Статья "Как воспитать здорового ребенка"
статья на тему

Все социологические определения здоровья и болезни определяют болезнь как физический или умственный процесс, который имеет тенденцию ограничивать способность человека действовать, решать поставленные задачи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_kak_rastit_rebenka.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Как растить здорового ребёнка

  Первый - здоровье, было, есть и будет значимой ценностью вне зависимости от времени, места и общественного уклада жизни, так как даёт предпосылки к развитию и совершенствованию души и тела;
Второй - здоровье является высшей ценностью общества, поскольку качество человеческой жизни и состояния человека есть достояние не только отдельно взятой личности, но и общества в целом. Чем выше ценится здоровье человека в коллективном сознании, тем выше ресурс и потенциал развития самого общества.
Все социологические определения здоровья и болезни определяют болезнь как физический или умственный процесс, который имеет тенденцию ограничивать способность человека действовать, решать поставленные задачи.
То, что традиционный тип обучения негативно влияет на здоровье не только детей, но и взрослых, замечено с самого начала возникновения письменности и книгопечатания. Но если школа прошлого века с ее щадящими информационными нагрузками «истощала развитие» тех детей, которые рождались, как правило, здоровыми, вскармливались до 2х лет материнской грудью, пили чистую воду, употребляли экологически чистую пищу, дышали чистым воздухом, а в школу поступали не в 6, а в 8-9 лет, то что же говорить о современной школе с ее информационной перегруженностью? А если еще добавить массовое облучение телевизорами, компьютерами, экологическое и нравственно- психологическое неблагополучие в обществе и семье. Невольно напрашивается вопрос: как же в этих условиях не только психически, но и биологически еще могут выживать наши дети?
Исследования показывают, что поступающих в школу детей можно сразу отнести к группе риска по здоровью. Многолетний анализ здоровья учащихся показывает, что I первый класс поступают 27-28% условно здоровых детей. Оканчивают начальную школу — 22%. Завершают школьное обучение —19% условно здоровых детей. То есть за школьные годы, включая и всю жизнь подростков вне учебного заведения, потеря здоровья составляет 9%. Мы приводим эти данные не для защиты «мундира». Просто всем следует понять, что школа изначально работает с больными детьми. Признавая и принимая этот факт, следует определить и приоритетную задачу образовательного учреждения - создать условия минимизации неблагополучного физического состояния детей.
Ребенок значительную часть времени проводит в школе, которая призвана растить здоровое поколение. Необходимо делать все от нее зависящее, чтобы обеспечить физическое развитие и психическое здоровье учащихся. Однако существуют противоречия между необходимостью плодотворно обучать детей, с одной стороны, и желанием по мере сил сохранить их здоровье. Ведь здоровье - высшая человеческая ценность, как для общества, так и для индивида. Известно, что состояние здоровья ребенка - важное условие успешного усвоения знаний по общеобразовательной программе. 
За последние десятилетия уровень здоровья детей, как показывают исследования ученых, неуклонно снижается, что обусловлено воздействием на растущий организм многочисленных социально-гигиенических и биологических факторов. Анализ структуры заболеваемости школьников по классам болезней, выявил следующее. Первое место среди них занимают болезни органов дыхания - 76,6%. Этот уровень преимущественно формируется за счет острых респираторных вирусных заболеваний, гриппа, ангины, бронхита. Последующие места в структуре заболеваемости учащихся младшего школьного возраста занимают нервно-психические дисфункции (37,7%), нарушения осанки (30%), т.е. так называемые школьные формы патологии, возникающие под влиянием факторов школьной среды.
Факторы обеспечения здоровья.
Эксперты Всемирной организации здравоохранения определили ориентировочное соотношение различных факторов обеспечения здоровья современного человека, выделив в качестве основных 4 производные: генетические факторы - 15-20%; состояние окружающей среды - 20-25%; медицинское обеспечение - 10-15%; условия и образ жизни человека - 50-55%.
Эти данные свидетельствуют о приоритетной роли образования в сохранении и формировании здоровья, поскольку оно помогает человеку вести правильный образ жизни и грамотно заботится о своём здоровье.
Это еще раз доказывает, что охрана здоровья школьников требует от работников образовательных учреждений поиска нетрадиционных путей решения этой актуальной проблемы. Учителям необходимо придерживаться идеи, которую  можно условно назвать «не навреди» и организовывать такую учебную деятельность, которая помогла бы ученику сохранить здоровье. Это возможно лишь тогда, когда в урок включены здоровьесберегающие технологии. В  практике учителей начальных классов при организации учебной деятельности обучающихся можно использовать следующие приёмы:
1.    Организация обучения в режиме «динамических поз». Предполагается использование настольных конторок с меняющейся высотой рабочей поверхности. Этот прием необходим для сохранения правильной осанки у детей. Смену рабочей позы рекомендуется осуществлять 2-3 раза за урок с учетом сезона и двигательной активности, характером предшествующего урока. По команде учителя дети собирают свои учебные вещи и быстро меняются местами. В это время можно провести физкультминутку (общую, для пальцев, глаз, исходя из характера урока).
Следует отметить, что в данном случае действенным фактором является не продолжительность стояния, а сам факт смены рабочей позы.
2.    Организация обучения в условиях расширения зрительно-пространственной активности. Она направлена на сохранение остроты зрения у детей.
Предполагается использование разнообразных приемов. 
В начале учебного года при помощи медицинского работника проверяется зрение учащихся и, исходя из полученных данных, определяется рабочее место каждого ребенка в классе.
Еще одной особенностью проведения учебных занятий в режиме «зрительных горизонтов» является размер предъявляемого материала (сюжетные и предметные картинки, карточки с буквенным и цифровым материалом, геометрическими фигурами и т.д.). Самые мелкие детали не должны быть менее 1 см. Размер самых крупных изображений не должен превышать 3-5 см. Картинки должны иметь высокое полиграфическое качество. При соблюдении указанных условий, предъявляемые учителем изображения видны ученикам на пределе зрительного различения. Тем самым создаются предпосылки для интенсивного зрительного сосредоточения вдаль и снятия напряжения с глазных мышц, долгое время функционировавших в режиме ближнего зрения. 
Эту работу целесообразно чередовать с занятиями на близких дистанциях (работа с учебником, письмо).
Следует отметить, что подобные упражнения не должны являться просто средством для тренировки глазных мышц, а должны решать общеобразовательные, развивающие задачи, т.е. служить средством для получения новых знаний и развития ряда психических функций: зрительной памяти, внимания, наглядно-образного мышления, пространственных представлений и пр.
Еще один из вариантов расширения зрительно-пространственной активности - использование разного рода офтальмологических физминуток.
Еще один вариант - тренажер Базарного.
2. Зрительная гимнастика. 
Цели. Способствует улучшению координации движения глаз, развитию сложных движений. Снимает статическое напряжение с мышц глаз. Улучшает кровообращение.
Задание. Детям предлагается изучить маршрут их путешествия в Букваград, прослеживая глазами по указанному направлению.
3.    Любая технология должна применяться в коллективе с эмоциональным благополучием. Учитель обязан обеспечить на уроке благоприятный эмоциональный фон. Сюда относятся и доверительный стиль общения педагога и ученика, и обучение в состоянии успешности, мотивационной включенности, и создание ситуаций со свободной дискуссией по заданной теме, и смена ролей, где ученик может выступать в роли учителя.
4.    Работа по профилактике простудных заболеваний. В первую очередь это закаливание и прогулки на свежем воздухе. Желательно ежедневно проводить подвижные игры на свежем воздухе. Начиная с осени, обращать внимание детей к одежде: ведь она должна соответствовать сезону и не мешать выполнению активных движений во время игры на уроках физкультуры. 
5.    Хороший эффект дают походы и экскурсии. Практически каждое сезонное изменение в природе можно наблюдать в природе: на пришкольном участке, в парке, в лесу, на любимой поляне. Внеурочные мероприятия становятся не только познавательными, но и оздоровительными. 
6.    В кабинете можно выращивать растения-фитонциды, например, герань. 
