Шахматный КВН
план-конспект занятия (4 класс) на тему

Докучаева Лилия Ивановна

Занятие в шахматной секции "Белая ладья" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shahmatny_kvn.doc98 КБ
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЯЗЬМА-БРЯНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ А. В. ПУЦЫКИНА

ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «АЛЫЕ ПАРУСА»

ВЯЗЕМСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

 ШАХМАТНЫЙ КВН

                                          Номинация: методическая разработка занятия

                                                                для    обучающихся

                                    Автор работы: Докучаева Лилия Ивановна,

                                                     педагог дополнительного образования

                                                   высшая квалификационная категория

2016 год

Шахматный КВН

      Цели занятия:

обобщить, полученные знания детей на шахматном кружке «Белая ладья» в процессе игровой практики с шахматными фигурами и шахматной доской.

Задачи:

• обобщить знания шахматных терминов, шахматных фигур, правил игры в шахматы; уметь решать простые шахматные задачи, отгадывать загадки о шахматных фигурах, ориентироваться на шахматной доске;

• развивать все сферы мышления, память, внимание, наблюдательность, воображение. Способствовать активизации мыслительной деятельности учащихся через решение простых шахматных задач;

• воспитывать волю, организованность, уверенность в своих силах, самостоятельность в принятии решении.

Оборудование:

костюм богини шахмат для учителя, шахматные доски и шахматные фигуры; шахматные часы; магнитная шахматная доска и фигуры; персональный компьютер учителя, проектор, переносной экран, музыкальное сопровождение.

Ход занятия.

I.Оргмомент. (В шахматном классе сидят члены шахматной секции, гости.  Команды стоят у входа).

-Шахматная секция «Белая ладья» приветствует членов шахматной секции «Белая ладья» и   гостей, которые  пришли к нам сегодня на занятие.

II. Повторение и обобщение изученного.

                                Звучит музыка                                                   СЛАЙД 1

-Здравствуйте! Мы рады вас видеть в нашем шахматном классе.

Ведущий в  костюме Богини шахмат:

Скучно было детворе

 Ранним утром во дворе.

 Знаю я одну игру, –

 Сказал ребятам Петя. –

 Где б я ни был – и везде

 В неё играют дети.

 В игре той есть Ладья и Ферзь,

 Слон, конь и пешек ряд,

 А возглавляет всех Король –

 Его хранит отряд.

 Хочу задание вам дать:

 Игры название угадать?

Богиня шахмат:

 – Ребята,  вы догадались, о какой игре идёт речь? (шахматы)

-Тогда о чём говорится в загадке, вы догадаетесь сразу:

“Не люди, не звери, не часы, а ходят?”  (Шахматные фигуры)

-Чтобы поближе познакомиться с самой игрой и её героями – фигурами, мы предлагаем вам совершить путешествие по Шахматной стране.

Клеточка:

– Добрый день ребята, уважаемые гости! Меня зовут Клеточка.

…Шахматная страна?...  Шахматы?…А что это такое?

Учащиеся

-Ты не знаешь, Клеточка, что это такое?

Клеточка:

-Нет, не знаю.

Дети встают со своих мест и  начинают рассказывать про шахматы.

1-й учащийся:                                                                        СЛАЙД 2

Шахматы — это интересно,

И для головы полезно,

Шахматы — это обучение,

Шахматы — это развлечение,

Это множество друзей,

Вместе с другом веселей!

2-й учащийся:                                                                        СЛАЙД 3

Без сомнений начинай-

Все фигурки расставляй.

Пешка, ферзь, король,

Слон, ладья и конь…

3-й учащийся:                                                                         СЛАЙД 4

А еще нужны часы нам,

Чтобы время узнавать,

Не успеешь мат поставить,

Значит можешь проиграть!

 «Тик-так, тик-так, нам без часиков никак»

4-й учащийся:                                                                        СЛАЙД 5

Также есть у нас слоны

Дальнобойные они,

Белопольный, чернопольный,

В связке нет слона прикольней.

Слона зовут фигурой легкой

Он ведь легок на подъем,

Все отлично со сноровкой -

Для Ферзя помощник ловкий.

