Особенности взаимодействия учителя с родителями на первой степени обучения.
материал на тему

Раева  Светлана  Анатольевна

Материал  к  педсовету.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                             Выступление на педсовете

"Особенности  взаимодействия   учителя   с  родителями  на  первой  ступени  обучения».

 Семья и школа – это берег и море.

На берегу - ребенок делает свои первые шаги,

получает первые уроки жизни,

 а потом перед ним открывается

необозримое море знаний,

 и курс в этом море прокладывает школа.

Это не значит,

что он должен совсем оторваться от берега...

                                                Л. А. Кассиль

                     В последние годы углубляется кризис института семьи. Как показывают социологические опросы и статистические данные, в стране снижается престиж семьи, отцовства и материнства, растет количество разводов и число матерей одиночек. Наряду с этим нередки ситуации, когда во внешне благополучных семьях родители, обеспечив ребенка всеми материальными благами, практически не занимаются его воспитанием. Очень часто семьям недостает профессиональной помощи в вопросах организации семейного воспитания. Эти явления должны учитываться педагогом в работе с родителями по воспитанию детей.

                         Кроме того, для успешной реализации федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения необходимо укрепление связей между педагогами образовательного учреждения и родителями учеников. Это требует развития форм и методов взаимодействия педагогов и родителей детей, образовательного учреждения и семьи. В начальной школе это наиболее важно, так как работа с младшими школьниками имеет свои особенности, обусловленные возрастом и жизненным опытом детей.

                      Формы и методы работы школы с родителями необходимо направлять на повышение психолого-педагогической культуры и знаний родителей, усиление взаимодействия школы и семьи, привлечение родителей к учебно-воспитательному процессу и участию в школьном самоуправлении.

                       Выбор форм и методов работы с родителями наряду с учетом их потребностей и заинтересованности, должен обеспечивать  формирование активной позиции родителей, готовности их к взаимодействию с педагогическим коллективом. Ведь многие проблемы   можно эффективно решать, взаимодействуя с родителями школьника.

                       Формы и методы работы с родителями в начальной школе безусловно должны учитывать психологические особенности младших школьников, у которых в этот период перестраиваются познавательные процессы, развивается мышление, формируются  саморегуляция   поведения и воля, появляются компетентность и уверенность в себе, расширяется сфера общения, формируются отношения в учебном коллективе и др.

                         При этом формы и методы работы с родителями могут быть индивидуальными и коллективными. К индивидуальным относятся анкетирования, посещения ребенка на дому, индивидуальные беседы или консультации, использование различных памяток, изучение семьи школьника на основе документов, встреч и другие. Коллективные включают в себя родительские собрания,  тематические мероприятия, лекции, клубы, беседы и консультации родителей.

                             Работу учителя начальных классов с родителями можно разбить на три последовательных по времени этапа.

                          Первый этап охватывает начальный период пребывания детей в школе, начиная с момента их поступления. На первом этапе осуществляется знакомство с семьями школьников, условиями жизни и быта детей. Для этого используются имеющиеся документы, беседы с родителями и детьми, в том числе и с участием школьного психолога. Эффективным подходом является проведение  анкетирования родителей.

                         Анализ анкет позволяет узнать о методах воспитания в семье, увлечениях и поведении ребенка, его домашних обязанностях, чертах характера. Полученная на этом этапе информация служит отправной точкой для планирования работы с родителями.

                              Очень важным на этом этапе является первое родительское собрание, где осуществляется знакомство родителей как с нормативными документами  так и с основными моментами пребывания ребенка в школе. Сориентироваться родителям в школьной жизни ребенка позволяют раздаваемые им памятки. Памятки могут нести как информацию общего характера, так и представлять собой результат опыта работы конкретного учителя. Большую помощь в организации взаимодействия родителей и педагогов в обучении и воспитании детей может оказать родительский комитет, избираемый на первом собрании.

                 На первых родительских собраниях мы

  1. Договариваемся об ответственности и заинтересованности сторон в решении воспитательных задач ребенка
  2. Я выясняю, каких результатов они ожидают от ребенка в этом году и в конце начальной школы.
  3. Вырабатываю вместе с родителями единые педагогические требования школьной среды с  учетом особенностей семейного воспитания.

