Влияние мотивации на успещность учебной деятельности младших школьников.
статья (1 класс) на тему

Лучкина Ирина Викторовна

На что учителю важно обращать внимание в ежедневной работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние мотивации на успешность учебной деятельности младших школьников.

В 1 класс приходят дети в возрасте 6-7 лет. По Фрейду это латентная стадия (скрытая), по Эриксону – школьный возраст. К этому периоду окончательно сформированы лобные доли головного мозга. Ребёнок способен подчинить эмоции разуму, однако возбуждение преобладает.

Поскольку деятельность учителя является определяющей на данном этапе развития учащихся, его задача состоит в том, чтобы увидеть скрытие, пока, способности, помочь построить личностные цели, достигать их и для этого развивать прилежание и трудолюбие. Познавательные способности касаются умения воспринимать новые знания, обрабатывать их и уметь максимально применять.

Цель деятельности учителя – развивая познавательную деятельность, раскрывая смысл – развивать мотивацию учения. Первоклассник это и ребёнок, и ученик, и личность. Наблюдения за учениками в урочной и внеурочной деятельности, общение с людьми воспитывающими детей ранее, знание особенностей психических процессов младшего школьного возраста, умение оценить  уровень  познавательных способностей - поможет правильно планировать работу с учащимися.

Для актуализации мотивации, важно развивать:

  • эмоциональные способности

Ребёнок должен уметь проявлять свои эмоции. Он радуется, смеётся, грустит. Здесь очень важна внешняя сторона. Как выглядит классное помещение, в котором каждый день проводят время наши дети? Какими словами его встречают? Как обращается к нему учитель? Ученик субъект учебной деятельности, а субъективность начинается с простого персонального обращения к нему – по имени. Наконец, как выглядит учитель?

  • Рациональные (интеллектуальные) способности

Память, внимание, мышление, логику и восприятие, т.е. познавательные процессы.

  • интуитивные способности

Предлагать ученикам задания поискового характера.

-Почему так сгруппированы слова? Назовите общий признак. Определите закономерность и продолжите ряд чисел. Ученики выдвигают гипотезу, проверяют её, доказывают либо опровергают, как неверную.

Развивая мотивацию, стремимся максимально уменьшить монологическую речь. Обучаем работе в парах и группах, таким образом дети учатся вести диалог, договариваться, слышать и уважать мнение других участников. При этом, важно отметить, чтоактивность детей носит инициативный характер. Учителю достаточно продумать систему заданий и наводящих вопросов, если в том есть необходимость.

Всем известно, что развивает способности только деятельность, в процессе которой возникают положительные эмоции. Так приятно видеть радость на лицах учеников, открывающих новые знания!

Внимание детей в начальной школе сосредотачивается на всём новом и необычном. Хочу рассказать  о некоторых средствах, активизирующих активность учащихся, вызывающих положительные эмоции.

  1. Момент новизны. Каждый урок начинать по-новому, чтобы у детей не возникало привыкания к действиям учителя. Пусть дети радуются каждой встрече с нами! С живым интересом ожидая урока: «Что интересного будет сегодня?»
  2. Включать в урок необычные, неожиданные задания, сюрпризные моменты, игры.
  3. Ставить на уроке проблемные или парадоксальные вопросы.
  4. Включать в урок моменты движения (физ.минутки, работа в группах и парах сменного состава).
  5. Юмор (задания-шутки, весёлые физ.минутки, задачи в стихах, истории из школьной жизни).
  6. Обращаться конкретно к ученику, к личности ребёнка)

Кроме того необходимо контролировать ход развития личностных способностей, осуществляя обратную связь. Это наблюдения, беседы, письменные и устные работы, проведение уроков-экскурсий, уроков-исследований, мастерских и т.д.

Во время проведения контрольных мероприятий соблюдать следующие правила:

  • Создать для ученика ситуацию успеха и уверенности (например, ученик имеет право воспользоваться доступными справочными материалами. Чтобы воспользоваться этим правом, он должен понимать что именно может помочь, где можно найти ответ – это очень хорошо)
  • Предоставлять учащимся выбор (выбор конкретного задания, письменную или устную форму ответа, уровень сложности. Сложность можно обозначать цветом).
  • Учитывать временной фактор в зависимости от индивидуальных особенностей;
  • Не отнимать права на ошибку;
  • Гарантировать ученику право на повышение оценки;
  • Обязательное поощрение.

При соблюдении этих условий мы, безусловно, выполним поставленные цели в работе с нашими учениками:

Научим трудиться;

Воспитаем коммуникативную культуру;

Будем развивать личностные способности;

Актуализируем мотивацию к учению и познанию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научная публикация. Мотивация учебной деятельности младших школьников с задержкой психического развития.

Учебная мотвация младших школьников с задержкой психического развития. Сравнительная характеристика учебной мотивации детей с нормальным ителлектуальным развитием и детей с задержкой психическог...

Особенности формирования мотивации учебной деятельности младших школьников

Особенно интересен младший школьный возраст в свете особенностей формирования мотивации учебной деятельности. Этот период характеризуется развитием и укреплением мотивов, адекватных зрелым формам учеб...

Мотивация учебной деятельности младших школьников.

Мотивация учебной деятельности  младших школьников....

Проблема влияния мотивации на продуктивность учебной деятельности младших школьников в общеобразовательном учреждении

Проблема влияния мотивации на продуктивность учебной деятельности младших школьников в общеобразовательном учреждении...