5-й учащийся:

Ферзь - тяжелая фигура,

Слишком тонкая натура.

Самый сильный Ферзь и быстрый

Стал он шахматным министром.

«Очень я люблю на ужин

Что-то вкусное покушать.

Беззащитная Ладья?

Проглочу-ка ее я!»

6-й учащийся:

А сейчас я вам, друзья,

Расскажу про Короля.

Самый главный, самый важный

Наш Король — боец отважный.

В заварушке не струхнет -

Врукопашную пойдет.

7-й учащийся:

Ладья имеет крепкий вес,

Она матует там и здесь.

Хоть она не грациозна

К ней относятся серьезно.

И словно подлодка

Прямою наводкой

В несчастного короля

Прицельно стреляет ладья.

8-й учащийся:

Очень многие думают,

Что конём неудобно играть,

Очень многие начинающие,

Второразрядники многие.

И только гроссмейстеры думают,

Что кони умеют спасать,

Партии очень убогие,

Чемпионаты мира очень многие.

9-й учащийся:                                                                        СЛАЙД 6

Шахматист, как кукловод:

Пешки водят хоровод.

Изучай защиты посильней.

Черно-белые, как клетки,

В твоих руках марионетки.

Выбирай гамбиты похитрей.

Мы берем картонку в клетку

Чтобы с буквенной разметкой.

И часов турнирных пущен ход.

На доске — какая малость

Все вмиг на ней перемешалось:

В миттельшпиле шахматный народ.

Вот мы молча наблюдаем,

Как ферзи коней глотают,

Как захвачен в плен чужой король.

Связан он и, очевидно,

Мат грозит и так обидно -

Не выполнена тренерская роль.

Все закончились турниры,

И разъехались по миру,

Кто-то что-то новое узнал.

А фигуры по коробкам

Все расставили по полкам

Те, кто этот праздник создавал.

Клеточка:

- Какая замечательная игра — шахматы. Я, да и наши гости, очень хотят научиться играть в эту игру!                                                        СЛАЙД 7

У кого же мне узнать,

 Кто мне может подсказать,

 Где могу я научиться

 В шахматы играть?

 Шахматный Король сказал:

 - Дружок! Иди в шахматный кружок.

Там научишься играть.

И возможно, будешь многих

Через время побеждать.

Эта древняя игра

 Так коварна и хитра,

 Что без знания секретов

 Не придёт побед пора.

 Чтобы в шахматы играть

 Нужно всё о них узнать,

 Как различные фигуры

 Перед боем расставлять.

 Помнить, как их называть

 И куда переставлять.

Строго правила игры

Соблюдать и уважать.

Богиня шахмат:

-Меня прислал Шахматный король, чтобы я провела вам экскурсию по шахматной стране. Вы готовы? Тогда внимание!

Хочу пригласить вас  в Шахматный КВН. Все знают, что игра в шахматы – это маленькое сражение между двумя армиями солдат, офицеров, со своими правилами, в котором  есть кому и кого защищать.

Дети в шахматных шапочках заходят в зал. Впереди каждой команды

шествует ребенок – «Пешка» с шахматным знаменем, на котором изображена эмблема команды и написано ее название. У черных фигур –«Индийские слоны», у белых- «Белая ладья».

Дети поют песню

Участники команд:

- Все на праздник мы идем,

Дружно песенку поем.

Будем в шахматы играть

И, конечно, побеждать.

Знаем мы, как ходит Ферзь,

А конек шагает здесь.

Самый главный тут король,

Знает он всегда пароль.

Припев Закаленные в боях,

Все фигуры на местах,

Перед ними есть стена:

Восемь пешек, как одна!

Раз-два – умная игра!

Раз-два – шахматы всегда!

Ля-ля-ля-ля-ля –умная игра!

(Пешки ставят знамёна на специальную подставку)

Богиня шахмат:

-Я приветствую вас в этом славном королевстве! Дорогие участники команд! Я знаю, что вы уже знакомы с гениальной игрой в шахматы, прикоснулись к волшебному миру деревянных фигур.

