Исследовательская работа " Загадки цвета"
проект (1 класс) на тему

Хмелёва Татьяна Юрьевна

Исследовательская работа " Загадки цвета"

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon titul_zagadki_tsveta.pdf191.42 КБ
Файл statya_zagadki_tsveta.docx26.05 КБ
PDF icon pril_zagadki_tsveta.pdf1.23 МБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ВВЕДЕНИЕ

Я хожу на занятия в художественную школу. Там мы рисуем красками разных цветов. Мне стало интересно, а откуда берётся цвет, и как получаются эти разные цвета.

Мотив исследования: желание узнать о цвете.

Цель моей работы - изучение темы «Цвет» для расширения кругозора и использования полученных знаний в работе с красками. Перед собой я поставила следующие задачи:

  1. Найти и изучить информацию по данной теме.
  2. Узнать, что такое цвет.
  3. Узнать об учёных, которые занимались исследованиями, связанные с цветом.
  4. Узнать, откуда берётся цвет.
  5. Узнать, какие бывают цвета.
  6. Узнать о значении цвета в жизни.

Мною использовались следующие методы исследования: поисковый, интервьюирование, наблюдение, опыт, эксперимент.

Объект исследования: окружающий мир.

Предмет исследования: цвет.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Эта тема волнует не только меня. Я провела опрос одноклассников, задавая вопросы: что такое цвет и откуда он берётся (Приложение 1). В ходе беседы выяснила, что они ничего не знают о цвете. Тогда я решила спросить ещё и учащихся старших классов нашей школы. Но и они не владеют достаточной информацией по данной теме. Таким образом, исследование данного вопроса, связанного с цветом - актуальная тема для учащихся нашей школы.

Из интернета я узнала, что цвет — это сложное явление. Самое устойчивое представление о цвете - это свойство предметов. Сколько бы ни рассуждали о цвете, яблоки всегда называют "зелеными", огни "красными", замшевые туфли "коричневыми". Физики говорят, что цвет - это не само свойство предмета, а лучи света, которые от него исходят.

Свет - это энергия солнца. Частички света называются фотоны. Они очень маленькие и быстрые. Цвет определяется длиной световой волны. Свет распространяется в пространстве волнами, напоминающими движение волн в водоемах. Длина световой волны — это расстояние между двумя соседними гребнями. Оно очень мало. Самые короткие из видимых — волны фиолетового цвета. Самые длинные волны — красные. Свет, падая на предмет, частично поглощается им, а частично - отражается. Мы видим только отражённую часть света. Поэтому цвет предмета зависит от отражаемых им лучей. Например, красная роза отражает только красные лучи света, а остальные поглощает. Белые предметы отражают все лучи полностью, а чёрные все их поглощают. Поэтому летом, чтобы не было жарко, мы

1

надеваем одежду светлых цветов, а не тёмных. Там, где нет световых лучей, нет цвета. В темной комнате мы не видим и не различаем цветов, потому что их нет. Цвет предмета зависит от материала, из которого создан данный предмет, и его освещения.

В энциклопедии «Я познаю мир. Физика» я узнала, что первыми исследователями света были И. Ньютон и Х.Гюйгенс. Первый считал, что свет - это поток частичек, а второй, что свет - это волны. Эти учёные постоянно спорили между собой и не могли прийти к единому мнению. Но современные учёные считают, что свет в каких-то случаях ведёт себя как поток частиц, в других - как волна. Иначе говоря, свету присущи и те и другие свойства.

