С.Т.Аксаков "Аленький цветочек"(открытый урок)
учебно-методический материал (4 класс) на тему

Открытый урок, с самоанализом и аудио записями(физкультминутка, фоновая музыка для вступительного слова учителя, картинки к уроку).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx27.1 КБ
Файл samoanaliz_uroka_literaturnogo_chteniya.docx14.2 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное учреждение

 «Луганская специализированная школа № 54»

Открытый урок литературного чтения

Тема урока «С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»

Форма урока: Урок - размышление

Учитель: Гузиева Наталья Михайловна

Луганск – 2016

Урок литературного чтения по теме С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»

Технологическая карта урока.

Предмет: литературное чтение.

Класс: 4-Б

Программа: УМК "Школа России"

Тема урока: С.Т.Аксаков «Аленький цветочек»

Цели урока:

  • продолжить работу над сказкой «Аленький цветочек;
  • отрабатывать навыки правильного осознанного чтения;
  • давать характеристику героям сказки, учить анализировать сказку, работать с книгой;
  • обогащать словарный запас детей;  
  • закреплять умения работать над деформированным текстом;

Задачи педагога:

  • Формировать новые способы действий.
  • Развивать умение самостоятельно работать с источниками информации, анализировать, делать выводы и умозаключения.
  • Развивать эмоциональную сферу, творческое мышление, речь, коммуникативные общеучебные умения при работе в группах.
  • Устанавливать связь с жизненным опытом ребёнка, способствовать развитию интереса в познании самого себя.
  • Обогащать чувственный  опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире.

Планируемый результат(предметные):

Знать:

  • понятие «литературная сказка»

Уметь:

  • определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя оценивать свою работу на уроке;
  • анализировать художественный текст, выделять основную мысль;
  • осмысливать правила взаимодействия в паре и группе;

проявлять интерес к чтению и изучении творчества С.Т. Аксакова 

Личностные УУД:

  • проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

УУД (метапредметные):

 Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

Познавательные УУД:

  • использовать различные способы обработки, анализа и представления информации
  • строить монологическую речь в устной форме

Коммуникативные УУД:

  • слушать и понимать речь других
  • совместно договариваться о правилах поведения общения в группе и следовать им

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).

Форма урока: Урок - размышление

Учитель: Гузиева Наталья Михайловна

Техническое оснащение урока:

  • Портрет писателя Аксакова;
  • Карточки с заданиями, шаблоны цветов, зеркало, венец,  аленький цветочек, шкатулка
  • "Толковый словарь" С.И. Ожегов, В.И.Даль.

Учебно-методическое обеспечение: учебник « литературное чтение» 4кл. 1 часть.

Методы, применяемые на уроке:

  • Словесные (рассказ, беседа, объяснение)
  • Наглядный ( наблюдения обучающихся)
  • Проблемно- диалогическая технология
  • Исследование

Формы организации работы на уроке:

  • Парная
  • Групповая
  • Индивидуальная

Ход урока:

  1. Организационный  момент. Психологический настрой учащихся. 

Прозвенел звонок,
Начинается урок!

Если только улыбнуться.
То начнутся чудеса –
От улыбок прояснятся
И глаза и небеса
Ну- ка взрослые и дети
Улыбнитесь поскорей,
Чтобы стало на планете
И светлей и теплей!

Речевая разминка.

«Кашу кушай, а сказку слушай, умом-разумом смекай, да на ус мотай.»

-Назовите знакомые части речи (Существительные, глаголы союзы, предлоги.)

-Прочитайте пословицу, выделяя голосом глаголы,

-Прочитайте, выделяя голосом существительные.

-Прочитайте быстро.

- Прочитайте выразительно.

-Как понимаете пословицу? (Сказки читать полезно.  В них много поучений.)

2.Актуализация знаний учащихся.  Сообщение темы, постановка целей урока.

- Далеко, далеко, за горами, за морями, за дремучими лесами, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве находится огромная страна – мир сказки. Туда нельзя ни приехать, ни прийти. Но можно просто перенестись, вообразив себе этот мир и увидеть все, что там происходит. Там побывали все дети нашей Земли, а когда они вырастали и становились взрослыми – они снова возвращались туда со своими детьми… Кто побывал там однажды, уже никогда не забудет эту волшебную страну и будет стремиться туда снова и снова. (на фоне музыки)

-На урок я пришла не с пустыми руками.

- У меня сюрприз! Вот эта шкатулочка(венец, зеркало, аленький цветочек)  

- Какие вопросы  вы можете задать друг другу  видя эти вещи?

- Почему так решили? ( Все эти предметы вы встретили в сказке) 

Проверка дом.зад

- Какое известное изречение А.С. Пушкина мы знаем, закончите фразу? (Сказка –ложь…..) –

Прочитайте выразительно и хором эту пословицу, которая является эпиграфом к нашему уроку

(Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок)

-Как вы понимаете смысл этой пословицы?