III.Постановка целей, задач занятия.

-Ребята, сегодня на нашем занятии шахматной секции мы с вами повторим и обобщим знания шахматных терминов, шахматных фигур, правил игры в шахматы; будем решать простые шахматные задачи, отгадывать загадки о шахматных фигурах, закрепим умение ориентироваться на шахматной доске.

IV. Основная часть.

Богиня шахмат:

-Итак, начинаем наш праздник, шахматный КВН (КЛУБ ВЕСЁЛЫХ И НАХОДЧИВЫХ)!

Эта игра для великодушных, добрых, чутких. Вы себя такими считаете?

-Значит игра для вас. Во время игры не надо ссориться, умейте уступать и признавать, где надо, находчивость своего противника.

- Дорогие болельщики, надеюсь, что среди вас нет равнодушных?

Значит, будут у нас громкие аплодисменты и поддержка наших команд.

                      Чтобы в КВНе победить

                      Очень умным и любезным надо быть,

                      За щитами не скрываться,

                      Шпаги острой не бояться,

                      В КВНе победить не очень- то легко,

                      Здесь сражаются за каждое очко!

Богиня шахмат:

- Нам необходимо пригласить жюри за свои места

1. Игра «Отгадай - ка»

-Предлагаю вам, ребята, вместе с нашими гостями поиграть в игру «Отгадай – ка. В следующих моих загадках речь пойдёт о различных шахматных фигурах.

Загадку отгадаете, сразу арбитра вызывайте.

Отгадаете мою загадку - выходит член жюри, а я покажу, как «ходит» данная фигура на слайде.        

Аты-баты, аты-баты,

Впереди стоят солдаты.

В бой рвутся смелые ….,

Но идут они без спешки

Шагаем лишь вперед, а не наоборот.

По чину нам положен один короткий шаг.

Зато назад не может нас передвинуть враг.

                                (ПЕШКА)

1-й арбитр:                                                                                СЛАЙД 8, 9

-Пешка может превратиться в любую фигуру - стоит ей дойти до противоположной горизонтали. Она ходит только вперед и прямо, и не делает ни шагу назад. Пешки, которые стоят на своих местах  «умеют прыгать» через поле. А потом ходят только вперед на одно поле. Бьёт  пешка наискосок: влево или вправо.

Богиня шахмат:

Не живет в зверинце, не берет гостинца.

По косой он ходит, хоботом не водит. [3,41]

                                (СЛОН)

2-й арбитр:                                                                                СЛАЙД 10

Слон ходит только по диагонали в любую сторону и на любое расстояние свободным от своих и фигур противника.

Богиня шахмат:

Преодолеют любые преграды,

Скакать по полям всегда они рады.

Прыгнет он - подковы звяк.

Необычен каждый шаг,

Буква Г и так и сяк. [3, 49]

                                (КОНЬ)

3-й арбитр:                                                                                         СЛАЙД 11        

В начальном положении конь стоит между ладьей и слоном. Он любит прыгать буквой Г - на два поля в сторону и на одно вперед, или на два поля вперед и на одно в сторону. Он единственный обладает чудесной силой - может перескакивать через свои и фигуры противника.  

 Богиня шахмат:

Кого сильнее в стране шахматной  нет?

Дайте скорее мне строгий ответ!  [3,46]  

                                (ФЕРЗЬ)                                                        

4-й арбитр:                                                                                        СЛАЙД 12

Ферзь - самая сильная фигура. Стоит рядом со слоном на поле своего цвета. Он может ходить, как ладья и как слон.

Богиня шахмат:

Она стоит по углам доски.

Видимо, она упряма, если ходит только прямо.

Не петляет прыг да скок, не шагнет наискосок.

Так от края и до края может двигаться она.

Эта башня боевая не уклюжа, но сильна.

Стою на краю. Путь откроют - я пойду.

Только прямо хожу, как зовут, не скажу. [3, 38]

                                (ЛАДЬЯ)

5-й арбитр:                                                                                СЛАЙД 13

У ладьи  прямой характер – ходит она только прямо по горизонталям и вертикалям, во все стороны на любые расстояния.