В 1666 году Исаак Ньютон пропустил солнечный луч через кусок стекла, называемый призмой. Свет прошёл через призму и распался на пучки всех цветов радуги. Так Ньютон открыл, что обычный белый свет состоит из цветов, расположенных в определённом порядке. Каждый занимает свой постоянный угол. Расходящийся пучок цветов Ньютон назвал спектром. А мы привыкли называть это явление радугой. Меня заинтересовал этот факт, и я решила проверить его в ходе эксперимента. (Приложение 2) Эксперимент

Гипотеза: я предполагаю, что солнечный луч при прохождении через воду, отражаясь в зеркале, распадается на спектр. Для эксперимента мне потребовалось:

  • лоток с водой
  • зеркало
  • лист белой бумаги

Сначала я наполнила водой пластмассовый лоток и опустила туда зеркало. Лоток поставила напротив света, падающего из окна. Перед зеркалом стала держать лист белой бумаги. И мне удалось на листе «поймать» узкую полоску радуги.

В ходе эксперимента я сделала вывод, что свет состоит из семи цветов спектра, и именно их мы наблюдаем в небе, когда видим радугу. Последовательность цветов спектра легко запомнить, следуя поговорке: Каждый Охотник елает Знать де Сидит Фазан.

Наблюдая за природой и предметами окружающего мира, я сделала вывод, что цветов намного больше, чем семь. У меня даже краски двенадцати цветов, а фломастеры двадцати четырёх. Так откуда же берутся эти цвета? С данным вопросом я обратилась к своему преподавателю в художественной школе Аникину Любомиру Ивановичу ( Приложение 3). Он мне рассказал, что цвета могут быть тёплыми и холодными. Тёплые - это солнечные цвета: жёлтый, оранжевый, коричневый и их оттенки. Холодные - это синий, голубой, фиолетовый и их оттенки. Оттенок — это цвет без добавления черной или белой краски, например желтый, красный, синий, зеленый. При соединении с белым цветом и другими оттенками получается полутон, например розовый и слоновая кость. При соединении чистого оттенка, черного и белого получается тон. Это — желтовато-коричневый, бежевый, серый. От него я узнала, что существует три основных цвета: красный, жёлтый и синий. При попарном смешивании они дают дополнительные цвета: красный и жёлтый - оранжевый, жёлтый и синий - зелёный, синий и красный - фиолетовый. При смешении любых дополнительных цветов всегда получается серый цвет, а если соединить все основные цвета, то получится чёрный. Чтобы проверить данную информацию, я провела опыты. (Приложение 4,5) Опыты по смешивании цветов

Для опытов мне понадобились: краски акварельные, баночка с водой, кисточка и тарелка.

Опыт 1. Смешение основных цветов попарно

Я взяла жёлтую и красную краски, смешала их на тарелке и получила оранжевый цвет. То же проделала и с остальными: синий и жёлтый дали зелёный цвет, а красный и синий - фиолетовый цвет.

Вывод: при смешении попарно основных цветов получаются дополнительные цвета.

Опыт 2.Смешение всех основных цветов

Я решила смешать все основные цвета: синий, жёлтый, красный. Результат - чёрный цвет.

Вывод: при смешении всех основных цветов получается чёрный цвет. Опыт 3. Смешение дополнительных цветов

Я взяла фиолетовую и зелёную краски и смешала их. В результате получился серый цвет. При смешении оранжевого и зелёного, а также оранжевого и фиолетового опять получился серый цвет.

Вывод: при смешении любых дополнительных цветов получается серый цвет.

А откуда берётся белый цвет, довольно распространённый в природе? Из книг я узнала, что И.Ньютон провёл ещё один эксперимент: собрал расходящиеся лучи спектра при помощи призмы в один луч, и он оказался белым. Меня заинтересовал этот факт, и я также решила проверить его при помощи собственного эксперимента (Приложение 6). Эксперимент

Гипотеза: я предполагаю, что при зрительном соединении цветов получится белый цвет.

Сначала я выполнила подготовительную работу: вместе с папой мы смоделировали макет устройства, позволяющего наглядно продемонстрировать получение белого цвета при зрительном смешении всех цветов спектра. Для этого использовали механизм игрушечной машинки с пультом дистанционного управления. Его поместили в коробку, предварительно отсоединив колёса. Сбоку коробки сделали отверстие, чтобы просунуть туда ось машинки. Из плотного картона вырезали большой круг, разделили его на семь равных частей. При помощи красок я их раскрасила в цвета спектра. Затем мы к обратной стороне круга приклеили колесо. После чего соединили колесо с осью машинки.

