самооценка учащихся
статья на тему

Диагностика самооценки школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samootsenka_uchashchihsya.docx40.63 КБ

Предварительный просмотр:

Ситуация 1

Вы приступили к проведению урока, все учащиеся успокоились, настала тишина, и вдруг в классе кто-то громко засмеялся. Когда вы, не успев ничего сказать, вопросительно и удивленно посмотрели на учащегося, который засмеялся, он, смотря вам прямо в глаза, заявил: «Мне всегда смешно глядеть на вас, и хочется смеяться, когда вы начинаете вести занятия». Как вы отреагируете на это? Выберите и отметьте подходящий вариант словесной реакции из числа предложенных ниже.

Как уже говорилось на консультации, такие действия со стороны ученика совершаются с целью привлечения внимания. Но надо заметить, что ученик в данной ситуации поддержки со стороны одноклассников не получил, видимо, авторитетом не пользуется, но хотел его заполучить. Чего еще он хотел? Прервать урок, высмеять учителя, возможно, вывести его из себя. Не думаю, что учитель хочет доставить такое удовольствие проказнику. Выходы из ситуации – либо простое игнорирование, причем ученик при этом будет выглядеть очень глупо, либо ответить: «Я очень рад, что вызываю у тебя только положительные эмоции», ну и улыбнуться в конце.

  1. Анализ произошедшего действия. Действие данной ситуации происходит во время учебного процесса на этапе организации класса.  Участниками пед. ситуации являются  учитель, ученик, класс. Действие учащегося можно расценить как: проявление неуважение к учителю, а так же подрыв его авторитета в глаза детей и явное нарушение дисциплины. Оно несет сознательный характер с непредвиденным результатом.
  2. Анализ мотивов поступка, определение возможных причин. Мотив такого поведения ребенка, по моему мнению, может заключаться в том, что для некоторых учеников установить свою власть даже над учителем и классом. Ученики, стремящиеся добиться этого, постоянно "задевают" учителя, бросают ему вызов. Так же они могут не обращать внимания не замечания учителя, шуметь в то время, когда остальные работают, жевать жвачку, играть сотовым телефоном. Им нужны зрители, свидетели их власти. Они провоцируют учителя перед классом неуважительным отношением как мы видим в предложенной ситуации. Отметим, что поведение учеников, добивающихся власти, может проявляться в активной и пассивной формах. Активная форма - это вспышки негодования (неуважительно отвечают, хамят). Пассивная форма - тихое непослушание, оправдание ленью, забывчивостью или плохим физическим состоянием. В нашей ситуации это несомненно активная форма проявления.

Второй возможный мотив такого поведения это месть как цель "плохого" поведения. Часто дети с такой мотивацией поведения выглядят недовольными, угрюмыми, злыми. Когда ученик устраивает выходки с целью отомстить, он мстит за нанесённые ему обиды, реальные и воображаемые. Иногда дети мстят учителю за обиду, нанесённую другими. Такая месть проявляется в виде прямых и непрямых актах физического насилия, а так же в провокации учителя неуважительным отношением.

  1. Поиск противоречий, которые лежат в основе ситуаций. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что в основе противоречия лежит желание ученика добиться либо власти, либо отомстить за обиды реальные или воображаемые.
  2. Поиск точки опоры для разрешения противоречия. Во время поиска точки опоры следует учитывать закономерности, возрастные особенности и особенности общения. Опираясь на такие возрастные особенности учащегося как,  возникающая упрощенность и прямолинейность оценочных суждений, чрезмерная обидчивость и ранимость, а так же  предположив, что существует определенная закономерность и неуважительное отношение к учителю проявляется в открытой форме не в первый раз, мы можем выбрать
  3. Постановка пед. задачи. Необходимо пресечь попытку ученика поставить учителя в неловкое положение и тем самым сорвать учебный процесс, и соответственно выйти из сложившейся ситуации.
  4. Поиск стандартных и нестандартных путей решения. В качестве варианта решения данной ситуации первым шагом является  снятие психического напряжения, пока оно сохраняется конфликт не разрешить. Снятие напряжения можно осуществить разнообразными способами: шуткой или отвлечением, например, сказать  «Люблю веселых людей» или же  «Я рад (а), что создаю у тебя веселое настроение».
  5. Четкое определение собственной пед. позиции. Критерием успешности решения ситуации является проявление компетентности педагога в виде принятого решения использовать шуточную форму выхода из данной ситуации, которая позволила сохранить и подкрепить свой авторитет, а затем  сосредоточить внимание учеников на образовательном процессе.
  6. Обоснование выбора решения. Считаю, что благодаря юмору участники конфликта имеют возможность подняться над ситуацией и увидеть в ней смешные элементы. При этом важно, что шутка была доступна для понимания каждого из субъектов, чтобы она не содержала сарказма или иронии, а так же используя эту форму, педагог не только разрешает конфликт, но и повышает свой авторитет .
  7.  Предварительная оценка возможных позитивных и негативных последствий данного решения. Принятое решение может спровоцировать следующие негативные последствия: 1. Ребенок может не понять или не воспринять шутку учителя и ответить в грубой форме, что усугубит ситуацию;

