Главные вкладки

    «Системно-деятельностный подход к обучению младших школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты
    статья на тему

    «Системно-деятельностный подход к обучению

    младших школьников в условиях перехода

    на новые образовательные стандарты

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Системно-деятельностный подход к обучению

    младших школьников в условиях перехода

    на новые образовательные стандарты

                                                         (Герберт Спенсер)

            Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Именно поэтому выпускники российской школы по уровню фактических знаний, заметно превосходят своих сверстников из большинства стран.

           Однако результаты проводимых за последние два десятилетия международных сравнительных исследований заставляют насторожиться. Российские школьники лучше учащихся многих стран выполняют задания репродуктивного характера, отражающие овладение предметными знаниями и умениями. Однако их результаты ниже при выполнении заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме, в которых требуется провести анализ данных или их интерпретацию, сформулировать вывод или назвать последствия тех или иных изменений.

            Российские школьники показали значительно более низкие результаты при выполнении заданий, связанных с использованием научных методов наблюдения, классификации, сравнения, формулирования гипотез и выводов, планирования эксперимента, связанных с интерпретацией данных и проведением  исследования.

            Поэтому Федеральный Государственный Образовательный стандарт выдвинул новые требования к результатам освоения основных образовательных программ. Начальная школа должна сформировать у ученика не только предметные, но и универсальные способы действий, обеспечивающие возможность продолжения образования в основной школе; развить способность к самоорганизации с целью решения учебных задач; обеспечить индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития.

            Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, надпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не "впрок", а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации.

        Предмет нашей гордости в прошлом – большой объём фактических знаний – в изменившемся мире потерял свою ценность, поскольку любая информация быстро устаревает. Необходимым становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять.

           Но ещё важнее знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую. И то, и другое, и третье – результаты деятельности, а деятельность – это решение задач. Таким образом, желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (результат – знания) на овладение способами взаимодействия с миром (результат – умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся. Поэтому и появилась потребность введения деятельностного метода обучения.

    Деятельностный метод обучения - – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.

    Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

    Реализация технологии деятельностного метода в практике преподавания обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

    1.Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

    2.Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

    3.Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

    4.Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

    5.Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

    6.Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

    7.Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

    По мнению А. Дистервега, деятельностный метод обучения является универсальным. “Сообразно ему следовало бы поступать не только в начальных школах, но во всех школах, даже в высших учебных заведениях. Этот метод уместен везде, где знание должно быть еще приобретено, то есть для всякого учащегося”.

       Использование данного метода в практике  позволяет мне грамотно выстроить урок, включить каждого обучающегося в процесс «открытия»  нового знания.  

     Структура уроков введения нового знания  обычно имеет следующий вид:

     

    I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) -   1-2 минуты

    Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

     

     Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

    • актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);
    • создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);
    • устанавливаются тематические рамки (“могу”).

     Приёмы  работы:

    • учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям,  предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони);
    • учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы, дети высказываются;
    • девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех» и др.)

      

    II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии -    4-5 минут

    Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.

    • Возникновение проблемной ситуации

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Системно-деятельностный подход к обучению младших школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты

    Системно-деятельностный подход к обучению младших школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты...

    «Развитие познавательного интереса в процессе изучения английского языка у младших школьников в условиях перехода на новые стандарты»

    Сегодня выпускнику средней школы недостаточно владеть определенным объемом знаний, умений и навыков, у него должно быть сформировано умение самостоятельно добывать знания и оперировать ими. Современна...

    Технология контроля и оценки младших школьников в условиях реализации новых образовательных стандартов

    Перед каждым образовательным учреждением сегодня стоит задача организации эффективного контроля и оценки в образовательном процессе, отслеживания и корректировки качественного уровня образования. «Сис...

    «Системно-деятельностный подход к обучению младших школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты/

    «Системно-деятельностный подход к обучениюмладших школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты...

    «Системно-деятельностный подход к обучению младших школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты»

    ldquo;Великая цель образования – это не знания, а действия”.(Герберт Спенсер)Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу...