История школьного портфеля
творческая работа учащихся (2 класс) на тему

Мироненко Елена Юрьевна

 На уроке английского языка мы изучали слова, обозначающие школьные принадлежности. Составляли рассказ, как мы собираем портфель в школу, какие школьные принадлежности кладем в портфель. А портфели у нас самые разные: ранцы, рюкзаки, сумки. Портфель является одним из главных атрибутов школьника. Хочется, чтобы он был удобен, красив и вместителен. Как и когда возник школьный портфель? Меня заинтересовал этот вопрос. И самое главное, к старшим классам  выявляются проблемы со здоровьем. Происходит это по разным причинам, в том числе и из-за больших предметных нагрузок, и из-за веса того же портфеля. Перенос таких тяжестей для ребёнка не проходит бесследно. Подсчитано, что для маленького ребёнка носить портфель в четыре килограмма равносильно тому, что если бы взрослый человек каждый день носил на работу более 15 килограммов . Ортопедические патологии (нарушения осанки, сколиозы, плоскостопие) среди других заболеваний, выявляемых при медосмотрах выходят, чуть ли не на первое место.

Я решила узнать историю портфеля, познакомиться с мнением школьного врача и исследовать портфели учеников своего класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Городской конкурс исследовательских работ « Я – исследователь »

                                           Секция: естествознание

                                               Название работы:

                              «История школьного портфеля»

Автор работы:

Соколова Ксения Алексеевна

г.о. Тольятти

МБУ «Школа №13»

3 «Г» класс

Научный руководитель:

Мироненко Елена Юрьевна

Учитель начальных классов

МБУ «Школа № 13»

                                                     

                                                     г.Тольятти

                                                             2017

Содержание.

1.Введение.

2.Основная часть.

2.1. Что мы знаем о портфеле?

2.2. Мода на школьный портфель: вчера, сегодня, завтра.

2.3. Из истории портфеля.

2.4. Рассказ моей мамы.

2.5. А что же ранец?

2.6. Вот что школьный врач нам рассказал.

2.7. Для школьного ранца тоже есть норма.

2.8. Практическая работа. Взвешиваем портфели

3. Заключение.

Введение  

Новый дом несу в руке,

Дверцы  дома на замке,

Тут жильцы бумажные,

Все ужасно важные

(Портфель)

Эту загадку знают все  ученики и их родители. Дети идут в школу и обязательно несут с собой портфель, ведь в портфеле все школьные принадлежности. А может лучше ранец?

В нем тетради, ручки, книжки,

Носят девочки, мальчишки,

Он наверно иностранец,

Потому что это-(ранец)

Актуальность.

 На уроке английского языка мы изучали слова, обозначающие школьные принадлежности. Составляли рассказ, как мы собираем портфель в школу, какие школьные принадлежности кладем в портфель. А портфели у нас самые разные: ранцы, рюкзаки, сумки. Портфель является одним из главных атрибутов школьника. Хочется, чтобы он был удобен, красив и вместителен. Как и когда возник школьный портфель? Меня заинтересовал этот вопрос. И самое главное, к старшим классам  выявляются проблемы со здоровьем. Происходит это по разным причинам, в том числе и из-за больших предметных нагрузок, и из-за веса того же портфеля. Перенос таких тяжестей для ребёнка не проходит бесследно. Подсчитано, что для маленького ребёнка носить портфель в четыре килограмма равносильно тому, что если бы взрослый человек каждый день носил на работу более 15 килограммов . Ортопедические патологии (нарушения осанки, сколиозы, плоскостопие) среди других заболеваний, выявляемых при медосмотрах выходят, чуть ли не на первое место.

Я решила узнать историю портфеля, познакомиться с мнением школьного врача и исследовать портфели учеников своего класса.

 Предмет  исследования - влияние школьного портфеля на здоровье учащегося.

Объект исследования- вес школьного портфеля

Цель исследования: изучить, как влияет школьный  портфель на здоровье школьника разного возраста, предложить рекомендации родителям для предотвращения загруженности, что влияет на здоровье школьника.

Задачи исследования:

узнать, каким  был портфель в разные времена

изучить влияние портфеля на здоровье школьника.

выяснить, считают ли они, что выбранный ими портфель влияет на здоровье.

сравнить вес портфелей учащихся;

Гипотеза. Я считаю, что портфели, выбранные учениками нашего класса, и их вес не соответствуют возрасту и вредят здоровью ребят.

Методы исследования:

подбор материала по теме и его изучение

анкетирование учащихся

взвешивание портфелей- практическая работа

Основная часть

Что мы знаем о портфеле?

 История портфеля насчитывает чуть больше столетия. Давным-давно люди  писали на глиняных табличках. Эти записи   хранились  в громадных сундуках или здоровенных глиняных сосудах

Позже, когда в Древнем Египте изобрели папирус, его можно было склеивать в свитки, которые складывали   в специальный   круглый пенал. Этот пенал носили на шнурке у пояса.

 В Китае  изобрели бумагу. Из Китая она попала в Европу. В Европе  была изобретена сумка для ношения бумаг – портфель. Тогда произносили «портфейль» что означает «носить листы бумаги».

Мода на школьный портфель: вчера, сегодня, завтра.

Что означает слово портфель? Слово французского происхождения. Состоит из двух частей: «порт» - несу, «фель» - листы. Дословно переводится - ношу листы. История школьного портфеля весьма интересна, можно сказать, что ее начало лежит с тех самых пор как еще пещерные люди делали себе нечто похожее на сумки из кож диких животных. Совершая раскопки в Альпийских горах, учёные-археологи нашли тело древнего человека, рядом с которым лежал портфель. Хозяину портфеля было около 5 тысяч лет. Портфель был сделан из кожи и досок. Его можно было носить как на спине, так и в руках.

Прогресс не стоит на месте, и спустя время подобные портфели-сумки начали изготавливать из ткани. Ткань должна быть достаточно прочной, для того чтобы выдержать груз, который находился в сумке, немаркой и водонепроницаемой. Через какое- то время начали изготавливать подобные сумки из натуральной кожи животных. Это делало их более практичными для ежедневного использования.

И только в XIX веке во Франции человечеству был представлен портфель таким, каким мы видим его сегодня. Первыми пользователями портфеля были мужчины таких профессий как юристы, адвокаты, чиновники, доктора. Люди этих профессий имели дело с документами и бумагами. И именно им был необходим портфель, так как был довольно вместительным и позволял носить с собой все самые необходимые вещи. Позже такой портфель приобрел популярность среди студентов и вообще людей, которые ежедневно носили с собой, будь то бумаги и книги или же какие- то личные вещи.

Чтобы портфель был более практичен и удобен именно для детей, школьников, на него были приделаны две лямки, которые позволяли носить портфель на спине. Такое новшество освобождало руки, но давало дополнительную нагрузку на спину.

За сотню лет школьный портфель изменился до неузнаваемости. До революции ранцы в России делали из черной кожи с крышкой, обшитой тюленьим мехом – под стать военным рюкзакам. Таскать все это на плечах было весьма удобно. В портфелях книги и тетради начали носить в послевоенное время, но все же чаще в школы ходили с видавшими виды полевыми сумками, доставшимися от вернувшихся с фронта родственников. Полевые сумки в отличие от портфелей можно было перекидывать через плечо. В более поздние времена плановой экономики стандартный школьный ранец при желании обладателя легким движением руки превращался в портфель: съемные ремешки легко отстегивались и без серьезных усилий возвращались на место. Все ранцы делали похожими друг на друга: одного размера, из крепкого кожзаменителя, чаще всего темно-коричневого цвета. Тяжелые и неудобные ранцы имели всего пару отделений, так что более находчивые ученики вставляли внутрь дополнительные картонки, разделяя учебники и тетради по предметам. Долгое время портфели и ранцы были очень похожи и по цвету и по размеру. Сегодня школы пестрят ранцами всевозможных расцветок и форм: светоотражающие и ортопедические, с кучей кармашков и потайных отделений, с мультяшными героями и неоновыми вставками. В супермаркетах, универмагах и магазинах огромный выбор ярких ранцев. Разбегаются глаза не только у будущих первоклассников, но и у родителей. Теперь ранцы не только делают из облегченного материала, но и снабжают ортопедическими спинками, колесиками и выдвижными ручками: устав, ребенок может облегчить себе ношу. Сейчас ученые разрабатывают электронные школьные ранцы, которые смогут заменить учебники, тетради, дневники. В таком ранце можно хранить несколько десятков учебников с картинками, а весит он более одного килограмма!  Такой ранец  выглядит, как планшетный  персональный компьютер.

