Исследовательский проект "Всё о мёде"
проект (2 класс) на тему

Давыдова Ольга Анатольевна

Исследовательский проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc395.5 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательский проект

«Что мы знаем о мёде?»

                                                                   Автор: Ермилов Егор 2 класс

                                                МАОУ ООШ № 10

                                               

                                           Руководитель:      

                                                                   Давыдова Ольга Анатольевна

                                                               учитель начальных классов

                                                 МАОУ ООШ № 10

г. Балаково

2016 г.

ПАСПОРТ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ  РАБОТЫ

Название проекта (работы)

«Что мы знаем о мёде?»

Цели

1. Изучить теоретический материал;

2. Какая роль мёда в сохранении нашего здоровья;                         3.Познакомиться с использованием    мёда человеком.

Автор

МАОУ ООШ № 10

учащийся 2 класса

Ермилов Егор

Руководитель

Давыдова Ольга Анатольевна

 учитель начальных классов

Тип проекта (работы):

 Исследовательский

Образовательная область

Естествознание

Учебный предмет

Окружающий мир

Используемые методы

Эксперимент

Форма представления результатов

Альбом

Презентация

Источники информации

  1. Аганин А. В. Мед и его исследование. – Саратов: изд-во Саратовского университета, 1985.
  2. Гранцон М. Э. Что мы знаем о мёде? – Новосибирск: Новосибирское книжное

издательство, 1991.

  1. Шабаршов И. А. Юному пчеловоду: Кн. Для учащихся. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1988.
  2. http://domikmeda.ru/
  3. http://portal-meda.ru/med/kachestvo-meda.html

Словарь исследователя (понятийный)

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3

Глава I.  Что мы знаем о мёде………………………………………………………..4

  1. Как пчелы создают мёд…………………………………………………………4
  2. Медовая история………………………………………………...........................4
  3. Целебная сила мёда……………………………………………………………...5
  4. Классификация мёда…………………………………………………………….5

Глава II Исследовательская практическая работа "Определение

 качества мёда в домашних условиях"………………………………………….6

  1. Методы исследования мёда……………………………………………...............6
  2. Проведение испытаний………………………………………………………….6
  3. Русский фольклор о меде………………………………………………………..
  4. Народные рецепты кулинарии………………………………………………….
  5. Мёд в косметике…………………………………………………………………

Заключение…………………………………………………………………………….7

Список литературы……………………………………………………………………8

Введение

В мёде природа предоставила нам

 один из драгоценнейших даров.

Е. Цандер

Пчела даёт возможность излечивать наши болезни.

Это лучший маленький друг, какой только имеется на свете.

                                                                                                    Д. Мор

Проведенная  исследовательская работа является очень актуальной. Мёд один из ценнейших продуктов питания человека, способный восполнить дефицит во всех минеральных веществах, витаминах и биологически активных веществах.

Цель:

  • изучить теоретический материал;
  • какая роль мёда в сохранении нашего здоровья;
  • познакомиться с использованием    мёда человеком.

Задачи:

  • выяснить где впервые начали использовать мёд, а также когда он появился в России;
  • выявить полезные свойства мёда;
  • узнать какие существуют виды мёда;
  • сравнить полезные свойства мёда и сахара и определить , что полезнее;
  • проверить качество купленного мёда в домашних условиях.

Гипотеза:

Предположим, что используя в своем рационе мёд вместо сахара, люди добавят  себе здоровья

Глава I  

Что мы знаем о мёде?

  1. Как пчёлы создают мёд?

Вначале рабочие пчелы вылетают на сбор нектара – сладкой жидкости , которая вырабатывается цветущим растением.  Для получения 100 г. мёда они должны  облететь  около  1 миллиона цветков.  Специальным хоботком пчелы выбирают нектар, наполняют им свой желудочек и с этой ношей возвращаются в улей.

По возвращении в улей пчелу – сборщицу встречают молодые пчелы, которые берут у неё нектар.  

       В улье нектар передаётся от одной пчелы к другой, жуётся и выплёвывается   по несколько раз.             Таким образом образовывается густой сироп. Рабочая пчела выливает сироп в ячейку соты и затем обдувает его своими крылышками.  Это  делает сироп ещё более густым.  

Так получается мёд.   После того как мёд готов, пчела закрывает ячейку тонким слоем воска.  

Теперь дело за пчеловодом. Он должен забрать из улья готовый мёд. Для этого нужно откачать мёд из сотов. Можно сказать, что так они подают сигнал пасечникам – мед готов!

