Статья"Применение рефлексии в начальной школе"
статья на тему

Пашкова Ирина Станиславовна

Статья подготовлена к конференции. Материал статьи соответствует ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл refleksiya_statya.docx26.08 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовлена статья к конференции

«Современный урок в контексте требований ФГОС НОО» на тему

«Применение рефлексии на современном уроке»

           

 Рефлексия – небольшой, но очень важный момент в уроке, который помогает ученикам систематизировать знания, полученные на уроке, а при творческом подходе учителя, является также моментом психологической разгрузки, помогающим сформировать положительное отношение, как к предмету, так и к учителю и, как правило, позволяет закончить учебное занятие или мероприятие на позитиве.

  Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ обучающимися собственного состояния, переживания, мыслей по завершении деятельности. Это попытка отразить произошедшее с моим «Я»: Что я думал? Что чувствовал? Что приобрёл? Что меня удивило? Что я понял?  т.п. При этом глубина рефлексии, самоанализ зависит от степени образованности человека, уровня самоконтроля. Рефлексия, в упрощённом определении, - это «разговор с самим собой». Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни.

    Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе, а также по итогам изучения темы, раздела, учебной четверти, года.  

     Какой же должна быть рефлексия на современном уроке? Каждый учитель решает для себя сам. При выборе того или иного вида рефлексии нужно учитывать цель урока, содержание и трудности учебного материала, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности обучающихся.  В зависимости от способов её проведения это может быть  анкета, вопрос, символ, таблица, ситуация, рисунок.

    Различают следующие виды учебной рефлексии:

*физическая (успел - не успел, легко – тяжело);

*сенсорная ( самочувствие; комфортно – дискомфортно);

*интеллектуальная (что понял – что не понял, что узнал, какие испытывал трудности);

*духовная (стал лучше – хуже, помогал – не помогал другим).

       Приведу некоторые примеры рефлексии, которые я применяю на своих уроках (УМК «Начальная школа 21 века»).

 В начале урока провожу рефлексию настроения и эмоционального состояния.  Самый простой и быстрый вариант - показываю карточки с изображением трёх лиц: весёлого, грустного, нейтрального. Учащимся предлагаю выбрать рисунок, соответствующий их настроению.

Приём «Солнышко» Детям раздаю конвертики с изображением солнышка, солнышка с тучкой, тучки. Учащиеся показывают своё настроение с помощью картинки. Аналогичны  приёмы «Лесенка настроений», «Гномики», «Цветик –семицветик» и др. Для учащихся 3 – 4 классов использую эмоционально – художественную рефлексию. Обучающимся предлагаю две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая – радостным, весёлым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению. Ещё один приём сенсорной рефлексии - эмоционально – музыкальная. Обучающиеся слушают фрагменты из двух музыкальных произведений (желательно указать композитора произведения). Звучит тревожная музыка и спокойная, восторженная. Учащиеся выбирают музыкальный фрагмент, который соответствует их настроению. Это способствует эмоциональному контакту обучающихся.

        Рефлексия деятельности   приемлема на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ; этот вид даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных.  А применение его в конце урока покажет активность каждого ученика.

        Назову некоторые приёмы данной рефлексии. Анализируя деятельность на уроке в целом или на его отдельных этапах, обучающиеся либо  «наряжают» ёлку, либо отправляются на «поляну» цветов, отмечая  успешно или неуспешно выполненное задание.          

Учебник «Русский язык», 2 класс, С.В.Иванов . При объяснении нового материала по теме «Слово» использую приём «Шпаргалка». На доске появляется запись: слово = звуки + значение. В конце урока детям предлагаю выписать только слова, доказать свой выбор (идти, дтии, подарок, «то, что дарят», пдроак, «передвигаться, ступая ногами»). Затем украсить «Дерево  успеха» . На дереве расположить листики ( выбрать цвет –красный, жёлтый, зелёный).

Довольно часто пользуюсь приёмом «Кластер». Например, по теме «Предложение» во 2 классе, в ходе объяснения нового материала вместе с детьми составляем схему в виде виноградной грозди (предложение – состоит из слов – выражает законченную мысль – по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) - по интонации (восклицательные, невосклицательные).

