Главные вкладки

    Создание внутренней положительной мотивации учебной деятельности младшего школьника в процессе использования дидактических игр на уроке.
    статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

    Ольга Серафимовна Кутейникова

    Тема:"Создание внутренней положительной мотивации учебной деятельности младшего школьника в процессе использования дидактических игр на уроке".

    Мотивация учения в младшем школьном возрасте развивается в нескольких направлениях.Как же превратить ученика в субьект учебной деятельности, который сам ставит перед собой цель. Решение этого вопроса вполне реально. Есть очень действенное средство - дидактическая игра.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

     

    «Создание внутренней положительной мотивации учебной деятельности младшего школьника в процессе использования дидактических игр на уроке»

     

      Младший школьный возраст характеризуется первичным вхождением ребёнка в учебную деятельность, овладение видами учебных действий. Каждое из учебных действий претерпевает свои процессы становления.

       Мотивация учения в младшем школьном возрасте развивается в нескольких направлениях.

        Широкие познавательные методы могут уже на середине этого возраста преобразоваться в учебно-познавательные мотивы; мотивы самообразования, представленные пока в самой простой форме интерес к дополнительным источникам знаний, эпизодическим чтением дополнительных книг.

       Широкие социальные мотивы развиваются от общего дифференцированного понимания социальной значимости учения, с которым ребёнок приходит в первый класс, к более глубокому осознанию причин необходимости учиться, что делает социальные мотивы более действенными.

      Позиционные социальные мотивы в этом возрасте представлены желанием ребёнка получить одобрение учителя. Мотивы сотрудничества и коллективной работы присутствуют в самом общем проявлении. Интенсивно развивается в этом возрасте целеполагание в учении. Младший школьник научается понимать  и принимать цели, исходящие от учителя. Удерживает эти цели в течение длительного времени, выполняя действия по инструкции. При правильной организации учебной деятельности у младшего школьника можно закладывать умения соотнесения цели своим возможностям.

       Убеждая школьника в необходимости работы ради достижения поставленной учебной цели, учитель нередко пытается воздействовать на широкие социальные мотивы, в частности, мотивы долга, самоопределения, но добивается лишь их осознания. Понимание младшим школьником важности поставленной цели не означает, что он со всей отдачей приступит к реальным  учебным действиям: свою будущую жизнь ученик начальной школы видит в далёкой перспективе, а в данный момент ощущает себя объектом воздействия. Нельзя назвать методические действия педагога эффективными и тогда, когда он пытается привести школьника к поставленной учебной цели, вызывая к жизни отрицательные мотивы: избегание наказания в виде плохих отметок или нелестных оценочных суждений и другие , подобные им мотивы.

         Как же превратить ученика в субъект учебной деятельности, который сам ставит перед собой цель, например: «Знать таблицу наизусть», страстно желает добиться такой цели лично для себя и активно включается в учебную деятельность, с удовольствием выполняя тренировочные упражнения столько, сколько нужно. Этот вопрос – не воплощение грёз учителя или родителя. Его решение вполне реально. Есть очень действенное средство – дидактическая игра.

                                      Понятие об игре и её видах.

           Игра имеет особое значение в жизни детей младшего школьного возраста. О значении дидактических игр в обучении младших школьников знают все. Их действительно широко используют в практике обучения. Тем не менее есть причина снова рассмотреть эту проблему, чтобы яснее видеть возможности применяемой дидактической игры для актуализации или зарождения реально действующих учебных мотивов и самостоятельной постановки школьниками учебной цели. Щедровицкий Г.П. пишет, что игра есть:

    1.особое отношение ребёнка к окружающему миру;

    2.особая деятельность ребёнка, которая изменяется и развёртывается как его субъективная деятельность;

    3.социально заданный и усвоенный ребёнком вид деятельности;

    4.деятельность, в ходе которой происходит усвоение самого разнообразного содержания и развитие психики ребёнка;

    5.социально-педагогическая форма организации всей детской жизни. Д.Б.Эльконин  даёт такое определение игры: « Человеческая игра – это такая деятельность, в которой воссоздаются  социальные отношения между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности…».

         Также  игра одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей; это средство, снимающее неприятные или запретные для личности школьника переживания.

       Игры подразделяются на творческие и игры с правилами. Творческие игры, в свою очередь включают: театральные, сюжетно-ролевые и строительные игры. Игры с правилами – это дидактические, подвижные, музыкальные и игры-забавы.

       Какое же значение имеет игра? В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают,  запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные  из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

        Из всего существующего многообразия различных видов игр именно дидактические игры самым тесным образом связаны с учебно-воспитательным процессом. Они используются в качестве одного из способов обучения различным предметам в начальной школе, в том числе особое место данные игры занимают на уроках математики. Дидактическая игра – это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся, как и каждая игра, представляет собой самостоятельный вид деятельности, которой занимаются дети: она может быть индивидуальной или коллективной. Данная игра является ценным средством воспитания действенной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у детей живой интерес к процессу познания, помогает сделать любой учебный материал увлекательным, облегчает процесс усвоения знаний.

        В дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступный ему анализ и синтез, делает обобщения.

           Существенный признак дидактической игры – устойчивая структура, которая отличает её от всякой другой деятельности.

          Основными структурными компонентами дидактической игры являются: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результат игры.

         Игровой замысел – первый структурный компонент игры – выражен, как правило, в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, кторую надо решить в учебном процессе.

          Каждая дидактическая игра имеет правила, которые определяют порядок действий и поведение учащихся в процессе игры, способствуют созданию на уроке рабочей обстановки. Правила должны разрабатываться с учётом цели и индивидуальных возможностей учеников.

         Игровые действия способствуют познавательной активности учеников, дают им возможность проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры.

         Основой дидактической игры, которая пронизывает собой её структурные элементы, является познавательное содержание. Оно заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой.

           Оборудование дидактической игры – это наличие технических средств обучения и различных средств наглядности.

          Дидактическая игра имеет определённый результат, который является финалом игры, придаёт игре законченность. Он выступает прежде всего в форме решения поставленной учебной задачи и даёт школьникам моральное и умственное удовлетворение. Для учителя результат игры является показателем уровня достижений учащихся или в усвоении знаний, или в их применении.

       Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой и отсутствие любого из них разрушает игру.

                                   

    Литература

    Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения. Кн. для учителя. -М.,1990

    Щедровицкий Г.П. методические замечания к педагогическим исследованиям игры.- М.,1996

    Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.,1978

    Спиридонова Б., Чилинрова Л. Играя, учимся математике. - М.,1993.

    Коваленко В.Г.Дидактические игры на уроках математики. – М.,1990.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация " Мотивация учебной деятельности младших школьников и создание условий для её реализации"

    Презентация к выступлению на ШМО "Мотивация учебной деятельности младших школьников и создание условий для её реализации"...

    Конспект выступления на ШМО Формирование основных компонентов учебной деятельности младших школьников в процессе использования УМК ОС Школа 2100

    Тема: Формирование  основных  компонентов учебной деятельности младших  школьников  в процессе использования УМК «ОС Школа 2100». Подготовила: Титова Елена Николаевна, учитель...

    возможности мотивации учебной деятельности младших школьников на уроках

    возможности мотивации учебной деятельности младших школьников на уроках...

    Применение АРТ - технологий на уроках в начальной школе как средство повышения мотивации учебной деятельности младших школьников

    Урок, на котором используются АРТ – технологии, раскрепощает внутренние силы ребенка, облегчает ему общение, речевую деятельность, способность самовыражения, обучает проектированию, прогнозирова...