимы. Сам праздник назывался Свистунья. Забавные звери, сказочные образы (медведи, кони, олени, птицы) представлены в необычных ситуациях, они смешно одеты и ярко раскрашены. Вятские матрёшки. Бытовой

жанр: всадники, дамы, кавалеры, няньки, барыни, дети в колясках; игрушки и скульптуры малых форм. Белый фон глины в сочетании с красным, зелёным, жёлтым, синим, с сусальным золотом. Игрушки создают радостное настроение. Богородская деревянная игрушка как промысел известна с XVII века: окрестность Сергиева Посада (Загорск), село Богородское. Забавные фигурки нарядных барынь, гусар, солдат; игрушки с движениями: «Кузнецы», «Пильщики», «Крестьянин, играющий на свирели», «Тройка», «Журавли», «Медведь-музыкант», «Медведь-лакомка». Богородская игрушка и скульптура известны за рубежом. Мастера-резчики не раз удостаивались золотых и серебряных медалей, дипломов I степени на всероссийских и международных выставках.

Русские народные игры. Роль игр в жизни детей: познание мира, сохранение отголосков старины, отражение обрядов взрослых людей в детских играх.  Игры для мальчиков и для девочек. Командные игры. Горелки. Прятки. Жмурки. Гуси-лебеди. Костромушка. Бояре. Каравай. Колечки. Салки. Море волнуется. Лапта. Игры с пасхальными яйцами. Старинные русские игры, известные детям и сейчас.

 Песни для детей (колыбельные, потешки, пестушки) Песни создавались специально для маленьких детей: их пели мамы, бабушки, няни. Они известны и любимы детьми и сейчас.  Загадки, пословицы, поговорки, считалки развивали детей, знакомили с народной мудростью. 

Народные танцы

Хороводы. Игры-хороводы. Пляски парные. Переплясы. Кадрили. Русские хороводы, пришедшие из глубокой древности: творческая сила народной поэзии, самобытность вековых созданий. Слияние в хороводе танца, игры и песни: «Они неразлучны, как крылья у птицы», — говорят в народе. В хороводе проявляется чувство единения, дружбы. Звучат

темы труда, красоты природы, любви. Пляски — наиболее распространённый жанр народного танца. Народная поговорка «Ногам работа — душе праздник». Виды пляски: одиночная, парная, перепляс, массовый пляс. Пляски «Заинька», «Метелица».

Кадриль. Придя из светских салонов, кадриль распространилась в народе в начале XIX века. Она сопровождается игрой на гармони, балалайке, баяне.

Описание материально-технического обеспечения образования

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Наличие

Количество

Процент обеспеченности

Книгопечатная продукция

Сборника программ внеурочной деятельности. 1-4 классы: пособия для учителей общеобразовательных учреждений / под редакцией Н.Ф. Виноградовой. – М.: Вентана-Граф, 2014.

Д

 

+

100%

Печатные пособия

Словари по русскому языку

Д

+

100%

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Сетевой класс Белогорья. Информационно-образовательный портал Белгородской области. http://belclass.net 

Д

+

100 %

Технические средства  обучения

  1. Классная доска
  2. Магнитная доска.
  3. Персональный компьютер с принтером
  4. Мультимедийный проектор
  5. Экспозиционный экран

Д

Д

Д

 Д

Д

+

+

+

+

+

100%

100%

100%

100%

100%

Оборудование класса

Ученические столы двухместные.

Стол учительский.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Магнитная доска

К

К

Д

Д

6

1

3

1

100%

100%

100%

Календарно-ематическое планирование

3 класс

№ п/п

Темы занятий

Кол-во занятий

Характеристика деятельности ученика

Дата

Использование информационно  -  образовательного портала  «Сетевой класс Белогорья»

план

факт

1.

Старинный русский быт.

9

1

Роль орнамента-оберега. Символы добра и счастья.

1

Ознакомить с элементами старинного русского костюма.

2

Одежда. Традиционный костюм, обувь крестьян и бояр.

1

Ознакомить с элементами старинного русского костюма. Раскрыть особое значение пояса (кушака). Рассмотреть головные уборы девушек и женщин, украшения.

3

Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты.

1

Показать особенности боярских хором, сравнить с крестьянкой избой.

4

Терема, украшенные резьбой по дереву.

1

Продемонстрировать устройство крестьянской избы.

5

Традиционная русская кухня.

1

Познакомить с традиционной русской кухней. Приготовить несколько простейших блюд.

6

Пища. Продукты питания.

1

Познакомить с традиционной русской кухней. Приготовить несколько простейших блюд.

7

Семейные праздники. Семейные обряды. Именины

1

Познакомить с бытом крестьянской и городской семьи, замкнутой жизнью женщин в городе, распорядком дня.

8

Игры и забавы детей.

1

Разучить несколько наиболее известных игр.

9

Учёба. Школа.

1

Сравнить учебу детей в старину с современной школой. Сравнить букварь «Азбуковник» и современные учебные книги.

2

Новый русский быт.

6

1

Простой народ и дворяне. Обычаи, привычки.

1

Сравнить старинную одежду и новую, введённую указами Петра I.

2

Одежда, быт.

