Рабочая программа по экономике для начальной школы 3 класс
рабочая программа (3 класс) на тему
Рабочая программа по курсу «Экономика для начальной школы» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта и ориентирована на использование учебника (учебно - методического комплекта):
И.А. Сасова
Экономика. 3 класс: Тетрадь творческих заданий /И.А. Сасова, Е.Н. Землянская – 15-е изд.-М:Вита-Пресс, 2014-72с.:ил.
И.А. Сасова, Е.Н. Землянская
Экономика для младших школьников, 3 класс / И.А. Сасова, Е.Н. Землянская – Пособие для учителя. М.:Вита-Пресс, 2013-электрон.текст.дан. (34Мб)-1 опт. Компакт-диск (CD-ROM)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 44.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Экономика для начальной школы» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, утверждённого 06.10.2009 г. № 373; основной образовательной программы начального общего образования МБОУСОШ № 13 с УИП эстетического цикла, утверждённой 31.08.2016г. Приказом № 517- од, учебного плана, с учётом программы непрерывного социально-экономического образования и воспитания учащихся 1-8 классов образовательных школ (программа разработана РАО, редактор программы – чл.корр.РАО И.А. Сасова).
Рабочая программа ориентирована на использование учебника (учебно - методического комплекта):
И.А. Сасова
Экономика. 3 класс: Тетрадь творческих заданий /И.А. Сасова, Е.Н. Землянская – 15-е изд.-М:Вита-Пресс, 2014-72с.:ил.
И.А. Сасова, Е.Н. Землянская
Экономика для младших школьников, 3 класс / И.А. Сасова, Е.Н. Землянская – Пособие для учителя. М.:Вита-Пресс, 2013-электрон.текст.дан. (34Мб)-1 опт. Компакт-диск (CD-ROM)
В соответствии с учебным планом предмет «Экономика для начальной школы» изучается по 1 часу в неделю. 34 часа в год.
Количество часов может варьироваться в зависимости от графика учебного процесса
Программой предусмотрено проведение:
- контрольных работ – 4
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что формирование первых представлений детей об экономических потребностях и возможностях их удовлетворения; приобщение к бережливости, экономности; создание условий для творческого отношения к использованию всех видов ресурсов даст возможность младшему школьнику включиться в экономическую жизнь семьи, школы, ближайшего окружения.
Актуальность данной программы состоит в том, что экономическое образование необходимо для формирования поколения, способного к жизненному и профессиональному самоопределению в условиях рыночных отношений.
Основной целью социально-экономического образования и воспитания младших школьников является формирование элементарных эконмических представлений, необходимых в практической деятельности, и начала экономической культуры. Реализация поставленной цели осуществляется при решении следующих задач:
— формирование у учащихся представления об экономике как сфер деятельности человека, связанной с проблемой удовлетворения потребностей с учетом ограниченности возможностей;
— освоение простейших приемов выбора;
— овладение элементарными экономическими расчетами;
— воспитание бережливости, аккуратности, ответственности за порученное дело; умения доводить начатое дело до конца; рационально использовать различные ресурсы; бережно относиться к личному, семейному, школьному и другому имуществу.
При разработке программы в качестве исходных положений были приняты следующие:
1. Мышление младших школьников носит конкретный характер, поэтому за основу берутся те понятия и явления, с которыми дети не раз встречались в жизни.
2. Для активизации процесса обучения и воспитания используются различные методы (рассказ, тренинг, игра, разбор ситуаций, выполнение проектов, дискуссия, изобразительная деятельность и др.), включающие детей в конкретную обучающую деятельность.
3. Содержание учебного экономического материала должно стать основой для дальнейшего изучения экономики в средней школе.
4. Социально-экономические знания, получаемые школьниками, должны формировать гражданина и соответствовать нормам и правилам, принятым в цивилизованном обществе.
Значительную помощь в овладении младшими школьниками экономическими понятиями оказывают межпредметные связи. Уроки по предметам «Окружающий мир», «Технология (трудовое обучение)», «Изобразительное искусство» позволяют развивать экономическое мышление учащихся. Решение задач с экономическим содержанием на уроках математики показывает прагматическую направленность экономических знаний.
Темы для изучения курса «Экономика для начальной школы» отобраны с учетом возрастных возможностей младших
школьников. Они предусматривают ознакомление младших школьников с экономическими основами большинства конкретных проблем, с которыми они и их семьи встречаются в повседневной жизни. Структура содержания курса представляет собой систему понятий, органически связанных между собой: каждая предыдущая тема является основой для изучения последующих тем.
