Выступление "Проектирование урока в условиях перехода на ФГОС"
материал по теме

Материал по теме: " Проектирование урока в условиях перехода на ФГОС"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТИРОВАНИЕ УРОКА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС

                                                                                   

Урок был и остается основным элементом образовательного процесса, но в  условиях ФГОС  существенно меняется его функция, форма организации.

1 этап проектирования современного урока - определение типа урока.

           Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения.

          Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить    

          в четыре группы:

  • уроки «открытия» нового знания;
  • уроки отработки умений и рефлексии;
  • уроки общеметодологической направленности;
  • уроки развивающего контроля.

2 этап - постановка целей, в том числе выделение ведущей цели, которая определит

             всю логику будущего урока.

             Цели традиционного урока направлены на усвоение знаний и умений,  

             вопросы же воспитания осуществляют спонтанно. Цели современного урока

             – формирование и развитие личности с использованием всех компонентов

   образования, создание условий для проявления познавательной  

  активности учеников.

3 этап -  планирование результатов обучения.

4 этап - определение начальных условий  (какими представлениями и знаниями

              ученики уже обладают по изучаемой теме к данному моменту, какими

              умениями и навыками владеют, какие нормы, смыслы и убеждения у них

              сформированы).

5 этап - выбор метода обучения.

6 этап - выбор подходящей организационной формы обучения. 

7 этап -  разработка структуры урока.

Компонентами общей дидактической структуры урока (и одновременно основными этапами урока) являются:

1) актуализация прежних знаний и способов действий;

2) формирование новых понятий и способов действий;

3) применение-формирование умений и навыков.

4) рефлексия

На этом этапе будущий урок оформляется в виде документа – плана или схемы.

Методическое сопровождение образовательного процесса, помогающее учителю реализовывать требования ФГОС — технологические карты.

Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.

Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:

  • учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
  • используются эффективные методы работы с информацией;
  • организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
  • обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.

8 этап  - отбор средств обучения (какое материально-техническое обеспечение необходимо).

 9 этап – имидж  урока (возможно следует внести изменения в интерьер учебного помещения: переставить мебель, изменить оформление стендов, сделать подсветку и так далее. Не повредит музыка в первые и последние минуты, при самостоятельной работе с материальными объектами. Психотехники очень советуют придумать к уроку девиз или эпиграф, переходящие флажки, временно носимые значки или эмблемы).

10 этап - рефлексия  урока.

Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений  и т.п.).

Традиционный и современный уроки различаются по следующим показателям: цели урока, роли и функции учителя на уроке, изменения отношений между учителем и учащимися, логика построения процесса обучения, использование межпредметных связей, внедрение коллективной учебной деятельности.


Традиционный урок


Современный урок


На традиционном уроке легко работать: его организация проста, привычна, хорошо известна и отработана до мелочей. 


На современном уроке происходит интегрирование материала, используются разнообразные формы построения урока


Традиционный урок не дает четкое внутренне разграничение учебного материала и отдельных частей урока.

Учитель выступает в роли передатчика знаний.

Ученик играет пассивную роль.

Ученик не участвует в конструировании урока.

Акцент делается на память, заучивание и повторение.

Учитель постоянно оценивает знания учеников.

Преобладает ориентация на академические (всеохватывающие) образцы формирования знаний.

Применяется постоянная проверка знаний учеников.

Акцент делается на соревновательность между учениками.

Обучение происходит в рамках класса.

Слабый акцент на творческое начало.

Главные ориентиры традиционного урока – коллективное выравнивание, средняя успешность (успеваемость) обучения, средний ученик в целом. 


Учитель выступает в роли организатора.

Ученик играет активную роль.

Ученик участвует в конструировании урока.

Акцент делается на самостоятельное добывание знаний.

Постоянное применение поощрений и наказаний необязательно.

Формирование знаний происходит по свободной системе.

Проверка знаний осуществляется не с такой систематичностью.

Акцент делается на совместную коллективную работу учеников.

Обучение не ограничивается только классом.

Учет обученности, обучаемости, учебных и воспитательных возможностей учащихся.

Опора на межпредметные связи с целью их использования для формирования у учащихся целостного представления о системе знаний.

Практическая направленность учебного процесса.

Включение в содержание урока упражнений творческого характера.

Создание условий для проявления самостоятельности учащихся

Рациональное использование средств обучения (учебников, пособий, технических средств.

Включение компьютеров в педагогические технологии.

Данная таблица позволяет сделать вывод: различается, прежде всего, деятельность учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем.

Современный урок – это прежде всего урок, характеризующийся следующими признаками:

  1. Главной целью урока является развитие каждой личности, в процессе обучения и воспитания.
  2. На уроке реализуются идеи гуманизации  образования.
  3. На уроке реализуется системно-деятельностный подход к обучению.
  4. Организация урока динамична и вариативна.
  5. На уроке используются современные педагогические технологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Система Л.В. Занкова в условиях перехода на ФГОС»

zankov.jpg  скачать презентациюПрезентация  «Система Л.В. Занкова в условиях перехода на ФГОС»автор:Яковлева Светлана Геннадьевна, Директор ФНМЦ им. Л.В. Занкова, к.п.н.СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВА...

Методическое сопровождение деятельности учителя начальных классов в условиях перехода на ФГОС

Обобщение опыта работы ШМО учителей начальных классов МОУ "Бюргановская СОШ Буинского района РТ" на 2010-2011 учебный год....

Доклад "Современный урок - одно из условий перехода на ФГОС нового поколения"

Выступление на заседании методического объединения учителей начальных классов....

Система Занкова в условиях перехода на ФГОС

Из личного опыта работы по развивающей системе Л. В. Занкова в условиях перехода на стандарты второго поколения....

Выступление "Организация современного урока русского языка в условиях перехода к ФГОС"

Выступление на педагогическом совете школы . Тема " Организация современного урока русского языка в начальной школе в условиях  перехода к ФГОС"...

Обобщение опыта по теме: "Проектно - исследовательская технология как реализация системно- деятельностного подхода в духовно-нравственном воспитании учащихся начальных классов и на уроках ОРКСЭ в условиях перехода на ФГОС».

Интерес к проблеме воспитания духовно-нравственных качеств, ее острота не ослабевали никогда. Вопросы нравственности, нравственного воспитания, духовного становления личности на протяжении всех период...

Доклад «Современный урок – одно из условий перехода на ФГОС нового поколения»

Основной формой организации учебных занятий на протяжении многих лет является урок. Современный урок есть не только динамичная и вариативная форма организациипроцесса целенаправленного взаимодействия ...