Подготовка педагогических кадров в Белгородской области
статья (4 класс) на тему

Подготовка педагогических кадров в Белгородской области

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовка педагогических кадров в Белгородской области

Образование на Белгородчине имеет давние традиции. Первое учебное заведение в нашем крае упоминается еще в 1716 году и относится к разряду «цифирных школ», созданных Петром Великим. В то время Белгород находился на переднем крае преобразований молодой Российской империи, и для строительства нового государства требовались грамотные специалисты. Важность духовного воспитания не подвергалась сомнению и с целью просвещения народа и подготовки кадров священнослужителей в 1722 году епископом Белгородским и Обоянским Епифанием Тихорским при архиерейском доме открывается славяно-российская школа, переименованная впоследствии, в 1737 году, в славяно-латинскую.

Яркие страницы истории Белгородчины связаны с именем и деятельностью покровителя Святого Белогорья, епископа Белгородского и Обоянского, Иоасафа Горленко (1705-1754). Епископ Иоасаф — один из просвещённейших людей России XVIII века. Владение иностранными языками позволяло ему читать труды иностранных авторов на языке оригиналов. В его личной библиотеке рядом с сочинениями отцов православной церкви стояли книги по истории, географии, медицине, астрономии, механике и другим, сугубо светским наукам. Приняв в свое управление Белгородско-Обоянскую епархию, епископ Иоасаф обратил в первую очередь внимание не только на состояние храмов, но и на имевшиеся здесь очаги просвещения. Во время поездок по обозрению епархии он регулярно посещал словено-латинские школы, много времени и сил отдавал совершенствованию учебно-воспитательной работы в них. Нередко святитель Иоасаф жертвовал свои личные сбережения на поддержание этих учебных заведений. Масштабы и значимость деяний этой исторической личности выходят далеко за рамки узко церковной, религиозной сферы.

Неоценимый вклад в просвещение внес другой видный просветитель XVIII века, почетный член Российской академии наук, богослов, историк и педагог, архиепископ Белгородский и Курский Феоктист Мочульский. Самым выдающимся памятником его неутомимой деятельности на ниве просвещения было создание в Белгороде духовной семинарии, из стен которой вышли многие выдающиеся деятели России. Среди них: историк Русской Православной Церкви, митрополит Московский и Коломенский Макарий (Булгаков), доктор богословия, профессор Московского университета М. И. Иванцов-Платонов, член-корреспондент Российской Академии наук М. Г. Халанский, доктор медицины, профессор Санкт-Петербургской медико-хирургической академии П.С. Платонов и многие другие.

Век девятнадцатый принёс новые веяния, и наряду с духовными начали создаваться светские учебные заведения. Наиболее значимым событием второй половины XIX столетия стало открытие в 1876 году в Белгороде учительского института, девятого учреждения такого рода в России. В Белгороде с 1871 года имелась учительская семинария, осуществлявшая подготовку учителей для начальных училищ, и открытие нового профессионального педагогического института говорит о возросшей потребности в квалифицированных учительских кадрах. В городах Белгородчины действовали мужские и женские гимназии, уездные, городские, начальные, реальные, духовные, приходские, епархиальные училища. Имелись и частные учебные заведения: женские гимназии Федченко-Якубович и Коротковой, профессиональная ремесленная школа Щербаненко, ремесленная школа Мироновой, подготовительное училище Пономаревой, другие.

С приходом Советской власти главной задачей органов образования стала ликвидация неграмотности населения. 1 октября 1920 года создана губернская чрезвычайная комиссия, а на местах — уездные комиссии по ликвидации неграмотности. В Курской губернии, в которую входил в первой половине XX века Белгородский край, ликбезом занимались два педагогических института и четыре техникума. В Короче и Старом Осколе работали кратковременные педагогические курсы. В итоге, в 1930-е годы был осуществлен переход ко всеобщему начальному образованию.

Небывалые трудности выпали на долю народного образования в годы Великой Отечественной войны. Многие учителя ушли на фронт. На их место пришли выпускники школ, имевшие среднее или неполное среднее образование. И даже в этих тяжелейших условиях образование выжило. На освобожденных от фашистской оккупации территориях дети снова садились за парты и продолжали учебу. Демобилизованные после войны учителя возвращались в школы. Все это дало возможность в послевоенные годы продолжить работу по завершению перехода ко всеобщему среднему образованию.

Новый этап в развитии образования начался в 1954 году, когда Указом Президиума Верховного Совета СССР была образована Белгородская область. В 1954 году в области насчитывалось 1614 школ, 1022 из которых были начальными и только 102 — средними, остальные — семи- и восьмилетними. Имелись также учительский институт, строительный и индустриальный техникумы, три сельскохозяйственных техникума, три педагогических, три медицинских и девять профессионально-технических училищ.