Из истории портфеля.

Портфели, которые носили в шестидесятые годы прошлого века были сделаны из необычного материала: и не кожа, и не заменитель ее. На сгибах и изломах видна бумага. Портфели изготавливали из коленкора. Что же это за материал? Обратимся к словарям.

Коленкор – это покровный переплетный материал на тканевой основе со специальным покровным слоем.
Параллельно с портфелем школьной сумкой был ранец.

Ранец - [нем. Ranzen].Сумка для ношения при себе вещей, надеваемая посредством помочей на спину (у школьников — для книг и учебных принадлежностей, в армии — как часть походного снаряжения).
В семидесятые годы им уже пользовались. И это можно увидеть на старых школьных фотографиях. Изготавливали портфели и ранцы из дерматина и других, заменяющих кожу материалов, зато они стали более яркими и разноцветными.
Школьные ранцы и портфели не были особенно разнообразны. Наличие внутренних карманов и отделений да цвет – вот и все что отличало их друг от друга. Даже размер школьных ранцев был стандартным.

Бабушка Ани Васильевой рассказала, когда она училась, детей в классе делили на «звездочки», и каждая звездочка выполняла в течение недели какое-нибудь поручение. Дежурная «звездочка» в понедельник проверяла порядок в портфелях и наличие в них необходимых школьных принадлежностей, а результаты проверки выставлялись в баллах в «Говорящий портфель» (был такой стенд в классе). Никому не хотелось получить «2», поэтому дети старались содержать портфели в порядке».
Сегодня ученики часто забывают носить в школу дневник или тетради по предметам, и эта школьная акция бы не помешала, а наоборот сделала бы ребят собраннее и ответственнее и научила аккуратности.


С конца 90–х и по настоящее время школьники носят рюкзаки, которые упрочили свои позиции в качестве школьной сумки.

Рассказ моей мамы.

Когда моя мама ходила в школу, у неё был портфель. Он был среднего размера, имел основное отделение, которое делилось на три части. Использовалось это отделение для тетрадей и учебников. На портфеле было три  накладных кармана, два по бокам и один большой, впереди. В большом кармане удобно было хранить ручки, карандаши и прочие канцелярские принадлежности. Боковые карманы использовались для мелочей, например, ключей. Портфель был с усиленной спинкой и с широкими лямками. Ручка была из пластика. Сочетание тёмно-зеленого и зелёного цветов делало его практичным. С ним было удобно ходить. Он послужил маме не один год.

А что же ранец?

Ранец считают чисто школьным предметом. Но ранец   пришел к нам вместе с наемными немецкими солдатами, служившими у московских царей. Так назывался походный заплечный мешок. До революции ранцы в России делались из черной кожи с крышкой, обшитой тюленьим мехом Многие ученики ходили с полевыми сумками, Такие сумки удобно было перекидывать через плечо.

В «Толковом словаре русского языка» В.И. Даля ранец – жёсткая четырёхугольная заплечная сумка с откидывающейся крышкой и запором (ученический ранец, солдатский ранец)

Как грамотно выбрать школьный портфель?