7.    Во время вспышки заболеваний гриппом на уроках труда с детьми изготовить амулеты, в которые поместить дольки чеснока.  
8.    К сожалению, встречаются случаи нарушения осанки. Но в этом направлении необходимо работать дополнительно с родителями. Т.к. большое значение имеет домашняя обстановка (место, где ребенок выполняет домашнее задание, его освещенность, количество времени, проводимого за компьютером и у телевизора, и др.).
            От учителя в значительной степени зависит, какая осанка будет у ребенка. На уроках физической культуры в 1-2 классах в доступной форме учитель рассказывает о том, какое значение для здоровья и хорошей работоспособности имеет правильная осанка. В мотивации необходимости самоконтроля за своей осанкой используются разные приемы:
• эстетические - на стройного, прямо держащегося человека приятно смотреть, это красиво; стремление преодолеть собственные физические недостатки - очень высокий человек, ели держится прямо, со стороны выглядит гораздо приятнее, чем ссутулившийся, согнувшийся; человек маленького роста, ели он держится прямо, - выглядит выше;
• медицинские - при прямой осанке лучше работают все органы, весь организм человека и др.
             Все эти мотивы легко воспринимаемы в начальной школе. Ребенок имеет ясное представление о том, что такое правильная осанка и как ее воспитать. Для самоконтроля рекомендуем учащимся наблюдать за своей осанкой в зеркало.
9.    Гораздо более серьезного внимания требуют вредные для здоровья привычки, формирование которых подчас происходит в младшем школьном возрасте.
Разъяснение вреда курения происходит со строгим учетом возрастных особенностей. Учитель сообщает детям, что продолжительность жизни курящего человека сокращается. Детям объясняется, что от курения очень трудно отучиться. Создать "противотабачный климат” в школе значительно помогает спорт, занятость детей разными интересными делами.
Использование здоровьесберегающих технологий положительно влияет на результаты учебной деятельности. 
Любое дело, начинание, конечно же, должно опираться на сотрудничество с родителями. И педагог, и родители заинтересованы в сохранении здоровья ребенка. По просьбе учителя родители могут изготовить или заказать конторки. Родители также могут быть инициаторами совместных спортивных мероприятий, активными их участниками. Особое место в работе с родителями занимают родительские собрания («Режим дня», «Питание и здоровье», «В здоровом теле здоровый дух», круглый стол «Здоровый образ жизни. Из опыта родителей»). В течение года не 1 раз можно провести игру «Мама, папа, я - спортивная семья».
Учитель даёт  рекомендации отдельным родителям по поводу здоровья их ребенка. Так можно подобрать упражнения для детей с ослабленным зрением и рекомендовать родителям.
1 сентября родители доверяют нам самое дорогое, что есть в их жизни: своих детей.
Именно здоровье позволяет реализовать в жизни знания, умения, навыки, полученные в школе. Здоровье школьников, как и в целом всего населения, социально обусловлено и зависит от многих факторов (биологических, социальных, семейных, школьных и др.). Одними из определяющих факторов здоровья являются надлежащие санитарно-гигиенические условия в быту и в школе, организация медицинского обеспечения и здорового питания. Сегодня активно развивается система внедрения технологий, укрепляющих здоровье, в образовательный процесс.
Один из факторов здорового образа жизни - двигательный режим. Жизнь современного человека, характеризуется высоким удельным весом гиподинамии. Особенно страдают от гиподинамии школьники. Больше времени своего бодрствования ученики вынуждены проводить сидя за рабочим столом, просмотр телепередач, компьютерные игры усугубили обездвиженность детей. Уроки физкультуры не компенсируют недостаток двигательной активности. Большое значение для детей приобретают подвижные спортивные игры, требующие проявления силы, быстроты и ловкости движений. Кроме того, игровая деятельность развивает психические функции и качества - остроту ощущений и восприятие, внимание, оперативную память, мышление, воображение, чувство коллективизма, волевые усилия и двигательные реакции.
Следующий фактор здорового образа жизни, влияющий на здоровье человека, правильное питание. В последнее десятилетие возрос интерес к проблеме питания, так как правильное питание обеспечивает нормальное течение процессов роста и развития организма, а также сохранение здоровья. Нормальный рост и развитие ребенка зависят в первую очередь от того, насколько его организм обеспечен необходимыми питательными веществами. Правильное питание является основным фактором в предупреждении и лечении многих заболеваний.