Одной из важнейших потребностей современной школы является воспитание делового человека, личности с развитым экономическим мышлением, готовой к жизни и хозяйственной деятельности в условиях рыночных отношений. Основной целью социально-экономического образования и воспитания младших школьников является формирование элементарных экономических представлений, необходимых в практической деятельности, и начала экономической культуры.
Новизна и принципиальное отличие данного курса экономики – это приоритет общечеловеческих нравственных ценностей. Как сквозная тема проходит рассмотрение морально-этических принципов цивилизованного предпринимательства, которые сложились в процессе исторического развития представлений о достойном облике бизнесмена.
Сложившаяся система экономического образования в школе предусматривает три уровня подготовки учащихся.
Первый уровень – обязательный для всех учащихся. Он основан на базовых знаниях о личной, семейной экономике, подготовке к производственно-экономической деятельности в условиях разных видов собственности, многообразия форм организации труда, на ознакомлении с основами социально-экономической защиты молодёжи в условиях формирующихся рыночных отношений.
Цель экономического образования и воспитания на данном уровне – формирование поколения, способного к жизненному и профессиональному самоопределению в условиях рыночных отношений.
Основной вопрос, на который должен отвечать экономический курс этого уровня, ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ об экономике. Такой подход в содержательном плане предусматривает, что на начальных этапах обучения школьников (1-4 классы) им разъясняется значение основных экономических понятий, с которыми дети сталкиваются в повседневной жизни. Он предусматривает ознакомление школьников с потребностями и ограниченными возможностями их удовлетворения, необходимостью выбора, обучение простейшим навыкам потребителя.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом ОУ в форме теста.
Результаты изучения учебного предмета
Этот предмет обеспечивает формирование личностных универсальных действий:
• социально-личностное развитие обучающегося, т.е. формирование ценностных установок, качеств, личностных ресурсов, выявление потребностей и мотивов, которые определяют поведение человека в ситуации выбора в дальнейшем;
• поведенческий и ценностно-смысловой аспекты будущей профессиональной карьеры человека, т.е. детерминирующие способы заработка и расходования денег;
• гражданское становление человека – как гражданин демократической страны может (и должен) высказывать свое мнение и влиять на решение многих вопросов развития общества, включая экономические.
• развитие человека как ЛИЧНОСТИ включает в себя умение брать на себя ответственность, сопоставлять свои желания и возможности, стремление к сотрудничеству и, в конечном итоге, - достижение собственной цели.
• осознание важности образования в сегодняшней и завтрашней жизни.
Регулятивные универсальные учебные действия.
В процессе экономического воспитания у младших школьников вырабатываются умения, присущие любому виду деятельности. Это планирование, организация, контроль, экономия времени, рациональные приемы учебной и внеклассной деятельности. Сущность этих умений проявляется в самоорганизации и в саморегуляции деятельности. Единство всех компонентов (знания, распределение и переключение внимания, навыки восприятия, мышления, самоконтроля и др.) в структуре умения определяется взаимодействием цели (представления о возможном конечном результате деятельности) и условий.
Познавательные универсальные учебные действия.
За период обучения в начальных классах у учащихся расширяется круг экономических понятий, меняется качество их усвоения - понятия становятся более полными и точными. В младшем школьном возрасте учащиеся усваивают экономические знания на общенаучном уровне, т.е. в виде представлений, которые при определенных условиях переходят в понятия. Понятия отражают существенные признаки (свойства, стороны) вещей, явлений окружающей действительности, фиксируют результат обобщения этих признаков. Поэтому понятие - важнейший элемент системы научных знаний.
Выпускник научится:
·осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
·осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
·использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
·строить сообщения в устной и письменной форме;
·основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
·осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
·осуществлять синтез как составление целого из частей;
·проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
·устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
·строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
·обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
·осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
·устанавливать аналогии.
