"Тайна цветочного горшка"
проект (3 класс) на тему

Аввакумова Раиса Михайловна

Исследовательская работа "Тайна цветочного горшка", 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tayna_tsvetochnogo_gorshka.docx57.02 КБ
Файл prilozheniya.docx2.44 МБ
Файл pamyatka.docx184.44 КБ

Предварительный просмотр:

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………….………………….. 3

  1. Анализ изученной литературы………………………...………..…………………...4
  1. Правила полива цветов…………………….......…………..…………….….....4
  2. Требования к почве…………..............................................................................5
  3. Свойства почвы……………………………………...……………………….....6
  4. Корневая система растения……………………………………………………6

  1. Эксперименты
  1.   Опыт «Скорость всасывания воды корнями растений».……………..…........7
  2.   Опыт «Скорость впитывания воды почвой»………….................……….…...7
  3.   Опыт «От чего зависит скорость впитывания воды почвой»………….…….8
  4.   Опыт «Воздухоёмкость почвы»………………...………………………….…..8
  5.   Анкетный опрос…………………………………………………………….…...9

Заключение……………………………………………………………….………...…..9

Список использованных источников и литературы……..…….……………….........10

Приложения…………………………………………………………….……...……......11

        

ВВЕДЕНИЕ

        Однажды мама попросила меня полить комнатные цветы. Раньше помогал маме, но никогда самостоятельно не поливал их. Я с удовольствием принялся за работу. Один горшок стоял без поддона, и когда я стал поливать цветок, вода вытекла из горшка и разлилась на подоконнике. Я хотел тряпкой вытереть лужу, но с удивлением заметил, что вода стала уходить обратно в горшок прямо на глазах, и очень скоро на месте лужи остался только грязный след. Этот факт сильно заинтересовал меня. Я решил выяснить, почему вода сама так быстро всосалась в горшок.

        Цель исследования: узнать, почему вода обратно всасывается в горшок.

Объект исследования – цветочный горшок.

Предмет исследования – способность корня растения всасывать воду, свойства почвы.

Задачи:

  • изучить специальную литературу по теме;
  • выяснить, как быстро корень растения может всасывать воду;
  • выяснить, какими свойствами обладает почва;
  • провести опыты;
  • провести анкетный опрос среди одноклассников.

Комнатные растения, как и любые живые существа, не могут обходиться без воды, поэтому мы их поливаем. Растения «пьют» воду своими корнями. Это знает каждый. Рассуждая таким образом, я выдвинул гипотезу: вода обратно уходит в горшок, потому что ее «пьют» корни растения.

Методы исследования: изучение литературы, анализ, наблюдение, сравнение, опыты, беседа, анкетирование.

Практическая значимость работы заключается в использовании материалов данного исследования моими сверстниками.

Апробация работы: результаты данного исследования были изложены в выступлении перед одноклассниками.

  1. АНАЛИЗ ИЗУЧЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  1.  Правила полива цветов

А что я знаю о комнатных растениях? Может, я неправильно поливал цветы? Озадаченный вопросами, я попросил у мамы книгу о комнатных растениях. Атлас комнатных растений помог мне определить название цветка. Оказалось, что это была бегония клубневая, которую чаще используют для открытого грунта [Прил.1, фото 1].

В разделе «Полив» я прочитал, что у всех растений свои требования к поливу, которые зависят от величины растений, размера горшка, времени года, температуры и освещённости, качества почвы и видовой потребности во влаге. Но есть простое правило, которым легко руководствоваться – поливать растение нужно, когда подсохнет верхний слой земли в горшке. Всё дело в том, что корням нужна не только вода, но и воздух, поэтому почва должна быть влажной, но не переувлажненной [1].

Выносливые виды растений можно поливать водой непосредственно из-под крана, но все же лучше, если вода постоит сутки, чтобы хлор из неё улетучился. Нежные растения поливают только отстоявшейся водой. Температура воды для полива должна быть комнатной, но лучше брать воду теплее на 2-3˚С.

Большинство растений поливают из лейки, заполняя водой всё пространство от уровня почвы до края горшка. Избыток воды, вытекший в поддон, рекомендуется через полчаса вылить. При поливе нельзя допускать, чтобы вода попала на стебли и листья. На свету капли воды могут сфокусировать свет, как настоящие линзы, и выжечь пятна на листьях [Прил. 1, рис. 1].