В Белгороде создаются областные структуры образования. В 1955 году начальником областного отдела народного образования был назначен опытный педагог Василий Матвеевич Гайдуков (1919-1975). Ровно два десятилетия, до последнего дня своей жизни возглавлял он белгородское учительство. За заслуги перед Родиной Василий Матвеевич был награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны 2-й степени, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», медалями.

Уже в первый год существования области гостеприимно раскрыл двери Белгородский областной институт усовершенствования учителей. Сотрудники института внедряли в практику новейшие достижения педагогической науки, разрабатывали для школ методические рекомендации по улучшению качества учебно-воспитательной работы.

В 1957 году из Старого Оскола в областной центр был возвращён педагогический институт, эвакуированный в годы войны. Он разместился в здании бывшей мужской гимназии по улице Коммунистической, ныне Преображенской. Сегодня этот памятник архитектуры отреставрирован и в нём находится социально-теологический факультет Белгородского государственного университета. В ту пору в институте было всего два факультета: филологический и физико-математический. Филологический факультет готовил учителей русского языка и литературы, а также иностранных языков. На обоих факультетах обучалось 960 студентов. В связи с объявленной программой политехнического образования будущие учителя физико-математического факультета проходили практику не только в лабораториях института, но и на котельном заводе, ныне «Энергомаш». Все выпускники этого факультета за время учебы в институте овладевали профессиями водителя и тракториста, приобретали навыки столярного и слесарного дела.

В пятидесятые годы в Белгородском педагогическом институте работало около 80 преподавателей, 26 из них были доцентами и кандидатами наук. До 1961 года возглавлял институт кандидат филологических наук, доцент Сергей Николаевич Соколов. В 1961 году его сменил на этом посту Михаил Александрович Николаев. При нём началось строительство четырехэтажного учебного корпуса в северном микрорайоне города, а уже в 1966 году институт переезжал в новое здание. В это время ректором института был кандидат исторических наук Дмитрий Михайлович Забродин, впоследствии занимавший должность заместителя Министра просвещения РСФСР.

В новом здании были созданы все условия для занятий. К услугам студентов были предоставлены 175 просторных аудиторий, хорошо оснащенных и оборудованных лабораторий и кабинетов, библиотека, читальный, спортивный и актовый залы. Рядом с учебным корпусом разместилось пятиэтажное общежитие на 400 мест. В том же году открылся биолого-химический, а в следующем, 1967-ом, — факультет физического воспитания. К концу 1960-х годов в институте работали 189 преподавателей, обучалось 1650 студентов.

В последующие десятилетия ректорами Белгородского педагогического института были: Николай Данилович Глухов (1968-1973 гг.), Петр Григорьевич Коняев (1974-1986 гг.), Лев Евгеньевич Шапошников (1986-1989), Николай Иванович Прохоров (1989-1990 гг.), Николай Васильевич Камышанченко (1990-2002 гг.). В наши дни Белгородский педагогический институт преобразован в государственный университет, а возглавляет его Леонид Яковлевич Дятченко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Культурно-историческое наследие Белгородской области"

 Волоконовка - маленькое пятнышко на карте нашей области. Но как дорог нам посёлок, в котором мы родились и выросли, где живут близкие нам люди, где похоронены наши предки! ...

Критерии и показатели при аттестации на квалификационные категории педагогических работников общеобразовательных учреждений Белгородской области по должности «учитель-логопед»

В данном  документе помещены критерии и  показатели  при  аттестации на  квалификационную категорию по  должности "учитель-логопед" общеобразовательных  учреждений....

Исследовательская работа по теме: «Из каких материалов строить дом?» Автор: Макаренко Алексей Алексеевич ученик 4А класса МОУ «Майская гимназия Белгородского района Белгородской области »

Почему эта тема заинтересовала меня? Наша семья давно мечтала построить теплый, уютный, светлый, прочный дом. На современном рынке огромный выбор строительных материалов. Очень проблематично определит...

Исследовательская работа по теме: «Почему пасхальное яйцо окрашивают в красный цвет?» Автор: Цыгулёв Дмитрий Александрович ученик 4А класса МОУ «Майская гимназия Белгородского района Белгородской области»

В  жизни нашей семьи  христианские праздники  имеют большое значение. С  двух лет мы с мамой посещаем  храм, постоянно узнаем  что-то новое и интересное из жизни святых л...

Статья "Очерк по истории подготовки педагогических кадров в России"

В статье рассматриваются основные вехи становления процесса подготовки педагогических кадров....

Интерактивный плакат «Зимующие птицы Белгородской области» Сериковой О.С., учителя ОГБОУ «Шебекинская СОШ с УИОП» Белгородской области

Интерактивный плакат поможет ученикам подготовиться к ВПР и расширит знания о своём родном крае...