Выступление на педагогическом совете "Оценка метапредметных результатов в начальной школе.Итоги ВПР в 4-ых классах".
статья (4 класс) на тему

Выступление на педагогическом совете "Оценка метапредметных результатов в начальной школе.Итоги ВПР в 4-ых классах".

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Большеберезниковская средняя общеобразовательная школа»

Выступление на педагогическом совете

Тема:

«Оценка метапредметных результатов в начальной школе. Итоги ВПР в 4-ых классах»

                                                             

                                                                Подготовила: Буянкина Нина Александровна,

                                                                                     учитель начальных классов

Большие Березники

2016 - 2017 учебный год

      Формирование метапредметных результатов, а именно универсальных учебных действий (УУД) – качественно новая задача, поставленная перед школой.

     Метапредметные результаты образовательной деятельности – это способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.

    Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счет УМК  («Планета  Знаний», «Перспектива», «Школа России» «Школа -2100», «Гармония»), т.е. всех учебных предметов базисного плана.                                                            В нашей школе достижение метапредметных результатов обеспечивается за счет УМК «Гармония» и «Школа России»  

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся ряда регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД, т.е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею.                                                                                      К регулятивным универсальным учебным действиям относится:

 умение планировать собственную деятельность в     соответствии с поставленной задачей и условиями ее    реализации(1уровень);

 умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основании оценки и учета характеристики ошибок (2 уровень); навыки саморегуляции (3 уровень)

   К познавательным УУД:                                                                                                              Способность обучающихся принимать и сохранять учебную цель и задачи                         (1 уровень);

Самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников (2 уровень);

Проявлять инициативу и самостоятельность в обучении; умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения  учебно-познавательных и практических задач (3 уровень) .

   К коммуникативным УУД:

Умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем;

Умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы;

Умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; владение монологической и диалогической формами речи; умение выразить и отстоять свою точку зрения, принять другую.

     В основе формирования метапредметных результатов лежит ключевая компетенция - «умение учиться», которое -предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности (познавательные учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции), то есть совокупность способов действий, обеспечивающих способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений).

    Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур:

 - Решение задач творческого и поискового характера;

- Учебное проектирование;

- Итоговые проверочные работы;

- Комплексные работы на межпредметной основе;

- Мониторинг сформированности основных учебных умений.

       Методы оценочной деятельности(методы контроля): наблюдение, тестирование, практические работы и рисунки.

Может оцениваться сформированность умения работать в группе, слушать и слышать собеседника, координировать свои действия с партнёрами и т.д.

      Формы оценки:

индивидуальные, групповые, фронтальные;

устный и письменный опрос;

       Инструментарий контроля: лист самооценки, задания, отражающие формирование УУД, карта         наблюдений, тест, мониторинг .

Вот такие листы самооценки мы используем с детьми в 1 классе

                                               

                                           

                                                 

                                                 Лист самооценки

Конец урока

Название предметов

чтение

письмо

математика

Окр.мир

Знаю все

Знаний стало больше

Ничего нового не узнал

Могу рассказать другим

Устная самооценка

  • Сегодня на уроке:
  • Я научился…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Могу похвалить себя за то, что…
  • Больше всего мне понравилось…
  • Мне показалось важным…
  • Для меня было открытием то, …

   

    Для формирования личностных УУД – используются все задания, в которых ребятам предлагается дать собственную оценку.

   Для формирования регулятивных УУД – подбираются задания, в которых ребятам предлагается обсудить проблемные вопросы, а затем сравнить свой результат, например  с выводом в рамке.

   Для формирования коммуникативных УУД – предлагаются задания для работы в паре, группе.

   Для формирования познавательных УУД – подбираются задания, правильный результат выполнения которых нельзя найти в учебнике в готовом виде. Но в текстах и иллюстрациях учебника, справочной литературы есть подсказки, позволяющие выполнить задание.

    Таким  образом :

Оценка метапредметных результатов предполагает оценку универсальных учебных действий учащихся (регулятивных, коммуникативных, познавательных), т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею.

    Как уже говорилось ранее, оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта. Дополнительным источником данных о достижении отдельных метапредметных результатов могут служить результаты выполнения проверочных работ (как правило, тематических) по всем предметам.

Так в 4 классе мы выполняли ВПР по русскому языку,  математике и по окружающему миру.

     Назначение ВПР по предметам в начальной школе – оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся  4-х класса в соответствии с требованиями ФГОС. В рамках ВПР наряду с предметными результатами обучения выпускников начальной школы оцениваются также метапредметные результаты, в том числе уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями.

Предусмотрена оценка сформированности следующих УУД.

Личностные действия: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение.

Регулятивные действия: планирование, контроль и коррекция, саморегуляция.

Общеучебные универсальные учебные действия: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; моделирование, преобразование модели.