                     Второй этап охватывает период  до выпуска  школьника из начальной школы. Он является основным в работе с семьями младших школьников.  При этом педагог должен:

·           повышать уровень педагогических знаний родителей;

·           направлять работу родителей по руководству учебой детей в домашних условиях;

·           помогать родителям в выборе средств и приемов воспитания детей;

·           укреплять доверие детей и родителей к учителю и авторитет родителей в глазах детей;

·           расширять  участие  членов  семей младших  школьников в воспитательной работе, школьных мероприятиях.

                             Совместную  работу по формированию личности младшего школьника веду   по  следующим  направлениям:

Направления

Решаемые задачи

Предполагаемый результат

1.Здоровье

Сохранение психического и физического здоровья учащихся.

Ведение учащимися здорового образа жизни, составление режима дня.

2.Общение

Формирование умения общаться со сверстниками, корректировать свои взаимоотношения с одноклассниками, работать в команде.

Отсутствие конфликтных ситуаций в учебном и воспитательном процессе,  участие в самоуправлении класса,проявление  творческой инициативы.

3.Интеллект

Получение  качественного образования, продвижение учащихся в интеллектуальном  развитии.

Развитые   способности учащихся,  сформированные учебные  умения  и навыки, готовность  к  самореализации.

4.Нравственность

Формирование  нравственной  культцры  иропонимания.

Воспитание волевых качеств ребенка

5.Семья

Максимальное  сближение интересов  родителей и учителя  по  формированию личности   ученика.

Посещение  родителями индивидуальных  консультаций, тематических  собраний,  участие в классных мероприятиях,  отсутствие конфликтов.

6.Досуг

Реализация  склонностей и интересов  через  досуговую деятельность.

Взаимодействие  с  другими организациями, максимальная занятость детей в  кружках, городском детском  центре,  школе искусств.

        Плодотворность такого взаимодействия показывают высокие результаты.  

                     Родительское собрание, являясь традиционной формой работы с родителями, может быть построено по новому, используя различные приемы и подходы (диспуты, элементы деловой игры, семинарские занятия, обсуждение книг или фильмов). К родительским собраниям можно приурочить различные выставки (лучших работ, тетрадей, рисунков, поделок, достижений в спорте), показывающие интеллектуальное развитие детей .

                                 Большой эффект в воспитании, укреплении связей и взаимопонимания между родителями, детьми и педагогом дают проводимые совместные мероприятия: концерты и представления детей для членов семей, походы в составе класса с родителями на природу, экскурсии в музеи, зоопарк, посещения театров и различные другие мероприятия. Они также способствуют формированию коллектива в классе.

                              Объединению родителей и детей способствует их совместная работа по изучению истории своей семьи . Ее можно проводить в виде классных часов в период обучения детей в начальной школе. На классных часах дети знакомятся с понятиями и сведениями о родословных, профессиях и фамилиях родственников, семейных праздниках и традициях, участии в войне родственников.

                                   Значительный потенциал в работе по укреплению взаимодействия педагогического коллектива и семьи имеют бабушки и дедушки младших школьников, которые, обладая большим жизненным опытом, свободным временем, желанием, часто готовы участвовать в совместной работе по воспитанию детей. Как показывает практика, привлечение их к организации мероприятий дает хороший воспитательный эффект.

                    Большие возможности в улучшении работы с родителями со стороны педагога, укреплении связей с ними открывают современные информационные технологии. Они могут быть использованы как в организации рассмотренных выше мероприятий ,  так и для оперативного информирования родителей, к примеру, посредством ведения электронного   журнала.  

                     Нельзя забывать и о такой форме работы   как посещение детей по месту их проживания с целью индивидуальной работы с родителями, знакомства с условиями проживания.

                    В своей работе с родителями  я  руководствуюсь  следующими  принципами:

  • Помнить, что их дети - самое дорогое в жизни. Быть умной и тактичной. Постараться не обидеть и не унизить достоинства и детей и их родителей.
  • Каждая встреча должна стать для родителей полезной и результативной. Каждое собрание - вооружить их новыми знаниями в области педагогики, психологии, процесса обучения.
  • Только в содружестве с родителями можно добиться хороших результатов.         

                           Третий этап работы учителя начальных классов с родителями охватывает временной период после выпуска  школьника из начальной школы. На этом этапе педагогу начальных классов важно передать накопленный опыт работы с детьми и их родителями своим коллегам, принимающим детей в старшей школе. Это во многом позволит сохранить преемственность в воспитательной и учебной работе с детьми, взаимодействие с их семьями.