Позитивные последствия: авторитет учителя останется непоколебимым, образов. Процесс войдет в нужное русло.

Ситуация 2

В самом начале занятия или уже после того, как вы провели несколько занятий, учащийся заявляет вам: «Я не думаю, что вы, как педагог, сможете нас чему-то научить».

  1. Анализ действия (импульсивное, аффективное, непроизвольное, внушаемое, нечаянное, бесполезное, негативистское, сознательное действие с непредвиденным результатом, умышленное действие)

Действие данной ситуации происходит  либо в начале занятий либо, когда педагог провел несколько занятий. Участниками пед. ситуации являются  учитель, ученик. Действие учащегося можно расценить как: проявление неуважение к учителю, а так же подрыв его авторитета. Оно несет сознательный характер с непредвиденным результатом.

  1. Анализ мотива. Определение возможных причин поступка.   По моему мнению в данной ситуации причина такого заявления со стороны ученика может заключатся в некомпетентности учителя т.е в том, что он не смог с помощью своих ЗУНов и поведения стать примером и образцом для детей, а так же заработать их уважение.
  2. Поиск противоречия, которое лежит в основе данной ситуации. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что в основе противоречия лежит личность учителя и его профессиональные компетенции
  3. Поиск точки опоры для разрешения противоречия: закономерности, особенности возраста, общения и др.

В основе разрешения противоречия  по моему мнению лежит необходимость откровенного разговора между учителем и учеником

  1. Постановка педагогической задачи. Необходимо выяснить какие действия и поведение учителя привели учащегося к такому мнению, а так же с помощью своих дальнейших действий развеять сложившееся убеждение ученика.

6. Поиск стандартных и нестандартных вариантов ее решения. В качестве варианта решения данной ситуации  является открытый диалог, начать который учитель может со слов  «Мне интересно знать, почему ты так думаешь» или «Давай поговорим об этом подробнее. В моем поведении, наверное, есть что-то такое, что наводит тебя на подобную мысль».

7. Четкое определение собственной педагогической позиции: Критерием успешности решения ситуации является выяснение  причин сложившейся ситуации и принятие учителем мер ее разрешения.

8. Обоснование выбора решения. Считаю, что именно выбранное решение уместно в данной ситуации, поскольку учитель сможет проанализировать свою деятельность и скорректировать ее.

9. Предварительная оценка возможных позитивных и негативных последствий данного решения. Принятое решение может спровоцировать следующие негативные последствия: 1. Учитель не примет во внимание слова учащегося, соответственно на своих занятиях будет проялвять некомпетентность и это выльется в низкий уровень знаний учащихся

Позитивные последствия: учитель примет во внимание замечание ученика и скорректирует свою деятельность что позитивно скажется на успеваемости и качестве знаний учащихся

Ситуация 3

Учитель дает учащемуся задание, а тот не хочет его выполнять и при этом заявляет: «Я не хочу это делать!» — Какой должна быть реакция учителя?

  1. Анализ произошедшего действия. Что произошло: ученик совершает сознательное действие с непредвиденным результатом. Участники: учитель и ученик.
  2. Анализ мотива поступка. Предполагаемые причины поступка: Стремление к самостоятельности и независимости, переутомление, перевозбуждение нервной системы, форма протеста против подавления ребенка взрослым
  3. Поиск противоречия, которое лежит в основе ситуации. По моему мнению, в основе ситуации, со стороны ученика лежит стремление действовать по-своему , независимо от обстановки. По другому говоря – упрямство.

4. Поиск точки опоры для разрешения противоречия. Общение с упрямым возможно с помощью осторожного внушения, совета, подсказки, однако не следует угрожать и подавлять ребенка

5. Постановка педагогической задачи. Необходимо выяснить причины отказа учащегося выполнять данное задание, и исходя из обстоятельств убедить ученика в необходимости выполнения данного задания, возможно даже показать пользу данного задания для самого ребенка.

6. Поиск  стандартных и нестандартных вариантов ее решения. В качестве варианта решения данной ситуации предлагаю является открытый диалог, начать который учитель может со слов  «Не мог бы ты объяснить, почему? Или же  «Давай сядем и обсудим — может быть, ты и прав».

7. Четкое определение собственной педагогической позиции: критерием успешности решения ситуации является понятие учеником важности и необходимости выполнения задания

8. Обоснование выбора решения. Считаю, что именно в диалоге заключается возможность обоснования учащемуся необходимости и пользе выполнения данного задания.

9. Предварительная оценка возможных позитивных и негативных последствий данного решения. Принятое решение может спровоцировать следующие негативные последствия: 1. УЧЕНИК НЕ ОТСТУПИТ ОТ СВОЕГО УБЕЖДЕНИЯ И ПРОДОЛЖИТ ОТСТАИВАТЬ СВОЮ ПОЗИЦИЮ

Позитивные последствия: УЧИТЕЛЮ Удастся убедить учащегося в своей правоте.

Ситуация 4

Учащийся разочарован своими учебными успехами, сомневается в своих способностях и в том, что ему когда-либо удастся как следует понять и усвоить материал, и говорит учителю: «Как вы думаете, удастся ли мне когда-нибудь учиться на отлично и не отставать от остальных ребят в классе?» — Что должен на это ему ответить учитель?

1. Анализ действия. Проявление неуверенности в себе и своих возможностях. Учитель – ученик.

2. Анализ мотива. Определение возможных причин поступка. Причины неуверенности в себе могут заключатся в частых неудачах в учебной деятельности и сопоставление себя с более успешными учениками, а также влияние его индивидуальных особенностей и то, насколько важно для него оцениваемое качество или деятельность.

3. Поиск противоречия, которое лежит в основе данной ситуации. По моему мнению, в основе ситуации, лежит низкая самооценка или высокий уровень притязаний.

4. Поиск точки опоры для разрешения противоречия: закономерности, особенности возраста, общения и др. В основе разрешения противоречия  по моему мнению лежит необходимость откровенного разговора между учителем и учеником

5. Постановка педагогической задачи. Необходимо создать для учащегося ситуацию успеха, а также разработать индивидуальную программу по повышению самооценки ученика.

6. Поиск стандартных и нестандартных вариантов ее решения. качестве варианта решения данной ситуации предлагаю является открытый диалог, начать который учитель может со слов «Давай поговорим и выясним проблемы».

7. Четкое определение собственной педагогической позиции: критерием успешности решения ситуации является обретение учащимся веры в себя и свои силы.

 8. Обоснование выбора решения. Считаю, что именно в диалоге заключается возможность выяснения причин и возможных факторов сформировавших такое мнение ребенка о себе.

9. Предварительная оценка возможных позитивных и негативных последствий данного решения. Принятое решение может спровоцировать следующие негативные последствия: 1. Окончательная потеря веры в себя и свои возможности

Позитивные последствия: УЧИТЕЛЮ Удастся через ситуацию успеха показать ребенку уникальность и возможности.

Ситуация 5

Ученик говорит учителю: «На два ближайших урока, которые вы проводите, я не пойду, так как в это время хочу сходить на концерт молодежного ансамбля (варианты: погулять с друзьями, побывать на спортивных соревнованиях в качестве зрителя, просто отдохнуть от школы)». — Как нужно ответить ему?

1. Анализ действия. Неуважение к учителю. Учитель-ученик.

2. Анализ мотива. Определение возможных причин поступка. 3. Поиск противоречия, которое лежит в основе данной ситуации. В основе противоречия лежит неуважение к учителю и мнение ученика о несущественности предмета, который ведет учитель

4. Поиск точки опоры для разрешения противоречия: закономерности, особенности возраста, общения и др. В основе разрешения противоречия  по моему мнению лежит необходимость открытого разговора между учителем и учеником

5. Постановка педагогической задачи. Необходимо выяснить причины халатного отношения к данного предмета и убедить ученика в важности и необходимо его изучения.

6. Поиск стандартных и нестандартных вариантов ее решения. В качестве варианта решения данной ситуации предлагаю провести беседу, которую можно начать со слов  «Мне интересно знать, почему посещение концерта (прогулка с друзьями, посещение соревнования) для тебя интереснее, чем занятия в школе» или же  «Я тебя понимаю: отдыхать, ходить на концерты, бывать на соревнованиях, общаться с друзьями действительно интереснее, чем учиться в школе. Но я, тем не менее, хотел (а) бы знать, почему это так именно для тебя»

7. Четкое определение собственной педагогической позиции: критерием успешности решения ситуации является то, чтобы ученик понял важность изучения предмета и пренебрежение уроком ради удовлетворения своих интересов

8. Обоснование выбора решения. Считаю, что именно в диалоге заключается возможность выяснения причин такого безобразного и халатного отношение к предмету, а так же убеждение учащегося ……

9. Предварительная оценка возможных позитивных и негативных последствий данного решения.

+ - ученик поймет значимость предмета и не будет его пропускать

- слова учителя не повлияют на мнения ученика о важности предмета.

Ситуация 6

Ученик, увидев учителя, когда тот вошел в класс, говорит ему:

«Вы выглядите очень усталым и утомленным». — Как на это должен отреагировать учитель?

  1. Анализ действия. Учитель – ученик

2. Анализ мотива. Определение возможных причин поступка. желание ученика указать на нездоровый вид учителя, тем самым его задеть. Обидеть  или же у данной ситуации может быть и положительный мотив – ученик проявил внимание к учителю и выразил свое беспокойство.

3. Поиск противоречия, которое лежит в основе данной ситуации. злорадство ученика

4. Поиск точки опоры для разрешения противоречия:  общение с учеником  который довольно некорректно указал на внешний вид учителя стоит строить с помощью ответной реакции в виде благодарности за заботу.

5. Постановка педагогической задачи. ненавящево показать учащемуся что впредь не следует делать подобных замечаний в адрес преподавателей

6. Поиск стандартных и нестандартных вариантов ее решения.  «Не беспокойся, это не помешает нашим занятиям», «Ты — очень внимательный, спасибо за заботу!»

7. Четкое определение собственной педагогической позиции: критерием успешности решения ситуации является демонстрация ученику того, что его слова ни чуть не задели учителя, если целью мальчика было именно это

8. Обоснование выбора решения.

9. Предварительная оценка возможных позитивных и негативных последствий данного решения.

Ситуация 7

«Я чувствую, что занятия, которые вы ведете, не помогают мне», — говорит ученик учителю и добавляет: «Я вообще думаю бросить занятия». — Как на это должен отреагировать учитель?

  1. Участниками пед. ситуации являются  учитель, ученик.
  2. Мотивы.  В основе решения ученика бросить занятия возможно может быть затруднение в какой либо одной теме, которое повлекло за собой сложности в понимании последующего материала, а так же разочарованность ученика в том что, дополнительные занятия помогут ему исправить существующие проблемы по предмету.
  3. Поиск противоречия, которое лежит в основе данной ситуации. В основе противоречия лежит мнение ученика о
  4. Поиск точки опоры для разрешения противоречия. В основе разрешения противоречия  по моему мнению лежит необходимость открытого разговора между учителем и учеником
  5. Задача. Показать ученику что не стоит принимать поспешно такие решения

Решение. Организация помощи учащемуся в виде дополнительного занятия которое позволит закрыть пробелы в знаниях, повлекшие за собой последующие проблемы  «А что, если нам поработать вместе над решением твоей проблемы?» «Может быть, твою проблему можно решить как-то иначе?»

Ситуация 8

Учащийся говорит учителю, демонстрируя излишнюю самоуверенность: «Нет ничего такого, что я не сумел бы сделать, если бы захотел. В том числе мне ничего не стоит усвоить и преподаваемый вами предмет». — Какой должна быть на это реплика учителя?

1. Анализ действия. Учитель-ученик

2. Анализ мотива. Определение возможных причин поступка. Желание учащегося показать преподавателю свою самодостаточность, тем самым доказать, что он взрослый и может самостоятельно справляться с любыми задачами.

3. Поиск противоречия, которое лежит в основе данной ситуации. В основе противоречия лежит самоуверенность ученика, которая в свою очередь граничит с завышенной самооценкой.

4. Поиск точки опоры для разрешения противоречия. Выделяя точку опоры для разрешения ситуации, стоит помнить, что самооценка в младшем школьном возрасте формируется в основном под влиянием учителя. Особое значение дети придают интеллектуальным возможностям и тому, как их оценивают другие (взрослые и сверстники). При этом им важно, чтобы положительная оценка была общепризнанна.

5. Постановка педагогической задачи. Исходя из вышесказанного, задачей является показать учащемуся, что учитель не сомневается в возможностях учащегося, но корректно указать ему, что он излишне самоуверен.

6. Поиск стандартных и нестандартных вариантов ее решения. Для решения данной педагогической ситуации стоит побеседовать с учащимся, например, начать с таких слов «Не сомневаюсь в этом, так как знаю, что если ты захочешь, то у тебя все получится» и, в конечном счете, указать на то, что он выражает излишнюю самоуверенность, ему стоит трезво проанализировать свои возможности, т. к. уже в младшем школьном возрасте необходимо формировать самокритичность. Особенно это важно для более сильных в учебе учеников - с высокой, подчас завышенной оценкой.

7. Четкое определение собственной педагогической позиции: критерием успешности решения ситуации является формирование у учащегося самокритичности, т.е. умения трезво оценивать свои силы и возможности.

8. Обоснование выбора решения. Считаю, что именно в диалоге заключается возможность скорректировать мнение учащегося о своей самодостаточности и сформировать адекватный уровень самооценки

9. Предварительная оценка возможных позитивных и негативных последствий данного решения. + будет начато формирование адекватной самооценки учащегося. – учащийся будет по-прежнему отстаивать свою позицию.

Ситуация 9

В ответ на соответствующее замечание учителя учащийся говорит, что для того, чтобы усвоить учебный предмет, ему не нужно немало работать: «Меня считают достаточно способным человеком». — Что должен ответить ему на это учитель?

1. Анализ действия. Учитель ученик

2. Анализ мотива. Определение возможных причин поступка. Желание учащегося показать преподавателю свою самодостаточность, тем самым доказать, что он взрослый и может самостоятельно справляться с любыми задачами.

3. Поиск противоречия, которое лежит в основе данной ситуации. В основе противоречия лежит самоуверенность ученика, которая в свою очередь граничит с завышенной самооценкой.

4. Поиск точки опоры для разрешения противоречия: закономерности, особенности возраста, общения и др. Дети с завышенной самооценкой переоценивают свои возможности, результаты деятельности, личностные качества. Они выбирают задачи, которые им явно нс по силам. После неуспеха продолжают настаивать па своем или тут же переключаются на самую легкую задачу, движимые мотивом престижности. Они не обязательно расхваливают себя, но зато охотно бракуют все, что делают другие, критичны к другим.

5. Постановка педагогической задачи. Исходя из вышесказанного, задачей является показать учащемуся, что однако не смотря на данное мнение о нем он должен несомненно прилагать усилия, чтобы и в дальнейшем, это мнение окружающих не изменилось.

6. Поиск стандартных и нестандартных вариантов ее решения. Для решения данной педагогической ситуации стоит побеседовать с учащимся, например, выразив свою точку зрения так «Это тем более должно заставить тебя прилагать больше усилий в учении» и, в конечном счете, необходимо провести работу по формированию у учащегося самокритичности. Особенно это важно для более сильных в учебе учеников - с высокой, подчас завышенной оценкой

7. Четкое определение собственной педагогической позиции:  критерием успешности решения ситуации является формирование у учащегося. самокритичности, т.е. умения трезво оценивать свои силы и возможности 8. Обоснование выбора решения.

9. Предварительная оценка возможных позитивных и негативных последствий данного решения. + будет начато формирование адекватной самооценки учащегося. – учащийся будет по-прежнему отстаивать свою позицию.

Ситуация 10

Учащийся говорит учителю: «Я снова забыл принести тетрадь (выполнить домашнее задание и т.п.)». — Как следует на это отреагировать учителю?

1. Анализ действия. Учитель ученик

2. Анализ мотива. Определение возможных причин поступка. Причины поступка могут быть различны: элементарная лень, которая приводит к систематическим невыполнениям д/з, поэтому ученик говорит, что забыл тетрадь в очередной раз; также он может быть элементарно рассеян, либо он специально не взял с собой тетрадь, т.к. д/з оказалось ему непосильным.

3. Поиск противоречия, которое лежит в основе данной ситуации. В основе противоречия лежит систематическое невыполнение домашнего задания по различным причинам, либо рассеянность учащегося.

4. Поиск точки опоры для разрешения противоречия: закономерности, особенности возраста, общения и др. Важно, чтобы ученик уже с начальной школы умел заранее продумать ход предстоящей работы: определить в каком порядке следует готовить уроки по разным предметам, разобраться, в чём смысл и какова цель каждого задания, наметить наиболее рациональный путь его выполнения, а затем действовать в соответствии с этим планом. И благодаря данному плану, у ученика не будет возникать проблем с выполнением д/з, а так как этому он учился заниматься с начальной школы, о лени не будет идти и речи.

5. Постановка педагогической задачи. Выяснение причин данного поступка учащегося, затем подведение учащегося к тому, что именно самостоятельное выполнение домашней работы способствует более лучшему усвоению изучаемых тем.

6. Поиск стандартных и нестандартных вариантов ее решения. В данной ситуации следует провести беседу с учащимся, которую можно начать со слов «У тебя, вероятно, не было для этого возможности?», для того чтобы выяснить причины невыполнения д/з, а затем, чтобы обосновать необходимость систематичного выполнения д/з можно начать со слов «Как ты думаешь, почему я каждый раз напоминаю об этом?». Для предотвращения подобных ситуаций в дальнейшем на мой взгляд следует проводить проверку д/з не выборочно, а регулярно.

7. Четкое определение собственной педагогической позиции: критерием успешности решения ситуации является дальнейшее систематичное выполнение д/з учащимся.

8. Обоснование выбора решения. На мой взгляд проведение индивидуальной беседы с учащимся является наиболее эффективным способом решения данной ситуации, т.к. учитель сможет разобраться в причинах невыполнения д/з учащимся и в дальнейшем при необходимости отдельно уделять ему внимание для помощи, а также ежедневная проверка д/з приведет к необходимости его выполнять даже, если этого не происходило из-за лени учащегося.

9. Предварительная оценка возможных позитивных и негативных последствий данного решения.

Ситуация 11

Учащийся в разговоре с учителем говорит ему: «Я хотел бы, чтобы вы относились ко мне лучше, чем к другим учащимся». — Как должен ответить учитель на такую просьбу ученика?

1. Анализ действия.

2. Анализ мотива. Определение возможных причин поступка.

3. Поиск противоречия, которое лежит в основе данной ситуации.

4. Поиск точки опоры для разрешения противоречия: закономерности, особенности возраста, общения и др.

5. Постановка педагогической задачи.

6. Поиск стандартных и нестандартных вариантов ее решения.

7. Четкое определение собственной педагогической позиции: что является критерием успешности решения ситуации.

8. Обоснование выбора решения.

9. Предварительная оценка возможных позитивных и негативных последствий данного решения.

Ситуация 12

Учащийся, выразив учителю свои сомнения по поводу возможности хорошего усвоения преподаваемого им предмета, говорит: «Я сказал вам о том, что меня беспокоит. Теперь вы скажите, в чем причина этого и как мне быть дальше?» — Что должен на это ответить учитель?

1. Анализ действия.

2. Анализ мотива. Определение возможных причин поступка.

3. Поиск противоречия, которое лежит в основе данной ситуации.

4. Поиск точки опоры для разрешения противоречия: закономерности, особенности возраста, общения и др.

5. Постановка педагогической задачи.

6. Поиск стандартных и нестандартных вариантов ее решения.

7. Четкое определение собственной педагогической позиции: что является критерием успешности решения ситуации.

8. Обоснование выбора решения.

9. Предварительная оценка возможных позитивных и негативных последствий данного решения.

Ситуация 13

Ученик говорит учителю: «Мне не нравится то, что вы говорите и защищаете на занятиях». — Каким должен быть ответ учителя?

1. Анализ действия.