Удобна в применении таблица – фиксации знания или незнания о каком – либо понятии. Её можно использовать на уроках русского языка и математики.

Знал

Узнал

Хочу узнать

Приёмы рефлексии деятельности позволяют каждому ученику оценить свой вклад в достижении поставленных в начале урока целей, свою активность.

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.

Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность. Эффективен приём незаконченного предложения, рефлексия «Продолжи фразу». Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы (фразы  записаны на карточке или на экране) «Сегодня я узнал…», «Было интересно…», Было трудно…», Я смог…», «Меня удивило…», «Я почувствовал, что…» и т.д.

Интересен приём рефлексии в форме синквейна (пятистишия). Например, урок по теме «М.Зощенко «Самое главное».Учебник «Литературное чтение», 2 класс, Л.А.Ефросинина. Обучающимся предлагаю написать синквейн на основе изученного материала.

Мама                                                    Андрюша

Заботливая, умная                               Трусливый, неопытный

Любит, оберегает, помогает                Слушает, думает, не боится

Учит сына быть смелым.                     Решил быть храбрым человеком.

Друг                                                    Надо учиться.

Синквейн является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения информации, учит осмысленно использовать понятия и определять своё отношение к прочитанному.

Рефлексия «Ранжирование». Ранжирование – расположении понятий в нужном порядке. Математика, 2класс, В.Н.Рудницкая, тема «Многоугольники». Работа в парах. Учащимся нужно данные многоугольники расположить по возрастанию / убыванию (треугольник, пятиугольник, восьмиугольник, четырёхугольник, семиугольник, шестиугольник).

Закончить урок можно рефлексией «Пантомима». Учащиеся пантомимой должны показать результаты своей работы. Например, руки вверх – довольны, руки вниз – не довольны, руки скрестить – безразлично. Или на доске (карточках) записать строчки:

Урок полезен, всё понятно.

Лишь кое – что чуть – чуть неясно.

Ещё придётся потрудиться.

Да, трудно всё – таки учиться!

Обучающиеся ставят точку под теми словами, которые им больше всего подходят по окончании урока.

Ученики любят приём рефлексии «Букет». На партах у каждого ребёнка лежат цветочки разных цветов. Жёлтый цветок они дарят самому вежливому, голубой – самому активному, красный – самому скромному и т.д. Формулировка указаний – на усмотрение учителя. Затем смотрят, у кого получился самый большой букет и почему.

Таким образом, применение на современном уроке приёмов, развивающих рефлексию, помогает не только активизировать познавательную деятельность младших школьников, развивать их мышление, учить общаться, аргументировать свои ответы, но и вносит разнообразие в урок, ориентируясь на личность каждого ученика.

                                                        Пашкова Ирина Станиславовна,

                                                        учитель начальных классов

                                                        Малогнеушевский филиал

                                                        МБОУ «Куйбышевская СОШ»

                                                         Рыльский район

                                 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рефлексия в начальной школе

Доклад о том, что такое рефлексия, как проходит сотрудничество учителя и обучающихся на уроках в начальной школе....

Приемы рефлексии в начальной школе

Приемы рефлексии в начальной школе...

Рефлексия в начальной школе

В данной статье рассматриваются разные приёмы рефлексии на уроках в начальной школе. Подчёркивается их целесообразность и систематичность...

Рефлексия в начальной школе

"Пушистики" можно использовать на этапах рефлексии...

Статья на тему: «Применение ИКТ в начальной школе»

В статье описано какую роль на уроке в начальной школе играет использование информационно-коммуникационных технологий....

Статья "Применение ИКТ в начальной школе"

Без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Уроки с использованием ИКТ становятся привычными для учащихся начальной школы, а для учителей становятся нормой р...

Организация рефлексии и развитие навыков рефлексии в начальной школе.

Рефлексия - обязательный этап урока по ФГОС, имеющий важное значение в обучающем процессе. Преподавателю рефлексия поможет определить эффективность урока и уровень усвоения школьниками информации, дет...