Выпускник получит возможность научиться:
·осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
·записывать, фиксировать экономическую информацию с помощью инструментов ИКТ;
·осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
·осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
·строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Выпускник научится:
·адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ;
·допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
·учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
·формулировать собственное мнение и позицию;
·договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
·строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
·задавать вопросы;
·контролировать действия партнёра;
·использовать речь для регуляции своего действия;
·адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
·учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
·учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
·понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
·аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
·продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
·с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
·задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
·осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
·адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
В результате изучения курса «Экономика» выпускники начальной школы получат возможность получить базовые знания о личной, семейной экономике; узнать значение основных экономических понятий, с которыми дети сталкиваются в повседневной жизни. Младшие школьники ознакомятся с потребностями и ограниченными возможностями их удовлетворения, необходимостью выбора, обучатся простейшим навыкам потребителя.
Выпускники получат возможность осознать зависимость благосостояния общества и человека, удовлетворения его потребностей от качества труда. Ребята познают значение природных богатств для человека, проникнутся бережным отношением людей к природе и всем видам ресурсов.
Младшие школьники получат элементарные представления о потребностях, о видах собственности, семейных доходах и расходах, разумных тратах, карманных деньгах и рациональном их расходовании, стоимости школьного имущества, учебников, расходов на ремонт здания школы, её оборудования и т.д.
Формы и режим занятий:
Учитывая возрастные особенности младших школьников занятия эмоциональны, методически разнообразно построены, насыщены играми, проблемными ситуациями из жизни, сказок и рассказов. Теоретический материал подаётся в основном в игровой форме, предусмотрены: игра-путешествие, сюжетно-ролевая игра, игра-конкурс. Кроме того, используются традиционные способы передачи информации: рассказ, беседа, лекция. Практическая работа предусматривает составление и решение экономических задач, поиск информации в справочной литературе, разработка алгоритмов и маршрутных листов, экскурсии, тренинг, творческая гостиная.
Занятия проводятся с использованием слайдовых презентаций, наглядных пособий, дидактического материала, литературных произведений и видеоматериалов.
Ожидаемые эффекты реализации программы:
- формирование экономической культуры младших школьников;
- проявление экономического мышления в нравственно обоснованном поведении;
- умение использовать альтернативное мышление с целью познания многообразия потребностей и ограниченности ресурсов;
- включение в разные формы социально-экономической деятельности, возможность реализации творческого потенциала личности младшего школьника.
Виды контрольно – оценочной деятельности:
- текущий контроль
- тематический
Формы контрольно – оценочной деятельности на уроке:
- УО – устный опрос
- КР – контрольная работа
- ТР – творческая работа (сообщение, иллюстративно – наглядный материал, изготовленный учащимися проект, презентация.)
- ПР – практическая работа
- Т – тест.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом школы в форме теста.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценностные ориентиры изучения предмета «Экономика» в целом ограничиваются ценностью
истины, однако данный курс предлагает как расширение содержания предмета, так и совокупность
методик и технологий (в том числе и проектной), позволяющих заниматься всесторонним
формированием личности учащихся средствами предмета «Экономика» и, как следствие, расширить набор ценностных ориентиров.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но
свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Требования к уровню освоения обучающимися (личностных, метапредметных и предметных) результатов изучения предмета «Экономика для начальной школы»
Личностными результатами изучения курса «Экономика для начальной школы» является формирование следующих умений:
- проявлять интерес к новому учебному материалу,
- ориентироваться в нравственном содержании поступков,
- развивать этические чувства.
- развивать способность к самооценке, потребность в самоактуализации, самовыражению и самоутверждению.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости экономических знаний в современном обществе;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого познавательного интереса к новым способам познания;
- морального-нравственного сознания, способности к решению морально-нравственных проблем,
- устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Регулятивные результаты:
- принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия,
- планировать свои действия, выполнять учебные действия;
- вносить необходимые коррективы и действовать на основе результатов обсуждения;
- осуществлять пошаговый и итоговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные результаты:
- осуществлять поиск нужной информации в учебнике, словарях, дополнительной литературе;
- анализировать объекты, выделять главное, проводить сравнение, классификацию
- по разным критериям, обобщать;
- высказываться, опираясь на свой жизненный опыт;
- анализировать ситуации, подводить анализируемые объекты под понятие, устанавливать аналогии;
- выразительно читать, «проигрывать роли» с промежуточным обсуждением и домысливанием
- событий.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с
- использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные результаты:
- допускать существование различных точек зрения, принимать другие мнения и позиции, формулировать собственное мнение и позицию,
- договариваться, приходить к общему решению, строить понятное для партнера высказывание,
- задавать вопросы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности;
- допускать возможность существования разных точек зрения, учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Основные знания и умения
Учащиеся начальной школы должны знать:
-какие бывают потребности;
-каковы источники удовлетворения потребностей;
-почему все потребности нельзя удовлетворить;
-необходимость выбора;
-деньги и их роль в жизни человека и общества;
-доходы и расходы в семье;
-где можно приобрести товары и услуги;
-права потребителя;
-взаимоотношения покупателя и продавца;
-значение труда в удовлетворении потребностей;
-что такое собственность;
-представления о школьном хозяйстве;
-представления о домашнем хозяйстве;
-представления об особенностях регионального (местного) хозяйства;
-возможности местного хозяйства в удовлетворении потребностей людей.
Учащиеся начальной школы должны уметь:
-анализировать свои потребности;
-выделять жизненно важные потребности;
-определять источники удовлетворения жизненно важных потребностей;
-пользоваться деньгами;
-определять источники доходов и расходов;
-объяснять значение труда в удовлетворении потребностей;
-совершать элементарные покупки в магазине;
-анализировать возможности домашнего, местного хозяйства в удовлетворении потребностей людей.
Полученные детьми знания позволяют уже в начальных классах включиться в экономическую жизнь школы и родительской семьи.
Используются как групповая, так и индивидуальная формы организации обучения. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической
деятельности: работа с текстами и иллюстрациями, познавательными заданиями, игры ролевые, дидактические и имитационные, учебные задания.
Темы для изучения курса «Экономика» отобраны с учетом возрастных возможностей младших школьников. Они предусматривают ознакомление младших школьников с экономическими основами большинства конкретных проблем, с которыми они и их семьи встречаются в повседневной жизни. Структура содержания курса представляет собой систему понятий, органически связанных между собой: каждая предыдущая тема является основой для изучения последующих тем.
Содержание тем учебного предмета
(1час в неделю, всего – 34 часа в год.)
3 класс
1. Труд (8 часов)
Почему все должны трудиться. Труд в семье. Труд на производстве. Почему труд по-разному ценится. Продукция. Товар. Услуга. Где производятся товары и услуги.
Основные понятия: труд, продукция, товары, услуги.
2. Собственность (7 часов)
Что такое собственность. Личная собственность. Семейная собственность. Общественная собственность. Государственная собственность. Понятие «имущество». Школьное имущество. Богатство. Источники богатства.
Природные богатства. Богатства, созданные трудом человека.
Взаимосвязь богатства и культуры. Представление о роли предпринимательства.
Основные понятия: собственность, имущество, богатство, культура.
3. Домашнее хозяйство (8 часов)
Что такое домашнее хозяйство. Обязанности членов семьи в рациональном ведении домашнего хозяйства. Управление домашним хозяйством. Твой вклад в домашнее хозяйство. Потребности членов семьи и возможности их удовлетворения с учётом бюджета семьи. Благосостояние семьи.
Основные понятия: домашнее хозяйство, управление, потребности семьи, выбор приоритетов в удовлетворении потребностей, благосостояние.
4. Школьное хозяйство (10 часов)
Что такое школьное хозяйство. Здание. Оборудование. Расходы школы на приобретение оборудования, литературы, инвентаря, мебели и др. Экономика школьной библиотеки. Экономика школьных мастерских. Учебно-опытный участок. Школьная столовая: доходы и расходы. Стоимость коммунальных услуг. Твой вклад в школьную экономику. Бережливость и экономность.
Основные понятия: экономика, хозяйство, имущество, оборудование, коммунальные услуги, бережливость, экономность.
5. Итоговое занятие (1 час)
Учащиеся должны иметь представления о понятиях: труд, продукция, товары, услуги, собственность, имущество, богатство, культура, экономика, хозяйство, оборудование, коммунальные услуги, бережливость, экономность, домашнее хозяйство, школьное хозяйство, потребности семьи, выбор приоритетов в удовлетворении потребностей, бюджет семьи, благосостояние.
Учащиеся должны уметь приводить примеры: необходимости труда для удовлетворения потребностей; товаров первой необходимости; услуг, которыми пользуется семья; личной, семейной, общественной и государственной собственности; личного участия в ведении домашнего хозяйства.
Учащиеся должны уметь провести выбор: товара или услуги (из предложенного перечня); личной, семейной, общественной, государственной собственности (из предложенного перечня); личного и школьного имущества.