Чтобы выработать килограмм меда, пчелы должны налетать полмиллиона километров, посетить до десяти миллионов цветков. В процессе сбора нектара к нему может примешиваться пыльца, которая обогащает мед полезными веществами. Количество зерен пыльцы в разных сортах меда может измеряться десятками, сотнями, а то и тысячами.

Для того, чтобы собрать 1 кг, пчелы должны принести в улей от 120000 до 150000 раз нектар.

Сказку-быль о том, как получается мёд.

У моего дедушки, в маленьком саду, стоит несколько пчелиных домиков. В каждом домике живёт семья пчёл. Заглянем в улей. В улье – соты, в сотах – ячейки, в ячейках – или мед, или крошечные белые яички, а в яичках? В яичках - пчелиные детки, будущие пчелы. Лежат они там, как в колыбельке, тепло и мягко, спят крепко. Но вот очнулась одна малютка, зашевелилась; скорлупка яичная вокруг нее лопнула, распалась. И что же было там? – Была не настоящая еще пчела, а личинка, маленький белый червячок, наша пчёлка Мохнатка, затем кокон вокруг себя сплела и в куколку превратилась.

Рождаются пчелы из личинок, а выкармливаются они маточным молочком, которое вырабатывается головными железами молодых пчел–кормилиц. Это молочко пчелы откладывают в соты, в которые самка отложила яйца. Через три дня яйца превращаются в личинок. Впервые дни все личинки ничем не отличаются друг от друга. А через 3 – 4 дня личинкам, из которых выйдут рабочие пчелы, начинают давать мед и пергу, а маточную личинку кормят только пчелиным молочком.

Проходит неделя, проходит другая. Вдруг – стук-стук! Кто там стучится, кто скребет? – А первая куколка, после долгого сна, первая же проснулась и на волю хочет. Только она теперь уже не куколка, а настоящей пчелой стала, с глазами и хоботком, с ножками и крыльями. Прокусила кусальцами крышку над собою, просунула вверх передние ножки, уперлась задними в дно ячейки и выползла вон.

Первым делом пчела-няня ее по-своему, по-пчелиному обмыла и причесала, то есть, попросту облизала и обдернула кругом; потом повела к медовому горшку и накормила золотистым медом. Когда же Мохнатка накушалась всласть, и все тельце ее и ножки, и крылья оттого окрепли, - пчела-няня вывела ее к выходу улья на леток.

Первый раз в жизни ведь видела она теперь и славную зелень кругом, и вверху чистое голубое небо. И было ей так тепло на солнышке, и в воздухе от дерев и трав пахло таким сладким духом…

- Чудо! Ай, да кто же это?

Мохнатка страшно испугалась. Мимо шел мой дедушка. Пчела-няня весело рассмеялась.

- Кого испугалась! – сказала она. – Да ведь это наш лучший друг: хозяин наш старик-пчеляк. Он и улей-то нам построил, он и на зиму нас, пчел, от холода в омшаник укроет. Правда, к осени немножко обидит: выкурит из улья дымом, да добрую половину сот себе вырежет. Но надо же и ему чем-нибудь поживиться: он трудится для нас, мы для него. Его-то что бояться! Но есть у нас, пчел, много настоящих врагов… Поживешь – узнаешь; теперь же пока надо тебе еще свой дом родной узнать. Пойдем, покажу.

И повела она Мохнатку по улью.

Чего-чего не нагляделась Мохнатка в улье! Улей ведь все равно, что город: кругом деревянные стенки улья – городская стена; внутри точно улица за улицей, домик у домика – ячейка у ячейки, все шестигранные и все из чистого воска. Только внутри ячеек не одно и то же: в середине улья, где потеплее, - детская с колыбельками и детвой; по сторонам же до самой крыши – магазины да кладовые с собранным медом. А уж народу-то, народу пчелиного везде сколько толчется – и не проберешься!

Медоносные пчелы живут семьями. Пчелиная семья (рой ) - это 20000 и более пчёл с особым укладом жизни, сложными связями и внутренними взаимоотношениями. Рой пчел состоит из одной самки - матки, небольшого количества самцов-трутней и большого количества рабочих пчел. Рабочие пчелы разделяются на пчел-охранников, пчел-разведчиков, пчел в составе свиты матки (ухаживают за маткой, очищают ее жизненное пространство и кормят), пчел, которые следят за порядком в улье и пчел - сборщиков. Со временем рабочие пчелы меняются обязанностями. Трутни живут в улье только в летний период. Матка по размерам больше всех остальных пчел, передвигается неторопливо.