При организации питания необходимо учитывать особенности развития и функционирования пищеварительной системы и всего организма для конкретного возрастного периода, а также потребность организма в питательных веществах.
Таким образом, в каждом доме, семье науке о питании должны следовать постоянно, ибо это один из главных факторов здоровья. Знание законов питания должно приобретаться с детства. Правильное, полноценное и рациональное питание должно быть возведено в ранг культа - один из китов фундамента здорового человека.
Следующий фактор здорового образа жизни - закаливание. Практически всем известно изречение «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья». И действительно, использование этих естественных сил природы, использование разумное, рациональное, приводит к тому, что человек делается закаленным, успешно противостоит неблагоприятным факторам внешней среды - в первую очередь переохлаждению и перегреву. Закаливание - эффективное средство укрепления здоровья человека.
Применение здоровьесберегающих технологий в работе с учащимися 1-4 классов.
Обязательными направлениями здоровьесберегающей деятельности в нашей школе являются: рациональная организация учебного процесса (после третьего урока динамичная пауза 20 минут, контрольные работы во вторник и среду); рациональная организация двигательной активности учащихся во время уроков; организация рационального питания учащихся; формирование ценности здоровья и здорового образа жизни; использование здоровьесберегающей методики В.Ф.Базарного. 
Каждый урок необходимо анализировать с точки зрения здоровьесберегающей деятельности:
Факторы урока:
 Уровни гигиенической рациональности урока:
Плотность уроков (учебная деятельность) От 60% до 75-80%
Количество видов учебной деятельности От 4 до 7 (чтение, письмо, беседа, рассматривание картинок)
Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности Не более 10 минут
Частота чередования различных методов преподавания и количество видов преподавания (словесный, самостоятельная работа) Не менее 3-х минут
Наличие эмоциональных разрядок (шутки, улыбки, поговорки) 2-3 минуты
Место и длительность применения ТСО В соответствии с гигиеническими требованиями (если компьютер, то через 15 минут отдых)
Чередование позы Поза чередуется в соответствии с видом работы, учитель следит за посадкой учащихся (игра «День-ночь»)
Наличие места, содержания и продолжительность физкультминуток От 1-й до 2-х минут
Психологический климат на уроке  Преобладают положительные эмоции
Момент наступления утомления учащихся по снижению учебной активности. На 30-ой минуте - 1-й класс. 2-е - 3-и классы на 40-ой минуте.
Итог урока (полный). Домашние задания, вопросы, комментарии.
Цвет и здоровье
Медики и психологи уверены, что можно улучшить самочувствие ребёнка, выбирая подходящие цвета для одежды и для окружающей обстановки дома и в школе. Цвет оказывает большое влияние на нашу жизнь. Человеческий организм реагирует на цвет, независимо от того обращаем мы на него внимание или нет, поэтому правильное использование цветовой гаммы в создании адаптивного окружающего пространства для школьников позволит улучшить здоровье обучающихся и сохранит бодрое состояние тела и духа в пределах учебного времени. 
Цвет представляет собой не что иное, как свет - это лучистая энергия, поглощаемая и отражаемая атомами. Источником света в нашей солнечной системе служит Солнце, и любые, воспринимаемые нами цвета происходят от солнечных лучей. Когда мы пропускаем цвет через призму, он разделяется на семь цветов радуги. При отсутствии всех цветов, мы получаем темноту. Поэтому черное - это «отрицательный» цвет, а 6елое - «положительный».
Влияние цвета на человека в повседневной жизни неоднократно привлекало внимание исследователей. Родившись в древности, цветотерапия переживает сейчас второе рождение, как и многие другие природные методы лечения. Цветом лечили в Египте, Китае, Индии, Персии. В египетских храмах археологи обнаружили помещения, конструкция которых заставляла преломлять солнечные лучи в тот или иной цвет спектра. Египетские врачи, определив, какому больному недостает какого цвета, словно бы купали больного в оздоравливающих потоках целительных для него лучей. В большие сосуды, наполненные соком фруктов, аккумулирующих солнечную энергию, клали драгоценные камни, того же цвета, как и сок, и давали пить для поднятия жизненности, а также для лечения различных заболеваний.