                      Работа  с  родителями  строится  так  же  в  зависимости  от  принадлежности  родителей   к  определенной  категории.   Условно можно разделить всех родителей на четыре категории в зависимости от желания сотрудничать с  учителем, содействовать развитию своих детей и умения делать это правильно:

Категория  родителей

 

Особенности родителей  данной категории

Выстраивание тактики взаимоотношений с группой

1.Полностью понимают и  принимают школу, знают,  как помочь  ребенку в его развитии.

 

Обладают желанием сотрудничать, готовы принять любые формы организации такого сотрудничества.

С такими родителями, которые «хотят и умеют», достаточно лишь согласовывать педагогические воздействия семьи и школы, в результате – продуктивное сотрудничество.

2.Принимают и понимают школу, но не знаю,  как и чем помочь ребенку в его развитии.

 

Не владея в достаточной мере знаниями о возрастных и индивидуальных особенностях развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно, поэтому  готовы принимать необходимую  помощь в воспитании своего ребенка.

Родители  сомневаются в адекватности своих знаний по воспитанию детей, но готовы выйти на  контакт с учителем.

Группа потребует особого внимания. Необходимы психолого-педагогические консультации: разной формы, разнообразных по содержанию, включающих информацию о возрастных и индивидуальных особенностях младших школьников.

3. Нейтральны, а порой и равнодушны к любому взаимодействию с классным руководителем.

 

Не всегда  идут на контакт с педагогом,  не спешат  обсуждать те или иные возникающие проблемы в воспитании  ребенка , недооценивая роль сотрудничества в воспитательном процессе.  Такие родители, не имея специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми  и чаще всего  не хотят это признавать.  Им  легче самоустраниться от решения вопросов воспитания и личностного развития   ребенка.

Сложнее с этой группой - с теми, кто настолько затрудняется в воспитании детей, что теряет к этому всякий интерес. Оказание психолого-педагогической помощи  и  консультации различных специалистов: психолога, логопеда, социального педагога таким родителям – важный шаг на общем поле взаимодействия.

 

4. Конфликтные, противоречивые в своих требованиях к собственному  ребенку  и к школе.

 

В основном у таких родителей низкая  педагогическая культура,  вследствие этого - отсутствие должного внимания к воспитанию детей.  Иногда такие родители  переоценивают  свои  воспитательных возможности и  придерживаются  субъективного  подхода к оценке поведения и черт характера ребенка. Среди таких родителей встречаются  безответственные  в вопросах воспитания детей.

Самая трудная группа  родителей. Учителю надо  быть   готовым к длительному процессу налаживания  контакта, возможно  предстоит   защита интересов и прав ребенка

Вышеперечисленные   виды взаимодействия необходимо разнообразить   индивидуальным  или групповым формам работы.

 

                      И, конечно, эффективность работы с родителями, а в итоге и качество обучения, результаты   воспитания   младших   школьников  во многом  зависит  от мастерства   педагога,  его  авторитета  в  глазах   детей и родителей.

                  Это обусловлено тем, что у младших школьников формируется самооценка на основе оценивания его учителем и достигнутых результатов  в учебе. Учитель с первых дней обучения детей в начальной школе становится для них непререкаемым авторитетом, что является одной из важнейших предпосылок для обучения и воспитания в младших классах.

                  Сотрудничество педагога и родителей еще раз доказывает: ВМЕСТЕ НАМ   ЛУЧШЕ!

Говорят, что у каждого родителя – своя правда…

 Но ведь это неправда!

 Просто каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был счастлив,

 А мы по роду профессии к этому причастны.

А правда у нас – общая,  и правда  наша – хорошая,

 Она в том, чтобы смеялись, росли   И развивались дети,

 И чтобы были за них спокойны  Все родители на свете.

Это очень просто. Это очень здорово! 

Нужно только смотреть нам  

Не столько друг на друга,

Сколько в одну сторону!

 

Советы родителям:

Если:

  • ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть
  • ребёнка высмеивают, он становится замкнутым
  • ребёнка хвалят, он учится быть благородным
  • ребёнка поддерживают, он учится ценить себя
  • ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины
  • ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других
  • ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым
  • ребёнок растёт в безопасности, он учится верить в людей
  • ребёнок живёт во вражде, он учится быть агрессивным
  • ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире