Приложение 2. План - конспект "Как нам жить в дружбе с природой"
материал по теме

приложение 2 к педагогическому опыту

Скачать:


Предварительный просмотр:

Окружающий мир, 3 класс

Открытый урок по теме: «Как нам жить в дружбе с природой»

Шепилова Елена Ивановна, учитель начальных классов

МБОУ «Ковылкинская средняя общеобразовательная школа №4»

Тема:  Как нам жить в дружбе с природой.

Цель урока:

1.Показать важность экологических проблем.

2.Познакомить обучающихся с  заповедниками и национальными парками,.

3.Уметь объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к природе.

4.Повторить правила поведения в природе.

5.Развивать речь, коммуникативные навыки.

6.Вовлекать детей  в природоохранную деятельность, воспитывать бережное отношение к окружающей нас природе.

Оборудование: компьютерная презентация,  Красная книга, таблички для новых понятий, исследовательские работы обучающихся.

Ход урока.

I. Организационная часть.

1.Проверка готовности к уроку.

2. Настрой учащихся      

- Прозвенел звонок, начинается урок. Ребята, улыбнитесь друг другу. Вдохните в себя красоту окружающего мира. Пусть наша совместная работа на уроке будет успешной и порадует всех нас. На уроке нужно быть активными, внимательными и, конечно, любознательными.

II. Проблемная ситуация и актуализация знаний.

1.Слайд №2

О люди, мыслю я, У всех у нас есть мать одна

По имени природа. У ней для всех хватает доброты,

 И мы живем, запечатлев навеки

В душе ее прекрасные черты –

Поля, луга, леса, моря и реки. –

- О чем это стихотворение? (О природе).

Вспомните, как человек связан с природой. Что, как потребители мы берем от природы? (Пищу, воду, кислород).  Это было в древние времена: человек брал из природы пищу, воду, кислород. Постепенно человек стал опытным и жадным потребителем. Сейчас люди потребляют торф, железную руду, газ, нефть, каменный уголь, алмазы, золото и многое другое. Экологи такое отношение называют потребительским. Почему? (Потому что человек многое берет от природы и ничего не дает).

- Опасно ли это для самого человека? Посмотрите на фотографии природы. Слайд №3

-Где бы вам хотелось побывать? Почему вы не выбрали 3,5 и 6 картинки?

-Кто виноват в этом? (Люди).

-Почему? Можно ли эти места назвать экосистемой? (Нет. В ней не замкнут круговорот веществ).

2.Чтение диалога Лены и Миши

- А как вы думаете, что нужно сделать людям, что бы спасти природу и выжить самим? (Нужно излечить природу и охранять ее).

- Как вы думаете, ребята, о чём мы будем сегодня говорить на нашем уроке?

(Человек природе должен быть другом ?)

III.Формулирование темы и целей урока. Слайд №4

-Значит, какая тема нашего урока? (Как нам жить в дружбе с природой).

- Чему должны научиться на уроке? (Учиться правилам жизни в природе).

IV. Поиск решения проблемы (открытие нового знания) Планирование учебной деятельности. Работа в группах – знакомство с новым материалом.

- Земля наша тяжело и неизлечимо больна. Многие исследователи и ученые считают, что еще можно остановить течение болезни. Главное изменить свое отношение к природе. Чтобы ее вылечить, нужно выявить проблемы, из – за которых она заболела.

1. Работа по учебнику. С 132

- Рассмотрите схему на с. 132.

- Как можно спасти природу для людей? Какие у вас есть предположения? (Высаживать растения, бережно относиться к животным и растениям, бережно относиться к своим вещам, перерабатывать мусор).

- Чтобы спасти природу, нужно выяснить причины нарушения природы.

 Слайд №5

2.Чтение текста с.128-131

3.Вывод. Слайд №6

- Какие причины нарушения природы?

(Свалки мусора, вырубка лесов, загрязнение рек, неумеренная добыча полезных ископаемых, загрязнение воздуха )

-Кто виновник экологических бед? ) (Люди)

-Что происходит, когда человек неумело вторгается в природу? (нарушается экосистема, круговорот веществ не замкнут )

- Как нужно относиться к природе? (бережно, по- хозяйски)

4.Дискуссия. Работа в группах. Слайд №7-12

Разделимся на 2 группы. Одна группа будет играть роль людей, бережно относящихся к природе. Вторая группа будет играть роль людей, забывающих о природе, выступающих с позиции потребителей. Вам необходимо найти аргументы в свою пользу - Что значит, бережно относится к природе? (Бережно относиться к природе - это значит, что человек живёт в гармонии с природой, не наносит ей вред, бережно относится к живым организмам и неживой природе).

- Что значит быть потребителем? (Брать всё от природы и ничего не возвращать взамен).

1) Надо ли запретить потреблять в квартирах воду в неограниченных количествах? Если да, то как это сделать, не нарушая права каждого человека?  

(а) надо регулировать потребление воды. Для этого сейчас в квартирах устанавливают счётчики воды. Человек потребляет её столько, сколько требуется для жизни и учиться экономить её расход. Вовремя проводить ремонт, если происходят протекания в трубе, (б) не надо, на планете и так много воды, больше чем суши и её хватит всем

2) Нужно ли ограничить потребление электричества в квартирах? Если да, то как это сделать, не нарушая права каждого человека?

(а) Нужно научиться экономно расходовать энергию и тогда мы сохраним запасы горючих полезных ископаемых: угля, нефти. Для этого людям необходимо рассказывать об экономии энергии, информировать о новых источниках её получения, проводить разработки этих новых источников энергии.

(б) Не нужно, сейчас без электроэнергии не обойтись, все приборы работают на ней.)

3) Нужно ли ограничить число вещей натурального происхождения у людей? Если да, то как это сделать, не нарушая права каждого человека?

а) Можно продлевать жизнь вещам, вовремя их ремонтировать. Можно заменять их искусственными материалами, но они плохо перерабатываются разрушителями, тут надо подумать.

б) не надо, можно больше выращивать растений и животных, из которых будут сделаны вещи, а это создаст ещё дополнительные места.

4) Нужно ли запретить использовать полиэтилен и другие подобные упаковочные материалы?

а) Да. Так как полиэтилен не перерабатывается разрушителями, он будет только загрязнять природу.

б) Но ведь этот упаковочный материал прочный и красиво выглядит.

5) Нужно ли запретить осушение болот и распашку земли под поля, сады, огороды? Но как тогда накормить многочисленное население планеты?

а) Да, потому что обитателям этой экосистемы негде будет жить. Зная правила ведения хозяйства, можно обойтись уже имеющими садами и огородами. Можно выделить другие участки земли, так чтобы не нанести урон в природе. Надо правильно питаться, соблюдать режим и нормы питания, и тогда продуктов хватит на всех.

б) Не надо, ведь болото это и масса комаров, а они разносчики заболеваний. Уж лучше на этом месте будет сад.  

6) Нужно ли запретить строительство заводов и фабрик по производству искусственных материалов?

а)Надо хорошо подумать, сколько нам необходимо этих материалов, а то заводы будут источником загрязнения. Да и искусственные материалы потом трудно переработать, чтобы они не загрязняли природу.

б) Необходимо расширить их строительство, тогда сэкономим природные материалы.

5.Вывод.

- Сделаем вывод: кто виновник экологических бед? (люди)

-Как нужно относиться к природе? (Бережно, по- хозяйски).

Мы провели с вами большую работу: раскрыли проблемы, возникшие в природе, дискуссировали о путях решения этих проблем. Как бы то ни было, но в настоящее время в природе не удалось сохранить всех животных и растений.

- Куда заносят редких животных и растений? (В Красную книгу).

- Для защиты растений и животных создают заказники, заповедники, национальные парки.

 Физминутка  танцевальная Слайд №13

IV.  Самостоятельное применение знаний

1. Работа по учебнику:      с 133    Слайд №14-15

    Знакомство с понятиями «Заповедники», «Национальные парки».

Ребята 1 варианта найдут в учебнике определение слова заповедник  с.133, а ребята 2 варианта–национальные парки.    

-11 января - День заповедников и национальных парков  

  Впервые «День заповедников и национальных парков» начал отмечаться в 1997 году по инициативе Центра охраны дикой природы и Всемирного фонда дикой природы

-Сегодня в России насчитывается более 100 заповедников и 35 национальных парков.  

- А у нас на территории республики какие созданы заповедники?