Пришло время Мохнатке научиться летать.

Мохнатка вышла на леток и замахала крыльями. Сама не зная как, вдруг поднялась на воздух. «Ай, упаду!» Да нет, ничего, крылышки держат; только страшно как-то. В это время ее окликнула старая пчела-сборщица, пролетавшая мимо, и даже взялась учить ее. А уж как сама-то Старая пчела полетела вперед так скоро, что Мохнатка чуть вслед поспевала. Но вот они прилетели на сенокосный луг, на котором цвели всевозможные цветочки: лиловые и алые, желтые и белые. Обрадовалась Мохнатка – и сказать нельзя. В старший класс сразу – в сборщицы попала!

  1. Медовая история

Великолепный вкус мёда человечество узнало намного раньше, чем вкус сахара. Случилось это еще в каменном веке. Тогда наши предки искали по дуплам старых деревьев, в которых жили дикие пчёлы, соты и ели их содержимое – наверняка, с удовольствием. Немного позже древний человек догадался переносить гнёзда пчёл поближе к своему жилью, так начало зарождаться культурное пчеловодство. В Древнем Египте и Греции медовый промысел продолжал развиваться. Но все-таки доступным продуктом мёд не был – доставался он в основном представителям высших сословий. Сладкое, тягучее вещество считалось пищей богов, его использовали в религиозных обрядах.
Особое отношение к мёду было в Древней Руси. Много свидетельств тому можно найти в летописных и фольклорных источниках. Мед помог восстановить силы былинному Илье Муромцу, напитки из мёда занимали почётное место на княжеских  столах, благодаря широкому распространению пчеловодства мёдом могли полакомиться и простые люди. Бескрайние луга, богатые душистыми травами, позволяли древнерусским племенам не только обеспечивать себя, но и сделать мёд важной статьёй экспорта. Зарубежные источники первого и начала второго тысячелетия свидетельствуют, что такого мёда, как на Руси не было нигде. Бортники (пчеловоды) пользовались в народе огромным уважением. С течением веков пчеловодство развивалось и распространялось, а слава мёда как источника жизненных сил и здоровья росла.

Мёд -  не только вкусный и питательный продукт, он ещё обладает и целебными свойствами.

  1. Целебная сила мёда

Пожалуй, не найдется на нашем столе продукта питания, способного сравниться с мёдом по полезным качествам. Учёными доказано, что это лакомство обладает непревзойдёнными бактерицидными, противовоспалительными, антиаллергическими и тонизирующими свойствами. Употребление мёда положительно сказывается на функциях практически всех внутренних органов. Он улучшает питание кожи, нормализует сон, является великолепным иммуностимулятором.
Пчелиный мед является высокопитательным продуктом. В его состав входят глюкоза, фруктоза, белки, ферменты, витамины и минеральные вещества. Он очень быстро усваивается, причем его компоненты усваиваются на 98 – 99 процентов. Он также улучшает процесс пищеварения, а ароматические вещества, содержащиеся в нем, улучшают вкус продуктов. По питательности 100 г меда приравниваются к 230 г белуги, 220 г рыбьего жира, 150 г мяса, 120 г ядрам грецкого ореха, 90 г жирного сыра. Калорийность 1 кг меда составляет 3150 калорий.

Кроме мёда пчёлы производят пчелиный воск и пчелиный яд, маточное молочко и прополис, которые находят широкое применение в медицинской и парфюмерной промышленности.

Мёд или сахар? Что полезнее?

  • у сахара практически нет минеральных веществ и витаминов;
  • мёд в отличие от сахара очищает кровь;
  • можете заменить столовую ложку сахара - мёдом и это сразу же добавит вам сил;
  • сахар создаёт дополнительную нагрузку на организм человека;
  • мёд – это уникальное сладкое лекарство.

  1. Классификация мёда

Классификация мёда основана на его ботаническом происхождении. Упомянем лишь те сорта, которые считаются особенно качественными и при этом являются распространёнными.

Мёд различают: 
по происхождению 
по способу добывания 
по консистенции (густоте) 
по цвету 
по вкусу и запаху 
Мед бывает разным. В нашей стране известно более 50 видов мёда. Он может быть более плотным или более жидким, почти белым или совсем коричневым. О лечебных свойствах меда знает каждый, но вот о самом меде, о его видах известно не всем. 
А это очень важно. Ведь для лечения каждого заболевания требуется определенный вид меда, и именно этот вид даст наибольший эффект. Каждый вид меда имеет свою консистенцию, свой цвет, свои характерные особенности. 
Мед, собранный с одного вида растений принято называть по тому растению, с которого он был собран (например, гречневый, липовый, акациевый). 
Собранный одновременно со многих видов растений мед называют по месту собирания – лесной, полевой, горный и т.д. 