Лечебное воздействие цвета связано с влиянием колебаний волн определенной длины на наши органы и психические центры, причем действие разных цветов оказывает специфическое влияние при тех или иных заболеваниях. Механизм многих болезней обусловлен нарушением цветовой гармонии, смешением цветов, а также дефицитом определенного цвета, необходимого для жизнедеятельности органов и психической гармонии.
Знание силы цвета просто необходимо учителю для того, чтобы создать комфортные условия для детей, так как, по данным Всемирной организации Здравоохранения, на здоровье граждан большое влияние оказывает фактор среды обитания; его роль возросла в наше время до 40%.
Полезность использования различных цветов и их оттенков в школе особенно возросла в последнее время. Возникли новые перспективы по использованию цвета, так как ушло централизованное применение красок, и появилась прекрасная возможность самим подбирать необходимые благоприятствующие цвета для окрашивания рабочих помещений. Такой подбор цвета может способствовать производительности труда школьника, созданию приятной рабочей атмосферы и, самое главное, сохранению здоровья. Для создания адаптивного здоровьесберегающего пространства необходимо познакомимся с основными природными цветами и тем, как они образуются.
Красный объект поглощает голубую зону спектра и отражает красную. В соответствии с данными, полученными учеными, цветовой луч поглощает одноименную вибрацию и лучше всего несет противоположный цвет (комплементарный).
Комплементарные цвета:
• красный - зелено - голубой;
• зеленый - пурпурный;
• оранжевый - голубой;
• желтый - синий;
• фиолетовый - желто - зеленый.
Для сохранения здоровья используются именно комплементарные цвета. Комплементарные цвета, взаимно дополняющие друг друга и составляющие некоторое единство.
Опыты показали, что в зависимости от цвета рабочего места школьника скорость и точность действий человека меняются. Многочисленные эксперименты подтвердили, что почти все дети выполняют работу быстрее, когда рабочее место желтого цвета и намного медленнее, если черного цвета.
Другие эксперименты выявили, что желтый, зеленый, голубой (середина спектра) ускоряют действия детей, а оранжевый, красный, синий, фиолетовый замедляют выполнение заданий, даже когда эти цвета были закрыты фольгой от глаз испытуемых (тактильное восприятие цвета). Невидимый глазом цвет влиял на скорость подсчета геометрических фигурок и на быстроту арифметических действий. Выяснилось также, что невидимый глазами (исследования проводились со слепыми) цвет влияет не только на ускорение или замедление действий, но и на усиление или ослабление мышечных реакций.
На двигательную, умственную и сенсорную сферы наибольшее воздействие при дневном свете оказывают цвета, расположенные на краях спектра (красный, фиолетовый), а наименьшее воздействие - цвета, находящиеся в середине спектра (желтый, зеленый, голубой).
Кроме того, при дневном свете черная окраска замедляет деятельность и вызывает самые интенсивные кожные ощущения.
Выводы и рекомендации:
Активные цвета - желтый и красный - всегда имеют перевес над пассивными - синим и зеленым, поэтому они желательны в небольших дозах в классных комнатах.
В подготовительном и первом классе можно рекомендовать интенсивные чистые красные тона.
Красный цвет в комнате для второклассников можно постепенно заменять оранжево - красным, для 10-ти 11-тилетних детей - желтым и желто - зеленым, затем - зеленым.
Желтый и красный запечатлеваются в памяти гораздо глубже. В силу этих свойств красное, как акцент, предпочтительнее зеленого или синего, которые не бросаются в глаза.
Оранжевый и желтый цвета способствуют сосредоточенности и вниманию, отлично подходят для интерьера классной комнаты.
Светлая зелень кажется легкой, воздушной и наоборот, болотно-зеленый цвет мягким и тяжелым. Зеленый цвет успокаивает, вызывает желание помечтать.
В классе школы зеленая передняя стена при желтых боковых стенах создает благоприятные условия для работы, т.к. глаза не утомляются ярким цветом, и от соответствующей окраски боковых стен ощущается теплота.
В классах, где учащиеся занимаются ручным трудом, в отличие от учебного класса, следует применять голубой цвет. Этим же цветом следует окрашивать музыкальный класс.
