Особенности личностной готовности к школьному обучению детей воспитывающихся в детском доме.
статья (1 класс) на тему

Загретдинова Анна Ивановна

В этой статье раскрываются все сложности подготовки  к школьному обучению детей с диагнозом ЗПР. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Статья56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности личностной готовности к школьному обучению детей воспитывающихся в детском доме.

         Одной из актуальных проблем современного образования остается проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоления неуспеваемости

Поступление ребенка в школу – ответственный и сложный период в жизни ребенка. Важно, чтобы ребенок был готов к предстоящей школьной жизни. Одним из критериев психологической готовности является личностная зрелость, которую можно назвать «внутренней позицией школьника». Внутренняя позиция школьника заключает в себе все изменения личности, обеспечивающей успешное вхождение ребенка в школьную жизнь и переход на новую ступень развития.

Нужно уделять большое внимание проблеме перехода ребенка-дошкольника из детского сада в школу или просто поступление в школу при условии воспитания в семье, и тесно связанному с этим понятию готовности к школьному обучению. Однако подготовленность к школьному обучению детей  в условиях детского дома имеет свои особенности.

Особую группу детей в нашем обществе составляют дети из неблагополучных семей или оставленных родителями, поэтому находящихся в детских домах. Для них характерна социальная незрелость, специфическое требовательное отношение к обществу, которое сопровождает и заботится о ребенке, пока он находится в детском доме.

В России ежегодно выявляется около 100 тыс. детей, нуждающихся в опеке. Дети-сироты или дети, брошенные родителями, попадают в дома ребенка (с рождения до 3 лет), позднее — в детские дома и школы-интернаты. Среди воспитанников школ-интернатов 68% детей, родители которых лишены родительских прав, 8% детей одиноких родителей, 7% детей, от которых отказались родители.

Под готовностью к школьному обучению понимается такой уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья.

Физиологическая готовность к школе определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребенка 6-7 лет. Психологическая готовность к школе определяется уровнем развития восприятия, памяти, внимания, мышления, речевого развития, воображения.

Готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника.

Есть мнение что, школа привлекает многих детей, прежде всего, своими формальными аксессуарами. Такие дети ориентированы на внешние атрибуты школьной жизни — портфель, тетрадки, отметки, некоторые известные им правила поведения в школе. Желание учиться в школе для многих шестилеток не связано со стремлением к изменению дошкольного образа жизни. Напротив, школа для них — это своеобразная игра во взрослость. Такой школьник выделяет в первую очередь социальные, а не собственно учебные аспекты школьной действительности.

В дошкольном возрасте формируются основы личности, расширяется сфера деятельности ребенка, интенсивно идет познавательное развитие. В результате к концу дошкольного периода (7 лет) ребенок готов к школьному обучению. Однако в условиях детского дома личностные новообразования дошкольного периода детства имеют свои особенности.

Рост сиротства, в том числе социального сиротства, обусловливается кризисом современной семьи в связи с нарастанием психоэмоциональных перегрузок у взрослого населения в современной социально-экономической ситуации, нарушением традиционных функций семьи, ростом числа разводов, падением жизненного уровня населения, ухудшением условий воспитания детей, отказом от имеющегося отечественного позитивного опыта системы воспитания.

Современная образовательная и воспитательная системы специальных учреждений, где проживают до определенного возраста дети-сироты, обусловливают одну из общественных проблем - личностная депривацию детей-сирот. В свою очередь социальная депривация детей – сирот основывается на социокультурной депривации. Социокультурная депривация - лишение родительской заботы, любви и ласки, дефицит эмоционального общения и физического контакта со старшими и младшими членами семьи и т.п. Ее главная составляющая - родительская депривация.

Социальная депривация наиболее отчетливо проявляется в личностной диспозиции детей. Диспозиция личности определяется, как предрасположенность индивида воспринимать и оценивать окружающую действительность и действовать в определенных условиях определенным образом и чаще всего несет в себе негативный заряд в отношении окружающего мира.

В этих условиях естественный процесс формирования личности и социализации индивида с его временными и возрастными рамками нарушается. Формирование личности ребенка-сироты происходит в состоянии депривации, представляющей собой потерю одного из безусловно желаемых условий формирования личности - семьи. В этом случае депривационное негативное воздействие на личность ребенка представляет собой комплекс факторов биологической и социальной природы. Негативные последствия социальной депривации детей-сирот выражается в высокой степени тревожности детей-сирот дошкольного возраста, нарушениях психического здоровья.

Чтобы ребенок развивался нормально, необходимо, чтобы окружающие его условия этому способствовали — необходимы устроенный быт, полноценное питание, общение со сверстниками, принятие окружающими. Но во всех интернатных учреждениях среда обитания, как правило, сиротская, казарменная. Сами условия, в которых живут дети, тормозят их умственное развитие, искажают процесс формирования личности.