Растения с опущенными и сидящими густой розеткой листьями любят полив снизу. Горшок с таким цветком необходимо поставить в таз с водой и достать горшок и дать стечь излишкам воды, когда почва заблестит от влаги [Прил. 1, фото 3].

1.2. Требования к почве

Но растению для роста нужна не только вода. Цветок растет в горшке с землей. Из той же книги «Комнатные растения» я узнал, что очень важно для роста и развития комнатных растений качество почвы. Она должна быть достаточно рыхлой, чтобы корни могли иметь доступ к воздуху. Почва должна впитывать в себя большое количество воды. Очень важный фактор – показатель кислотности почвы – большинство комнатных растений предпочитает чуть кислую землю [1].

Проще всего покупать почвенные смеси (они готовятся на основе торфа) в специализированных магазинах. Обычно такие  смеси подходят для всех растений, но есть и для определённых видов. Моя мама использует специальные почвенные  смеси, купленные в магазине [Прил. 1, фото 4].

Цветоводы различают 3 типа земляных смесей в зависимости от их состава – тяжёлые, средние и легкие. Для большинства комнатных растений подходят средние земельные смеси.

1.3. Свойства почвы

Из сети Интернет я узнал, что почва обладает разными свойствами:

  1. плодородие;
  2. водные свойства:
  • водопроницаемость;
  • влагоемкость;
  • водоподъемность;
  • водоотдача;
  1. воздухоемкость.

Плодородие – это главное, основное свойство почвы. Растение при своем развитии нуждается в питательных веществах, в воде, воздухе и тепле. Та почва, которая способна удовлетворить эти запросы культурного растения, и будет плодородной почвой.

Водопроницаемость – это способность почвы впитывать и пропускать через себя воду. Она зависит от механического состава, структурного состояния и сложения почвы. У почв с рыхлым сложением она выше, чем у почв уплотненных. Различают три стадии поступления влаги:

1) впитывание;

2) промачивание;

3) фильтрация – передвижение воды в почве под влиянием силы тяжести.

Влагоемкость – способность почвы удерживать влагу. Влагоемкость почвы зависит от механического состава, содержания гумуса и структуры. Суглинистые и глинистые почвы имеют наибольшую влагоемкость по сравнению с почвами супесчаными и песчаными.

Водоподъемная способность – способность почвы медленно поднимать воду по капиллярным порам под действием менисковых сил (сцепление воды с почвенными частицами). Высота и скорость поднятия воды зависят от ширины капилляров: чем меньше их диаметр, тем выше и быстрее она поднимается. В крупных порах вода поднимается на меньшую высоту, но с большей скоростью. Почвы тяжелые бесструктурные обладают лучшей водоподъемной способностью по сравнению с почвами легкими и структурными.

Водоотдача – это количество свободной влаги, которая вытекает из почвы при понижении уровня грунтовых вод.

Воздухоемкость – способность почвы удерживать при определенном физическом состоянии то или иное количество воздуха. Воздух заполняет поры меду частицами почвы, находясь в непосредственном контакте с атмосферным воздухом. Для нормального роста и развития большинства культурных растений требуются почвы с достаточной воздухоемкостью [2].

1.4. Корневая система растения

Именно в почве находится корневая часть цветка. Через корень растения поглощают из почвы воду, получают все необходимое для роста и развития [Прил., рис. 2]. Ведь не зря в народе говорят: «Без корня и полынь не растет». Корни работают как водяные насосы. Вода и минеральные соли всасываются корневыми волосками в зоне всасывания корня и поступают в сосуды, по которым поднимаются в стебель.

Корневая система растений диктует размер и форму посуды. Размер горшка — одно из самых важных условий нормального развития комнатных растений [Прил. 1, фото 6].

Когда посуда мала, приходится часто менять землю, поливать и подкармливать растения. Однако и слишком большая посуда – отнюдь не благо для «зеленого друга». Растение с маленькой корневой системой не успевает впитывать почвенные растворы из большой посуды, мокрый ком затрудняет доступ воздуха к корням, и цветок погибает.

Растения с мелкими корнями, как, например, сансевьера, папоротники, узамбарская фиалка, лучше развиваются в мелкой, но широкой посуде [Прил. 1, фото 7], а растения с глубоко идущими корнями (розы, фикус) лучше растут в более узкой, но глубокой посуд. [Прил. 1, фото 8].