Спортивный зал надо выдерживать в иных красках. Здесь будет удачным сочетание голубого и светло - зеленого цветов.
При дневном свете или при освещении лампами дневного света наиболее благоприятны зеленый, голубой и желтый цвета. В этот цвет следует окрашивать поверхность парт и рабочих столов в учебных классах, где проводятся занятия днем.
Стены, окрашенные в синий цвет, вызывают грустное настроение.
Ни в коем случае нельзя окрашивать парты и столы в классах в черные и коричневые тона!
Необходимо по возможности избегать окрашивания классной доски в черный цвет, лучше предпочесть темно - зеленый или темно - синий.
Не следует на стене, где висит классная доска, создавать резкий цветовой контраст, чтобы не утомлять зрение учащихся.
В школах следует избегать тонов грязных, сероватых. Даже тогда, когда они считаются «скромными» тонами. Школе нужны чистые, ясные тона. Залы и коридоры должны вызывать чувство широкого пространства и движения. Они, также как и стены лестниц, могут быть окрашены в светло - синий и желтый цвет, т. е. цвет контрастный окраске учебного класса, т.к. дети должны чувствовать себя на отдыхе.
Большинство из нас не осознают ежедневного контакта с цветом. Мы, сами того не осознавая, часто выбираем цвет в интерьере или одежде по своему эмоциональному состоянию. Иные - по своим ассоциациям. Цвет одежды также может влиять на самочувствие. Он может быть осознанным и вынужденным, например, цвет формы. Целое поколение школьников выросло в коричневой форме. Нося ее почти постоянно в течение десяти лет, многие впитали в себя подчинение тоталитарному режиму. Поэтому так сложно перестраиваться потом. Красный цвет одежды, соприкасающийся непосредственно с кожей, может оказать стимулирующее и согревающее воздействие. Голубая одежда может создавать определенную дистанцию или недоступность в межличностных отношениях. Темные и черные одежды дисциплинируют, но вызывают чувство дискомфорта, т. к «впитывают» в себя всю лучистую энергию, а она не всегда бывает положительной. Белые вещи не принимают никакой энергии извне, создают ощущение праздника, подчеркивают честность, порядочность. Таким образом, постоянное общение только с одним цветом, не всегда полезно.
Природа дарит нам разнообразие цветовых оттенков, богатство красок. Они создают гармонию жизни, состояние свободы и счастья. Они при правильном их использовании дарят нам здоровье.
Создание адаптивной среды в школе позволит сохранить здоровье ребёнка. В результате это даст возможность обучающимся эффективно существовать и развиваться в постоянно изменяющихся условиях, чтобы оперативно справляться с современными ситуациями и прогнозируемыми вызовами XXI-го века.
В новом Государственном стандарте образования по искусству и «Концепции художественного образования в РФ» (2002г.) сделаны специальные акценты на формирование музыкально-релаксационной культуры: освоение детьми элементарных приёмов снятия психического и мышечного напряжения в процессе выполнения музыкально-терапевтических упражнений, активное использование целительных возможностей музыки в интеграции с другими видами искусства, восстановление положительного эмоционально-энергетического тонуса учащихся. Это стало особо важным в связи с ростом психических расстройств, повышенной тревожности и агрессивности, психосоматических заболеваний у детей, о которых свидетельствует современная статистика.
Целительные возможности искусства, в том числе музыки, были известны с древних времён. У разных племён и народов существовали созвучия и ритмы, использовавшиеся как против страстей души, уныния, раздражения, гнева и других душевных «невзгод», так и против физических недугов. В самых древних свидетельствах и документах, дошедших до нас, музыка фигурирует как лечебное средство, о влиянии искусства на душу и тело человека размышляли в своих трудах многие античные философы (Аристотель, Пифагор, Платон). В Китае уже много веков назад музыка использовалась достаточно широко и в соответствии с правилами традиционной китайской медицины. Современные медики не раз убеждались в своей практике, что древнекитайские методы музыкальной терапии поддерживают психофизическое здоровье человека, лечат эмоциональные расстройства. Сегодня музыкальную терапию применяют во многих странах мира: в Америке, Великобритании, Германии, Швеции. В России в области музыкальной терапии наиболее известны исследования Л.С.Брусиловского, В.И.Петрушина и М.Л.Лазарева.