Вид меда №1: акациевый мёд 
Собирается с цветов белой акации, вкус нежный, цвет очень светлый. 
Мед акации не обладает высокими противомикробными свойствами, как например, липовый мед, и в основном применяется в качестве общеукрепляющего и успокоительного средства, при бессоннице и нервных болезнях. 
Вид меда №2: боярышниковый мёд 
Боярышниковый мед полезно принимать при расстройствах сердечной деятельности и гипертонии, а также при повышенной функции щитовидной железы. 
Вид меда №3: гречишный мёд имеет специфический вкус, цвет темно красный или коричневый. 
Одной из особенностей гречишного меда является высокий процент содержания железа, поэтому его рекомендуется применять при анемии. Кроме железа, в его составе есть широкая гaмма микроэлементов и витаминов. Поэтому гречишный мед рекомендуется при авитаминозах, а также для лечения внутренних кровоизлияний и для улучшения проницаемости капилляров. 
Вид меда №4: липовый мёд 
Липовый мед обладает отличными питательными и лечебными свойствами, оказывает противовоспалительное, жаропонижающее действие. Поэтому мед с липы применяют для лечения простудных заболеваний (ангины, ларингита, насморка, бронхита, трахеита), а также при воспалении желудочно-кишечного тракта. 
Вид меда №5: клеверный мёд 
Клеверный мед признан одним из самых лучших видов меда, вырабатываемых пчелами из нектара цветов растений. Клеверный мед, так же как и липовый, хорошо проявляет себя при лечении простудных и легочных заболеваний. 
Вид меда №6: лесной мёд 
Лесной мед обладает высокими питательными и лечебными свойствами, проявляет выраженное антибактериальное, противовоспалительное и болеутоляющее действие. Хорошо зарекомендовал себя этот мед при лечении заболеваний дыхательных путей. Эффективнее всего применение лесного меда при бессоннице. 
Вид меда №7: полевой мёд 
Собирается он с разнообразных полевых растений (душистый горошек, цикорий, валериана) 
Полевой мед оказывает успокоительное действие на нервную систему, а также используется при лечении заболеваний дыхательных путей. Рекомендуют принимать полевой мед при головной боли и бессоннице. 
Вид меда №8: луговой мёд 
Луговой мед желтого цвета с разными оттенками, имеет приятный аромат и сладкий вкус, отличается высокими питательными и лечебными свойствами и незаменим как отличное общеукрепляющее и противомикробное средство. 
Вид меда №9: майский мёд. 
Майский мед обладает ценными лечебными качествами. Майский мед хорошо действует при головной боли, лихорадочном состоянии и переутомлении. При наружном применении майский мед полезен для укрепления волос и ухода за кожей головы. 

Глава II

Исследовательская практическая работа

 "Определение качества мёда в домашних условиях"

Но, к сожалению не весь мед на наших рынках  и в магазинах отвечает необходимым требованиям. Причина этому корыстные цели недобросовестных производителей. Поэтому важно в домашних условиях уметь определять качество меда.

Эксперименты

 Опыт  № 1 с мёдом и кусочком. 

Если в мед на некоторое время  положить кусочек хлеба, и хлеб затвердеет – это настоящий мед.

Опыт  № 2 с мёдом и химическим карандашом.   

Нужно размазать мед на бумажке, и на медовой полоске нарисовать что -нибудь  химическим карандашом. Если рисунок станет синим, значит, мед не настоящий.

http://www.o-detstve.ru/assets/images/userfiles/47711/images/%D0%A0%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%BA5.png

Опыт № 3 с медовой водой и йодом.                

Если в сладкую медовую воду капнуть йод и вода станет синей – мед не настоящий.                                                                                 

Опыт № 4 с медовой водой и уксусом.           

Если в медовую воду добавить уксус и вода зашипит, то в мед был добавлен мел.

Вывод: я теперь знаю и могу сам определять, настоящий ли мёд.