Когда-то давно был один размер школьного ранца, сейчас их великое множество. Поэтому правильно нужно подбирать размер рюкзака. Верх рюкзака не должен находиться выше линии плеч, а низ - ниже бедер. Ширина ранца не должна быть больше, чем ширина плеч ребенка. Задняя стенка ранца или рюкзака была уплотнена и хорошо прилегала к спине школьника, не давая позвоночнику искривляться. Лучше приобрести рюкзак со специальной ортопедической спинкой. Практичнее лучше выбирать тот материал, который не потрескается в зимние морозы и не слишком сильно запачкается. Но я, как и все девочки, любим все яркое, да и мальчишки не всегда  выбирают серый и черный цвет.

Эффективной мерой распределения веса нагрузки рюкзака является использование ремней для пояса или бедер. 50 - 70% нагрузки снимается с плеч и переносится на нижние части тела. Выбирайте рюкзак, имеющий несколько дополнительных карманов вместо одного большого. Это позволит более равномерно распределить нагрузку, да и вещи будут лучше отделены друг от друга и их легче будет найти.

Вот что школьный врач нам рассказал.

 Осанку ученикам портят тяжелые ранцы, а особенно –портфели.

 Регулярная ассиметричная нагрузка на неокрепший позвоночник чревата неприятностями на всю дальнейшую жизнь

Хотя незначительные перегрузки сверх новых стандартов и не приводят к серьезным заболеваниям или травмам, они вызывают хронические боли в спине

Носить школьные принадлежности лучше в рюкзаке или ранце. Сумка и портфель дают асимметричную нагрузку на позвоночник и формируют  неправильную осанку.

Правильная осанка формируется в первые годы жизни. Но наиболее важный период – с 4 до 10 лет, когда быстро развивается позвоночник. Лучше носить не сумку через плечо или портфель в руке, а именно ранец на двух плечах. Прежде чем окончательно выбрать ту или иную модель, нужно взвесить ее в руках, а не тяжело ли будет носить такой ранец. килограммов.  

Для школьного ранца тоже есть норма.

Год от года школьные ранцы становятся тяжелее. Исследования, проведённые в ряде школ, показали, что вес ранца с учебниками у учеников начальной школы, как правило, достигает от 3 до 6 кг, что в 2,5 – 3 раза превышает допустимые гигиенические нормы. Это связано с увеличением количества уроков.

Согласно СаПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в Образовательных организациях, а также в Единых санитарно-эпидемиологических требованиях к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору, отмечено, что все ранцы без учебников для учащихся 1-4 классов должен быть не более 700 граммов.

В тоже время, ортопедические нормы ограничивают вес школьного рюкзака от 10 до 15% от веса школьника. Но в 2010 были утверждены новые требования к весу учебников и письменных принадлежностей – он не должен превышать для учащихся:

- 1-2 х классов – 1,5 кг.

- 3-4 х классов – 2 кг.

Что положить в портфель?

По карманам и отделениям портфеля я вместе с мамой разложили пенал с ручками и карандашами, тетради в линейку и в клетку, линейку. С особым трепетом в портфель были уложены новые учебники. А телефон ?  Важными являются два момента: наличие функции отключения и возможность закрепить телефон внутри портфеля, чтобы не потерять. 

 Практическая работа.

Чтобы узнать, сколько весит школьный портфель, мы провели практическую работу. Взвешивая школьные портфели, мы выяснил следующее: вес портфелей учащихся от 1 до 6 килограммов. При взвешивании выяснили, что в один и тот же день нашлись 2 -3 ученика, чей портфель оказался намного тяжелее других. Для учащихся третьего класса даже если они приобрели ранцы, они  очень тяжелы, так как их портфель должен весить 2 кг.

При опросе учащихся выяснили, что они носят в портфеле лишние предметы. У моих одноклассников в портфеле лежат краски, фломастеры, пластилин, которые можно оставлять в классе в шкафу. Забыли сдать библиотечные книги. Носят каждый день все учебники. Носят игрушки, планшеты, бутылочки с соком. Много лишних бумажек, и даже есть мусор.

Вывод.

Гипотеза, которую я выдвинула подтвердилась, так как вес портфелей учащихся начальных классов превышает норму (2-4кг), которую рекомендуют врачи.

В ходе исследования я убедилась, что при выборе портфеля не все учащиеся задумывались над тем, что он будет отрицательно влиять на их здоровье. Прежде всего, им хотелось купить вместительный портфель. Или тот, который понравился. Только часть ребят подумала о том, что их портфель должен быть удобным. Результаты взвешивания портфелей показали, что вес потрфеля превышает норму, что отрицательно сказывается на опорно-двигательной системе учащихся. Рекомендовано детям складывать учебники и принадлежности согласно расписанию. Чтобы  вес портфелей соответствовал возрасту учащихся, нужно убирать из портфеля все ненужные вещи и книги и чаще наводить в портфеле порядок. Наше здоровье зависит от нас самих.

Я считаю, что цель, которые я поставила перед началом работы, достигнуты и задачи выполнены. Эта работа может быть использована как рекомендации родителям и ученикам при выборе портфеля на следующий учебный год. С данной работой я планирую выступить на родительском собрании, на классном часе перед учениками 3 Д класса.

 Рекомендации ученикам.

1.     Не носите лишнего в ранцах.

2.     Проверяйте ранец ежедневно и не забывайте вытащить из него ненужные учебники.

Рекомендации родителям.

1.     Просим вас: не покупайте тяжёлые ранцы! Врачи рекомендуют средний вес пустого ранца для ученика начальной школы – до 600 гр.

2.     У  детей от тяжёлых нагрузок портится осанка

3.      Дети быстрее устают, таская за своей спиной тяжеловесы.

4.     Пожалуйста, позаботьтесь о ваших детях и об их здоровье

Заключение

Портфель является одним из главных атрибутов школьника. Он должен быть  удобен, красив и вместителен. В первые дни сентября на переменах мы любим рассматривать портфели одноклассников. Какие они все разные: по цвету, весу, оформлению.

Работая над темой исследования, я пришла к выводу, что основой всего является здоровье. Тяжелый портфель за плечами школьника – это реальная опасность для сердечно-сосудистой системы и состояния опорно-двигательного аппарата ребенка. Осанку школьникам портят портфели, чей вес не соответствует санитарно-гигиеническим нормам.

Здоровье учеников зависит от многих факторов, на многие мы не в состоянии повлиять. Но сделать все возможное для того, чтобы изменить то, что мы можем изменить, вполне по силам.

Список литературы.

1.Даль ВИ. Иллюстрированная энциклопедия русского языка. М.-«Русский язык», 1990г.

2. Даль ВИ. Иллюстрированный толковый словарь русского языка. М.; «Эксмо», 2007г.

3. Ожегов СИ. Словарь русского языка. М - «Русский язык», 1990г.;

4. «Правда о школьном портфеле». Статья с рисунками в Интернете: сайтhttp://yandex.ru/yandsearch?p=6&text.

5.  Из истории возникновения портфеля. / www.proshkolu.ru

6.  Рекомендации ученикам, учителям, родителям. /www.proshkolu.ru, sch109.trg.ru

7.   Школа будущего – школа без портфелей? / www.ki-gazet


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Городской конкурс исследовательских работ «Я исследователь» Тайна моего имени

Слайд 2

Автор работы Васильева Анна Валерьевна МБУ школа№13 2 А класс Мой руководитель : Мироненко Елена Юрьевна

Слайд 3

Актуальность исследования Исследование тайны имён, на мой взгляд, является актуальным по той причине, что каждый человек должен знать историю происхождения и значения своего имени. Есть традиции и знания, которые влияют на выбор имени. А в имени скрыта тайна, которую человек раскрывает в течении своей жизни. У каждого тайна своя, и не всегда обладатели имени могут её распознать.

Слайд 4

Мои цели Изучение значения имени и влияния его на судьбу человека.