В работы этих авторов входят конкретные музыкально- терапевтические упражнения, рекомендуемые для занятий с детьми. Музыкальная терапия в условиях общеобразовательной школы представляет собой совокупность приемов и методов, направленных на расширение и обогащение спектра доступных ребёнку переживаний и формирование мировоззрения, которое помогает ему быть здоровым и счастливым.
Автор данной методики Валентин Иванович Петрушин не является профессиональным врачом, но, будучи профессиональным музыкантом, он опробовал свою методику в школах. В этой методике используются приемы музыкально-образной психотерапии, специальные дыхательные упражнения, ритмические движения и танцы, просмотр слайдов с красивыми картинами природы и шедевров мировой живописи, внимательное прослушивание аффективно насыщенных музыкальных произведений. Автор создал установки музыкального самовнушения, которые могут оказывать на мироощущение ребенка положительное воздействие, ибо оптимистическое восприятие жизни необходимо для душевного здоровья. В предлагаемом подходе объединяются эстетотерапия - лечение красотой и арт-терапия - лечение идеалами.
Арт - терапия - это метод воздействия посредством самовыражения через искусство, творчество. Возможности арт-терапии позволяют сдержать «выплёскивание» негативной агрессивной энергии на окружающих, способствуют гармонизации личности с природной и социальной средой.
Это прежде всего музыкальная терапия (вокальная и дыхательная), фольклорная терапия, а также интегрированные с музыкой сказкотерапия и танцевально-двигательная терапия.
Составными частями музыкальной терапии являются вокальная и дыхательная терапия. Ключ к пониманию настоящей музыки - это песня. Поющий может передать все оттенки красоты, радости, песня - язык общения человеческих душ, верный лекарь человеческого сердца. Полезно любое пение, так как звук, зарождающийся во время пения, проводит своеобразный вибрационный массаж внутренних органов и может стимулировать их работу. В этом состоит одно из положительных свойств пения для здоровья. Особенно полезно хоровое пение. Новые технологии принесли современным детям увлечение пением караоке - пение под фонограмму известных эстрадных и детских песен. На уроках музыки кроме традиционного пения, можно проводить караоке-разминки с пением известных детских песен. Это позволяет добиться хорошего настроения, положительных эмоций, никто не боится быть осмеянным и все могут почувствовать себя суперзвездой. В конце пение по японской традиции неизменно сопровождается аплодисментами, что тоже вносит капельку в общее улучшение настроения. Такие караоке-разминки очень нравятся детям.
Дыхательная гимнастика снимает усталость головного мозга, нормализует как повышенное, так и пониженное давление, очищает лёгкие, в результате чего во все уголки организма поступает кислород, то есть дыхательная гимнастика позволяет детям заниматься оздоровлением, не замечая процесса лечения. 
В начальной школе можно включить в урок элементы танцевально-двигательной терапии. Это разнообразные движения пластические импровизации и этюды, танцы под музыку. Танцевальные и ритмические движения влияют на эмоциональное состояние учащихся, снимают психическое напряжение, развивается фантазия, творческое воображение детей, происходит физическое и психическое раскрепощение детей, «снятие» комплексов, коррекция стрессов.
Эстетотерапия - это комплекс педагогических и психологических воздействий с целью эстетического воспитания ребенка и включения его в мир культуры, красоты. Эстетотерапия способствует расширению художественного кругозора детей, открывает большие возможности для коррекции имеющихся у ребенка нарушений и создает предпосылку для реализации его личности. На уроках практикуется просматривание слайдов с красивыми картинами природы и шедевров мировой живописи. Как фон к этим слайдам используется классическая музыка спокойного характера, презентации с пейзажами разных художников, используются фильмы из серии «Релаксация. Звуки природы». В процессе деятельности создается атмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности, возникают ощущения психологического комфорта, защищенности, радости. В результате мобилизуется целебный потенциал эмоций.
Забота о здоровье детей - первостепенная задача каждого педагога. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе. И музыкальная терапия может стать эффективным методом сохранения здоровья школьников.