И, наконец, корни нуждаются в доступе воздуха. Это обеспечивается пористостью посуды. Новые горшки имеют больше пор, чем бывшие в употреблении. При длительном пользовании поры заполняются мелкими частицами почвы, разветвлениями корней и минеральными солями, оставшимися после поступления воды. Поэтому старые горшки перед употреблением нужно очистить и хорошо промыть.

Новые же горшки перед посадкой растений замачивают на несколько часов в воде. Так избавляются от излишков газов, содержащихся в порах посуды.

2. ЭКСПЕРИМЕНТЫ

2.1. Опыт «Скорость всасывания воды корнями растений»

Проанализировав информацию, полученную из книги «Комнатные растения» и сети Интернет, я сделал вывод: воду всасывают не только корни, но еще впитывает почва. Но как же проверить свою гипотезу?

Я обратился к учителю биологии Елене Алексеевне Бражниковой [Прил. 2, фото 1]. Она предложила мне проверить скорость всасывания воды корнем растения с помощью  специального прибора. Для опыта я взял самосев молочая беложильчатого [Прил. 2, фото 2].

Прибор состоит из стеклянного U-образного сосуда с разрезной пробкой. Одно колено трубки широкое, другое узкое. В широком колене поместил корневую систему растения [Прил. 2, фото 3]. Растение закрепил в приборе с помощью разрезной пробки (чтобы стебель растения удобно было вводить в пробку, в ней просверлен канал). Снижение уровня жидкости в узком колене свидетельствует о всасывании ее корнями. Мой опыт продолжался в течение суток. За это время уровень воды в узком колене снизился на 1 см – это скорость всасывания воды корнями молочая [Прил. 2, фото 4]. Но этой скорости недостаточно для того, чтобы вода так быстро всосалась в горшок.

Вывод: бегония гораздо крупнее, чем самосев молочая, но все равно ее корни не могут так быстро всосать  воду. Значит, причина не только в корнях растения. Необходимо проверить скорость впитывания воды почвой.

2.2. Опыт «Скорость впитывания воды почвой»

Для опыта я взял два горшка: один с бегонией, а второй без цветка, заполненный почвой [Прил. 2, фото 5,6]. Полил оба горшка водой и стал наблюдать, в какой горшок быстрее уйдет разлившаяся вода. Я с удивлением заметил, что вода всосалась в горшки с одинаковой скоростью [Прил. 2, фото 7]. 

Вывод: моя гипотеза, что вода обратно уходит в горшок, потому что ее «пьют» корни растения, не подтвердилась. Почва быстрее впитывает воду,  чем может «выпить» корень растения. Этот опыт помог мне проверить сразу два свойства почвы: водоотдача и водоподъёмность.

2.3. Опыт «От чего зависит скорость впитывания воды почвой»

Я читал, что поглощение корнем воды зависит от температуры. Холодная вода плохо всасывается корнями. Поэтому не следует поливать растения холодной водой.  Я решил выяснить, зависит ли скорость впитывания воды почвой от температуры воды. Для опыта я взял два горшка: один горшок полил теплой водой, а второй – холодной. Дальнейшее наблюдение показало, что теплая вода быстро впиталась в почву, а холодная вода держалась долго, но так и не впиталась полностью [Прил. 2, фото 8,9].

Вывод: скорость впитывания воды почвой зависит от температуры воды. Теплая вода впитывается быстрее, чем холодная.

2.4.  Опыт «Воздухоёмкость почвы»

Я решил проверить ещё одно свойство почвы – воздухоёмкость. Для этого в прозрачный пластиковый стакан с водой опустил комок земли и стал наблюдать. Вскоре я заметил, что на комочках почвы появились пузырьки воздуха [Прил. 2, фото 10].

Вывод: в почве содержится воздух.

2.5. Анкетирование

Я решил узнать, что известно моим сверстникам о комнатных растениях и о правилах ухода за ними, ведь они есть в каждом доме, в каждом классе. Для этого составил анкету  из 4-х вопросов и опросил учеников из 2 «а» и 3 «а» классов [Прил. 3, фото1]. Я думаю, что цветоводство больше интересно девочкам, чем мальчикам, поэтому просил всех опрашиваемых отметить «мальчик» или «девочка». При обработке ответы мальчиков и девочек анализировал отдельно. Всего в анкетном опросе приняло участие 31 человек: 18 девочек и 13 мальчиков [Прил.3, фото 2].