Статус воспитанников детских домов и школ-интернатов: дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения обоих родителей; дети, находящиеся под опекой; дети одиноких матерей; брошенные дети; отказные дети; подкидыши; дети из бедных семей; дети, родители которых находятся на длительном лечении. Дети, воспитывающиеся в детском доме, имеют нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своем развитии от принятых норм для данного возраста. Это происходит из-за длительного ограничения жизнедеятельности ребенка, а так же неблагоприятных условий воспитания, частых психотравмирующих ситуаций в жизни ребенка

Дошкольники, воспитывающиеся в детских домах характеризуются следующими психологическими чертами: эмоциональная глухота; задержка делового общения со взрослыми; невосприимчивость к образцам деятельности взрослого; неадекватное отношение к оценке взрослого; сниженная эмоциональная активность; пассивность во всех видах деятельности; отсутствие способности к сопереживанию; импульсивность всех видов поведения; неосознаваемое поведение; отклонения в развитии образа «Я».

Нахождение в детском доме усугубляют психологические негативные черты детей, поэтому к младшему школьному возрасту они характеризуются следующими чертами: дисгармоничность интеллектуальной сферы; недоразвитие наглядно-образных форм мышления; несформированность внутреннего (идеального) плана мышления; ситуативность мышления и поведения; столкновение потребности общения со взрослыми .

Дети, воспитывающиеся в детских домах и интернатах всех возрастных групп имеют слабую ориентацию на будущее; эмоциональную упрощенность и обесцененное содержание образа «Я»; сниженную самооценку; несформированность избирательности в отношениях к взрослым, сверстникам и предметному миру; импульсивность, неосознанность и несамостоятельность поведения.

В семье существует чувство фамильного «мы», это та нравственная сила, которая вызывает у ребенка состояние защищенности. Без родительского покровительства у детдомовских ребят стихийно складывается противопоставление «мы» и «чужие», «они». От «чужих» все обособляются, но и в своей группе ребенок одинок.

Вследствие отсутствия любви и заботы, родительского тепла у детей формируются такие качества, как жестокость, равнодушие, они часто конфликтуют со своими сверстниками, обижают малышей. Отчуждение от людей они считают нормой, отсюда их «право» на нарушение общественных устоев.

Личностная готовность детей  к школьному обучению в условиях детского дома характеризуется следующими особенностями.

Дети с трудом воспринимают новую «социальную позицию» - положение школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав. У детей  не возникает внутренняя позиция школьника, дети не стремятся к приобретению знаний, слабый интерес к определенным учебным предметам. Дети  отличаются невосприимчивость к образцам деятельности взрослого. Если на ребенка, воспитывающегося в семье, влияет отношение близких взрослых к учению как к важной содержательной деятельности, то для детей из детского дома такого примера нет.

К моменту поступления в школу ребенок должен уметь самостоятельно  организовывать не только свои действия, но и выбрать совместную с товарищами игру или работу, спланировать ее ход, уметь разрешить конфликт, распределить роли, довести начатое дело до конца.

В детском коллективе, влияние детей друг на друга, составляет важную опору для воспитания у детей самостоятельности, умений действовать организованно, совместно. Одновременно у детей формируется и индивидуальное поведение – способность спрашивать, отвечать, предлагать, показывать, рассказывать.

Дети, у которых сформированы навыки положительного взаимоотношения, легко входят в новый коллектив, находят правильный тон в отношениях с окружающими, умеют считаться с общественным мнением, доброжелательно относятся к товарищам, стремятся придти  на помощь. Вхождение в новый коллектив иногда является одним из решающих факторов успешного учения ребенка в первом классе. Поэтому большое значение в подготовке детей к школе имеет воспитание в них «качеств общественности», умения жить и трудится в коллективе.

В условиях социальной депривации ребенок должен быть «включен» в значимую для него деятельность, иметь возможность осознавать свои действия и быть ответственным за них. Преодоление депривации и негативного влияния детского дома возможно педагогическими методами, системой мер и механизмов, обеспечивающих всестороннее развитие личности.

        Поэтому необходимо не только проводить коррекционную работу по развитию личностной готовности к школьному обучению, которая, однако, не достигнет необходимого уровня в силу физических и социальных причин, но и учитывать этот уровень при обучении детей в начальной школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание для будущих родителей первоклассников. Тема: «Скоро в школу. Психологическая готовность к школьному обучению. Как помочь ребёнку подготовиться к началу школьного обучения»

Задачи данного родительского собрания: Обсудить с родителями проблему психологической готовности к школьному обучению.Создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс п...

«Личностная готовность к школьному обучению. Формирование внутренней позиции школьника».

С того момента, как в сознании ребенка представление о школе приобрело черты искомого образа жизни, можно говорить о том, что его внутренняя позиция по...

Особенности влияния памяти на успешность обучения детей младшего школьного возраста.

Экспериментальное исследование уровня развития памяти у детей младшего школьного возраста....

Особенности психологической готовности к школьному обучению

Вы можете ее найти на странице: irorb.ru/index.php/924...

Диагностика личностной готовности к школьному обучению дошкольников

Уже много лет работаю над проблемой «Развитие личности младшего школьника». Ставя её перед собой, я имела ввиду единый процесс обучения и воспитания.Цель работы над этой проблемой найти эф...

Особенности обучения детей с ранним детским аутизмом

Аутизм представляет собой первазивное, т.е. всепроникающее расстройство развития, проявляющееся в нарушении развития практически всех сторон психики: когнитивной и аффективной сферы, сенсорики и мотор...