Богиня шахмат:

На краю доски стоит,

Войском всем руководит.

Если случится с ним беда,

То  окончена война. [3,72]

                                (КОРОЛЬ)

6-й арбитр:

Король ходит во  все стороны, но только на одно поле. Нельзя короля ставить на битое поле. Королю делают шах. Если королю некуда пойти - это пат или мат.

Клеточка:

Какие вы все молодцы, быстро и правильно справились с заданием. Вы узнали название шахматных фигур и их расположение на шахматной доске. У нас появилось многоуважаемое и компетентное жюри.

Богиня шахмат:

Прошу капитанов представиться и представить свои команды

(Капитан представляет команду: название, девиз, эмблема).

2. Знакомство с командами

Команда «Белая ладья».

Девиз:        Играть я в шахматы учусь, проиграть я не боюсь.

Все умнее становлюсь!

Заниматься мне не лень, я играю каждый день.

Приветствие соперников: 

Сегодня между нами сраженье,

Но пусть обид не будет среди Вас.

Ведь победитель или побежденный

Сегодня будет кто-то среди нас!

Команда «Индийские слоны»

Девиз:           Я, в шахматы играть учусь,

Тренируюсь и тружусь,

На шахматных слонах я ездить не боюсь,

И совсем не зазнаюсь!

Приветствие соперников: 

Мы будем рады, если Вы в сраженьях

Покажете находчивость свою,

Уменье, знанья и веселье.

3. Спортивная разминка

Богиня шахмат:

- Сейчас спортивная разминка, посмотрим, какие вы ловкие. Внимание! Члены каждой команды! Возьмите шахматные фигуры и встаньте в шахматном порядке.

-Ступив на мой шахматный ковёр,  каждый из вас, ребята, станет чуточку мудрее, быстрее, самокритичнее, научится самостоятельно принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Дорогие команды! Проходите за свои места, рассаживайтесь.

4. Задания - геймы

1 гейм «Волшебная доска».

У каждой команды составные части шахматной доски. Кто её быстрее соберёт?

Итоги подведут судьи. За каждую победу ваша пешка будет перемещаться на одно шахматное поле вперёд. Чьи пешки раньше и большее количество доберутся до последней горизонтали и станут ферзями, та команда будет победителем.

2 гейм «Что изменилось?»

По три члена команды приглашаются к доске и поворачиваются спиной к гостям.  Через 1 минуту они поворачиваются обратно и должны сказать, что изменилось на магнитной  шахматной доске (меняются местами  фигуры, либо заменяется  фигура на такую же, но противоположного цвета, либо ничего не меняется).

 Итоги подведут судьи.

3 гейм «Волшебный мешочек».

Музыкальное сопровождение.

Прошу построиться команды для весёлого состязания. У каждой команды по «Волшебному мешочку», в которых лежат фигуры.

Чья команда правильно и быстро составит фигуры на своё место на шахматной доске?

5.Конкурс капитанов (на время)

- Какие шахматные фигуры скрываются в словах: «оладьи», «спешка», «заслонка», «коньки»? Запиши их.

4 гейм «Ты-мне, я-тебе».

Команды задают друг другу вопросы

1.Венгерская сборная команда шахматисток впервые в своей истории стала первой на всемирной олимпиаде в Греции в 1988 году. Кто из ее состава в возрасте 4 лет занял первое место по шахматам среди школьников г.Будапешта? (Жужа Полгар).

2. Какие фигуры остаются на доске до конца игры? (короли).

3.Является ли рокировка обязательной? (нет).

4. Объясните значение слов: гроссмейстер, мат.

5.Объясните значение слов: миттельшпиль, рокировка.

6. Что значит слово ШАХМАТЫ?( «Шахматы» произошло от персидского «шах мат», что значит – «властитель умер»).

7. Назовите родину шахмат. (Родиной шахмат считается Индия)

8. В каком веке на Руси впервые упоминается об игре шахматы? (Первые упоминания об этой игре на Руси относятся к ХIII в.)  