На первый вопрос: «Для чего люди заводят комнатные растения?» – 10 девочек и 8 мальчиков ответили, что они нужны для красоты и уюта, 7 девочек и 5 мальчиков ответили, что они очищают воздух, и 1 девочка – людям нравится за ними ухаживать [Прил. 3, гистограмма 1].

На второй вопрос: «Кто в вашей семье ухаживает за комнатными растениями?» – 4 девочки ответили, что они сами ухаживают за цветами, у 10 девочек это делают мамы, и у 4-х – бабушки. Ни один мальчик не ухаживает за цветами, у 5-х ухаживают мамы, у 4-х – бабушки, у 4-х – сестры [Прил. 3, гистограмма 2].  

На третий вопрос: «Знаешь ли ты правила ухода за комнатными растениями?» – 15 девочек дали положительный ответ, из них только 3 три девочки написали несколько правил, а 3 девочки не знают правила. 10 мальчиков ответили, что знают правила ухода за комнатными цветами, 3 мальчика не знают [Прил. 3, гистограмма 3].

На четвертый вопрос: «Почему цветочный горшок должен стоять в поддоне?» – верный ответ дали 12 девочек и 10 мальчиков, не смогли ответить на этот вопрос 9 человек: 6 девочек и 3 мальчика [Прил. 3, гистограмма 4].

Вывод: девочки лучше знают правила ухода за цветами, чем мальчики, но не все.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Моя гипотеза, что вода обратно уходит в горшок, потому что ее «пьют» корни растения, не подтвердилась. Проведя исследовательскую работу, я узнал много интересного о комнатных растениях, почве, правилах ухода за комнатными растениями и сделал следующие выводы:

  1. Воду всасывают не только корни, но еще впитывает почва.
  2. Почва быстрее впитывает воду,  чем может «выпить» корень растения.
  3. Скорость впитывания воды почвой зависит от температуры воды. Теплая вода впитывается быстрее, чем холодная.
  4. В почве содержится воздух.
  5. Девочки лучше знают правила ухода за цветами, чем мальчики, но не все.

По итогам этого исследования я составил буклет об уходе за комнатными растениями

«Памятка для начинающего цветовода», выступил с докладом перед одноклассниками. Мне очень интересна эта тема, потому что комнатные растения окружают нас повсюду: дома, в школе. Я буду продолжать работу по изучению комнатных растений, чтобы ухаживать за ними грамотно.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Кононова Г.В. Комнатные растения. – СПб.: Издательский Дом «Кристалл», 2002. – 304 с.: ил.
  2. Свойства почвы/http://mse-online.ru/pochva/svojstva-pochvy.html
  3. Основные правила ухода за комнатными растениями/http://greendom.net/general-rules.html/
  4. http://www.domrasenia.com/cvety/

ПРИЛОЖЕНИЯ


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Цветущая Гардения в горшке фото

Гардения

Скорость роста средняя, ближе к медленной. Для комфортного существования необходимо разместить комнатную гардению в помещении с ярким рассеянным светом, но без прямых солнечных лучей. Температура в летний период не должна превышать 22-24°C, а в период осени-зимы не должна опускаться ниже 16°C.

Поливать комнатную Гардению во время вегетации следует обильно, не допуская пересыхания почвы. Осенью и зимой, в период покоя,  поливают умерено, раз в 2-3 дня. Гардения не любит как переувлажнения, так и пересыхания почвы.

Диффенбахия

Диффенбахия

Диффенбахия любит хорошо освещенное место. Летом требуется небольшое затемнение. Во избежание ожогов лучше избегать попадание прямых солнечных лучей. Если цветок поставить в тень, может уменьшится пестрота листьев.

При понижении влажности, листья начнут скручиваться в трубочку. Оптимальная температура - это 22 градуса.

Летом поливайте растение 3 раза в неделю и лучше воду добавлять в поддон.

http://www.domrastenia.com/images/foto/cvety/monstera-1.jpg

Монстера
Существует две версии происхождения

названия цветка.