- Сегодня на уроке мы должны решить проблему:
«Какие уроки мудрости преподает читателям  С.Т. Аксаков в сказке “Аленький цветочек”»

- Но чтобы решить проблему, мы должны вспомнить содержание сказки. (индивидуальная работа –тест)

Вопросы: (тест -у каждого учащегося)

  1. Кто написал сказку «Аленький цветочек»?
  2. Сколько дочерей было у купца?
  3. На какой палец должен был надеть перстень купец?
  4. Сколько дней должен был пробыть купец  дома?
  5. Какая дочь отправилась к «зверю лесному»?
  6. Чем закончилась сказка?

-Кто закончил , встает

Физминутка

Влево наклонись, вправо наклонись

Вниз опустись – вверх поднимись.

А теперь чуть-чуть попрыгай:

Влево, вправо наклонись

И тихонечко садись.

 (Проверка – фронтальный опрос)

- Молодцы, вы очень внимательно читали. Я думаю, что вы тоже справитесь со следующим заданием. У вас на столе лежат задания. Это задание выполняем в парах.

3. Работа в парах.(Как мы работаем в паре, вспомнили и преступаем к работе)

-Нужно  восстановить порядок событий в сказке. Прочитайте карточку и пронумеруйте порядок. Что идет первым? И т.д.

  • Нашел купец подарки для старших сестер. – И-3
  • Три дня и три ночи думали дочери и выбрали себе подарки. – П-2
  • Жил купец и было у него три дочери. – Э-1
  • Младшая дочь у зверя лесного.- Е-5
  • Скучает Настенька по батюшке и сестрам. –Т-6
  • Купец встретился со зверем лесным.- Т- 4
  • Опечалился купец, возвращаться к «лесному зверю» надо.-Ы-7

1

2

3

4

5

6

7

Э

П

И

Т

Е

Т

Ы

Проверка по образцу.

- Поднимите руку,  кто выполнил так, как я?

Приведите примеры из текста, оцените свою работу.

- Молодцы.

4. Физминутка.

5. Работа в группах.

- Давайте  вернемся к нашему проблеме урока 

 Я думаю, теперь мы можем приступить к решению этой проблемы. Я предлагаю поработать в группах. Каждая группа, выполняя задания,  сделает вывод:  Какой урок мудрости  преподносит автор, но у каждой группы он будет свой.

 

-Повторим правила работы в группе!

     1.Распределите  роли в группе.

2.Внимательно   прочитайте задание.

3.При  обсуждении задания  выслушивайте   мнение  каждого.

4.Не перебивай говорящего.

1 группа. Задание:

1.  Назовите  главную черту характера купца. Подтвердите отрывками из текста.

2. Выберите  пословицы о честности.

2 группа. Задание:

     1. Чтение по ролям

(С. 203)  Начиная со слов « Заутра позвал к себе купец….      До слов с.204       …. Обнял он свою меньшую дочь, любимую…»

  1. Легко ли младшей дочери  было сделать такой выбор? О какой черте характера это говорит?  

 

 3 группа. Задание:

1. Найдите описание зверя лесного, когда его увидела в первый раз девушка

2. Какими положительными  качествами обладало чудище, что девушка его перестала бояться?  

   4 группа.  Задание:

  1.Собрать картинку и найти к какому эпизоду относится эта иллюстрация.   (прочитайте)

   2. Как вы считаете, какая пословица подходит к этому  эпизоду сказки? Почему?

(Любовь не знает мести, а дружба лести. Любовь все побеждает!  Скромность  всякому к лицу.)

6. Выступление групп (составляем кластер на доске)

1 группа (на доске запись - честность)

- А мог бы купец не вернуться к зверю лесному?

2 группа  (на доске запись - самопожертвование). Работа с Толковым словарем.

- А вы могли бы так поступить?

3 группа (на доске запись - доброта)

- Некрасивый внешне человек может быть красив душой, и он будет настоящим другом, с которым будет счастлив.

4 группа (на доске запись – любовь)

-За что полюбила младшая дочь зверя лесного, чуда морского?        

(Любят не за красоту, а за душу.)

 7. Подведение итогов.

- Хорошо поработали в группах

- Давайте вспомним проблему

- Сможем ли мы её решить, используя те слова и выражения, которые выяснили в ходе работы?

На доске запись

Какие уроки мудрости преподает читателям  С.Т. Аксаков в сказке “Аленький цветочек”

Честность

Самопожертвование

 Доброта

Любовь

9. Рефлексия.  Итог урока.

- Проблему мы решили, и урок подходит к концу.

 Как вы думаете, пригодиться ли вам знания, приобретенные на уроке?

 Что лично для себя вы взяли из мудрой сказки?