Слайд №16-17

2.  Исследование «На что может пожаловаться город?»  (2 чел.)

- В последнее время мы всё чаще говорим и замечаем, что наша планета серьёзно заболела, и случилось это по вине людей.

-А может ли заболеть город? На что может пожаловаться наш город?

0н может пожаловаться:

  1. на мусор и мусорные свалки
  2. на загрязненный воздух от заводов: фанерного, спиртзавода
  3. на заболевшую почву от этих заводов
  4. на загрязнение реки Мокши от сточных вод с заводов
  5. на мусор и мусорные свалки в лесу

3.Решение экологических задач. Слайд №18-19

- 26 учеников пришли в лес. Сколько погибнет цветов, если каждый человек сорвет по 3 цветка?» (78)

-Один бумажный пакет разрушители уничтожат  за 2 года, полиэтиленовый пакет они будут уничтожать  на 18 лет дольше. За сколько лет разрушители уничтожат 4  полиэтиленовых пакета? (80)

- Ежегодно в бассейн Волги сбрасывается 3 кубических километра неочищенных вод. Сколько кубических километров неочищенных  вод поступает в Волгу за 3 года? (9)

 -В Красную книгу занесен 21 вид амфибий, из них 2 вида черепах, 6 видов ящериц, остальные – змеи. Сколько видов змей в Красной книге России? (13)

 4. Тест.   Индивидуальная работа.

- А теперь я предлагаю вам тест. Ответьте на вопрос, выберите один из вариантов, записав букву в ряд.

    1. Почему нельзя загрязнять воду?

        А) потому что в ней погибают организмы  

       Б)так как будет некрасивый цвет воды      

    2. Есть ли в природе ненужные и бесполезные живые существа?

      А) Да, например, комар, он больно кусается  

      Б) Нет, в природе нет ничего бесполезного    

   3. Почему человеку нужно заботиться о редких животных?

      А) так как, их осталось мало, и они могут совсем исчезнуть  

      Б) так как их потом можно будет взять домой      

  4. Какие животные и растения занесены в Красную книгу?

А)которым грозит полное исчезновение с лица Земли  

Б) красивым                                  

V. Подведение итогов. Рефлексия. Домашнее задание. Слайд №20-23

-Какая была тема урока?

-Что смогли сделать?

-Где пригодятся знания?  

- На парте у вас лежат солнышки и облачка. Поднимите солнышко, если вы были активны; поднимите облачко, если вы были неактивны, вам что-то непонятно и нужна помощь.

Я надеюсь, ребята, что вы сегодня еще раз прочувствовали, что экологическая безопасность планеты зависит от каждого из нас. Мы должны беречь природу.

 А главное – своими действиями  не наносить ей вреда.

- Ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.  (отметки)  

  Спасибо вам за сотрудничество.

-  Я предлагаю вам дома выполнить проект «Сохраним красоту природы» с. 135.  Разбейтесь на группы, выберите любое задание и подготовьте к следующему уроку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как нам жить в дружбе с природой

Презентация к уроку "Окружающий мир" в 4 классе...

Как нам жить в дружбе с природой

Разработка учебного материала к уроку содержит:конспект урока;презентация...

Презентация к уроку окружающего мира в 4 классе"Как нам жить в дружбе с природой"

Презентация к уроку окружающего мира в 4 классе"Как нам жить в дружбе с природой".Образовательная система "Школа 2100"...

Конспект по окружающему миру. Как нам жить в дружбе с природой?

Конспект урока по окружающему мирупо образовательной системе «Школа 2100»по учебникам Вахрушева А. А. «Окружающий мир» («Обитатели Земли»)3 класс Тема «Как нам жить в дружбе с природой...

Внеклассное занятие по окружающему миру."Как нам жить в дружбе с природой".

Показать актуальность проблем охраны окружающей среды, формирование ценностных экологических ориентаций. Активизация экологической деятельности через осмысление сделанного, развитие артистизма, и...

Урок - творческий проект "Как нам жить в дружбе с природой" (3 класс)

Интересный урок - творческий проект "Как нам жить в дружбе с природой!" окажется незаменимым помощником для моих коллег. Делюсь свои педагогическим мастерством....

Приложение 3. Презентация урока "Как нам жить в дружбе с природой"

Презентация урока Как нам жить в дружбе с природой...