Учимся создавать проекты Внеурочная деятельность
рабочая программа (4 класс) на тему

Федорова  Лидия Сергеевна

Пояснительная  записка

 Рабочая программа по внеурочной деятельности для 4 класса составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", федеральным государственным образовательным стандартом НОО, основной образовательной программой НОО МОАУ СОШ №3, школьным Положением о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)  учебным  планом МОАУ СОШ №3.    

        Обучение путем развития творческих способностей в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира ребенком. Педагогика ориентируется на переоценку роли исследовательских методов обучения в практике массового образования.  Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

Попытки выстроить образовательную деятельность в массовой школе на основе  творческих проектов  предпринимались с давних времен, однако это не привело к их активному использованию в практике. В образовательной практике необязательно добиваться того, чтобы каждый ребенок все открывал сам. Современный учитель все чаще стремиться предлагать задания, включающие детей в самостоятельный творческий, исследовательский поиск.  Возможности использования методов проведения самостоятельных исследований и создания детьми собственных творческих проектов в основном учебном процессе существенно ограничены, поэтому  выполнение творческих проектов ребенком интенсивно развивается в сфере дополнительного образования.

В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относится осуществление перехода от образования, ориентированного на передачу ученику специально отобранных культурно-исторических ценностей, норм и традиций к продуктивному образованию, ориентированному на организацию самостоятельной деятельности учащегося, направленной на создание им образовательных продуктов.  Необходимость такого перехода обусловлена экономическим и социальным развитием современного общества, тем фактом, что на смену индустриальному приходит информационное общество. Поэтому умение работать с информацией, находить нужную информацию, становится жизненно важным для современных школьников. Введение  занятия «Учебные творческие проекты», как вариативной части  учебного плана, обусловлено тем, что в последние годы  мощное движение всеразличных  конкурсов для младших школьников  дает интеллектуальное развитие учащимся как в индивидуальной, так и групповой форме, где ребенок может развивать свои способности в интересующей его области. В стандартах 2 поколения раскрываются новые социальные запросы, которые  определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться», Среди характеристик школы XXI  века обозначена как приоритетная следующая: «Ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности». Данная идея также будет находить  своё воплощение в базисном учебном плане, соответствующем новым стандартам второго поколения.Программа «Учимся создавать проекты» ориентирована на применение широкого комплекса методик  добычи знаний. Программа  построена на основе  методического  пособия А.И. Савенкова «Методика исследовательского обучения младших школьников». – 2-е  изд., исправл. и дополн.- Самара: Изд-во «Учебная литература», 2013. – 208 с. 

Цель программы – формирование проектной деятельности обучающихся

Задачи программы:

ü      Развивать  познавательные способности    и формировать исследовательский поиск  у  младших школьников;

ü      Развивать специфические умения и навыки проектирования (формулирование проблемы  и постановка задач,  целеполагание и планирование деятельности, самоанализ и рефлексия, презентация в различных формах);

ü      Содействовать приобретению обучающимися опыта разрешения личных, групповых, социальных проблем.

Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования.

Программа адресована младшим школьникам и рассчитана на 34 часа .

Планируемые результаты освоения обучающимися

программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Учебные творческие проекты».

В результате прохождения программного материала обучающийся имеет представление о:  творческом проекте.

Умеет:

Определять  социально-значимую проблему, ставить цель и разрабатывать через творческий проект (групповой проект).

У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:

а) личностные универсальные учебные действия:

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения; личностная саморефлексия, способность к саморазвитию («что я хочу» (цели и мотивы), «что я могу» (результаты);

б) регулятивные универсальные учебные действия:

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи);  учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя; составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем/самостоятельно; работая по составленному плану, использовать наряду с основными и  дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ); умение соотнести  результат своей деятельности с целью и оценить его; в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев,  совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки. В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

в) познавательные универсальные учебные действия:

извлекать информацию; ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания; добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами; самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей  из нескольких шагов; перерабатывать информацию  для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта ( выполнять анализ , выбирать основания для  сравнения, сериации, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепь рассуждений, относить объекты к известным понятиям); использовать информацию в проектной деятельности под руководством  учителя-консультанта.