При помощи пульта дистанционного управления привели в движение колесо с приклеенным к нему картонным кругом, разделённым на спектр цветов. Круг стал быстро вращаться, и я в какой- то момент увидела, что все цвета слились в один - серый.

В ходе эксперимента я сделала вывод: при зрительном смешении всех цветов получается серый цвет.

В ходе эксперимента моя гипотеза не подтвердилась. Возник другой вопрос: почему? За ответом я обратилась к учителю физики нашей школы Дойковой Людмиле Степановне (Приложение 1). Она мне рассказала, что цвета красок, которыми мы рисуем, и цвета спектра - разные. Поэтому белый цвет невозможно получить, смешивая краски, а лишь соединяя цвета спектра.

В познавательной литературе я узнала, что свет играет важную роль в жизни, а без цвета жизнь скучна и однообразна.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучив полученную информацию, я сделала следующие выводы:

  • Цвет - это не сам объект, а лучи света, которые от него исходят. Цвет предмета зависит от отражаемых им лучей. Белые предметы отражают все лучи, а чёрные поглощают.
  • Первыми исследователями света были учёные И. Ньютон и Х.Гюйгенс. Первый говорил, что свет - это поток частичек (корпускул), а второй утверждал, что свет - это волны.
  • И.Ньютон пропустил солнечный луч через кусок стекла, называемый призмой. Свет, который прошёл через призму распался на пучок всех цветов радуги. Его он назвал спектром.
  • Существуют основные цвета: красный, синий, жёлтый. Дополнительные цвета: оранжевый, фиолетовый, зелёный. При попарном смешении основных цветов получаются дополнительные цвета. При смешении всех основных цветов получается- черный. При смешении дополнительных цветов, а также всех цветов спектра получается серый цвет. При смешении цветов важно учитывать количество краски. Белый цвет получается при соединении лучей спектра.
  • Свет играет важную роль в жизни, а без цвета жизнь скучна и однообразна.

Полученные выводы я использовала в подготовке доклада, с которым выступила на классном часе перед учениками (Приложение 7). Для них я также разработала памятку, которая используется на уроках изобразительного искусства. В ходе исследования у меня появилось много дополнительных вопросов, требующих более детального и глубокого изучения данной темы. Поэтому я считаю, что можно продолжить мою

работу и узнавать много нового и интересного о таком загадочном понятии, как цвет.

Список используемой литературы:

  1. Энциклопедия «Я познаю мир. Физика».
  2. «Большая иллюстрированная энциклопедия знаний» пер. с англ. М.Каракан.

Интернет - ресурсы: 1 .allforchildren.ru/why/whatis3 .php 2. www.potomu.ru .


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа " Значение цвета"

Человека окружает многоцветие. Но каждый из нас в одежде, предметах, вещах отдаёт предпочтение определённому цвету. Почему?...

Учебно-исследовательская работа «Загадки зеленого листа»

Учебно-исследовательская работа«Загадки зеленого листа»...

Исследовательская работа "Краски цветов"

В данной работе исследуется возможность окрашивания цветов белой хризантемы в разные цвета, с помощью пищевых красителей....

Исследовательская работа "Загадки мыльных пузырей".

Мыльные пузыри привлекают всех своей красотой, радужными  переливами, удивительной хрупкостью и легкостью. Затейливые траектории их полета делают мыльные пузыри забавной игрушкой для детей ...

Исследовательская работа "Влияние цвета на работоспособность школьников"

Цвет оказывает воздействие на настроение, на чувства, мысли и, в целом, на здоровье человека....

Исследовательская работа «Окрашивание цветов в различные цвета»

Перед  праздником 8 марта, всегда возникает вопрос, что подарить маме?  Это подарок, сделанный своими руками, и, конечно же, цветы.Существует огромное многообразие цветов с различным окрасом...