Литература.
Абрамова И.В. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Самара: 2004г.
Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. М.: Творческий центр «Сфера», 2005г.
Каштанова Т.В. Организация оздоровительного центра в образовательном учреждении. Практическое пособие. М.: АРКТИ. 2002г.
Здоровьесберегающее обучение и воспитание. Под редакцией Андреева В.И. Казань: 2000г.
Начальная школа. 2001г. №11 Статья: «Классы реабилитации здоровья». Уфимцева Л.П., Шульга М.Н., Камина И.В., Татарина Т.А.
Н.К.Смирнов. Здоровьесберегающие технологии в работе учителя и школы. М.: АРКТИ, 2003г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Как воспитать у ребенка интерес к чтению"

«Приучить дитя к разумной беседе с книгой и приохотить его к такой беседе есть, по нашему мнению, одна из важных задач школы», - говорил К. Д. Ушинский. Я полностью согласна с этим великим ...

Как воспитать у ребенка интерес к чтению

Как воспитать у ребенка интерес к чтению...

Как воспитать у ребенка любовь к труду

В  статье даны рекомендации для родителей по воспитанию у ребенка трудолюбия....

Как воспитать в ребенке послушание?

Проблема детского послушания всегда волновала родителей. Сейчас, когда детское своеволие так разгулялось, для многих взрослых это проблема номер один. Существуют несколько способов, которым...

Как воспитать у ребенка любовь к чтению

План беседы1.                Выбор книги для чтения.2....

Как воспитать у ребенка любовь к чтению?

Памятка для родителей Как воспитать у ребенка любовь к чтению?...

Родительское собрание « ЗОЖ семьи - залог здоровья ребенка. Здоровый ребенок - здоровое общество»

Тематика родительского собрания направлена на  объединение усилий школы и семьи в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья школьников и формирование понимания значимости собственного здо...