5 гейм «Конверт с секретом».

 В каждом конверте части картинок(изображение шахматных фигур), вам надо собрать в одну целую. Кто быстрее соберёт?

-Что знаете об этих фигурах?

-Какая фигура сильнее?

Итог конкурса.

6гейм «ПОСЛОВИЦА РАССЫПАЛАСЬ»  

Соберите из частей индийскую пословицу о шахматах. 

(Шахматы – игра тысячи радостей).

7 гейм «Заморочки из бочки»

Сейчас у вас будет возможность догнать лидера игры.

За 1 минуту ответить на большее количество вопросов.

1.Маленькая, удаленькая, все поле прошла и фигуру нашла. (Пешка).

2. Один раз погибает, а два раза родится. (Пешка).

3. Между какими фигурами на доске стоит король? (между ферзей и слоном).

4. Как ходит пешка? (вперед по вертикали).

5. Если дальнейшему вашему продвижению пешки мешает  пешка противника (стоит на ее пути), можно ли перепрыгнуть через нее? (нет).

6.Может ли ладья побить 2 пешки (нет).

7.Запишите сокращенные названия фигур

Король (Кр)

Ферзь (Ф)
пешка (п)
Ладья (Л)
Слон (С)
Конь (К)

8. Два  братца через грядку смотрят

А подойти к друг  другу не могут. (короли)

9. Я смел и строен и высок

Предпочитаю ходить и бить всегда

по-своему наискосок (слон)

10. Не люди, не звери, не часы, а ходят? (Шахматные фигуры)

11. Какой король не умеет говорить? (Шахматный)

12. Он на одной стоит ноге,

 А ходит только буквой «Г» (Конь)

13.БЛИЦ - ТУРНИР

 -Раскрыла Оленька ладонь –

скачи в атаку белый ……(конь)

-Безопасные поля поищи для…(короля)

-Надо проявить сноровку, чтобы сделать….(рокировку)

-Черным клеточкам верны чернопольные…..(слоны)

-И еще два поля есть, а на них король и ….(ферзь)

-Скоро бой и ждет войска деревянная…..(доска)

-Ни к чему такая спешка – потеряться может….(пешка)

-В углу стоит бадья, а в ней плывет…(ладья)

-На доске есть у меня две лошадки, два….(коня)

14.БЛИЦ - ТУРНИР

- Идёт и озирается,

Пугается всего,

Когда игра кончается,

То в плен берут его(король)  

 - Быть особо защищённым –

У него такая роль,

Это правило резонно,

Потому что он...(король)

- Он не цокает, конечно,

Но легко перешагнём

Через ряд фигур и пешек

Этим шахматным...(конём)

- Обитает не в саванне,

И не так огромен он,

Но такое же названье

У фигуры этой.. .(слон)

- Кто не любит прыг да скок?

Кто ходить привык без спешки?

И берёт наискосок?

Ну, конечно, это... (пешки)

- Мы могли на ней бы плыть

С русским князем по воде,

Но позволено ходить

И по клеточкам ... (ладье)

- Это правило известно

Короля нам есть нельзя,

Но свободно можешь есть ты

Вместо этого... (ферзя)

- Это есть не поражение,

Не фиаско, и не крах,

А всего лишь нападение-

Королю поставлен...(шах)

- Если в шахматы играешь,

То, конечно, это знаешь-

Будет лучше результат,

Если ты поставишь...(мат)

- Вот я выиграл почти,

И заранее был рад,

Но сопернику зайти

Удалось в ничейный ...(пат)

Судьи ведут подсчёт правильных ответов и подводят итог.

8 гейм «Исправь ошибки»

Нужно внимательно прочитать текст и исправить смысловые ошибки.

В Шахматном  королевстве  есть свои чудеса, свои секреты. Как в любой стране,  здесь бывает утро, день, вечер. Наше утро называется французским словом МИТТЕЛЬШПИЛЬ («дебют»)- это начало  шахматной партии. Потом наступает день, или, как скажут немцы, ДЕБЮТ (миттельшпиль) «середина игры». Ну а как стемнеет, наступит вечер - ЭНДШПИЛЬ, что означает «конец игры».