По одной, монстера получила название от латинского слова monstrotus, т.е. «причудливый».

А вот, по другой – от латинского monstrum, что в переводе означает « чудовище».

Комнатная монстера не капризна в уходе. Нуждается в дополнительной опоре. Напротив каждого листа появляются открытые корни, через которые растение получает дополнительное питание и поддержку. Эти корни удалять нельзя.

С весны до поздней осени поливают обильно. В период покоя почва не должна пересыхать. Воздух должен быть влажным. Листья необходимо протирать мокрой губкой, обмывать, можно полировать.

МБОУ СОШ № 20 им. Н.И. Ходенко

Составитель: Аввакумов Игорь

«Цветы, как люди, на добро щедры и, людям нежность отдавая, они цветут, сердца обогревая, как маленькие, тёплые костры.»

 (К. Жане)

C:\Users\андрей\Documents\Тайна цветочного горшка\memori_jarko-krasnaja_begonija[1].jpg

ПАМЯТКА

для начинающих цветоводов

1. Если вы решили приобрести растение, постарайтесь узнать о нем как можно больше, какая ему нужна температура, влажность, полив и т.д.

2. Обзаводитесь необходимым инвентарем (это лейка, горшки, пульверизатор и т.д)

3.  Постарайтесь обеспечить растению постоянное место в доме, так как большинство растений не любят, когда их переставляют с места на место.

4.  Вреден как чрезмерный, так и недостаточный полив цветов. В переувлажненной почве корни могут задохнуться, а при небольшом количестве влаги растение может погибнуть от жажды.

5. Цветы лучше поливать отстоявшейся в течение суток водой, чтобы хлор из неё улетучился. Температура воды для полива должна быть комнатной, но лучше брать воду теплее на 2-3˚С.

6. Большинство растений поливают из лейки. Избыток воды, вытекший в поддон, рекомендуется через полчаса вылить. При поливе нельзя допускать, чтобы вода попала на стебли и листья. На свету капли воды могут сфокусировать свет, как настоящие линзы, и выжечь пятна на листьях.

7. Растения с опущенными и сидящими густой розеткой листьями любят полив снизу. Горшок с таким цветком необходимо поставить в таз с водой и достать горшок и дать стечь излишкам воды, когда почва заблестит от влаги.

8. Научитесь пересаживать цветы (это надо делать весной, раз в год, некоторые — раз в два года).

9. Размер горшка — одно из самых важных условий нормального развития комнатных растений. Горшки цветов должны соответствовать размеру, форме и величине корневой системы того цветка, который будет в нем расти.

10. Проще всего покупать почвенные смеси (они готовятся на основе торфа) в специализированных магазинах. Обычно такие  смеси подходят для всех растений, но есть и для определённых видов.

11. Свежий воздух почти обязательное условие для хорошего развития растений. Кактусы, например, могут не зацвести только потому, что им не хватает свежего воздуха. Но ни одно из растений не терпит холодных сквозняков.

12. Растения, как и домашние животные, хотят слышать доброе слово. Общайтесь со своими любимцами, и они отблагодарят вас ярким цветением и пышным ростом.

Желаю Вам удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тайна имени.Сценарий внеклассного мероприятия Заседание кружка «Тайна имени» Тема «Из истории русских имён и фамилий»

Цели:Познакомить со значением и происхождением русских имён, отчеств и фамилий.Формировать умение работать с дополнительной литературой, выделять главное, пересказывать и выразительно читать, ан...

Продолжаем раскрывать тайны гласных! Тайна Йотиков

Сказка о гласных буквятах,  у которых в кармашке поселился Йотик...

Занятие кружка «Разгаданные тайны» по теме: «Разгадываем тайны. Занимательные опыты.»

Цели: •          ознакомить со способом познания окружающего мира-опытом, экспериментом;•          способствов...

Не Боги горшки обжигают

реферат Бессонова Анфиса Не Боги горшки обжигают...

Игра «Цветочный сад» по окружающему миру для младших школьников. Тема: Цветочный хоровод

Мероприятие для обобщения и закрепления знаний, при изучении цветов....

Технологическая карта урока технологии по теме «Какие бывают цветочные композиции» Изделие «Цветочная композиция» 2 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся умений по изготовлению цветочной композиции.Задачи урокаДидактические:1. Познакомить обучающихся с понятием «...