Учащиеся должны продемонстрировать умения: анализировать экономические ситуации, решать простейшие экономические задачи, экономного и бережного отношения к школьному имуществу.
Учебно-тематический план курса
«Экономика для начальной школы»
Классы | Разделы | Количество часов | «Контрольные работы |
3 | 1. Труд 2. Собственность 3. Домашнее хозяйство 4. Школьное хозяйство 5. Итоговое занятие Итого | 8 7 8 10 1 34 | Контрольная работа №1 Контрольная работа №2 Контрольная работа №3 Контрольная работа №4 Итоговый тест |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Программа непрерывного социально-экономического образования и воспитания учащихся 1-8 классов образовательных школ (программа разработана РАО, редактор программы – чл.корр.РАО И.А. Сасова)
И.А. Сасова
Экономика. 3 класс: Тетрадь творческих заданий /И.А. Сасова, Е.Н. Землянская – 15-е изд.-М:Вита-Пресс, 2014-72с.:ил.
И.А. Сасова, Е.Н. Землянская
Экономика для младших школьников, 3 класс / И.А. Сасова, Е.Н. Землянская – Пособие для учителя. М.:Вита-Пресс, 2013-электрон.текст.дан. (34Мб)-1 опт. Компакт-диск (CD-ROM)
К техническим средствам обучения относятся:
- мультимедиапроектор;
- компьютер;
- интерактивная доска.
Информационное сопровождение, цифровые и электронные образовательные ресурсы htt://files.school-collection.edu.ru
Календарно-тематическое планирование по экономике в начальной школе
№ | Наименование изучаемой темы | Основное содержание по теме | Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий) | ||||||||
Дата | Тема урока, тип урока | Элемент содержания | Требования к результатам (предметным и метапредметным) | Контрольно-оценочная деятельность | Информационное сопровождение, цифровые и электронные образовательные ресурсы | ||||||
Учащийся научится | Учащийся сможет научится | Вид | Форма | ||||||||
Раздел 1. Труд (8 часов) | |||||||||||
1 | 03.09 | Почему все должны трудиться? | 1 | актуализировать и систематизировать имеющиеся у детей сведения о труде; начать формировать представления о необходимости и важности труда в жизни человека. скорректировать знания и представления учащихся о товарах и услугах; дать понятие «продукция» производство услуг. | — выявить социальную важность труда в жизни человека; — ознакомить с понятием «труд»; — рассмотреть разнообразные виды деятельности, существующие в человеческом обществе. расширить представления о различных видах услуг; познакомится с различными видами предприятий, оказывающих услуги. | формировать представление о том, что итоги труда бывают материальными и нематериальными; — объяснить важность ответственного и добросовестного отношения к производственной деятельности; — раскрыть взаимосвязь между учебной деятельностью и профессиональным мастерством Определять род трудовой деятельности человека, предмет его постоянных занятий, виды деятельности, работ по выполнению (оказанию) услуг | текущий | УО | htt://files.school-collection.edu.ru | ||
2 | 17.09 | Труд в семье | 1 | текущий | УО | htt://files.school-collection.edu.ru | |||||
3 | 24.09 | Труд на производстве | 1 | текущий | УО | htt://files.school-collection.edu.ru | |||||
4 | 01.10 | Почему труд по разному ценится? | 1 | текущий | УО | htt://files.school-collection.edu.ru | |||||
5 | 08.10 | Продукция. Товар. Услуга | 1 | текущий | УО | htt://files.school-collection.edu.ru | |||||
6 | 15.10 | Где производят товары? | 1 | текущий | ПР | htt://files.school-collection.edu.ru | |||||
7 | 22.10 | Где производят услуги? | 1 | текущий | УО | htt://files.school-collection.edu.ru | |||||
8 | 29.10 | Проверочная работа №1 | 1 | Проверка знаний | Самостоятельно выполнять задания | отличать верно выполненное задание от неверного. | тематический | КР | htt://files.school-collection.edu.ru | ||
Раздел 2. Собственность (7 часов) | |||||||||||