9 гейм « Заблудились буквы»

  Нужно поставить буквы в правильном порядке, чтобы получились слова.

ШПЕАК 

ОРОКЬЛ

ЬОНК

АХШЫТАМ

КИВОРОРАК

ТТЕМИЛЬЛЬИПШ

ЬЛООКР

(Пешка, король, конь, шахматы, рокировка, миттельшпиль, король)

10 гейм «ВОПРОС – ОТВЕТ»

По очереди задаются вопросы каждой команде.  

1.Почему король слабее ферзя, но главнее его (без ферзя игра продолжается, а без короля играть нельзя).

2.Мы - опора королевского престола

Шагаем лишь вперед

Наискосок, налево и направо

Мы «бить» имеем право

А коль в конец доски придем –

Фигурой новой обернемся. (пешка)

3. На каких полях ничего не растет? (На шахматных)

4.Стою на самом краю

Путь откроют – пойду

Только прямо хожу

Как зовут не скажу (ладья)

5. Каких клеток больше, черных или белых? (равное количество, по 8 фигур)

6. Два братца в одной армии служат,

А встретиться не могут.

(Чернопольные и белопольные слоны).

7.- Если в шахматы играешь,

 То, конечно, это знаешь –

 Будет лучший результат,

 Если ты поставишь…

 8.- Мы могли на ней бы плыть

 С русским князем по воде,

 Но позволено ходить

 И по клеточкам…

 9.- Это есть не пораженье,

 Не фиаско, и не крах,

 А всего лишь нападенье –

 Королю объявлен…

 10.- Быть особо защищённым –

 У него такая роль,

 Это правило резонно,

 Потому что он -…

11.- Обитает не в саванне,

 И не так огромен он,

 Но такое же названье

 У фигуры этой -…

 12.- Он, не цокает, конечно,

 Но легко перешагнём

 Через ряд фигур и пешек

 Этим шахматным…

 13.- Кто не любит прыг да скок?

 Кто ходить привык без спешки

 И берёт наискосок?

 Ну конечно, это -…

14.- Это правило известно,

 Короля нам есть нельзя,

 Но свободно можешь есть ты

 Вместо этого…

15.- Вот я выиграл почти,

 И заранее был рад,

 Но сопернику зайти

 Удалось в ничейный…

 16.- Иногда король с ладьёй

 Ходят вместе очень ловко,

 Шахматисты ход такой

 Называют…

 (Ответы вразбивку: король, пешки, слон, ладья, конём, рокировкой, пат, мат, шах, ферзя)

6.Конкурсы для болельщиков

-Из каких слов  потерялась буква, если получилось: СОН, КРОЛЬ, КОН? Запиши слова.     (Слон, король, конь)

- Соберите пословицы.

За каждый верный ответ болельщик получает право на магнитной доске передвинуть вперёд пешку своей команды.

11гейм  «Разгадывание ребусов»

П = М     М = П        Ч = Ш    У = Е      Ш =Н     Х=К

П А Т     М А Т    ПЕЧХА      ПУШХА    ХОШЬ  ХЛУТХА

7. Мозговой штурм

-Уважаемые игроки, гости! Жюри подводит итоги состязания. А для вас Клеточка подготовила два интересных задания.

*Назови чемпионов мира по шахматам                                СЛАЙД 14

–Мы поговорим чемпионах мира по шахматам– наших соотечественниках.

Чемпионы мира по шахматам (произносят участники мероприятия)

Александр Александрович Алехин — ЧМ с 1927 по 1935 г.г. и с 1937 по 1946 г.г.

 Михаил Моисеевич Ботвинник — ЧМ с 1948 по 1957 г.г., с 1958 по 1960 г.г. и с 1961 по 1963 г.г.

 Василий Васильевич Смыслов — ЧМ с 1957 по 1958 г.г.

 Михаил Нехемьевич Таль — ЧМ с 1960 по 1961 г.г.

 Борис Васильевич Спасский — ЧМ с 1969 по 1972 г.г.

 Анатолий Евгеньевич Карпов — ЧМ с 1975 по 1985 г.г

 Гарри Кимович Каспаров — ЧМ с 1985 по 1993 г.г.

*Игра «Собери пословицы»                                                   СЛАЙД 15

На ваших столах лежат листки с рассыпанными пословицами о шахматах. Попробуем их собрать.

12 гейм «Шахматный турнир»

Богиня шахмат:

-Внимание! Я объявляю последний гейм нашего КВН.

По итогам дружеского шахматного турнира между нашими командами вышла победителем ….команда, ей и присуждается последний ход пешкой.

V. Итоги викторины. Награждение.

Поздравим победителей, пожмите друг другу руки.

Дети дарят подарки - самодельные шахматы.

Музыкальное сопровождение.

Если зря не зазнаваться,

Каждый день тренироваться:

Думать, размышлять, играть –

Сильным шахматистом можно стать!

Богиня шахмат:

Вот и закончилось наше с вами путешествие. Мне было с вами весело и очень интересно, но я должна спешить меня ждут другие дети, чтобы отправиться в моё сказочное царство, но я к вам обязательно вернусь. И в знак нашей дальнейшей дружбы и память о нашем путешествии, я хочу вам подарить эти небольшие сувениры (раздаёт подарки).

Впереди нас ждут встречи с обитателями моего сказочного царства. До новых встреч!

VI. Итог занятия.

-Узнали ли вы что-то новое, интересное на занятии?

- Плодотворным ли было наше сегодняшнее путешествие в «Страну шахмат», интересен ли был КВН?

 -На занятии мы  познакомились с новой увлекательной игрой, с её правилами. Хотите научиться в неё играть? Ждём вас на наших занятиях.

Клеточка

- Всем спасибо за вниманье

За задор и звонкий смех

За азарт соревнованья,

Обеспечивший успех.

Вот настал момент прощанья

Будет краткой наша речь

Говорим мы:  До свиданья!

До счастливых новых встреч!

Учащиеся

Решать готовы любые задачи,

Идти готовы вперед и вперед,

Мы знаем тот, кто не хнычет, не плачет,

Тот никогда и нигде не пропадет.

Мы все добудем, поймем и откроем.

Нам незнакомы усталость и лень.

Лишь тот становится в жизни героем,

(Хором) Кто сам себя побеждает каждый день!



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Преподаватель: Докучаева Лилия Ивановна

Занятие в шахматной секции «Белая ладья»

Тема:   Шахматный КВН.

 Цели занятия:

обобщить, полученные знания детей на шахматном кружке «Белая ладья» в процессе игровой практики с шахматными фигурами и шахматной доской.

Задачи:

• обобщить знания шахматных терминов, шахматных фигур, правил игры в шахматы; уметь решать простые шахматные задачи, отгадывать загадки о шахматных фигурах, ориентироваться на шахматной доске;

• развивать все сферы мышления, память, внимание, наблюдательность, воображение. Способствовать активизации мыслительной деятельности учащихся через решение простых шахматных задач;

• воспитывать волю, организованность, уверенность в своих силах, самостоятельность в принятии решении.

Продолжительность: 30 – 40 минут

Класс: 4

Образовательное учреждение: МБОУ Вязьма – Брянская СОШ  имени Героя Российской Федерации А. В. Пуцыкина  Вяземского района Смоленской области

Авторский медиапродукт:  презентация PowerPoint

                                                Докучаева Л. И. «Шахматный КВН»

Предназначение:     для  проведения занятия в шахматной секции.

Оборудование:         мультимедиа проектор, экран, компьютер.

Форма использования презентации: проецирование на экран при фронтальной работе с группой.

Метод обучения:                 словесно-логический

       Дата проведения:                сентябрь 2016

Авторские комментарии

Занятие в шахматной секции проводится в начале учебного года с целью повторения изученного материала в предыдущем учебном году. На занятиях используется теоретический, практический и игровой   материал с целью  сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к занятиям.