 Коммуникативные действия: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

      Мы привыкли оценивать деятельность учащихся традиционно, используя пятибалльную систему оценивания, но при этом не всегда можно объективно оценить работу ученика. Данная система оценки применима для оценки предметных результатов. Для того, чтобы оценить метапредметные результаты, пятибалльная система оценки неприемлема, поэтому целесообразно говорить об использовании современной технологии оценивания учащихся: критериальной.

     Критериальное оценивание предполагает наличие механизма, позволяющего производить оценку учащихся более объективно. Оценивание деятельности учащихся становится демократичным, так как ученик является субъектом своего обучения, а учитель не играет роль "судьи" при выставлении оценок.

    Система оценивания дает возможность определять, насколько успешно сформировано то или иное универсальное учебное действие.

     Критерии расшифровываются показателями, в которых (для каждой конкретной работы) дается чёткое представление о том, как в идеале должен выглядеть результат выполнения учебного задания, а оценивание по любому показателю - это определение степени приближения ученика к данной цели. При критериальном оценивании оценивание проводится за каждое задание. Каждое задание оценивается по сумме баллов за каждый правильно выполненный проверяемый элемент.

    Критериальное оценивание выполняет функцию обратной связи, когда ученик получает информацию о своих успехах и неудачах. При этом даже самые неудовлетворительные результаты промежуточной работы воспринимаются учеником лишь как рекомендации для улучшения собственных результатов.

Технология критериального оценивания - процедура для педагогического коллектива достаточно трудоемкая, поскольку на данный момент отсутствуют задания для оценки метапредметных результатов с прописанными критериями и показателями. Вот именно по такой системе проверялись Всероссийские проверочные работы. Далее я предлагаю посмотреть результаты Всероссийских проверочных работ.

МБОУ "Большеберезниковская СОШ"(44 уч.)

Всероссийские проверочные работы

Дата:

11.05.2016, 13.05.2016

Предмет:

Русский язык

Статистика по отметкам

Максимальный первичный балл: 43

ОО

Вся выборка

Республика Мордовия

Большеберезниковский муниципальный район

(sch133081) МБОУ "Большеберезниковская СОШ"    

Общая гистограмма отметок

Распределение отметок по вариантам

Вариант

3

4

5

Кол-во уч.

37

2

8

12

22

38

7

15

22

Комплект

2

15

27

44

МБОУ "Большеберезниковская СОШ"(44 уч.)

Всероссийские проверочные работы

Дата:

19.05.2016

Предмет:

Окружающий мир

Статистика по отметкам

Максимальный первичный балл: 30

ОО

Вся выборка

Республика Мордовия

Большеберезниковский муниципальный район

(sch133081) МБОУ "Большеберезниковская СОШ"    

Общая гистограмма отметок

Распределение отметок по вариантам

Вариант

3

4

5

Кол-во уч.

24

3

13

6

22

27

2

16

4

22

Комплект

5

29

10

44

МБОУ "Большеберезниковская СОШ"(45 уч.)

Всероссийские проверочные работы

Дата:

17.05.2016

Предмет:

Математика

Статистика по отметкам

Максимальный первичный балл: 18

ОО

Вся выборка

Республика Мордовия

Большеберезниковский муниципальный район

(sch133081) МБОУ "Большеберезниковская СОШ"    

Общая гистограмма отметок

Распределение отметок по вариантам

Вариант

2

3

4

5

Кол-во уч.

22

4

2

6

11

23

24

1

3

6

12

22

Комплект

5

5

12

23

45

ВЫВОД

      Сформированность метапредметных УУД  обеспечивает овладение школьниками ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Своевременно сформированные метапредметные УУД  являются условием успешного овладения учебным материалом по различным предметам, а, следовательно, средством повышения качества и эффективности обучения школьника в целом.

«Метапредметы – это не заумно и не страшно. Этому можно достаточно быстро научиться».      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете«Планируемые результаты начального общего образования»

Планируемые результаты освоения предметных программ начального общего образования являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ ...

Системно-деятельностный подход как средство достижения личностных и метапредметных результатов учащихся начальных классов при организации урочной и внеурочной деятельности.

В данной работе рассматриваются пути и условия активизации формирования УУД школьников через осуществление системно-деятельностного подхода к организации урочной и внеурочной деятельности....

Выступление на педагогическом совете. « Проектная деятельность обучающихся как средство формирования метапредметных результатов в начальной школе в рамках ФГОС НОО».

Представлено выступление на педагогическом совете по теме " Проектная деятельность обучающихся как средство формирования метапредметных резултатов  в начальной школе в рамках ФГОС НОО"....

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.

Статья ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ....

Педагогические измерения метапредметных результатов в контексте разработки внутренней системы оценки качества образования (начальная школа)

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основной акцент образовательной программы начальной школы делается на метапредметных результатах обучения.  Важнейшим резул...

Роль педагогической диагностики метапредметных результатов в аспекте требований обновленных ФГОС НОО

Актуальность вопроса о проведения диагностики качества сформированности универсальных учебных действий у младших школьников навряд ли вызовет сомнение. Тот акцент внимания на характеристике  спос...