Заключение

В ходе исследования образцов мёда, взятых дома, у знакомых и родственников, (1 образец, купленный в магазине, 2 образца куплены на рынке, 2 образца, привезённых родственниками из деревни с собственных пасек) были получены следующие результаты:

Из пяти образцов мёда

  • нормальная зрелость наблюдалась только в одном случае, у мёда;
  • наличие воды обнаружилось в двух образцах, привезённых родственниками из деревни с собственных пасек;
  • сахар обнаружен в мёде, купленном в магазине;
  • крахмал был обнаружен в одном образце мёда, купленном в магазине;
  • мел не был обнаружен;
  • помутнение чая дал один образец мёда;
  • самые качественные образцы мёда, привезённые родственниками из деревни с собственных пасек;
  • самый некачественный образец мёда, был мёд из магазина.

Выводы

 

Исходя из полученных результатов, я сделал следующий выводы:

1. Поддельный мёд с нежелательными добавками на нашем рынке не редкость.

2. Покупать мёд нужно у знакомых или проверенных производителей.

3. Если нет возможности купить проверенный мёд, то следует купить его немного, проверить качество, и лишь только потом закупать мёд впрок.

Мёд – это настоящее чудо природы. Уже миллионы лет пчелы собирают нектар с цветов и создают удивительный продукт – мёд, обладающий неповторимыми качествами.

Изучая вопросы моей исследовательской работы, я узнал, как живут пчелы, как они устроены, из чего получается мед, что ещё производят пчелы.

                 Моя гипотеза о том, что используя в своем рационе мёд вместо сахара, люди добавят  себе здоровья - подтвердилась.

Я смог узнать весь сложный природный процесс получения мёда. Пчёлы питаются произведённым ими мёдом, но так же, нуждаются в помощи пчеловодов с целью ухода за ними, освобождения заполненных рамок от полученного меда. Поэтому, пчела кусает лишь своих врагов.

 Своим трудолюбием пчела служит хорошим примером для людей. Маленькое насекомое, а сколько пользы приносит людям!

 

Чудодейственный ведь мёд 
От беды любой спасёт! 
Ложку мёда скушай с чаем, 
И тотчас же полегчает!! 


Список литературы:

1. Большая энциклопедия народной медицины.-М: Эксмо. 2006.- 1088 с. 

2. Даников Н.И. Энциклопедия медолечения. 9000 рецептов традиционной и народной медицины. Применение, приготовление, противопоказания.- М.: Лада, 2009 . -704 с. 

3. Джарвис Д.С. Мед и другие естественные продукты. - М.: КОНТРАКТ – ТМТ, 1991.-159 с. 

4.  Аганин А. В. Мед и его исследование. – Саратов: изд-во Саратовского    университета, 1985.

  1. Васильева Е и И. Халифман Пчёлы. – Москва « Молодая Гвардия» 1981
  2. Гранцон М. Э. Что мы знаем о мёде? – Новосибирск: Новосибирское книжное
  3. издательство, 1991.
  4. Иойриш Н.П. Пчелы – человеку.М.:, издательство « Наука» 1975.
  5. Шабаршов И. А. Юному пчеловоду: Кн. Для учащихся. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1988.
  6. http://domikmeda.ru/
  7. http://portal-meda.ru/med/kachestvo-meda.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Значение мёда в жизни человека"

Классный час способствует формированию у обучающихся правильного представления о значении мёда в здоровом образе жизни;воспитание бережного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих....

Проектная работа "Сравнение особенностей влияния мёда, витаминно-минеральных комплексов и продуктов питания на организм человека"

С этой работой мои ученики заняли 3 место на Региональной научно-практической конференции научного сообщества "Искатель" (МИОО) 2014г....

Значение мёда в жизни человека

Формирование у школьников правильного представления о значении мёда в здоровом образе жизни.  Самостоятельно добывать знания, используя приемы исследовательской работы. Развитие умения през...

"Волшебные свойства мёда",исследовательская работа ученицы 3а класса МБОУ "СОШ№5 п. Ленинский"

Цель работы: изучить полезные свойства меда. Работа интересна. Имеет практический выход на определение качества меда в домашних условиях.В работе рассказано о способах извлечения меда и о его ценном и...

Исследовательская работа "Что мы знаем о мёде?"

Мёд – жидкое золото природы, её бесценный дар. И даже в век технического прогресса человеку не удалось изобрести машину по созданию меда.  Этот ни с чем несравнимый по целебным, питательным и вку...

Исследовательская работа "Мёд мёду рознь..."

Проблема в том, что когда люди болеют часто простудными заболеваниями, мёд им просто необходим, а высокие цены на натуральный мёд делают его весьма заманчивым объектом подделки. Цель работы: дока...

Научно - исследовательский проект на тему: «Волшебный мир мёда»

Научно - исследовательский проект на тему: «Волшебный мир мёда»...