Стержневым моментом занятия  становится деятельность самих учащихся, при этом предусматривается широкое использование занимательного материала: включение в занятие  игровых ситуаций, разгадывание ребусов, отгадывание загадок и т. д.

Предлагаются 12 заданий - геймов, такие как «Спортивная разминка», игра «Отгадай-ка», «Волшебная доска», «Что изменилось?», «Блиц – турнир», «Ты-мне, я-тебе», отгадывание загадок и другие.

                  Презентация  содержит 19 слайдов, которые используются с целью ознакомления с шахматными фигурами, известными шахматистами.

                Переход к новому слайду осуществляется нажатием кнопки   (переход слайдов по щелчку).  

                        Вопросы преподавателя, с ответами на которые хорошо знакомы учащимся,  пpевpащают  занятие  в пpовеpку знаний, обобщение и закрепление учебного материала,   в интересную и увлекательную игpу.

          На  занятии организована групповая и индивидуальная работа детей.

Источники:

1. В. Барский. Карвин в шахматном лесу. Учебник шахмат для младших школьников. – ООО «Дайв», 2010;

2. В. Барский. Карвин в шахматном лесу. Методическое пособие для учителя. – ООО «Дайв», 2010;

3. С. Попов. Шахматный букварь. – М.: ИНФРА-М, 2011

4. http://mos-holidays.ru/muzej-shaxmat/

Выводы (заключение)

Одной из ключевых задач модернизации обучения детей в школе является поиск, апробация и интеграция в учебный процесс дисциплин, способствующих интеллектуальному развитию молодого поколения.

Большой опыт, накопленный во многих странах, позволяет считать шахматы одним из таких учебных предметов.

Занятия в шахматной секции позволяет ребенку развиваться гармонично и тренировать умственные и творческие способности. Такие занятия расширяют кругозор, учат думать, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, ориентироваться на плоскости.

Ребенок, обучающийся этой игре, становится самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.

Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление,  начальные формы волевого управления поведением.

Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает  многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч  детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

Стержневым моментом занятия становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.

В занятии используются игровой, наглядный, репродуктивный, продуктивный, частично-поисковый, творческий методы. Метод проблемного обучения на занятии помогает ребенку выработать свой собственный подход при выполнении заданий. 

На занятии специально организованна игровая деятельность: использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций; используется объяснение с использованием компьютерной презентации, свободная беседа, демонстрация на магнитной шахматной доске.

Вопросы и задания  требуют  не только простого воспроизводства знаний, но и позволяют установить степень усвоения опорных понятий.

Данное занятие позволяет закрепить и систематизировать знания и навыки учащихся в шахматной игре.

Занятие может быть проведено  с группой детей, знающих азы шахматной грамотности,  владеющих навыками игры. Материал занятия  максимально прост и доступен младшим школьникам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий открытия шахматного турнира "В стране шахматных чудес"

Формирование творчески мыслящей личности, развитие умственной культуры детей.  Развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся. ...

Разработка шахматного урока по проекту В.Зарецкого "Шахматы для общего развития" по теме "Шахматные комбинации в дебюте". 3 класс.

Шахматный проект "Шахматы для общего развития" под руководством кондидата психологических наук, профессора МГППу Зарецкого В.К....

Сценарий шахматного КВН «В шахматном королевстве Старика Хоттабыча»

Закрепление новых знаний о шахматах , привитие интереса к шахматной игре....

Презентация интеллектуально - развлекательная шахматная викторина (в рамках фестиваля "Шахматное королевство" 2 тур)

Интеллектуально - развлекательная шахматная викторина (в рамках фестиваля "Шахматное королевство" 2 тур)...

Презентация шахматная викторина (в рамках фестиваля "Шахматное королевство" 1 тур)

Шахматная викторина (в рамках фестиваля "Шахматное королевство" 1 тур)...

СЦЕНАРИЙ ОТКРЫТИЯ ШАХМАТНОГО ТУРНИРА «В СТРАНЕ ШАХМАТНЫХ ЧУДЕС»

Цели: формирование творчески мыслящей личности; развитие умственной культуры детей;           развитие интеллектуальных, творческих способностей ...