«Предшкольная подготовка как инновационная педагогическая деятельность»
статья на тему

Щербакова Анна Александровна

Выступление на педагогических чтениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx24.99 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогических чтениях.

Тема : «Предшкольная подготовка как инновационная педагогическая деятельность»

«Дети должны жить в мире красоты, игры,

сказки, музыки, рисунка,

фантазии, творчества».

В. А. Сухомлинский

 Актуальность.

 Главная цель предшкольной подготовки , на мой взгляд , выравнивание стартовых возможностей будущих школьников, чтобы у них не возникало стрессов, комплексов, чувства  страха, которые могут отбить желание учиться на все последующие годы.

    В основном предшкольная  подготовка осуществляется в детских дошкольных учреждениях, то есть в детских садах. Однако сегодня много «неорганизованных» детей, поскольку предшкольное образование в нашей стране не носит обязательного характера и может быть лишь рекомендовано как эффективный способ выравнивания стартовых возможностей будущих первоклассников.

     Всем понятно, что дошкольные учреждения проводят определенную подготовку детей к школе, но  из-за того, что отсутствуют единые правила этой подготовки, в начальную школу приходят дети с навыками чтения и счета, но при этом у 35–40% из них не развита мелкая моторика, у 60% – устная речь. У 70% первоклассников не сформировано умение организовывать свою деятельность. Поэтому и возникла необходимость в альтернативных формах такой подготовки. 

    Главная задача, которую должно решать предшкольное образование - формирование у детей мотивации к обучению в школе, эмоциональной готовности к нему, умения действовать как самостоятельно, так и сообща с другими, развитие любознательности, творческой активности  и восприимчивости к миру, инициативности, формирование различных знаний.

    Переход ребенка из детского сада в школу является трудным этапом в его жизни, необходимо организовать преемственность между детским садом и школой.

 

Поэтому родители ищут формы предшкольной подготовки за пределами детского    сада – в школах и других образовательных учреждениях ?

При  поступлении в школы родители и учителя сталкиваются с рядом проблем:

  • физические, психологические, интеллектуальные перегрузки первоклассников,   вызванные слабым состоянием здоровья и недостаточностью общего развития, отсутствием знаний и умений, необходимых к первому классу;
  • не сформированы социально-коммуникативные навыки, необходимые для успешного обучения на первой ступени;

В результате наблюдаются сложности с адаптацией, которые влияют на состояние         здоровья, эмоциональное благополучие, успешность обучения первоклассников.

Все вышеперечисленное позволяет осознать актуальность проблемы качественной подготовки будущих первоклассников. Одним из путей решения этой проблемы в условиях школы я  считаю  создание групп предшкольной подготовки.

Предшкольное образование при школах оказывается привлекательным для родителей, так как подразумевает знакомство детей с будущим классным учителем, со школой и ее жизнью, обеспечивает мягкое вписывание в учебные программы, по которым предстоит заниматься ребенку.

    На базе МБОУ «   Средняя школа №3» мы создали группу  предшкольной подготовки «Дошколята».  

  1. Организация работы .

Приём детей осуществляется по заявлению родителей. Предшкольная подготовка организуется с  сентября  по май. Занятия проводятся  2дня в неделю, с 17-30 часов до 19-00часов. Занятия ведет  педагог начальных классов, которому  предстоит в следующем учебном году работать с первоклассниками. Каждое занятие длится 25 минут. Перерыв между занятиями – 5 минут. В день проводится  3 занятия.

  1. Учебный план.

Программа «Дошколята» предлагает систему адаптационных занятий и состоит из следующих курсов: «Пескография» -развитие мелкой моторики ;  « Учусь мыслить»- курс на  развитие познавательных способностей; "Математические ступеньки"- курс направлен на развитие простейших математических представлений; «Путешествие в страну букв»-на развитие звуко-буквенного анализа.

Результаты освоения программы.

В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные УУД: мотивационные и коммуникативные, формирование Я - концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школьному обучению. 
   
Метапредметные  результаты. 

Познавательные УУД: знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии; самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных условий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. 
     
Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника. 
   
Коммуникативные УУД: овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы. 


Предметные результаты. 
Ребенок научится: 

-распознавать первый звук в словах; 
-называть персонажей, основные события; 
-составлять элементарный рассказ по серии картинок; 
-обсуждать нравственные стороны поступков людей; 

 - отвечать на вопросы учителя по содержанию, делать элементарные выводы;  участвовать в коллективных разговорах; 

-использовать принятые нормы вежливого речевого общения; 
-различать геометрические фигуры по форме (треугольник, круг, квадрат), по цвету, по размеру; 

-считать от 0 до 9 и в обратном направлении; 
-определять количество предметов в пределах 10, соотносить количество с цифрами; 
-ориентироваться в пространстве; 
-ориентироваться в тетради в клетку, в линейку;
-выполнять элементарные рисунки на клетчатой бумаге; 
- выполнять элементарный орнамент в полосе; 
 -классифицировать, анализировать;

            -устанавливать логические связи, последовательность действий;
Ребенок получит возможность научиться: 

-устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по имени, по имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном); 
-устанавливать количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном направлении; 

-присчитывать и отсчитывать по одному, по два; 

   -освоение детьми элементарных правил владения пескографией;

   -подготовка детей к созданию предметных рисунков.

   -более четкие и развитые движения пальцев рук.


Критерии и нормы оценки результатов освоения программы 
 Текущая проверка предметных знаний осуществляется без оценки . Работу ребенка учитель оценивает словесно и только положительно. 

                               

Эти условия способствуют эффективному достижению педагогических целей, а также созданию благоприятного эмоционального психологического климата, способствующего раскрытию способностей, развитию личности ребенка.  

Общие результаты работы позволяют сделать вывод о целесообразности и эффективности предшкольного образования.

Успехов Вам, педагоги , в воспитании и подготовке детей к школе!

Пусть период дошкольного детства пройдёт у ребёнка без лишних стрессов и разочарований!

Любите наших замечательных дошколят, которые совсем скоро пойдут по лесенке знаний, оставив на первых ступенях две первые буквы слова Дошкольник и превратившись в Школьника!

Будьте заботливы, внимательны, терпеливы к маленькому ученику — и у него всё получится!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта по теме: «Использование информационно-коммуникационных технологии как средство активизации познавательной деятельности младших школьников»

Педагогическая идея.    Усиление мотивации учащихся к учебной деятельности при использовании компьютерных технологий.    Задача. Как повысить интерес учащихся к уроку с п...

Предшкольная подготовка. Подготовка руки к письму.

Предлагаю Вам некоторые рекомендации для того, чтобы обучение в школе с первых дней приносило ребенку радость узнавания и положительные эмоции. Очень полезно будет перед школой уделить отдельное...

Инновационная педагогическая деятельность

Инновационная педагогическая деятельность...

Описание опыта инновационной педагогической деятельности Сотрудничество как эффективный способ социализации младших школьников

В данной статье представлен обобщение опыта работы по теме" Сотрудничество как способ социализации младших школьников"...

Программа по развитию звуковой культуры речи и подготовки к обучению грамоте для группы детей предшкольной подготовки

Программа по развитию звуковой культуры речи и подготовки к обучению грамоте для группы детей предшкольной подготовки предназначена для педагогов, ведущих занятия в "Школе будущих первоклассников...

Учебный курс предшкольной подготовки «Подготовка руки к письму. Клетка плюс линейка» (презентация)

Данная презентация в краткой форме излагает задачи и виды деятельности курса "Подготовка руки к письму. Клетка плюс линейка". Может использоваться при подготовке и проведении родительских со...