Слайд 5

Ставлю задачи 1. Выяснить, почему родители дали мне именно такое имя, а не какое-то другое. 2. Узнать из источников информации сведения о значении моего имени. 3. Определить черты своего характера. 4. Опрос знакомых, родственников, учителей с именем Анна. 5. Поддержка моих одноклассников.

Слайд 6

Гипотеза исследования Тайна имени существует, но человек сам строит свою жизнь.

Слайд 7

В семье рождается ребёнок

Слайд 8

Числовые имена

Слайд 9

Имя по внешнему виду

Слайд 10

Имя- загадка и тайна Имя по церковным календарям

Слайд 11

Имя Анна - талисман и ключик к мечте, и сказка к были. Меня зовут Анна Васильева. В переводе с древнееврейского Анна означает «благодать». По другим источника — «миловидная, симпатичная». Считается, что девочка, названная Анной, будет артистична, покладиста и доброжелательна, внимательна по отношению к старшим, полна сострадания к животным.

Слайд 12

Что в имени моём Планета-покровитель Анны: Солнце. Цвета благоприятные для обладателя имени Анна: красный, коричневый, желто- зеленый. Любимый цвет Анны: оранжевый. Камни-талисманы Анны: сердолик, огненный опал. Имени Анна в мире природы соответствуют растение черника и животное рысь .

Слайд 13

Мои подружки обо мне Анна, Аня, Аннушка добрая душа. Есть у нашей Анечки хорошая черта. Добрая Анюта, трудолюбивая она. В учёбе нам поможет За лень нас пожурит. Читает много Аня, рисует хорошо. И это наша Анна , её благодарим.

Слайд 14

Иртервью Вышегородцева Анна Геннадьевна . . Читаю гороскопы, но верю своей интуиции. Вот в чём моя тайна . Иваницкая Анна Демьяновна Я в гороскопы не верю, но вера у меня есть во Всевышнего. А в жизни надо быть добрым, справедливым. Это уже не тайна . Окунева Анна Евгеньевна – медсестра Тайна имени –это черты характера, а я считаю, что характер человека формируется с детства.

Слайд 15

заключение Исследуя свою работу, я изучила значение и происхождение имени Анна, узнала основные черты характера своего имени и сделала вывод, что имя Анна популярно в наше время. Из того, что я знаю об этом имени, очень многое мне подходит. При подготовке к работе я узнала, что существует наука, изучающая тысячи имён. Эта наука называется ономастика. Тему имени я буду изучать дальше, используя научные знания из области ономастика. «Не имя красит человека, а человек имя.» Именно эта тайна определяет судьбу человека. Пусть имя будет в ладу с судьбой. Действительно, человека в большей степени красят его добрые дела и поступки. Пусть на нашей планете будет больше добра, улыбок и счастья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская работа "Сколько весит школьный портфель"

Над проектом "Сколько весит школьный портфель" работали обучающиеся 4 класса. Работа над проектом очень увлекла детей. Выводы оказались очень неожиданными для обучающихся и интересными....

Школьный портфель

Когда первоклассник переступит порог школы, очень важно, чтобы в его портфеле находились все необходимые канцелярские принадлежности....

Проект "Сколько весит школьный портфель?"

Защита проекта проходила на конференции "Шаг в будущее" в апреле 2012года. Защищал свой проект ученик  2 класса МОУ-СОШ С. Карпёнка Глущенко Олег....

Школьный портфель (исследовательская работа учащихся 1 класса)

В процессе исследования дети выясняют причину усталости и находят решение данной проблемы....

Школьный портфель

Информация для родителей первоклассника....

Сколько весит школьный портфель?

Данная проектная деятельность носит исследовательский характер. В ходе данного исследования учащиеся самостоятельно ознакомились с содержимым портфелей одноклассников, взвесили пустые портфели и портф...

Школьный портфель или школьная сумка

Рекомендации для родителей какой школьный портфель или школьную сумку выбрать...