г) коммуникативные универсальные учебные действия:

доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи;  оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ; при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее;  учиться подтверждать аргументы фактами; учиться критично относиться к собственному мнению; понять другие позиции (взгляды, интересы); договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща; организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений. Итоги учёта знаний, умений, овладения учеником  универсальных учебных действий подводятся посредством  листов педагогических наблюдений, основного  содержания  портфолио учеников,  опросников.

4 класс

Содержание программы

Тренинг вые  задания  включены в каждое занятие, имеют разные акценты:  актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление будущего проекта), определение сферы проекта (сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти).

Проект. Научная теория (коллективная беседа). Главные особенности описательных теорий, объяснительных теорий. Выбор тем по трём группам:

·      Фантастические - ориентированные на разработку несущест­вующих, фантастических объектов и явлений (воплощение в техниче­ских рисунках и макетах);

·      Эмпирические - связанные с практикой и предполагающие про­ведение собственных наблюдений и экспериментов. Это наиболее ин­тересное и перспективное направление проектной деятельно­сти. В качестве объектов могут быть и люди, и домашние животные, и явления природы, и самые разные неодушевлённые предметы;

·      Теоретические темы - ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретиче­ских источниках. Ассоциации и аналогии. Практические задания на ассоциативное мышление, на создание аналогий. Выработка гипотезы (разработать гипотезы, в том числе и  нереальные - провокационные идеи). Выявление и систематизация подходов к решению проблемы (вы­брать методы проекта)

Сбор и обработка информации (зафиксировать получение знаний). Анализ и обобщение полученных результатов (структурировать ма­териал, использовать известные логические правила и приёмы). Составление  определённого алгоритма  систематизации определённых данных.

Представление результатов деятельности. Подготовка отчёта (дать определения основным понятиям, подгото­вить сообщение по результатам проекта, использовать рисун­ки, таблицы подготовить презентацию выступления).
Убеждение  других, доказывая свою точку зрения.

Учебно-тематический план

4 класс

№ п/п

Темы занятий

Кол-во часов

1-2

Научная теория (коллективная беседа). Главные особенности описательных теорий, объяснительных теорий. Известные, но недоказанные гипотезы.

2

3-4

Ассоциации и аналогии. Практические задания на ассоциативное мышление, на создание аналогий.

2

5 - 6

Определение социально-значимых проблем. Выбор тем проектов Обозначение границ проекта.

2

7-8

Направление проекта. Актуализация проблемы

2

9-10

Разработка гипотезы и методов проекта

2

11 -16

Сбор информации, обработка информации

6

17 - 26

Наблюдения и  проектирование

10

27 - 31

Структурирование материала, обобщение полученных результатов

5

32-34

Подготовка презентации. Подготовка выступлений

3

Итого:

34

 

Литература

1.      Брицкая Е.О.  Метод проектов, особенности применения в начальной школе [Электронный ресурс]. Версия 1.0. - М.: Центр дистанционного образования "Эйдос", 2013. – 2, 34 Mб

2.      Гайдаенко Е. Проектная деятельность учащихся: Шаги в науку с 1-го класса./Е. Гайдаенко // Нач.шк.: Прил.к газ. «Первое сентября».-2013. - № 10. – С.2-3

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [А.Г. Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред.А.Г. Асмол

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учусь создавать проекты - внеурочная исследовательская деятельность

Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышл...

Внеурочное занятие по проектной деятельности для обучающихся 1 класса курса "Учусь создавать проект" по теме: "Цель проекта"

Занятие разработано по программе курса  Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой "Учусь создавать проект" с учётом возрастных особенностей обучающихся и специфики самой программы. Отвечает требованиям постр...

Технологическая карта занятия кружка по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Учусь создавать проект» Тема: Выполнение презентации по теме проекта.

Технологическая карта занятия кружка по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Учусь создавать проект»Тема: Выполнение презентации по теме проекта....

Рабочая программа внеурочной деятельности с КТП. Учусь создавать проект (Проектная деятельность) ФГОС

Рабочая программа. Программа внеурочной деятельности. Учусь создавать проект (Проектная деятельность). Программа «Учусь создавать проект» включает 135 часов по 1 занятию в неделю с 1 по...

Рабочая программа «Учусь создавать проект» (Проектная деятельность)

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности    «Учусь создавать проект»  для 4 класса разработана на основе требований ФГОС, в соответствии с «Примерными п...