9 | 12.11 | Что такое собственность? | 1 | Что такое собственность, представление о личной и семейной собственности. Существование государственной и общественной собственности. представление о школе как о самостоятельной хозяйствующей единице представление о том, что такое богатство, связь богатства и культуры | сформировать понятие «собственность» и «собственник»; — познакомиться с различными формами собственности; — воспитывать бережное отношение ко всем формам собственности. знакомство детей с источниками богатства: природные богатства (земля, полезные ископаемые, леса, реки и др.); результаты трудовой деятельности, человеческих знаний, умений, предприимчивости (заводы, здания, картины, музыкальные произведения, изделия народных промыслов и т. п.); расширить представление у детей о понятиях «культура» «богатство»; | пониманию, что богатство — это результат большого труда. бережному отношение к школьному имуществу. О значении меценатства в развитии культуры; бережно и уважительно относиться к культуре и традициям родного края. понимать , как богатство может быть связано с культурой; | текущий | ПР | htt://files.school-collection.edu.ru | ||
10 | 19.11 | Личная собственность. Семейная собственность | 1 | текущий | ПР | htt://files.school-collection.edu.ru | |||||
11 | 26.11 | Государственная собственность. Общественная собственность | 1 | текущий | ТР | htt://files.school-collection.edu.ru | |||||
12 | 03.11 | Школьное имущество | 1 | текущий | ТР | htt://files.school-collection.edu.ru | |||||
13 | 10.11 | Богатство. Источники богатства: природные богатства, результаты трудовой деятельности. | 1 | текущий | ТР | htt://files.school-collection.edu.ru | |||||
14 | 17.11 | Богатство и культура | 1 | текущий | УО, ПР | htt://files.school-collection.edu.ru | |||||
15 | 24.11 | Проверочная работа №2 | 1 | Проверка знаний | Самостоятельно выполнять задания | отличать верно выполненное задание от неверного. | тематический | КР | |||
Раздел 3. Домашнее хозяйство (8 часов) | |||||||||||
16 | 14.01 | Что такое домашнее хозяйство? | 1 | общее представление о домашнем хозяйстве, обязанности членов семьи в рациональном ведении домашнего хозяйства. каждый член семьи должен принимать участие в ведении домашнего хозяйства. понятие «семейный бюджет» представление о благосостоянии семьи, | что домашнее хозяйство является частью экономики; познакомиться с составными частями домашнего хозяйства представлению о семье; трудолюбию; вносить посильный вклад в ведение домашнего хозяйства; уважать труд, какой бы он ни был, пробуждать желание трудиться; взаимосвязи между членами семьи при ведении домашнего хозяйства; активно участвовать в управлении домашним хозяйством первоначальным понятиям о семейном бюджете; определить источники формирования бюджета семьи | Что главным условием успешного ведения домашнего хозяйства — трудом. Распределению обязанностей между членами семьи. формированию чувства гордости за результат своего труда практическим навыкам ведения домашнего хозяйства. формировать бережное отношение к бюджету семьи анализировать бытовые экономические проблемы семьи, необходимости соотнесения потребностей с возможностью их удовлетворения с учетом бюджета семьи | текущий | УО | htt://files.school-collection.edu.ru | ||
17 | 21.01 | Обязанности членов семьи по ведению домашнего хозяйства | 1 | текущий | УО | htt://files.school-collection.edu.ru | |||||
18 | 28.01 | Твой вклад в домашнее хозяйство | 1 | текущий | УО | htt://files.school-collection.edu.ru | |||||
19 | 04.02 | Управление домашним хозяйством | 1 | текущий | ПР | htt://files.school-collection.edu.ru | |||||
20 | 11.02 | Бюджет семьи | 1 | текущий | ПР | htt://files.school-collection.edu.ru | |||||
21 | 18.02 | Потребности членов семьи и возможности их удовлетворения исходя из бюджета семьи | 1 | текущий | ПР | htt://files.school-collection.edu.ru | |||||
22 | 25.02 | Благосостояние семьи | 1 | текущий | УО | htt://files.school-collection.edu.ru | |||||
23 | 04.03 | Проверочная работа №3 | 1 | Проверка знаний | Самостоятельно выполнять задания | отличать верно выполненное задание от неверного. | тематический | КР | htt://files.school-collection.edu.ru | ||
Раздел 4. Школьное хозяйство (10 часов) | |||||||||||
24 | 11.03 | Что такое школьное хозяйство? | 1 | представление о том, что школа — самостоятельная хозяйствующая единица воспитание осознанного, рачительного отношения к школьному зданию и оборудованию практические навыки, связанные с ведением школьного хозяйства. работа школьной столовой затраты школы на коммунальные услуги несложные экономические расчеты, связанные с коммунальными услугами режим экономии в школе силами учащихся, виды деятельности, выполняя которые могут оказать реальную экономическую помощь школе; экономические выгоды, образующиеся при экономном и бережливом ведении школьного хозяйства | Понимать структуру школьного хозяйства с экономическими потребностями школы представлению о статье бюджета, обеспечивающей финансирование школьного здания и оборудования вести несложные экономические расчеты; социальным аспектам ведения школьного хозяйства пониманию важности работы столовой в жизни школы; условиями труда работников школьной столовой и экономической деятельностью столовой; практическим и трудовым навыкам общественно полезного труда способности совершать рациональный выбор, связанный с бережливостью | Чувству хозяина, бережному отношению к школьному имуществу проявлению заботы об имуществе школы (участие в уборке школы, класса, территории; посильном мелком ремонте книг, оборудования и др.) бережному отношение к книгам и уважительному отношению к профессии школьного библиотекаря. уважительному отношению к труду работников школьной столовой и к оборудованию, находящегося в столовой отношение к экономии электроэнергии, воды, тепла неравнодушному хозяйскому отношению к школе | текущий | ПР | htt://files.school-collection.edu.ru | ||
25 | 18.03 | Школьное здание, оборудование | 1 | текущий | ПР | htt://files.school-collection.edu.ru | |||||
26 | 25.03 | Расходы школы на приобретение оборудования, инвентаря, литературы и другого имущества | 1 | текущий | УО, ПР | htt://files.school-collection.edu.ru | |||||
27 | 08.04 | Экономика школьной библиотеки | 1 | текущий | УО | htt://files.school-collection.edu.ru | |||||
28 | Школьная столовая: доходы и расходы | 1 | текущий | УО | htt://files.school-collection.edu.ru | ||||||
29 | 15.04 | Стоимость коммунальных услуг | 1 | текущий | ПР | htt://files.school-collection.edu.ru | |||||
30 | 22.04 | Твой вклад в школьную экономику | 1 | текущий | ПР | htt://files.school-collection.edu.ru | |||||
31 | 29.04 | Бережливость и экономность | 1 | ||||||||
32 | 06.05 | Контрольная работа №4 | 1 | Проверка знаний | Самостоятельно выполнять задания | отличать верно выполненное задание от неверного. | тематический | КР | |||
33 | 13.05 | Проверочная работа. Игра-путешествие в страну «Школярия» | 1 | Промежуточная аттестация | Самостоятельно выполнять задания | отличать верно выполненное задание от неверного. | тематический | Т | |||
Раздел 5. Итоговое занятие (1 час) | |||||||||||
34 | 20.05 | Итоговое занятие | 1 | Итоговое занятие | Самостоятельно выполнять задания | отличать верно выполненное задание от неверного. | тематический |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Изобразительное искусство в начальной школе" 1-4 класс УМК «Школа России» (новый стандарт) 2011г.
В рабочей программе «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» представлена пояснительная записка, в которой дана общая характеристика учебного предмета в соответствии с новым стандартом, указаны о...
Рабочие программы по предметам в начальной школе "Школа 2100" 3 класс
Составлены с учётом требований по ФГОС в июле 2013г....
Рабочие программы по предметам в начальной школе "Школа 2100" 3 класс
Составлены с учётом требований по ФГОС в июле 2013г....
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/14/picture-613238-1487075522.jpg)
Рабочая программа внеурочной деятельности в начальной школе "Школа пешехода"
Программа курса «Школа Пешехода» разработана для учащихся 1-4 классов, возраст – 6,5 - 11лет на основе примерной программы внеурочной деятельности начального и среднего образования «Юные инспектора дв...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/18/picture-905543-1489865287.jpg)
Рабочая программа по математике для начальной школы (УМК "Начальная школа 21 века")
Рабочая программа по математике для начальной школы (УМК "Начальная школа 21 века") рекомендована педагогам начальных классов....
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/18/picture-905543-1489865287.jpg)
Рабочая программа по технологии для начальной школы (УМК "Начальная школа 21 века")
Рабочая программа по технологии для начальной школы (УМК "Начальная школа 21 века") рекомендована педагогам начальных классов....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/12/picture-80784-1358008587.jpg)
Рабочая программа по экономике для начальной школы 4 класс
Рабочая программа по курсу «Экономика для начальной школы» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта и ориентирована на использование учебник...