Групповая форма работы как способ организации обучения
материал на тему

Ивлева Юлия Александровна

Выступление на педсовете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gruppovye_formy_raboty.docx15.85 КБ

Предварительный просмотр:

Групповая форма работы  как способ организации обучения

Основная задача педагогического процесса в современной школе – это развитие ребенка.

Использование групповой работы в младших классах должно быть построено так, чтобы учитель мог организовать взаимодействие учащихся для поиска способов решения класса задач, а так же запустить процесс теоретического исследования и рефлексии.

Основная цель групповой работы – развитие мышления учащихся. В то же время эффективность групповой работы проявила себя и в скорости решения задач, и в создании благоприятных условий для учебного самоопределения, и в формировании навыков организаторской работы, и, пожалуй, самое важное, в формировании рефлексивных способностей учащихся.

Основной смысл групповой работы – в продуцировании мышления, и, притом, - коллективного мышления. Коллективное мышление предпологает использование коммуникации, понимания, работу с разными мыслительными предложениями, следовательно – оппонирование, защиту своей точки зрения, последующую рефлексию. Все это позволяет использовать групповую работу в образовательном процессе.

Первым шагом к групповой работе является самоопределение учащихся. Участник группы должен обрести позицию по отношению к своей работе в группе. Этот процесс должен соориентировать учащихся на достижение определенных результатов. Он должен определить свое место в группе, свои взаимоотношения с другими участниками группы.

По мере втягивания учащихся в процесс самоопределения начинают разворачиваться процессы исследования ситуации и исследования условий задачи, поставленной перед группой.

Учащиеся оценивают возможности друг друга, прикидывают варианты взаимодействия и распределения позиций в группе.

Рефлексия групповой работы, есть анализ, прежде всего, действительности мышления. Обычно рефлексия среди учащихся становится возможной в случаях какого-либо затруднения в группе. Это такая ситуация, когда учащиеся понимают, что они не достигли целей групповой работы, и это заставляет их исследовать свои проблемы и трудности.

Обычно это исследование направленно на выявление представлений детей об условиях задачи или о способах работы. Рефлексия должна помочь им справиться с ограниченностью представлений.

Например, когда они не могут “прочесть” все условия задачи, не видят их, когда их мышление не готово вместить в себя все мыслительные представления, которые заложены в условие задания, и в силу этого, участники как бы автоматически отсеивают все то, что не понимают или не знают.

Рефлексия должна обозначить для рефлексирующего границы знаемого и незнаемого, понимаемого и непонимаемого.

Рефлексия одного из участников группы заставляет одновременно и других участников проводить границы своих представлений.

Можно сделать следующие выводы:

- вне всякого сомнения, групповые формы работы являются одним из средств развития мышления учащихся;

- систематическое использование данной технологии обучения в сотрудничестве имеет свои преимущества;

1. Не все ученики готовы задавать вопросы учителю, если они не поняли новый или ранее пройденный материал. А при работе в малых группах, при совместной деятельности, ученики выясняют друг у друга все, что им непонятно. В случае необходимости не боятся все вместе обратиться за помощью к учителю.

2. Учащиеся учатся сами видеть проблемы окружающего мира и находить способы их решения.

3. Каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых знаний данных в учебнике, но и от умения самостоятельно приобретать новые знания и умение их применять в конкретных заданиях.

4. У учащихся формируется собственная точка зрения, они учатся ее аргументировать, отстаивать свое мнение.

5. Ученики начинают понимать, где и как они смогут применить полученные на уроках знания.

6. Ребята учатся общаться между собой, с учителями, овладевать коммуникативными умениями.

7. Развивается чувство товарищества, взаимопомощи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповые формы работы - способ формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников

Одной из наиболее эффективных форм работы для развития коммуникативных навыков является групповая. Младшим школьникам нравится работать в группах, эту форму работы можно использовать на любом этапе ур...

Групповые формы работы – способ формирования коммуникативных УУД младших школьников

Одна из форм работы на уроках в начальной школе, которая способствует формированию коммуникативных УУД, - это работа в парах и работа в группах....

ГРУППОВАЯ ФОРМА РАБОТЫ КАК СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

В своей профессиональной деятельности я определила  цель -  создать условия для формирования личности, желающей и умеющей учится. Применение на своих уроках групповой работы помогает достичь...

Групповые формы работы – способ формирования коммуникативных УУД младших школьников.

         Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования, и, следовательно, всех составляющих методической сис...

Групповые формы работы –способ формирования УУД младших школьников.

Выступление на педагогическом совете по теме "Групповые формы работы –способ формирования  УУД младших школьников"....

Групповые формы работы –способ формирования коммуникативных УУД младших школьников. Как используется групповая форма работы на уроке литературного чтения

Одной из эффективных форм работы в начаьной школе явлется групповая. Во время групповой работы дети работают активно, каждый ученик с большим интересом выполняет задание. При выполнении заданий в груп...