2. Анализ мотива. Определение возможных причин поступка.

3. Поиск противоречия, которое лежит в основе данной ситуации.

4. Поиск точки опоры для разрешения противоречия: закономерности, особенности возраста, общения и др.

5. Постановка педагогической задачи.

6. Поиск стандартных и нестандартных вариантов ее решения.

7. Четкое определение собственной педагогической позиции: что является критерием успешности решения ситуации.

8. Обоснование выбора решения.        

9. Предварительная оценка возможных позитивных и негативных последствий данного решения.

Ситуация 14

Учащийся, явно демонстрируя свое плохое отношение к кому-либо из товарищей по классу, говорит: «Я не хочу работать (учиться) вместе с ним». — Как на это должен отреагировать учитель?

1. Анализ действия. Действие можно расценивать, как неприязнь к однокласснику.

2. Анализ мотива. Определение возможных причин поступка. Причины конфликтов между учениками, борьба за авторитет, соперничество, обман, сплетни, оскорбления, обиды, враждебность к любимым ученикам учителя, личная неприязнь к человеку, симпатия без взаимности, борьба за девочку (мальчика).

3. Поиск противоречия, которое лежит в основе данной ситуации. Ребенок часто ссорится и показывает агрессию, если у него нет друзей и увлечений.

4. Поиск точки опоры для разрешения противоречия.

5. Постановка педагогической задачи. Выяснение причин и урегулирование конфликта между учащимися.

6. Поиск стандартных и нестандартных вариантов ее решения. Лучше обойтись без давления на ребенка, без публичных извинений, ограничившись подсказкой. Лучше, если ученик сам найдет алгоритм решения этой задачи.  Конструктивный конфликт добавит в копилку опыта ребенка социальные навыки, которые помогут ему в общении со сверстниками, научат решать проблемы, что пригодится ему и во взрослой жизни.

После разрешения конфликтной ситуации, важен диалог учителя с ребенком. Ученика хорошо называть по имени, важно, чтобы он почувствовал атмосферу доверия, доброжелательности. Можно сказать что-то вроде: «Дима, конфликт — не повод переживать. В твоей жизни будет еще много подобных разногласий, и это неплохо. Важно решить его правильно, без взаимных упреков и оскорблений, сделать выводы, определенную работу над ошибками. Такой конфликт станет полезным».

Если ребенок часто ссорится и показывает агрессию, если у него нет друзей и увлечений. В этом случае учитель может попробовать исправить ситуацию, поговорив с родителями ученика, порекомендовав записать ребенка в кружок или спортивную секцию, согласно его интересам. Новое занятие не оставит времени на интриги и сплетни, подарит интересное и полезное времяпровождение, новые знакомства.

7. Четкое определение собственной педагогической позиции: критерием успешности решения ситуации является урегулирование конфликта между сверстниками.

8. Обоснование выбора решения. Данное решение позволит урегулировать уже начавшийся конфликт между учащимися, а привлечение ребенка в другие виды деятельности позволит предотвратить дальнейшие возможные конфликты.

9. Предварительная оценка возможных позитивных и негативных последствий данного решения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

лист самооценки учащихся

этот материал можно использовать при оценке метапредметных результатов мадших школьников...

"Самооценка учащегося начальных классов"

Данная статья посвящена самооценке детей младшего школьного возраста. В ней я изложила результаты проведенной мной диагностики, а также выводы и рекомендации учителю по работе с детьми с низким или вы...

Самооценка учащегося

тест - лесенка, выявление уровня самооценки младшего школьника...

самооценка учащихся

В данной работе рассказывается, как научить учащихся самооценке своей деятельности....

Влияние учительской оценки на самооценку учащихся начальных классов

Проблема оценки учебных достижений учащихся и адекватной формы выражения этой оценки назрела давно.      Как мы оцениваем?  Не секрет, что наша «пятибалльная» систе...

Приемы формирования адекватной самооценки учащихся

Из опыта работы Исаевой Г.Н. Приемы формирования адекватной самооценки учащихся.       С самых первых дней мы пользуемся «Волшебной линейкой» (курс Г.Цукерман ...

Формирование самооценки учащихся

Контроль и оценка результатов обучения являются обязательным компонентом  процесса обучения. Суть проверки результатов обучения состоит в выявлении уровня освоения знаний учащимися, который долже...