1

Сравнить одежду дворян-мужчин: узкий кафтан, короткие панталоны, шёлковые чулки, туфли с бриллиантовыми пряжками с одеждой купчих, мещанок, крестьянок: широкие сарафаны, яркие юбки, рубахи, кофты, шали, кокошники, платки, «бабьи кички».

3

Усадьба. Дворянские особняки.

1

Показать изысканную красоту парков и садов, особняков и дворцов. Познакомить с убранством дворянских особняков: спален господ, антресоли; гардеробные, комнат для прислуги.

4

Камины. Изразцовые печи.

1

Показать особенность каминов, изразцовых печей.

5

Быт дворянской семьи. Балы и праздники. Литературно-музыкальные салоны.

1

Раскрыть особую роль литературно-музыкальных салонов, хозяйки и хозяина салона. Прочитать несколько стихотворений            А.С. Пушкина,  М.Ю. Лермонтова. Разучить несколько элементов старинного танца.

6

Институты благородных девиц. Привилегированные учебные заведения. Кадетские корпуса для мальчиков.

1

Проанализировать учёбу дворянских детей, их распорядок дня и отдых.

3

Русские народные праздники

8

1

Зимушка-зима. Новый год.

1

Изготовить маски и костюмы для новогоднего карнавала.

2

Рождество. Святки. Крещение. Будни и праздники на Руси

1

Разучить некоторые колядки, рождественские и новогодние

стихи.

3

Весна-веснянка. Масленица.

1

Познакомить  с традициями масленичных игр. Качели. Катание с гор.

4

Великий пост. Пасха.

1

Научиться красить пасхальные яйца

5

Лето красное. Егорьев день. Троица.

1

Научиться плести венки.

6

Духов день. Иван Купала. Петров день. Ильин день.

1

Разучить песни о завивании берёзки, хороводы

7

Осень золотая. Спасы.

1

Сравнить Медовый, Яблочный, Ореховый Спасы

8

Успение. Покров

1

Нарисовать картинку на тему осенней ярмарки. Поделки из природного материала.

4

Русские народные промыслы.

5

1

Керамика Гжели

1

Нарисовать несколько гжельских орнаментов. Познакомить со стилем гжели: синие и голубые узоры и цветы на белом фоне. Отличать продукцию Гжели — это вазы, статуэтки, кувшины, кружки, чайные сервизы, тарелки, игрушки, лампы.

2

Хохлома и Жостово

1

Раскрасить узоры хохломских ложек. Различать растительный орнамент Хохломы и Жостова: листья, травы, ягоды земляники, рябины, продукцию Хохломы и Жостова -ложки, ковши, вазы, наборы для мёда, кваса, подносы.

3

Павловопосадские шали

1

Познакомить с производством набивных платков и шалей зародилось в начале XIX века. Сравнить орнаменты нескольких шалей.

4

Вятские матрёшки.

1

Изготовить из глины и пластилина несколько видов вятской игрушки.

5

Богородская игрушка

1

Познакомить с бытовым жанром игрушек: всадники, дамы, кавалеры, няньки, барыни, дети в колясках;

игрушки и скульптуры малых форм. Изготовить из глины и пластилина несколько видов богородской игрушки.

5

Русские народные игры.

2

1

Командные игры.

1

Разучить несколько игр (прятки, гуси-лебеди, коршун, бояре и др

2

Горелки. Прятки. Жмурки

1

Разучить несколько игр (прятки, горелки, жмурки и др.)

6

Песни для детей

2

1

Загадки, пословицы, поговорки

1

Разучить несколько песенок, считалок

2

Сочиняем загадки. Учимся отгадывать.

1

Учиться сочинять и разгадывать загадки

7

Народные танцы

2

1

Пляски парные.

1

Разучить хороводы, игры-хороводы.

2

Переплясы.

1

Разучить переплясы.

Итого:

34

Мониторинг изучения результатов освоения программы

Диагностический инструментарий

                        Цель

- «Календарь ребячьих настроений»

- «Тест школьной тревожности Филлипса»;

- «Восмицветовой тест М. Люшера»;

- Анкета школьной мотивации Н.Г. Лускановой;

- Тест «Личностный опросник Кеттелла»;

- Методика Дембо-Рубинштейн.

Определение настроения до начала занятия и после

Определение уровня тревожности.  

Определение особенности эмоциональной сферы.

Определение уровня школьной мотивации.

Выявление личностных особенностей.

Исследование самооценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла народов России" 3 класс

Данная программа внеурочной деятельности предусмотрена ФГОС начального образования...

Программа внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремесла народов России" 3 класс

Данная программа может быть реализована в любом образовательном учреждении в рамках внедрения ФГОС в начальных классах. Она включает одно из основных направлений образования - воспитание патриотизма. ...

Аннотация к рабочей программе по курсу внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России»

Рабочая программа  по курсу внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России» составлена на основе авторской программы факультатива Л.Н. Михеева «Праздники, традиции и ремёсл...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла народов России"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла народов России"...

Рабочие материалы по внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России»

             Рабочие материалы по внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России» для   4  класса...

Программа внеурочной деятельности " Праздники, традиции и ремёсла народов России "

    Программа внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России» направлена  на формирование у школьников интереса к народному творчеству, воспита...