- Прочитайте пословицы. Какая из них отражает  сказку? (Ответы детей)

 У вас на партах аленькие лепестки, напишите на них,  чему вас научила сказка.

-  Прикрепите   свои лепестки к стебельку на доске.

- Ой,  какой красивый аленький  цветочек  получился, да еще и мудрый!

( Читаю надписи)

       Аленький цветочек – символ настоящей любви.  Любовь, доброта и сострадание - самые главные человеческие чувства. Они могут изменить не только человека, которого мы любим, но и мир вокруг сделать лучше, чище, красивее.

      Я желаю, чтобы   вы выросли добрыми честными людьми, ради своих близких готовых на все.

Прочитав сказку Аксакова, мы еще раз убеждаемся в том, что часто под неказистой внешностью скрывается горячее сердце, верность и самозабвение, доброта и духовная красота, которые способно почувствовать такое же верное, преданное, любящее сердце.

Домашнее задание: впереди новогодние праздники , а как известно, Новый год – это волшебство. Я предлагаю вам написать свою волшебную сказку или историю.

Выставление оценок. Спасибо за  работу на уроке!



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока литературного чтения в 4-Б классе по теме :

С.Т.Аксаков „ Аленький цветочек ”

Наш урок проводился с целью проверки ранее изученного и ознакомление с новым материалом. Структура урока соответствовала его типу.

1.В целях и задачах урока конкретно указан планируемый результат.

Формировать умения: 

- обучать начальным навыкам поиска и исследования информации;

- учить анализировать сказку, работать с книгой;

Формировать познавательные УУД:

- выделять существенную информацию из текста;

- извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация);

- проводить сравнение;

- устанавливать аналогии.

2. Учебная ситуация создана.

-На урок я пришла не с пустыми руками.

- У меня сюрприз! (венец, зеркало, аленький цветочек)  

- Какие вопросы  вы можете задать друг другу  видя эти вещи?

- Почему так решили? ( Все эти предметы вы встретили в сказке) 

Данные вопросы помогают подвести детей к определению темы.

3. Цель урока «обнаруживают» дети исходя из эпиграфа к нашему уроку «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» путём выдвижения версий.

4. Самостоятельно мыслить и работать побуждает детей работа над исследованиями «Как я усвоил сказку?», «Восстанови последовательность событий в сказке по рисункам», «Словарно-лексическая работа», «Художественные средства», «Черты народной сказки в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»; самостоятельный выбор вида деятельности дома (д/з) и его выполнение.

Выполнение самостоятельной работы предложено по готовому плану и в паре, и в группе, т.е. есть возможность взаимодействия, взаимопомощи.

5. Оценочное взаимодействие организовано как фронтальное (по ходу и этапам урока), так и индивидуальное (в конце урока):

- самопроверка теста,

- подведение итогов (выводы),

- выявление главного внутреннего смысла сказки.

6. Коллективно-распределённая деятельность в форме групповой работы целесообразно организована на этапе организационного момента (- Сегодня у нас необычный урок. Урок – размышление. Для удобства мы разделились на группы. - Прочитайте правила, которые вы должны соблюдать при работе в группах: Не кричи! Не перебивай! Уважай товарища!).

Данная форма работы позволяет приобрести не только знания и умения, а учиться строить свои отношения, брать на себя обязательства, принимать решения, учиться способности к рефлексии, к осознанию того, что делать.

7. Сформированность понятий, освоенность способа действия или метапредметного результата позволяет обнаружить исследования на этапе первичного закрепления:

- Восстановите «последовательность» событий в сказке. (Предметный результат).

- Предлагаю вам сделать свой аленький цветочек. (Познавательные УУД: общеучебные – знаково-символические).

8. Планируемый метапредметный результат вполне соответствует специфике литературного чтения, теме и возрастным возможностям учащихся 4-го класса.

9. Подобранный мной учебный материал  подходит для формирования УУД у учащихся на уроке. Удовлетворительный спектр заданий развивающего характера, адекватных поставленным целям, что обеспечивает оптимальный для учащихся 4 класса темп урока.

Я думаю, что мне удалось решить поставленные задачи, избежав при этом перегрузки и переутомления учащихся, сохранив продуктивную мотивацию учения.

Учитель: Гузиева Н.М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок литературного чтения в 4-ом классе УМК"Школа России" С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»

Цель: продолжить работу над сказкой «Аленький цветочек»; отрабатывать навыки правильного осознанного чтения; давать характеристику героям сказки, учить анализировать сказку, работать с книгой; обогаща...

Открытый урок литературного чтения"Сказка С.Т.Аксакова "Аленький цветочек"

Урок разработан  для 4 класса .Программа "Школа России".Урок был разработан и проведен в рамках районного семинара "Роль уроков литературного чтения в духовно-нравственном развитии...